Автор: Гордеева Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД "МАЛЫШОК"
Населённый пункт: с. Александровское, Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Буклет "Игровые технологии развития пространственного мышления
Раздел: дошкольное образование
5. Игра «Весёлые лягушата» («Куда смотрит лягушка?»).
Цель. Развитие пространственного мышления и цветовосприятия детей
(вправо-влево, вверх-вниз).
Ход игры:
Ребёнку нужно внимательно рассмотреть
карточки с лягушками и найти отличия каждой из
них. Лягушки отличаются по цветовому признаку,
а также по направлению взгляда. Стрелочки в
верхнем ряду таблицы демонстрируют
направление взгляда лягушек.
На пересечении двух обозначений (цвет и
направление взгляда) ребёнку нужно разместить
необходимую карточку. Например, на
пересечении зелёного цвета и стрелочки вниз,
нужно положить зелёную лягушку, которая
смотрит вниз.
6. Игра «Поможем поросёнку».
Цель. Развитие пространственного мышления.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на рисунок
и ответьте на вопросы, связанные с
передвижением поросёнка.
Вопросы:
- Если поросёнок пошёл на одну клетку влево, то,
сколько морковок он нашёл?
- Видите ли вы на картинке овощ, о котором
говорят: «Сто одёжек и все без застёжек?»
- В какую сторону надо идти поросёнку, чтобы
найти огурец? Один ли он изображён на рисунке?
- Наш герой поднялся на одну клеточку вверх и одну клеточку влево. Что
он увидел?
- Сколько клеток надо пройти и как, чтобы найти две морковки?
- Что изображено в нижнем правом углу? А в верхнем левом? Какие это
грибы? Назовите съедобный гриб и несъедобный.
- Сколько фруктов вы увидели на рисунке?
- Как поросёнку быстрее добраться до ёлочки: идя вверх и направо или
направо и вверх?
В ходе игры можно задавать дополнительные вопросы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с.
Александровское»
Буклет
«Игровые технологии развития
пространственного мышления
для детей среднего дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель ВКК
Гордеева Светлана Леонидовна
2024
Развитие пространственного мышления хорошо усваивается в виде
занимательных игр, ведь игровая деятельность, как никакая другая,
способствует снятию напряжения, страха неудач, способствует повышению
мотивации. Игра всегда связана с эмоциями, а эмоциональная
вовлечённость обеспечивает естественное повышение работоспособности,
повышения эффективности работы мозга. С одной стороны ребёнок
выполняет «сложные задачки», а с другой стороны - он увлечёно играет,
помогая, например, сказочным героям.
1.
Игра «Внизу-вверху».
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся
либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе,
тогда дети говорят хором «Вверху».
6. Внизу – вверху.
Содержание игры.
Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся
либо
Например:
Воспитатель. Орел.
Дети. Вверху.
Воспитатель. Тигр.
Дети. Внизу и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети
выполняют
Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети
выполняют определенные действия. Если названный предмет находится
вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.
Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети поднимают
руки вверх и т.д.
2.
Игра «Мяч по кругу».
Цель. Учить понимать словесные задания на изменение направления
движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов
обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за,
перед.
Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде.
Ход игры:
- Дети, сегодня мы с вами поиграем в игру «Мяч по кругу». Вы будете
Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде.
Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу».
Вы
передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего. Первую игру
роль
ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может
выполнять назначенный ребёнок).
Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над
головой, под коленом, перед собой, за спиной и т.д.
3.
Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь?»
Материал игры: любые игрушки.
Содержание игры. Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах
Материал игры: любые игрушки.
Содержание игры: воспитатель раскладывает в разных местах комнаты:
справа от ребёнка воспитатель ставит плюшевого мишку, слева – матрёшку,
перед ребёнком – машину, позади ребёнка – паровоз и говорит:
«Вперёд пойдёшь – машину найдёшь,
Вправо пойдёшь – мишку найдёшь,
Влево пойдёшь – матрёшку найдёшь,
Назад пойдёшь – паровоз найдёшь.
- Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»
Игра может быть усложнена: игрушки прячутся под ковёр или накрываются
Тканью (бумагой).
Воспитатель говорит:
«Вперёд пойдёшь – куклу найдёшь,
Вправо пойдёшь – зайца найдёшь,
Влево пойдёшь – мяч найдёшь,
Назад пойдёшь – юлу найдёшь.
- Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?
4.
Игра «Динамические картинки».
Цель. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с
учётом точки отсчёта от предметов.
22. Динамические картинки
Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при
Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.
Материал. Магнитная доска, изображения - ёлка, берёзка, грибок, кустик,
заяц, белка, ворона, ёж, домик, лиса.
Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.
Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик,
заяц,
Ход игры:
На магнитной доске педагог выставляет ёлку. Каждый ребёнок
Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку.
Каждый
получает свою картинку: берёзку, грибок, лису, кустик, зайца, белку,
ворону, ежа, домик.
Педагог вводит детей в игровую ситуацию:
- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим
картину. Надо только точно выполнить команды.
Дети располагают свои картинки по заданию воспитателя.
- Берёзка справа от ёлки.
- Ворона над ёлкой.
- Заяц слева от ёлки.
- Лиса идёт к ёлке.
- Куст под ёлкой.
- Ёжик идёт от ёлки.
- Грибок под ёлкой.
- Домик за ёлкой.
- Белка на ёлке.
В ходе игры можно давать дополнительные указания, пояснения.