Автор: Тищенко Виктория Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ ЛНР "АИТЛ"
Населённый пункт: ЛНР, г.Алчевск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование технологии развития орфографической зоркости на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Использование технологии развития орфографической
зоркости на уроках русского языка
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных
проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического
развития.
Методика орфографии начала развиваться еще в 18 веке. В настоящее
время она является разветвленной научно-методической дисциплиной,
обладающей своими целями, содержанием, предпосылками, принципами и
методами обучения и контроля. В ее становлении принимали участие кроме
видных ученых-методистов и учителей русского языка известные русские
лингвисты И.А. Бодуэн дэ Куртенэ, В.А. Богородицкий, А.И. Томсон, Я.К.
Грот, Р.Ф. Брандт, А.И. Кобызев и другие.
Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где
письменный
знак
не
определяется
произношением,
называется
орфографической зоркостью.
Главным
в
обучении
правописанию
является
орфографическое
правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако, ее
решение возможно при условии, если ученик видит объект применения
правила – орфограмму. Орфограмма – это написание слова, соответствующее
какому-либо
орфографическому
правилу.
Только
сумев
обнаружить
орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном
написании.
Значит,
умение
обнаруживать
орфограммы,
именуемое
орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением,
первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Условия формирования орфографической зоркости:
1.
Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность
того или иного написания).
2.
Умение
различать
орфограммы
(определять
тип
орфограммы, ее признаки).
3.
Умение соотносить орфограмму с определенным правилом.
4.
Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
5.
Умение осуществлять самопроверку.
6.
Умение запоминать правописание слов.
Овладение
школьниками
умениями
и
навыками
в
области
правописания – практическая направленность обучения. Умение – это
освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой
совокупностью знаний.
Навыки -
это учебные действия, приобретающие в результате
многократного выполнения. Любое действие должно быть мотивировано.
Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через:
А) углубление познавательных интересов;
Б) поиск занимательных форм и методов работы;
В) облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору и четкому
структурированию дидактического материала и разнообразие методических
приемов;
Г) введение гибкой и корректной системы контроля и оценки
орфографических знаний, умений;
Д) повышения уровня самостоятельности и активности детей в
учебном процессе;
Е)
организация
взаимопомощи
в
коллективе,
одобрение
одноклассников, похвала за успех.
Одним из факторов развития у детей навыков орфографической
зоркости
является
повторение
изученного
материала.
Повторение
пройденного материала, во-первых, предупреждает его забывание, позволяет
восстановить забытое и, во-вторых, содействует углублению и расширению
знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.
На формирование орфографической зоркости оказывают большое
влияние следующие психические процессы:
А) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя
целенаправленный анализ;
Б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации,
классификации;
В)
зрительная
память,
включающая
в
себя
запоминание
и
воспроизведение зрительных образов орфограмм;
Г)
непроизвольное
и
произвольное
внимание,
обеспечивающее
действие самоконтроля и самопроверки.
Орфографическая
зоркость
развивается
постепенно,
в
процессе
выполнения
разнообразных
упражнений,
обеспечивающих
зрительное ,слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание
орфографического материала.
Зрительное
восприятие
осуществляется
в
ходе
зрительного,
объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания,
графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений,
корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного,
предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение
приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное
восприятие
имеет
место
при
письменном
выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект
для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие
и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма,
звукобуквенного и орфографического разбора.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного
орфографического навыка является развитие орфографической зоркости,
которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и
квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
В
работе
над
развитием
орфографической
зоркости
следует
использовать следующие современные образовательные технологии:
1.
Технологию игровых методик (ролевые ,деловые и другие
обучающие игры), позволяющую проводить уроки русского языка
интересно и содержательно.
2.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
В условиях совместной учебной работы у учеников возникает
стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и
позиций.
3.
Информационно-коммуникационные технологии.
4.
Здоровьесберегающие технологии.
5.
Технологию развивающего обучения.
Методы и приемы, способствующие развитию орфографической
зоркости:
- исследовательский метод обучения,
- проблемно-поисковый метод обучения.
Орфографическое проговаривание;
Комментированное письмо;
Графическое выделение орфограмм (подчеркивание);
Сигнальные карточки (круг-сигнал);
Перфокарты;
Предупредительный,
объяснительный,
зрительный
диктанты, письмо по памяти;
Выборочный диктант, выборочное списывание;
Взаимосвязь звукобуквенного анализа, разбора по составу с
орфографическим разбором;
Диктант «Проверь себя»;
Подготовка заданий на изученное правило для товарища;
Взаимоконтроль по процессу при работе в парах;
Анализ заданий и текста упражнений;
Корректировка письма.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального,
группового и индивидуального способов организации обучения.
Использование различных технологий, методов и форм работы с
детьми, разнообразных орфографических упражнений при изучении и
повторении
изученного
материала
у
школьников
формируются
орфографические навыки, создаются условия для их активной учебно-
познавательной деятельности.