Напоминание

«Образовательные технологии и их применение для конструирования уроков физики и химии в контексте требований ФГОС».


Автор: Гулина Ольга Яковлевна
Должность: учитель химии и физики
Учебное заведение: Октябрьский флиал КГКОУ КВСОШ №9
Населённый пункт: п.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: «Образовательные технологии и их применение для конструирования уроков физики и химии в контексте требований ФГОС».
Раздел: полное образование





Назад




«Образовательные технологии и их применение для конструирования уроков физики и

химии в контексте требований ФГОС».

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования

утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. Стандарт представляет собой

совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного

общего образования образовательными учреждениями.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной

программы основного общего образования:

личностным,

включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному

самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых

установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,

правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию

российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным,

включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные

учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в

учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение

индивидуальной образовательной траектории;

предметным,

включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,

специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках

учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-

проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых

теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и

приемами.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и

физиологических особенностей обучающихся.

Основная цель работы педагога заключается в использовании инновационных педагогических технологий,

которые способствуют повышению качества знаний обучающихся и не наносят ущерба здоровью ребёнка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет

устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для

смены

видов

деятельности

обучающихся,

позволит

реализовать

принципы

здоровьесбережения.

Необходимо осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока,

уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов,

возрастной категории обучающихся.

Наиболее актуальными становятся технологии:

Технология развивающего обучения

«Учить надо не тому, что ребенок может сделать сам, а тому, что он еще не умеет, но в

состоянии сделать под руководством учителя».

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, признаки которой суть

познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения

педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования знаний, умений и навыков и

способов умственной деятельности, творческая рефлексия.

Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой

обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное

изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной

мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко

основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство,

нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека

понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность

присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически

необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно

действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе

разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного.

Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором

развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как

личность, живущую сегодня, и создаёт максимум благоприятных условий для её развития.

Ведущие идеи: развивать самостоятельность мышления, способность к самообразованию и саморазвитию.

Информационно – коммуникационная технология

Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками, становится более

интересным для учащихся за счет этого повышается эффективность урока.

Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов,

проверка и оценка качества знаний (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Информационные

технологии

предоставляют

широкие

возможности

для

индивидуализации

и

дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт

самообразования учащегося

Преимущества использования интерактивной доски на уроке:

экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время

урока, за счет чего повышается плотность урока.

наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается

концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

многократное использование.

Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой

задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее

решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это

наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и

после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых,

наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем

многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.

Использование ИКТ в учебном процессе даёт возможность решать следующие задачи:

совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

индивидуализация работы самого учителя;

ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

усиление мотивации к обучению;

активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской

деятельности;

обеспечение гибкости процесса обучения.

Технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-

психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к

нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать

разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока,

полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать,

заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся

знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным,

активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Деятельность учащихся на данной

стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения),

систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с

информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность

ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Деятельность учителя на этой стадии: сохранение

интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания

«старого» к «новому». Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные

учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой

информации.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется,

интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения,

дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной

информации. Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя

знания, полученные на стадии осмысления.

Преимущества технологии:

повышается ответственность за качество собственного образования.

развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации;

овладевают умением интегрировать информацию.

формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт,

идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается

системное логическое мышление).

развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими

людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к

окружающим.

технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен

интересный, познавательный текст.

.

Модульная технология

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан

осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать,

контролировать.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с

определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в

процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное

содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Модуль выступает

средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации,

методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как

программа

обучения,

индивидуализированная

по

содержанию,

методам

учения,

уровню

самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других

систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных

комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем

изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя

советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через

модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект

субъектную основу.

В-третьих

,

ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности,

самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности,

самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Несомненно, что

учитель

тоже

управляет

учебно-познавательной

деятельностью

учащихся

через

модули

и

непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых

,

наличие модулей с печатной основой позволяет учителю

индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы

индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных

путей интенсификации учебного процесса

Кейс – технология

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от

типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения,

основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности

обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях

(печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для

самостоятельной работы.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному

формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению,

навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с

установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть

кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной

самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит

творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных

способностей.

Преимуществом

кейсов

является

возможность

оптимально

сочетать

теорию

и

практику,

что

представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию

умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать

его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у

обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом

виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая

содержится в описании кейса.

Технологии уровневой дифференциации

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на

различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это:

форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся,

составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств

гомогенная группа);

часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для

различных групп обучаемых.

Дифференциация бывает внешняя (профильная) и внутренняя (уровневая).

Уровневая

дифференциация

-

это

организация

учебной

деятельности

учащихся

по

условным

микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в

изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его

ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Аргументы в пользу необходимости использования технологии уровневой дифференциации:

структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;

при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора

доступного для него пути обучения;

дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к

предмету у школьников;

дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;

использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый

уровень подготовки;

уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к

математике;

уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по

двум критериям: обученности и обучаемости. Уровневая дифференциация обучения предусматривает

наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь

учащийся.

Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает работу с несколькими

группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;

наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных

дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного

уровня в задачниках.

Групповые технологии

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-

познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс

делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание

(либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным

руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для

развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных

способностей

посредством

взаимодействия

в

процессе

выполнения

группового

задания

для

самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И.

Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа

учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре

(где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала,

позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли

отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и

самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно,

развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет

возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Групповая форма обучения решает три основные задачи:

конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения

внутри группы и за её приделами;

социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной

социализации индивида в сообществе.

Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки.

При

этом

не

менее

половины

должны

составлять

ученики,

способные

успешно

заниматься

самостоятельной

работой.

Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные

взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение

хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так

и инновационных. Выбор той или иной технологии зависит от состава учащихся, их возраста, уровня

подготовленности, темы занятия и т.д.

Самым рациональным является использование на уроке нескольких технологий. Традиционные и

инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не

стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Задача учителя, организовать учебную

деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке обучающимися были результатом их

собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять обучающимися,

развивать их познавательную активность.



В раздел образования