Напоминание

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха


Авторы: Бабаянц Лолита Арнольдовна, Оганян Карина Михайловна
Должность: дефектолог - логопед
Учебное заведение: Ставропольский государственный медицинский университет
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии ребенка, так как в этот период

идет активное развитие всех психических и умственных функций организма. В это время

особенно важна работа всех анализаторных систем, в том числе слуховой системы.

Благодаря слуховой функции идет активное обогащение багажа знаний ребенка об

окружающем мире. Познание предметов и явлений особо тесно связано с восприятием

звуков как одних из свойств предметов. Многие отечественные учение придерживались

мнения, что развитие слухового восприятия служит фундаментом для формирования

представлений о звуковой стороне окружающего нас мира. Именно поэтому коррекция

нарушения слухового восприятия у детей с нарушением слуха – одна из важнейших задач

сурдопедагогики и дефектологии в целом.

Восприятие выступает как психических процесс отражения предметов и явлений

окружающего мира в совокупности их частей и свойств, оказывающих действие на органы

чувств человека.

Все анализаторы в организме человека функционируют в тесной взаимосвязи, как одна

единая и слаженная система. Именно поэтому частичное или тотальное выпадение из

системы слуха, зрения и т.п. ведет к нарушению этой системной работы, но в то же время

придает

еще

большее

значение

деятельности

сохранных

анализаторов.

Развитие

зрительной, тактильно-вибрационной функции у глухих и слабослышащих детей создают

условия для компенсации утраченных органов чувств.

Известно, что обучающиеся с нарушением слуха несколько ограничены в своих знаниях о

свойствах, характеристиках предметов и явлений. Поэтому единая система по развитию

слухового восприятия у слабослышащих детей занимает весь учебно-воспитательный

процесс, направленный на формирование и улучшение навыков восприятия на слух

речевых и неречевых звуков, музыки, помощи ориентирования в пространстве,

формирование произносительной стороны речевой системы.

Основные задачи развития слухового восприятия:

1. Развитие остаточного слуха в целенаправленном процессе обучения восприятия на слух

как речевых, так и неречевых звуков.

2. Создание новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи.

3. Обогащение знаний и представлений детей с нарушенным слухом о звучаниях

окружающего мира.

4. Обучение правильному, членораздельному произношению звуков, слов, развитие

внятной связной речи.

Выделяют основные важные этапы по развитию слухового восприятия у слабослышащих

детей:

диагностика слуха, определение его остатков;

выработка условно-двигательной реакции на неречевые звучания на слухо-

зрительной основе;

выработка реакции на звучания на слуховой основе на различном расстоянии;

дифференциация звуков, противоположных по звучанию (барабан – дудка);

различение на слух количества ударных звуков (один – много, один – два – три);

работа по выработке слуховой реакции на речевые звуки. Распознание знакомых

слов, фраз.

Работа по развитию слухового восприятия предполагает дифференцированный подход

к обучению и воспитанию с учетом индивидуальных возможностей ребенка и степени

выраженности нарушения слуховой функции.

Список литературы:

1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. интов / Л. В.

Андреева, К. А. Волкова ; под ред. М. И. Никитиной — М. : Просвещение, 1989. — 384 с.

2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения

устной речи [Текст] : (В норме и патологии) / В. И. Бельтюков; НИИ дефектологии АПН

СССР. — М. : Педагогика, 1977. — 176 с.

3. Бельтюков, В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых

произношению [Текст] / В. И. Бельтюков. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. —

424 с.

4. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Г.

Богданова. — М. : Академия, 2002. — 222 с.

5. Боскис, Р. М. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха

[Текст] / Р. М. Боскис // Дефектология. — 1972. — №1. — С. 10 - 19.

6. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста

[Текст] : программы для специальных дошкольных учреждений / Л. А. Головчиц [и др.].

— М. : Просвещение, 1991. — 156 с.

7. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с

нарушениями слуха [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. — М. :

ВЛАДОС, 2001. — 304 с.

8. Дьячков, А. И. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие /А. И. Дьячков — М. : Изд-во

Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 334 c.



В раздел образования