Автор: Смагина Оксана Михайловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №81
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Реализация задач образовательной области ХЭР (музыка) в проектной деятельности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 81 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ГОРОДА ОРЛА
302027, РФ, г.Орел, ул.Матвеева, д.21
Телефон: 41-40-87
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ТЕМА
: «
РЕАЛИЗАЦИЯ
ЗАДАЧ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ
ХЭР
(
МУЗЫКА
)
В
ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
».
В
РАМКАХ
ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО
ПРОГРАММЕ
«
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
»
БУ
ОРЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ДПО
«
ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
»
Дата проведения: 20.02.2024 года
Музыкальный руководитель:
Оксана Михайловна Смагина
Орел 2024
1
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ТЕМА
: «
РЕАЛИЗАЦИЯ
ЗАДАЧ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ
ХЭР
(
МУЗЫКА
)
В
ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
».
Ход.
Уважаемые коллеги, сегодня мы познакомим вас с тем, как мы реализовываем
задачи образовательной области ХЭР в разделе Музыка в проектной деятельности
старших дошкольников.
А так же, вы сможете поучаствовать в работе творческих и исследовательских
лабораторий.
Итак, представляем вам творческо – исследовательский проект по теме: «Звуки
вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста.
слайд
На занятии нами была искусственно создана ситуация, где ГЕРОЮ приснился сон, в
котором все звуки исчезли (на примере шмелёнка, который даже не слышал
жужжание своих крыльев).
слайд
Чтобы ощутить мир без звуков мы предложили детям закрыть уши и послушать
тишину.
Слайд
А когда открыли их - то услышали разнообразные звуки (шаги по коридору, шелест
бумаги, гул машин, и другие).
слайд
Чтобы эти звуки вернулись в сон ГЕРОЯ мы предложили детям помочь ему
разделить их на музыкальные и шумовые.
Вопрос: «Хотите помочь Герою и сможете сделать это?» стал проблемным, т.к. они
не знают какие звуки являются шумовыми, а какие музыкальными.
Слайд.
Слайд.
На слайде вы видите, что дети ошибаются.
Для решения данной проблемы нами были подобраны разные формы работы с
детьми, с родителями и педагогами.
Разработан план Проекта.
слайд
Для начала, мы отправились на экскурсии
по детскому саду «В поисках
музыкальных звуков».
Слайд.
2
А потом и по территории учреждения «В поисках шумовых звуков».
слайд
А так же мы подключили и родителей:
предложили найти предметы дома,
издающие звуки и попросили нарисовать их.
слайд
Далее, мы отправились в Лаборатории:
Лаборатория №1: Что такое звук и как он распространяется?
Где главным было показать наглядно появление и распространение звука.
Слайда
И теперь, в Лаборатории №1
мы предлагаем поучаствовать тем, у кого в
программках скрипичный ключ.
(два человека) (На столе широкая емкость с водой и два камня разного размера)
Проходите пожалуйста в свою лабораторию.
Обратите внимание на вашем столе лежат два камня разного размера. Как вы
думаете,
как
с
помощью
этих
предметов
можно
показать
появление
и
распространение звука.
(Вначале маленький, потом большой).
Смогли увидеть распространения звука?
Смогли.
Вы увидели волну от маленького камня и от большого? Какой вывод вы можете
сделать?
Вывод: Большой камень дает большую волну, а маленький маленькую.
Молодцы, присаживайтесь
Следующая Лаборатория в которой участвовали дети называется «Откуда
берется голос?»
Слайд
Где главным было почувствовать колебания голоса.
И в Лаборатории номер два «Откуда берется голос?» мы предлагаем поучаствовать
всем. Где вы можете почувствовать распространение звука на примере нашего
голоса.
Положите ладонь на шею и пропойте звук « А». Вот так (показываю).
А теперь все вместе…
А теперь споем тихо – Вот так!
А теперь громко – Вот так!
Вы почувствовали разницу?
Чем тише звук, тем слабее, менее ощутима вибрация.
И наоборот.
Молодцы!
Третья Лаборатория: называется «Шум и Музыка».
Слайд
3
слайд
Где перед детьми стояла задача извлечь звук с помощью предметов и разделить их
на шумовые и музыкальные.
У кого в программках Басовый ключ, мы предлагаем вам поучаствовать в
Лаборатории №3 «Шум и Музыка!». (На столе листы бумаги, кубики, арфа и два
стеклянных стакана).
Подходите, пожалуйста к столу и обратите внимание какие предметы вы на нем
видите.
-кубики,
-арфа,
- листы бумаги,
- 2 стакана один пустой, один с водой.
Вы догадались, как можно при помощи этих предметов извлечь звук?
Выберите себе по одному предмету и продемонстрируйте это нам.
1., 2.., 3., 4., Как вы думаете какой звук вы извлекли Шумовой или музыкальный? –
Вы!
Но иногда шумовые звуки могут стать музыкальными.
Четвертая лаборатория: Дружба звуков.
Слайд
Здесь дети смогли озвучить музыкальное произведение шумовыми звуками.
И сейчас вам это продемонстрируют участники Лаборатории №4 Дружба звуков, у
кого в программках Клавиатура.
(На столе стеклянные стаканы с водой,
деревянные кубики, листы бумаги).
Возьмите по одному предмету, который может стать музыкальным в нашем
оркестре.
Вы музыканты, я дирижер. И своей палочкой, я буду указывать, кому когда играть.
Порепетируем пока без музыки.
А теперь вам нужно попасть в такт музыке. (в разнобой).
ОРКЕСТР
…………………….
Итогом нашей работы над темой проекта стало составление ментальной карты
«Звуки».
Слайд
И озвучивание детьми сказки- шумелки.
Слайд
Видео
И мы подошли к итоговой Лаборатории №5 «Сказка – Шумелка». (На столе
барабан, кастаньеты, бубенцы, металлофон, двойной барабан и текст сказки).
В которой поучаствуют те, у кого изображена Нота.
4
Проходите в лабораторию, где вас ждет сказка-шумелка. Предметы расположены в
том порядке, как они будут звучать по ходу сюжета сказки.
Первый инструмент…., второй…
А теперь нужно извлечь звук так, чтобы соответствовал персонажу или характеру
действия.
Итак, начнем. Сказка «Лиса и Волк».
……………………………….
В процессе работы мы достигли цели проекта - дети научились различать звуки
шумовые и музыкальные и была решена детская цель – они смогли вернуть звуки в
сон Герою.
слайд
Надеемся, нам удалось вам наглядно показать, как мы реализовываем задачи
образовательной области ХЭР в проектной деятельности старших дошкольников.
Знания,
полученные
детьми
в
данном
виде
деятельности
могут
быть
использованы педагогами при инсценировке сказок, разучивании стихов, что
способствует лучшему запоминанию и восприятию.
Спасибо всем!
5