Напоминание

Использование технологии развития орфографической зоркости на уроках русского языка


Автор: Тищенко Виктория Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ ЛНР "АИТЛ"
Населённый пункт: ЛНР, г.Алчевск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование технологии развития орфографической зоркости на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Использование технологии развития орфографической

зоркости на уроках русского языка

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных

проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического

развития.

Методика орфографии начала развиваться еще в 18 веке. В настоящее

время она является разветвленной научно-методической дисциплиной,

обладающей своими целями, содержанием, предпосылками, принципами и

методами обучения и контроля. В ее становлении принимали участие кроме

видных ученых-методистов и учителей русского языка известные русские

лингвисты И.А. Бодуэн дэ Куртенэ, В.А. Богородицкий, А.И. Томсон, Я.К.

Грот, Р.Ф. Брандт, А.И. Кобызев и другие.

Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где

письменный

знак

не

определяется

произношением,

называется

орфографической зоркостью.

Главным

в

обучении

правописанию

является

орфографическое

правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако, ее

решение возможно при условии, если ученик видит объект применения

правила – орфограмму. Орфограмма – это написание слова, соответствующее

какому-либо

орфографическому

правилу.

Только

сумев

обнаружить

орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном

написании.

Значит,

умение

обнаруживать

орфограммы,

именуемое

орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением,

первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Условия формирования орфографической зоркости:

1.

Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность

того или иного написания).

2.

Умение

различать

орфограммы

(определять

тип

орфограммы, ее признаки).

3.

Умение соотносить орфограмму с определенным правилом.

4.

Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

5.

Умение осуществлять самопроверку.

6.

Умение запоминать правописание слов.

Овладение

школьниками

умениями

и

навыками

в

области

правописания – практическая направленность обучения. Умение – это

освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой

совокупностью знаний.

Навыки -

это учебные действия, приобретающие в результате

многократного выполнения. Любое действие должно быть мотивировано.

Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через:

А) углубление познавательных интересов;

Б) поиск занимательных форм и методов работы;

В) облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору и четкому

структурированию дидактического материала и разнообразие методических

приемов;

Г) введение гибкой и корректной системы контроля и оценки

орфографических знаний, умений;

Д) повышения уровня самостоятельности и активности детей в

учебном процессе;

Е)

организация

взаимопомощи

в

коллективе,

одобрение

одноклассников, похвала за успех.

Одним из факторов развития у детей навыков орфографической

зоркости

является

повторение

изученного

материала.

Повторение

пройденного материала, во-первых, предупреждает его забывание, позволяет

восстановить забытое и, во-вторых, содействует углублению и расширению

знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.

На формирование орфографической зоркости оказывают большое

влияние следующие психические процессы:

А) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя

целенаправленный анализ;

Б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации,

классификации;

В)

зрительная

память,

включающая

в

себя

запоминание

и

воспроизведение зрительных образов орфограмм;

Г)

непроизвольное

и

произвольное

внимание,

обеспечивающее

действие самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая

зоркость

развивается

постепенно,

в

процессе

выполнения

разнообразных

упражнений,

обеспечивающих

зрительное ,слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание

орфографического материала.

Зрительное

восприятие

осуществляется

в

ходе

зрительного,

объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания,

графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений,

корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного,

предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение

приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное

восприятие

имеет

место

при

письменном

выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект

для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие

и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма,

звукобуквенного и орфографического разбора.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного

орфографического навыка является развитие орфографической зоркости,

которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и

квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

В

работе

над

развитием

орфографической

зоркости

следует

использовать следующие современные образовательные технологии:

1.

Технологию игровых методик (ролевые ,деловые и другие

обучающие игры), позволяющую проводить уроки русского языка

интересно и содержательно.

2.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

В условиях совместной учебной работы у учеников возникает

стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и

позиций.

3.

Информационно-коммуникационные технологии.

4.

Здоровьесберегающие технологии.

5.

Технологию развивающего обучения.

Методы и приемы, способствующие развитию орфографической

зоркости:

- исследовательский метод обучения,

- проблемно-поисковый метод обучения.

Орфографическое проговаривание;

Комментированное письмо;

Графическое выделение орфограмм (подчеркивание);

Сигнальные карточки (круг-сигнал);

Перфокарты;

Предупредительный,

объяснительный,

зрительный

диктанты, письмо по памяти;

Выборочный диктант, выборочное списывание;

Взаимосвязь звукобуквенного анализа, разбора по составу с

орфографическим разбором;

Диктант «Проверь себя»;

Подготовка заданий на изученное правило для товарища;

Взаимоконтроль по процессу при работе в парах;

Анализ заданий и текста упражнений;

Корректировка письма.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального,

группового и индивидуального способов организации обучения.

Использование различных технологий, методов и форм работы с

детьми, разнообразных орфографических упражнений при изучении и

повторении

изученного

материала

у

школьников

формируются

орфографические навыки, создаются условия для их активной учебно-

познавательной деятельности.



В раздел образования