Авторы: Бабаянц Лолита Арнольдовна, Оганян Карина Михайловна
Должность: дефектолог - логопед
Учебное заведение: Ставропольский государственный медицинский университет
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии ребенка, так как в этот период
идет активное развитие всех психических и умственных функций организма. В это время
особенно важна работа всех анализаторных систем, в том числе слуховой системы.
Благодаря слуховой функции идет активное обогащение багажа знаний ребенка об
окружающем мире. Познание предметов и явлений особо тесно связано с восприятием
звуков как одних из свойств предметов. Многие отечественные учение придерживались
мнения, что развитие слухового восприятия служит фундаментом для формирования
представлений о звуковой стороне окружающего нас мира. Именно поэтому коррекция
нарушения слухового восприятия у детей с нарушением слуха – одна из важнейших задач
сурдопедагогики и дефектологии в целом.
Восприятие выступает как психических процесс отражения предметов и явлений
окружающего мира в совокупности их частей и свойств, оказывающих действие на органы
чувств человека.
Все анализаторы в организме человека функционируют в тесной взаимосвязи, как одна
единая и слаженная система. Именно поэтому частичное или тотальное выпадение из
системы слуха, зрения и т.п. ведет к нарушению этой системной работы, но в то же время
придает
еще
большее
значение
деятельности
сохранных
анализаторов.
Развитие
зрительной, тактильно-вибрационной функции у глухих и слабослышащих детей создают
условия для компенсации утраченных органов чувств.
Известно, что обучающиеся с нарушением слуха несколько ограничены в своих знаниях о
свойствах, характеристиках предметов и явлений. Поэтому единая система по развитию
слухового восприятия у слабослышащих детей занимает весь учебно-воспитательный
процесс, направленный на формирование и улучшение навыков восприятия на слух
речевых и неречевых звуков, музыки, помощи ориентирования в пространстве,
формирование произносительной стороны речевой системы.
Основные задачи развития слухового восприятия:
1. Развитие остаточного слуха в целенаправленном процессе обучения восприятия на слух
как речевых, так и неречевых звуков.
2. Создание новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи.
3. Обогащение знаний и представлений детей с нарушенным слухом о звучаниях
окружающего мира.
4. Обучение правильному, членораздельному произношению звуков, слов, развитие
внятной связной речи.
Выделяют основные важные этапы по развитию слухового восприятия у слабослышащих
детей:
диагностика слуха, определение его остатков;
выработка условно-двигательной реакции на неречевые звучания на слухо-
зрительной основе;
выработка реакции на звучания на слуховой основе на различном расстоянии;
дифференциация звуков, противоположных по звучанию (барабан – дудка);
различение на слух количества ударных звуков (один – много, один – два – три);
работа по выработке слуховой реакции на речевые звуки. Распознание знакомых
слов, фраз.
Работа по развитию слухового восприятия предполагает дифференцированный подход
к обучению и воспитанию с учетом индивидуальных возможностей ребенка и степени
выраженности нарушения слуховой функции.
Список литературы:
1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. интов / Л. В.
Андреева, К. А. Волкова ; под ред. М. И. Никитиной — М. : Просвещение, 1989. — 384 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения
устной речи [Текст] : (В норме и патологии) / В. И. Бельтюков; НИИ дефектологии АПН
СССР. — М. : Педагогика, 1977. — 176 с.
3. Бельтюков, В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых
произношению [Текст] / В. И. Бельтюков. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. —
424 с.
4. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Г.
Богданова. — М. : Академия, 2002. — 222 с.
5. Боскис, Р. М. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха
[Текст] / Р. М. Боскис // Дефектология. — 1972. — №1. — С. 10 - 19.
6. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста
[Текст] : программы для специальных дошкольных учреждений / Л. А. Головчиц [и др.].
— М. : Просвещение, 1991. — 156 с.
7. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с
нарушениями слуха [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. — М. :
ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
8. Дьячков, А. И. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие /А. И. Дьячков — М. : Изд-во
Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 334 c.