Напоминание

Семейный бюджет


Авторы: Татьяна Ивановна Молчанова, Молчанова Татьяна Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Отрадненский СРЦН"
Населённый пункт: ст-ца Попутная
Наименование материала: Конспект занятия по семейному воспитанию
Тема: Семейный бюджет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект занятия по семейному воспитанию

Тема: "Семейный бюджет".

Форма проведения - час общения.

Цель:

Создать условия для формирования у детей элементарных экономических

представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

ознакомить ребят с экономической жизнью семьи, правилами ведения

домашнего хозяйства, семейным бюджетом;

формировать представление о структуре семейного бюджета;

повторить экономические понятия;

– развивающая

– развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать

рациональный выбор;

– воспитательные:

формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе и

традиции;

формировать умение работать в группе;

воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к

старшим.

Оборудование:

карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит",

"экономия", "жадный", "экономный");

раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии);

тесты, карточки с изображениями хмурого, равнодушного и веселого

человечко

Ход занятия

Организационный момент.

Эмоциональный и организационный настрой (2 мин)

– Здравствуйте, ребята!

На предыдущих занятиях мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье.

Отвечали на вопрос "Когда я испытываю чувство радость?». И мне было

приятно узнать, что многие из вас умеют сочувствовать, сопереживать.

Хорошо, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может

помочь другому человеку (маме, другу и т.д.), от того, что достигли успехов

в учебе, от общения с друзьями, родными.

Сегодня мы поговорим о жизни в семье, ее финансовой составляющей.

– Определите свое настроение на начало занятия.

Дети поднимают карточку с изображением смайлика (хмурого,

равнодушного или веселого).

Постановка проблемы

Вопросы:

Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

Ответ: семья.

Может ли у семьи быть свой бюджет?

Ответ: да.

Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы

думаете, из чего складывается семейный бюджет?

Ответ: из доходов и расходов.

Какая же будет сегодня тема занятия?

Ответ: семейный бюджет.

Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.

Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов.

На доске изображена схема:

Семейный бюджет

Доходы Расходы

– У нас сегодня будет работать четыре группы – четыре семьи.

Выберите фамилию своей семье.

Групповая работа детей.

Вопросы:

Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

Ответ:

заработная плата – родители;

пенсия – дедушки и бабушки;

стипендия – студенты; пособие на ребенка;

Так что такое доход семьи?

Ответ: сумма, заработанная членами семьи за месяц.

3. Бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. У вас есть список

товаров и услуг.

Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

Список товаров и услуг

Товар или услуга Цена, руб. Ваш выбор

Лекарства 5

Продукты 50

Одежда 10

Обувь 10

Бытовая химия 4

Транспорт 10

Велосипед 15

Музыкальная (спортивная) школа 10

Книги 5

Компьютер 40

Игрушки 5

Платежи и налоги 30

Диски с мультфильмами 6

Посещение цирка 6

Посещение боулинга 7

Туристическая поездка 80

Поход в кино 4

Мороженное, конфеты 5

Фрукты 8

Групповая работа детей.

– Выслушаем, что у вас получилось. Выступление делегатов

от каждой группы.

– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все

налоги, сделать необходимые платежи. Дети высказывают свои

предположения.

– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас

получилась.

– Что получилось? Сумели ли вы уложиться в эту сумму100 рублей?

Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация (2 мин)

Первичное закрепление нового материала.

Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7

мин)

– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и

расходы в семье?

Ответ: доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть

меньше расходов.

– Правильно. А какая формула будет лучшей?

Ответ: та, в которой доходы больше, чем расходы.

– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит

или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.

Тексты карточек:

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что

имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит

или экономия?

Ответ: если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно

делать сбережения.

– На чем можно сэкономить?

Варианты ответов:

сладости и излишества в еде;

транспорт (использование проездного билета);

коммунальные услуги (экономия электричества и воды);

одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

Дети высказывают свои предположения. В случае затруднения обращаются к

карточкам-подсказкам

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение

семейного хозяйства

Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление

рекомендаций для экономии семейного бюджета.

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета.

Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов

семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться

незапланированные доходы?

Ответ: премия, наследство.

– А непредвиденные расходы?

Ответ: болезнь, несчастье.

– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?

Совет и ваш выбор. Работая в группах, дети составляют советы и

рекомендации. В случае затруднения, могут воспользоваться готовым

списком, выбрать верные утверждения из предложенных вариантов.

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

Уходя из дома, выключайте свет

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

Бережно относитесь к своим вещам

Чаще пользуйтесь услугами такси

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

И так заслушаем представителей рабочих групп: совет и ваш выбор.

– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того,

чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

Ответ: нужно много трудиться.

– Совершенно верно.

Вспомните пословицы о труде.

Варианты ответов:

Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Труд человека кормит, а лень портит

– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш

взгляд, вариант ответа, на каждый вопрос.

Тест

Вопрос Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

а) расходы;

б) проценты;

в) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

а) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

а) доходы;

б) расходы;

в) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

а) больше расходов;

а) доходы равны расходам;

б) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

а) доходов;

б) расходов;

в) гонорара

– Теперь обменяйтесь листочками для проверки.

– Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение "Прошу помочь!".

Срочно нужна денежная помощь маленькому ребенку на дорогостоящую

операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару на

открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам-лыжникам на поездки

на соревнования. Обсудите в своей "семье", согласны ли вы помочь кому-

нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня

ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка: ребята оценивают свою

работу, поднимают карточки с изображениями человечка.

– Благодарю вас за работу на занятии!



В раздел образования