Автор: Гайдарова Марина Рамазановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №199»
Населённый пункт: Краснодарский край г. Краснодар
Наименование материала: Доклад «Семья, дети и спорт»
Тема: «Семья, дети и спорт» в соответствии ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Доклад «Семья, дети и спорт»
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы
хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту
проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного
учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но
зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку
личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят
отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного
образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной
работы с детьми.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в
дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном
возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые
в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья
приведут
к
положительным
результатам.
Проблема
оздоровления
детей
–
целенаправленная,
систематически
спланированная
педагогическая
работа
дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам, как нелегко порой бывает объяснить
родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с
ним, научить его думать, размышлять. Семья является персональной средой жизни
ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое
развитие.
Лучший способ для воспитателя – найти общий язык с родителями воспитанников:
проявить интерес к здоровью и развитию конкретного ребенка. Очень важно
убедить родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня
в семье и детском саду, как полезнее провести выходные дни, правильное питание
в семье, какой вред наносит ребенку перегрев и какую пользу занятия спортом,
утренняя гимнастика, закаливание и тд.
Воспитателю и родителям нужно находить время для ежедневного обмена
информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском саду.
Источником информации по вопросу здоровья детей для родителей должны служить
"Уголок
здоровья", информационные
стенды:
"Здоровый
образ
жизни", «Оздоровительная работа в детском саду» и группе т. д.
Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение
заболеваемости является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается
режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни, дети много времени проводят у
телевизора и компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью.
У родителей отсутствует потребность в здоровом образе жизни, недостаточный
уровень педагогической культуре в вопросах физического воспитания, невнимание
взрослых к здоровью детей.
Система работы с семьей включает:
Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и
его психомоторного развития;
Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
Целенаправленную
санитарно-просветительную
работу,
пропагандирующую
общегигиенические
требования,
необходимость
рационального
режима
и
полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного
и температурного режима;
Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в
детском саду;
Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной
гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);
Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в
дошкольном
учреждении,
обучение
отдельным
нетрадиционным
методам
оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация
в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога,
медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом
семейного воспитания;
Семинары-практикумы,
деловые
игры
и
тренинги
с
прослушиванием
магнитофонных записей бесед с детьми; "открытые дни" родителей с просмотром и
проведением
разнообразных
занятий
в
физкультурном
зале,
на
стадионе,
закаливающих и лечебных процедур.
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно
решить в полной мере без активного участия в этом родителей.
Эффективными
формами
сотрудничества
дошкольного
учреждения
с семьей
являются:
Родительские собрания;
Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья.
Дни открытых дверей;
Домашние задания (позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть
отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с
детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми.);
Совместный просмотр видеофильмов;
Передача опыта семейного воспитания (осуществляется через разнообразные
интервью, выставки, конференции, на которых родители будут обмениваться
опытом между собой, на выставках узнать о досугах своих воспитанников.);
Комплектование
педагогической
библиотеки
по
организации
физического
воспитания в семье.
Рекомендуются следующие методы сотрудничества с семьей:
Беседа с родителями;
Консультации родителей;
Наблюдения за ребенком;
Анкетирование;
Посещение семьи;
Изучение рисунков воспитанника на тему «Моя семья».
Создание
информационного
пространства «Азбука
здоровья»;
проведение
конкурса «Семейные традиции»; создание картотеки и видеотеки для родителей и
педагогов.
Рисунок на тему «Мой выходной день».
Особое место в портфолио должны занять странички о здоровом образе
жизни семьи.
Можно предложить родителям вместе со своими детьми создать фотокомпозиции
на спортивную тему.
Следующий конкурс – «Спортивная эмблема моей семьи». Изготовление эмблемы
здоровья семьи совместно с ребенком позволило понять ребятам спортивный дух
своей семьи.
Конкурс с родителями на лучший коллаж «Наш любимый вид спорта»
Спортивный проект или сочинения на тему «Традиции здоровья в нашей семье»,
Дневник «Я расту»
Семейный журнал «Я и мои родители – чемпионы» поможет внести элемент
соревнований между родителями и ребенком. Такие записи превращаются в
своеобразный архив спортивных достижений, передаваемых из поколения в
поколение
«Мама, папа, я – туристическая семья»
Все эти мероприятия пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной
зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций,
обогащают семейную жизнь
Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения
с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и
дополнить их деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества, а не
параллельности. Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание
единого
образовательного
пространства,
в
котором
всем
участникам
педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и
полезно.
Такой
союз
ориентирован
на
согласованность
воспитательных
и
развивающих воздействий на ребенка.
Обратная связь – каждый родитель имеет возможность в письменном виде
высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как
организации и содержания физкультурных занятий с детьми, так и особенностей
физического воспитания ребенка в семье.
Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по
вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли
родителя
как
первого
воспитателя
ребенка,
создании
атмосферы
доверия,
открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и
детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию
дошкольника.
По определению Чернышевского "сила и красота человека, лучшая красота на
земле". Физкультура делает человека красивым физически и духовно.