Автор: Водильникова Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №185
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Проект "Фольклорное ассорти"
Тема: Разработка методических материалов для обучения детей малым фольклорным формам в рамках ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Проект «Фольклорное ассорти»
с детьми 4-5 лет
1.
Введение:
Проект
"Фольклорное
ассорти"
нацелен
на
ознакомление
дошкольников с малыми фольклорными формами, такими, как частушка,
загадка, скороговорка, пословица и некоторые другие формы, а также,
стимулирование интереса к их изучению. Данный проект разработан с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, уровня их
интеллектуального и эмоционального развития.
2.
Актуальность проекта:
Актуальность проекта заключается в том, что малая фольклорная
форма является важным элементом обучения детей дошкольного возраста
чтению, пересказу, анализу услышанной информации, а также, развитию
речь и памяти. В связи с этим, малая фольклорная форма должна быть
обязательным элементом учебной программы для детей дошкольного
возраста
3.
Цель проекта:
Целью проекта является разработка методических материалов для
обучения детей малым фольклорным формам в рамках ДОУ.
4.
Задачи проекта:
Подбор литературы для разработки методических материалов;
Выбор видов малой фольклорной формы для освоения детьми;
Выбор примеров малой фольклорной формы;
Разработка методических материалов;
Обучение педагогов и родителей основам работы с малой фольклорной
формы
5.
Ожидаемые результаты:
В рамках данного проекта дети начнут лучше понимать малую
фольклорную форму, будут проявлять активный интерес к изучениям
частушек,
пословиц,
скороговорок,
отгадыванию
загадок,
разучиваю
стишков и потешек, а родители и педагоги начну чаще и эффективные
применять данные виды фольклора в своей работе.
6.
Методы и подходы:
Проект предполагает различные методы работы с детьми и родителями,
в том числе родительские собрания и консультации, игровые методы работы,
занятия по развитию речи. В рамках реализации проекта был разработан план
на учебный год по внедрению занятий по тематике малого фольклора в
учебный план ДОУ.
7.
Риски и проблемы:
Основные риски связаны с тремя факторами:
Низкая мотивация родителей к изучению тематики малой фольклорной
формы;
Отсутствие необходимых знаний и опыта у педагогов по работе с
малой фольклорной формой;
Отсутствие интереса к малой фольклорной форме у детей.
8.
Заключение:
Проект будет способствовать целостному развитию дошкольников и
созданию
благоприятной
образовательной
среды
для
всестороннего
формирования
личности
ребенка,
в
том
числе
–
развитию
речи,
эмоционального интеллекта, умения слушать и анализировать материал,
развитию памяти. Он будет способствовать формированию необходимых
навыков у детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего
развития и обучения в рамках школьной программы.
Родительское собрание на тему «Малая фольклорная форма, как инструмент
в развитии ребенка»
Уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим на тему влияния малой
фольклорной формы на развитие ребенка младшего школьного возраста.
Детский
фольклор
-
специфическая
область
народного
художественного
творчества. Фольклор сопровождает ребенка с момента рождения, помогает ему овладеть
родным языком, усвоить важные правила поведения в обществе, приобрести первых
друзей, овладеть сложной системой знаний о мире, и, наконец, повзрослеть и стать
самостоятельным и активным членом общества. А затем - воспитать своего ребенка и
услышать от него знакомые с детства слова считалки или дразнилки.
К детскому фольклору относится как творчество взрослых для детей, так и
самостоятельное детское традиционное творчество. Одной из особенностей детского
фольклора является то, что далеко не все произведения созданы самими детьми. Велика
роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства,
особенно это заметно в современных жанрах детского фольклора, которые либо целиком
восприняты из взрослого репертуара, либо имеют ярко выраженный компилятивный
характер, либо представляют собой переосмысленные с точки зрения потребностей детей
традиционные
виды
народного
искусства.
Для
детского
фольклора
характерно
соотнесение художественного текста с игрой.
МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА
— это небольшие по объёму фольклорные
произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго
до овладения речью.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный
напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он
совершает в самом начале своей жизни.
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с
пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие
детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к
действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя
моторные
рефлексы.
В
этом
жанре
детского
фольклора
заложены
стимулы
к
обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук,
мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую
моторику и эмоциональную сферу.
Прибаутка (баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая
история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:
Целовальные - как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках
(обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
Обрядовые - такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику.
Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба,
перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
Сезонные - особо распространены среди детей, особенно в зимнее время.
Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все
остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они
отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все
календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые
просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу,
радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к
птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как
живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют,
жалуются.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой
определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить
согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое
произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они
способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как
рифмованные, так и нерифмованные.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение
предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в
иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет
описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать»
(лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два
конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание
на смекалку, сообразительность. Роль загадок и прибауток играли и небылицы-
перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные
истории о том, чего не бывает.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в
детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще
не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь помогают такие малые формы
фольклора как потешки. Воспитатели подбирают и выразительно рассказывают
потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызывает у него
положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.
Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и
играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!
Мы в своей работе используем потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно
известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века,
развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга,
отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно
играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши,
которые в эти игры не играют.
С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки,
внешний вид. При этом хорошо тренируется память.
лавным воспитателем ребенка является семья и детский сад. Они воспитывают на
тех ценностях, которые являются общепризнанными в данном обществе и в данное время
особенно востребованными. Идеал и воспитания личности, складывается из следующих
нравственных категорий: любовь к Родине, к родной природе, уважение к старшим,
прежде всего родителям, скромность, трудолюбие, терпеливости и т.д. Наиболее общим и
важным в развитии речи детей является не только произношение при разучивании и
обыгрывании малых форм фольклора, но и воспитательное значение.
На этом, наше собрание закончилось. Сейчас я готова ответить на ваши вопросы, а
также, я раздам вам методические рекомендации по развитию ребенка с помощью малой
фольклорной формы дома, а также, список материалов для изучения с детьми. Спасибо!
План знакомства средней группы ДОУ с малой фольклорной формой
Месяц
План мероприятий
Сентябрь
Знакомство детей с пословицами. Понятие «Устное народное
творчество. Пословица «без труда не выловить рыбку из
пруда». Игровая деятельность на тему труда и борьбы с
ленью. Изучение поговорок «век живи – век учись»,
«повторение – мать ученья»
Октябрь
Месяц загадок. Знакомство детей с загадками о животных,
птицах, явлениях природы.
Ноябрь
Потешки. Знакомство детей с понятием «потешка».
Заучивание потешки «Тень-тень-потетень…».
Разыгрывание потешки «Тень-тень-потетень» с помощью
кукольного театра.
Декабрь
Загадки. Рисование ответов на загадки о природе,
профессиях. Пословицы о дружбе.
Январь
Рисование по загадкам о лесных зверюшках.
Знакомство с понятием «скороговорка». «Ехал Грека через
реку…».
Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…».
Февраль
Придумай сказки по пословице «Собирай по ягодке –
соберёшь кузовок». Толкование пословицы.
Считалки. Рассказывание считалок.
Считалка: «раз два три четыре пять»
Разучивание потешки «сорока-ворона»
Март
Разговоры о весне, потешки, поговорки о весне и маме.
Знакомство с праздником 8 марта, разучивание стишка для
мамы. Работа с поговорками «
При солнышке тепло, при
матери добро», «Сердце матери греет лучше солнца.»
Апрель
«Апрель, апрель — звенит капель» Беседа о месяце апреле.
Приметы апреля, отгадывание загадок на тему апреля,
разучивание стишка про апрель.
Май
«Что летом родится — зимой пригодится». Потешки,
скороговорки, загадки о лете. Разговоры о фруктах, овощах,
ягодах, растениях, деревьях. Закрепление материала по
малым фольклорным формам.
Список пословиц для изучения в средней группе ДОУ на год
1.
При солнышке тепло, при матери добро.
2.
Повторенье — мать ученья.
3.
Век живи — век учись.
4.
Добрым быть — долго жить.
5.
Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.
6.
Хорошая книга — лучший друг.
7.
Добро того учить, кто слушает.
8.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
9.
Где гнев, там и вред.
10.Лучше поздно, чем никогда.
11.Ум золота дороже.
12.Сердце матери греет лучше солнца.
13.Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
14.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
«Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зайкины
потешки"»
Тема: « Зайкины потешки»
Цель: Приобщение детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи
с помощью потешек
Задачи:
1. Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.
2. Формировать связную речь детей (описание игрушки) .
3. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки и желание читать ее вместе с
воспитателем.
4. Формировать интонационную сторону речи.
5. Развивать представление об окружающем.
6. Развивать общую и мелкую моторику детей.
Оборудование: мягкая игрушка – заяц, презентация со слайдами по теме занятия,
игрушки лиса, петух, видеосказка «Заюшкина избушка»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Придумано кем то
Просто и мудро
При встречи здороваться,
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам,
Доброе утро!
Приветливым лицам!
Каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: здравствуйте ребята, сегодня к нам в гости пришел зайчик Степашка.
Давайте улыбаемся ему, и поприветствуем. Присаживайтесь на стульчики.
Организационный момент.
Дети сидят на стульях.
Знакомство с темой.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Длинное ухо,
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку (заяц)
Зайчик: Да ребята, это я. Меня зовут Степашка и сегодня мы с вами разучим много
стишков, загадок и потешек.
Воспитатель: а теперь ребята, давайте ответим на вопросы про нашего зайчика
1. Зайчик большой или маленький? (маленький)
2. Какая у зайчика шерсть? (пушистая, мягкая)
3. Каким цветом? (белый или серый)
4. Какие ушки у него? (длинные)
5. Какой хвостик? (короткий)
6. Где зайчик живет? (в лесу)
Зайчик: Ребята, вы такие молодцы, вы так много про меня знаете!
Воспитатель обращается к зайчику: Зайчик, а дети знают про тебя стишок.
Дети рассказывают стихотворение А. Барто «Зайка».
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.
Зайчик: Какие вы молодцы, ребята, целый стих про меня знаете
Воспитатель: А, дети, еще и потешку про тебя знают.
Дети рассказывают потешку:
Заяц Егорка
Свалился в озерко
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
Зайчик: Ребята, давайте теперь с вами немного попрыгаем, а то мне надоело сидеть на
одном месте
Физминутка:
Зайка серенький сидит,
И, ушами шевелит,
Вот так, вот так
И, ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Рассказывание потешек про весну.
Заяц: На улице весна, прилетели птицы, светит солнышко. А, вы, знаете потешки про
весну?
Воспитатель предлагает зайцу послушать потешку про солнышко:
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят!
---
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
---
Смотрит солнышко в окно
Смотрит в нашу комнату
Мы захлопали в ладоши
Очень рады солнышку! (дети хлопают в ладоши)
Заяц: Молодцы, какие детки!
Воспитатель: Да, зайчик, а на улице и снег растаял, побежали ручьи, скоро покажется
зеленая травка. Послушай нашу потешку про травку.
Воспитатель вместе с детьми проговаривают потешку:
Как по лугу, лугу,
По зеленому лугу,
Разливалася вода,
Расстилалася трава,
Расстилалася трава,
Трава шелкова.
Воспитатель: Зайчик, ты принёс с собой сундучок. А что в сундучке?
Заяц: Прежде чем рассмотреть то, что есть в сундучке, отгадайте загадки.
Хвост пушистый-краса,
А зовут её … лиса.
(достаёт игрушку лисы)
Кто рано встаёт,
Голосисто поёт.
Детям спать не даёт (петух)
(достаёт игрушку петуха)
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки звери: заяц, петух и лиса (ответы)
И, правда, это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка»
А, сейчас, наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку «Заюшкина
избушка»(складывает игрушки в сундучок и закрывает его) .
Давайте все вместе дружно скажем: «Раз, два, три! Сказка, оживи! ».
Воспитатель показывает детям сказку на маниторе
-Понравилась вам сказка? О чём она?
-Кто из героев вам больше понравился? Почему?
-Какая избушка была у зайчика? У лисы?
-Чем закончилась сказка?
Итог занятия:
Зайчик хвалит детей за рассказанные стихи, потешки, сказку. Угощает детей печеньем и
прощается