Напоминание

"Развитие творческих способностей на уроках химии"


Автор: Рябцева Нина Дмитриевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: г. Гагарин Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей на уроках химии"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие познавательной деятельности обучающихся

Федеральные Государственные образовательные стандарты предполагают

реализацию

концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

гражданина

России,

формирование

способности

совершать

самостоятельные

поступки на основе морального выбора. Среди различных форм активизации

учебного

процесса

центрального

места

принадлежит

развитию

творческого

мышления учащихся, которые формирует сознательное отношение к окружающей

действительности.

В

современной

психологии

доказано,

что

для

развития

мышления

учащихся

большое

значение

имеют

их

практические

действия:

составление

схем,

диаграмм,

выполнение

опытов,

выделение

существенных

признаков,

обобщение.

Мыслительные

операции

развиваются

на

основе

предметных действий, при этом знания становятся более конкретными, лучше

связываются с практикой. Исследовательская работа учащихся развивает черты

творческой деятельности, формирует их интерес к познанию химических явлений

и их закономерностей.

В основе исследовательской модели обучения лежит

ориентация

на

научные

исследования

как

на

образец

построения

учебно-

воспитательного

процесса.

Ученик

становится

в

положение

ученого,

исследователя.

I.

При изучении многих тем в 8 и 9 классах можно использовать

следующие задания:

1.

Тема «Классификация неорганических соединений», 8 класс: распределить

вещества по классам и дать им названия.

1

2

3

4

1

NaCl

CuO

Ba

(

OH

)

2

H

2

SO

4

2

P

2

O

5

NaOH

HCL

SO

3

3

HNO

3

SiO

2

Na

2

O

Fe

(

OH

)

2

4

Al

(

OH

)

3

CuSO

4

AlCl

3

CaSO

4

5

FeO

ZnCl

2

Al

2

O

3

H

2

S

6

Na

2

SO

4

Ba

(

OH

)

2

Ca

(

OH

)

2

CaO

7

CO

2

Na

2

CO

3

NO

AgNO

3

8

H

3

PO

4

H

2

SO

3

HNO

3

HF

9

KOH

SO

2

Zn

(

OH

)

2

Al

(

OH

)

3

10

H

2

SiO

3

H

3

PO

4

MgCl

2

MgO

2.

Тема «Теория электролитической диссоциации», 8 класс: распределить на

электролиты и неэлектролиты.

3.

Тема: «Основные классы неорганических соединений» (повторение курса 9

класса): перечислите химические свойства вещества, которое имеет

формулу (выбор формулы из таблицы)

4.

Тема: «Основные классы неорганических соединений» (повторение курса 9

класса): Какие из веществ, представленных в таблице будут

взаимодействовать между собой.

5.

Темы «Металлы. Неметаллы», 9 класс: обучающиеся составляют схемы

электронного строения атомов, выясняют что общего в строении атомов

элементов одной группы, одного периода. Предсказывают, как будут

изменяться свойства элементов в группах, в периодах.

II.

На

втором

эт апе

обучающие ся

проводят

с а м о с т о я т е л ь н ы е

исследовательские работы.

Тема «Переходные элементы», 9 класс: ставим задачу

Получить гидроксид алюминия и проделать опыты с ним:

1) Взаимодействие с раствором кислоты

2) Взаимодействие с избытком раствора щелочи

Таким

образом

происходит

создание

проблемной

ситуации:

есть

основание,

которые

реагируют

и

с

кислотами,

и

со

щелочами

и

введение

понятия

«Амфотерность».

III.

Большое

значение

в

развитии

познавательных

способностей,

исследовательских

умений

имеют

практические

работы:

«Решение

экспериментальных

задач

на

распознавание

веществ».

Обучающиеся

должны

вспомнить

качественные

характеристики

веществ,

составить

план

действий,

подобрать

необходимые

реактивы.

На

основании

наблюдений

определить

вещества, оформить отчет в виде таблицы, составить уравнения реакций, сделать

соответствующие выводы.

Практическая работа: «Подгруппа кислорода».

Даны вещества: сульфат натрия, сульфид натрия, хлорид натрия, гидроксид

натрия. С помощью качественных реакций определить эти вещества.

Результаты эксперимента оформляются в таблице:

Реактивы

Вывод

I

II

III

В 10-11 классах учащие могут сами выполнять исследования аналогичные

тем, которые делали под руководством учителя, находить пути решения проблем.

Формирование исследовательских умений способствует развитию каждого

ученика, как творческой личности.

Использованная литература:

1. Кочкарова М.Х. О способах формирования интереса к процессу познания. \\

Химия в школе-2002г., №8

2. Шелинский Г.И. Развитие познавательной активности. // Химия-2004гю, №40



В раздел образования