Автор: Рябцева Нина Дмитриевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: г. Гагарин Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей на уроках химии"
Раздел: среднее образование
Развитие познавательной деятельности обучающихся
Федеральные Государственные образовательные стандарты предполагают
реализацию
концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
гражданина
России,
формирование
способности
совершать
самостоятельные
поступки на основе морального выбора. Среди различных форм активизации
учебного
процесса
центрального
места
принадлежит
развитию
творческого
мышления учащихся, которые формирует сознательное отношение к окружающей
действительности.
В
современной
психологии
доказано,
что
для
развития
мышления
учащихся
большое
значение
имеют
их
практические
действия:
составление
схем,
диаграмм,
выполнение
опытов,
выделение
существенных
признаков,
обобщение.
Мыслительные
операции
развиваются
на
основе
предметных действий, при этом знания становятся более конкретными, лучше
связываются с практикой. Исследовательская работа учащихся развивает черты
творческой деятельности, формирует их интерес к познанию химических явлений
и их закономерностей.
В основе исследовательской модели обучения лежит
ориентация
на
научные
исследования
как
на
образец
построения
учебно-
воспитательного
процесса.
Ученик
становится
в
положение
ученого,
исследователя.
I.
При изучении многих тем в 8 и 9 классах можно использовать
следующие задания:
1.
Тема «Классификация неорганических соединений», 8 класс: распределить
вещества по классам и дать им названия.
1
2
3
4
1
NaCl
CuO
Ba
(
OH
)
2
H
2
SO
4
2
P
2
O
5
NaOH
HCL
SO
3
3
HNO
3
SiO
2
Na
2
O
Fe
(
OH
)
2
4
Al
(
OH
)
3
CuSO
4
AlCl
3
CaSO
4
5
FeO
ZnCl
2
Al
2
O
3
H
2
S
6
Na
2
SO
4
Ba
(
OH
)
2
Ca
(
OH
)
2
CaO
7
CO
2
Na
2
CO
3
NO
AgNO
3
8
H
3
PO
4
H
2
SO
3
HNO
3
HF
9
KOH
SO
2
Zn
(
OH
)
2
Al
(
OH
)
3
10
H
2
SiO
3
H
3
PO
4
MgCl
2
MgO
2.
Тема «Теория электролитической диссоциации», 8 класс: распределить на
электролиты и неэлектролиты.
3.
Тема: «Основные классы неорганических соединений» (повторение курса 9
класса): перечислите химические свойства вещества, которое имеет
формулу (выбор формулы из таблицы)
4.
Тема: «Основные классы неорганических соединений» (повторение курса 9
класса): Какие из веществ, представленных в таблице будут
взаимодействовать между собой.
5.
Темы «Металлы. Неметаллы», 9 класс: обучающиеся составляют схемы
электронного строения атомов, выясняют что общего в строении атомов
элементов одной группы, одного периода. Предсказывают, как будут
изменяться свойства элементов в группах, в периодах.
II.
На
втором
эт апе
обучающие ся
проводят
с а м о с т о я т е л ь н ы е
исследовательские работы.
Тема «Переходные элементы», 9 класс: ставим задачу
Получить гидроксид алюминия и проделать опыты с ним:
1) Взаимодействие с раствором кислоты
2) Взаимодействие с избытком раствора щелочи
Таким
образом
происходит
создание
проблемной
ситуации:
есть
основание,
которые
реагируют
и
с
кислотами,
и
со
щелочами
и
введение
понятия
«Амфотерность».
III.
Большое
значение
в
развитии
познавательных
способностей,
исследовательских
умений
имеют
практические
работы:
«Решение
экспериментальных
задач
на
распознавание
веществ».
Обучающиеся
должны
вспомнить
качественные
характеристики
веществ,
составить
план
действий,
подобрать
необходимые
реактивы.
На
основании
наблюдений
определить
вещества, оформить отчет в виде таблицы, составить уравнения реакций, сделать
соответствующие выводы.
Практическая работа: «Подгруппа кислорода».
Даны вещества: сульфат натрия, сульфид натрия, хлорид натрия, гидроксид
натрия. С помощью качественных реакций определить эти вещества.
Результаты эксперимента оформляются в таблице:
№
Реактивы
Вывод
I
II
III
В 10-11 классах учащие могут сами выполнять исследования аналогичные
тем, которые делали под руководством учителя, находить пути решения проблем.
Формирование исследовательских умений способствует развитию каждого
ученика, как творческой личности.
Использованная литература:
1. Кочкарова М.Х. О способах формирования интереса к процессу познания. \\
Химия в школе-2002г., №8
2. Шелинский Г.И. Развитие познавательной активности. // Химия-2004гю, №40