Напоминание

"Реализация задач образовательной области ХЭР (музыка) в проектной деятельности старших дошкольников"


Автор: Смагина Оксана Михайловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №81
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Реализация задач образовательной области ХЭР (музыка) в проектной деятельности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 81 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ГОРОДА ОРЛА

302027, РФ, г.Орел, ул.Матвеева, д.21

Телефон: 41-40-87

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ТЕМА

: «

РЕАЛИЗАЦИЯ

ЗАДАЧ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ

ХЭР

(

МУЗЫКА

)

В

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

».

В

РАМКАХ

ПРАКТИЧЕСКОГО

ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО

ПРОГРАММЕ

«

ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

»

БУ

ОРЛОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

ДПО

«

ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

»

Дата проведения: 20.02.2024 года

Музыкальный руководитель:

Оксана Михайловна Смагина

Орел 2024

1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ТЕМА

: «

РЕАЛИЗАЦИЯ

ЗАДАЧ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ

ХЭР

(

МУЗЫКА

)

В

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

».

Ход.

Уважаемые коллеги, сегодня мы познакомим вас с тем, как мы реализовываем

задачи образовательной области ХЭР в разделе Музыка в проектной деятельности

старших дошкольников.

А так же, вы сможете поучаствовать в работе творческих и исследовательских

лабораторий.

Итак, представляем вам творческо – исследовательский проект по теме: «Звуки

вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста.

слайд

На занятии нами была искусственно создана ситуация, где ГЕРОЮ приснился сон, в

котором все звуки исчезли (на примере шмелёнка, который даже не слышал

жужжание своих крыльев).

слайд

Чтобы ощутить мир без звуков мы предложили детям закрыть уши и послушать

тишину.

Слайд

А когда открыли их - то услышали разнообразные звуки (шаги по коридору, шелест

бумаги, гул машин, и другие).

слайд

Чтобы эти звуки вернулись в сон ГЕРОЯ мы предложили детям помочь ему

разделить их на музыкальные и шумовые.

Вопрос: «Хотите помочь Герою и сможете сделать это?» стал проблемным, т.к. они

не знают какие звуки являются шумовыми, а какие музыкальными.

Слайд.

Слайд.

На слайде вы видите, что дети ошибаются.

Для решения данной проблемы нами были подобраны разные формы работы с

детьми, с родителями и педагогами.

Разработан план Проекта.

слайд

Для начала, мы отправились на экскурсии

по детскому саду «В поисках

музыкальных звуков».

Слайд.

2

А потом и по территории учреждения «В поисках шумовых звуков».

слайд

А так же мы подключили и родителей:

предложили найти предметы дома,

издающие звуки и попросили нарисовать их.

слайд

Далее, мы отправились в Лаборатории:

Лаборатория №1: Что такое звук и как он распространяется?

Где главным было показать наглядно появление и распространение звука.

Слайда

И теперь, в Лаборатории №1

мы предлагаем поучаствовать тем, у кого в

программках скрипичный ключ.

(два человека) (На столе широкая емкость с водой и два камня разного размера)

Проходите пожалуйста в свою лабораторию.

Обратите внимание на вашем столе лежат два камня разного размера. Как вы

думаете,

как

с

помощью

этих

предметов

можно

показать

появление

и

распространение звука.

(Вначале маленький, потом большой).

Смогли увидеть распространения звука?

Смогли.

Вы увидели волну от маленького камня и от большого? Какой вывод вы можете

сделать?

Вывод: Большой камень дает большую волну, а маленький маленькую.

Молодцы, присаживайтесь

Следующая Лаборатория в которой участвовали дети называется «Откуда

берется голос?»

Слайд

Где главным было почувствовать колебания голоса.

И в Лаборатории номер два «Откуда берется голос?» мы предлагаем поучаствовать

всем. Где вы можете почувствовать распространение звука на примере нашего

голоса.

Положите ладонь на шею и пропойте звук « А». Вот так (показываю).

А теперь все вместе…

А теперь споем тихо – Вот так!

А теперь громко – Вот так!

Вы почувствовали разницу?

Чем тише звук, тем слабее, менее ощутима вибрация.

И наоборот.

Молодцы!

Третья Лаборатория: называется «Шум и Музыка».

Слайд

3

слайд

Где перед детьми стояла задача извлечь звук с помощью предметов и разделить их

на шумовые и музыкальные.

У кого в программках Басовый ключ, мы предлагаем вам поучаствовать в

Лаборатории №3 «Шум и Музыка!». (На столе листы бумаги, кубики, арфа и два

стеклянных стакана).

Подходите, пожалуйста к столу и обратите внимание какие предметы вы на нем

видите.

-кубики,

-арфа,

- листы бумаги,

- 2 стакана один пустой, один с водой.

Вы догадались, как можно при помощи этих предметов извлечь звук?

Выберите себе по одному предмету и продемонстрируйте это нам.

1., 2.., 3., 4., Как вы думаете какой звук вы извлекли Шумовой или музыкальный? –

Вы!

Но иногда шумовые звуки могут стать музыкальными.

Четвертая лаборатория: Дружба звуков.

Слайд

Здесь дети смогли озвучить музыкальное произведение шумовыми звуками.

И сейчас вам это продемонстрируют участники Лаборатории №4 Дружба звуков, у

кого в программках Клавиатура.

(На столе стеклянные стаканы с водой,

деревянные кубики, листы бумаги).

Возьмите по одному предмету, который может стать музыкальным в нашем

оркестре.

Вы музыканты, я дирижер. И своей палочкой, я буду указывать, кому когда играть.

Порепетируем пока без музыки.

А теперь вам нужно попасть в такт музыке. (в разнобой).

ОРКЕСТР

…………………….

Итогом нашей работы над темой проекта стало составление ментальной карты

«Звуки».

Слайд

И озвучивание детьми сказки- шумелки.

Слайд

Видео

И мы подошли к итоговой Лаборатории №5 «Сказка – Шумелка». (На столе

барабан, кастаньеты, бубенцы, металлофон, двойной барабан и текст сказки).

В которой поучаствуют те, у кого изображена Нота.

4

Проходите в лабораторию, где вас ждет сказка-шумелка. Предметы расположены в

том порядке, как они будут звучать по ходу сюжета сказки.

Первый инструмент…., второй…

А теперь нужно извлечь звук так, чтобы соответствовал персонажу или характеру

действия.

Итак, начнем. Сказка «Лиса и Волк».

……………………………….

В процессе работы мы достигли цели проекта - дети научились различать звуки

шумовые и музыкальные и была решена детская цель – они смогли вернуть звуки в

сон Герою.

слайд

Надеемся, нам удалось вам наглядно показать, как мы реализовываем задачи

образовательной области ХЭР в проектной деятельности старших дошкольников.

Знания,

полученные

детьми

в

данном

виде

деятельности

могут

быть

использованы педагогами при инсценировке сказок, разучивании стихов, что

способствует лучшему запоминанию и восприятию.

Спасибо всем!

5



В раздел образования