Напоминание

"Основные направления воспитательной работы со школьниками в учреждении дополнительного образования"


Автор: Смола Елена Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ ст. Старощербиновская МО Щербиновский район
Населённый пункт: станица Старощербиновская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные направления воспитательной работы со школьниками в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




III ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА РОССИИ 21 ВЕКА»

Из опыта работы по нравственно-патриотическому

воспитанию школьников

Я, Смола Елена Валерьевна, - педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дом

детского

творчества

муниципального

образования

Щербиновский

район

станица Старощербиновская, хочу поделиться опытом работы по нравственно-

патриотическому воспитанию школьников.

С 2016 по 2020 г. г. являлась руководителем объединения «ПАТРИОТ»,

действовавшим

в

рамках

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности для

школьников от 11 до 18 лет. (Приложение 1)

Программа призвана воспитывать чувство патриотизма у детей и

подростков на основе исследования истории жизни земляков, приближавших

победу в Великой Отечественной войне и очевидцев тех событий (ветеранов-

участников войны, их вдов, тружеников тыла, несовершеннолетних узников

концлагерей, детей войны).

Объектом

исследования

явился

поиск,

накопление,

обработка,

систематизация и сохранение информации о событиях, участниках и очевидцах

Великой Отечественной Войны 1941-1945 г. г.

Предмет исследования – воспоминания очевидцев событий ВОв,

проживающих на территории станицы Старощербиновской муниципального

образования Щербиновский район, а также документальные свидетельства того

времени (фотографии, письма, публицистика и т.д.).

Было реализовано межведомственное взаимодействие с управлением

социальной защиты населения, составлены информационные списки ветеранов-

участников, инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла,

несовершеннолетних узников концлагерей. Осуществлено взаимодействие с

районным

Советом

ветеранов

Великой

Отечественной

войны,

труда,

вооружённых сил и правоохранительных органов, собрана информация о

«детях войны». Организованы встречи и интервьюирование респондентов.

Частично осуществлено конспектирование аудиозаписей и видеозаписей

проведённых бесед и оформление полученных материалов в электронном

текстовом формате (Приложение 2).

В процессе работы над Проектом, школьники проявляли искреннюю

заинтересованность,

увлечённость

общим

делом,

обучились

навыкам

коллективного сотрудничества, открытого общения. Каждый с удовольствием

примерял на себя роль исследователя, ответственно подходил к сбору

материалов об истории «малой Родины» и жизни своих земляков во время

Великой Отечественной войны и в период оккупации.

Своими впечатлениями о проделанной работе ребята делились во время

занятий в объединении «ПАТРИОТ» (Приложение 3).

2

Приложение 1.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН

СТАНИЦА СТАРОЩЕРБИНОВСКАЯ

Рассмотрено и одобрено на заседании УТВЕРЖДАЮ

Педагогического/методического совета Директор МБУ ДО ДДТ

МБУ ДО ДДТ ст.Старощербиновская ст. Старощербиновская

______________ А.В.Приймак

Протокол №_______ от ______________

Приказ №_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПАТРИОТ»

Адресаты программы: обучающиеся от 11 до 18 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-разработчик программы:

педагог дополнительного образования

Смола Елена Валерьевна

станица Старощербиновская,

2020 год

3

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Нормативно-методические основы разработки программы представлены в

следующих документах:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4

сентября 2014 года № 1726-р.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года

1008

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года

№2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН

2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со-

держанию и организации режима работы образовательных организаций до-

полнительного образования детей».

6. Методические рекомендации Министерства образования, науки и мо-

лодежной политики Краснодарского края по проектированию дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (2016 год).

4

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой

фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть

фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого

всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным

ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту

сосуществования сотен народов и языков на территории России.

Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и

просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

В.В.Путин

РАЗДЕЛ I. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:

ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и подростков на

сегодняшний день очевидна.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь

из любви к своей школе, наставникам, к «малой Родине», патриотические чувства,

пройдя

через

целый

ряд

этапов

на

пути

к

зрелости,

поднимаются

до

общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему

Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная

сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать

чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. В

патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с

преданностью к служению Отечеству, стремление служить его интересам. На

личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика

человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах

поведения.

Поэтому гражданское и военно-патриотическое воспитание способствует

становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота

своей страны.

Настоящая

программа

определена

на

основе

необходимости

по

формированию у детей и подростков патриотического сознания, чувства верности

своему Отечеству и малой Родине, готовности к выполнению гражданского долга и

конституционных обязанностей по защите интересов Родины, края, станицы, школы.

Программа направлена на формирование и развитие личности школьника,

обладающего качествами гражданина и патриота, затрагивает два основных

направления системы патриотического воспитания: почтение к подвигу защитников

Отечества и уважение к школе и ее традициям.

Направленность

дополнительной

общеобразовательной

программы:

программа авторская, имеет социально-педагогическую направленность

Новизна

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе

которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.

5

Новизна программы заключается в её содержании, в стремлении изучать

проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием

современных

интерактивных

методов

и

форм

обучения

и

воспитания

(индивидуальные

и

групповые

проекты,

публикации,

исследовательская

деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций).

Программа призвана воспитывать чувство патриотизма у детей и подростков

на основе двух направлений: исследования биографий, интересных фактов из жизни

земляков, приближавших победу в Великой Отечественной войне (ветеранов-

участников войны, их вдов, тружеников тыла, узников концлагерей, детей войны).

Реализация поставленных целей будет происходить за счёт исследовательской

деятельности (изучение различных документов, книг, архивов, статей и т.д. по теме

ВОв), встреч, бесед, интервью. Собранные материалы планируется передавать в

архив, публиковать на страницах районной газеты, использовать для организации и

проведения тематических мероприятий, направлять для участия в конкурсах и т.д.

В процессе данной деятельности у воспитанников разовьются такие качества,

как патриотизм, исследовательский интерес, упорство в достижении цели; повысится

грамотность, расширится словарный запас; появится возможность познакомиться с

интересными людьми.

Актуальность

Актуальность

разработки

программы

подтверждается

событиями

в

современной жизни, а именно:

- экономическая дезинтеграция;

- социальная дифференциация общества;

- девальвация духовных ценностей.

Вышеуказанные аспекты оказывают негативное влияние на общественное

сознание большинства возрастных групп населения (в особенности подрастающего

поколения), резко снижают воспитательное воздействие российской культуры,

искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Ещё заметна частичная утрата нашим обществом традиционно российского

патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы вносят в понятие

«Патриотизм»

существенные,

часто

негативные

изменения.

К

сожалению,

в

общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм,

индивидуализм,

цинизм,

немотивированная

агрессивность,

неуважительное

отношение к государству, социальным институтам, духовным ценностям.

Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и

гражданского сознания обучающихся. И одними из важнейших направлений в этой

большой работе являются умение чтить и беречь память об истории своей Родины и

её народа.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая

целесообразность

программы

заключается

в

том,

что

предлагаемые

занятия

создадут

благоприятные

условия

для

формирования

патриотического сознания у детей и подростков, научат их коммуникативной

культуре,

будут

способствовать

воспитанию

таких

душевных

качеств,

как

дружелюбие, общительность, толерантность, почтение к родной истории.

Программа направлена на формирование мира ценностей человека, которые

содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их

элементов.

6

Вместе

с

тем

повышение

уровня

гражданственности,

социальной

адаптированности детей и подростков, их обучение способам успешной социализации

посредством патриотического воспитания, позволили бы избежать многих проблем

девиантного поведения.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы является то, что она рассчитана не

только на активных детей и подростков, но и предполагает воспитание и развитие

гражданской активности у ребят, не выделяющихся в коллективе и имеющих

посредственные знания.

В ходе работы

проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и

интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки и умения.

Приоритет отдаётся диалогическим методам обучения, совместного поиска

истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому

делу, что создаёт максимальные условия для развития личности.

Теоретические знания активно подтверждаются практической деятельностью,

что благоприятно влияет на усвоение и восприятие материала.

Адресаты программы

Программа рассчитана на подростков обоего пола в возрасте от 11 до 18 лет,

не требует предварительной подготовки.

Предполагаемый состав групп - разновозрастные.

Уровень образования - 5 - 11 классы.

Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной

области определяется в процессе первых занятий.

Наличие способностей - выдающихся талантов и способностей для участия в

программе не требуется.

Требования к физическому здоровью детей не предполагают особенной

физической подготовки, т. к. программа не включает специальных физических

нагрузок.

Уровень программы

Программа реализовывается на углубленном уровне (обучение в процессе

участия в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности).

Объём и срок освоения

1. Срок

освоения

программы

-

3

года,

программа

содержит

теоретический и практический материал (при необходимости может быть

переработана и дополнена).

2. Программа рассчитана с учётом 36-недельного учебного года из

расчёта: 4 академических часа в неделю для групп первого года обучения и 6

академических часов в неделю для групп второго и третьего года обучения. Из

основных часов педагогом выделяется один час на индивидуальную работу 2

раза в месяц для каждой группы (для подготовки воспитанников к участию в

конкурсах, фестивалях и т.п.).

3. Сроки реализации программы – 108 недель, 576 часов (теория - 196

часов, практика - 380 часов). Для первого года обучения - 36 недель, 144 часа

(теория - 46 часа, практика - 98 часов, из них индивидуальных – 17 часов); для

второго и третьего года обучения 36 недель, 216 часов (теория - 66 часов,

практика - 150 часов, из них индивидуальных – 18 часов).

7

Особенности организации образовательного процесса. Формы обучения и

режим занятий

1. Основной

формой

обучения

является

учебное

занятие

продолжительностью 45 минут.

2. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

3. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в месяц по 1 часу в

каждой группе (для выявления и поддержки одарённых детей, подготовки к

участию в конкурсах, фестивалях, выступлениях в СМИ и т.д.).

4. Оптимальное количество учащихся на занятиях от 6 до 12 человек, что

позволяет

педагогу

выработать

определённую

стратегию

работы,

включая

специальные индивидуальные и развивающие занятия. Группы – разновозрастные.

Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей и

их родителей (законных представителей).

5. Расписание занятий составляется с учётом пожеланий учащихся, их

родителей (законных представителей), а также возможностей учреждения.

6. Исходя из интересов и потребностей учащихся, порядок изложенных тем и

количество часов может меняться. На первом занятии и последующих (по

необходимости) проводится инструктаж по ТБ.

Цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Цели:

способствовать

формированию

гармонично

развивающейся

личности

посредством воспитания гражданственности, патриотизма и любви к родной станице,

краю и России.

1) образовательные (предметные):

– развитие познавательного интереса к истории малой Родины,

- приобретение знаний, умений и навыков в области поисково-творческой

деятельности;

2) личностные:

– формирование общественной активности личности,

- твёрдой гражданской позиции,

- уважения к подвигу защитников Отечества;

3) метапредметные:

– развитие мотивации к поиску, накоплению и сохранению информации о

жизни и подвигах соотечественников в годы ВОВ,

-

формирование

потребности

в

саморазвитии,

самостоятельности,

ответственности, активности.

Задачи:

-

проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию

условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

-

формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию,

обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и

девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-

утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей,

взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому России;

- создание благоприятных условий для полезного досуга детей и подростков;

- удовлетворение потребностей в творческом самовыражении, свободном

общении;

- расширение кругозора и стимулирование желание узнавать новое.

8

РАЗДЕЛ II. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

Форма

аттестации

I год обучения (4 часа на 1 группу)

1.

Инструктаж по ТБ.

Введение: основные направления работы в

течение года. Игры на знакомство, тренинги на

сплочение коллектива.

2

1

1

Наблюдение

2.

Публицистический стиль

2

1

1

Наблюдение

3.

Методы получения информации.

Индивидуальный стиль

2

1

1

Наблюдение

4.

Специфика текста (тема, идея, композиция).

Фигуры речи

2

1

1

Наблюдение

5.

Мемуарный жанр. Личный дневник

2

1

1

Наблюдение

6.

Я – редактор. Методика работы с текстом

2

1

1

Наблюдение

7.

Эпистолярный стиль. Письмо

2

1

1

Наблюдение

8.

Роль фотографии в тексте

2

1

1

Наблюдение

9.

Повествование

2

1

1

Наблюдение

10.

Описание

2

1

1

Наблюдение

11.

Рассуждение

2

1

1

Наблюдение

12.

Зарисовка. Фото зарисовка

2

1

1

Наблюдение

13.

Заметка и её особенности

2

1

1

Наблюдение

14.

Заголовок. Лид

2

1

1

Наблюдение

15.

Репортаж и его виды. Требования к репортёру

2

1

1

Наблюдение

16.

Очерк

2

1

1

Наблюдение

17.

Эссе

2

1

1

Наблюдение

18.

Интервью и его виды: портретное,

информационное, интервью-монолог

2

1

1

Наблюдение

19.

Рецензия

2

1

1

Наблюдение

20.

Отзыв

2

1

1

Наблюдение

21.

Статья

2

1

1

Наблюдение

22.

Хэдлайн

2

1

1

Наблюдение

23.

Разработка опросника для интервью с ветераном

Вов, тружеником тыла, «детьми войны»,

узниками концлагерей, жителями блокадного

Ленинграда

4

2

2

Собеседова-

ние

24.

Реализация

проекта

«Память

в

сердцах»:

встречи

с

ветеранами

ВОв,

участниками

трудового фронта и тыла, «детьми войны»,

несовершеннолетними узниками концлагерей,

жителями

блокадного

Ленинграда,

проживающими

на

территории

станицы

Старощербиновской,

интервьюирование,

аудиозапись

(видеосъемка)

бесед;

конспектирование и обработка полученной

информации.

78

22

56

Наблюде-

ние,

итоговая

работа

9

25.

Индивидуальные

занятия:

выявление

и

поддержка

одарённых

детей,

подготовка

воспитанников

к

участию

в

конкурсах,

фестивалях,

создание

публицистических

материалов, выступления в СМИ и др.

17

0

17

Дипломы,

грамоты,

благодар-

ности

и т.д.

Итого за год*:

144

46

98

II год обучения (6 часов на 1 группу)

26.

Реализация

проекта

«Память

в

сердцах»:

повторение

изученных

тем,

закрепление

умений и навыков; встречи с ветеранами ВОв,

участниками трудового фронта и тыла, «детьми

войны»,

несовершеннолетними

узниками

концлагерей,

жителями

блокадного

Ленинграда, проживающими на территории ст.

Старощербиновской,

интервьюирование,

аудиозапись

(видеосъёмка)

бесед;

конспектирование

и

обработка

полученной

информации.

198

58

140

Наблюде-

ние,

собеседова-

ние, итого-

вая работа

27.

Индивидуальные

занятия:

выявление

и

поддержка

одарённых

детей,

подготовка

воспитанников

к

участию

в

конкурсах,

фестивалях,

создание

публицистических

материалов, выступления в СМИ и др.

18

8

10

Дипломы,

грамоты,

благодар-

ности

и т.д.

Итого за год*:

216

66

150

III год обучения (6 часов на 1 группу)

28.

Реализация

проекта

«Память

в

сердцах»:

повторение

изученных

тем,

закрепление

умений и навыков; встречи с ветеранами ВОв,

участниками трудового фронта и тыла, «детьми

войны»,

несовершеннолетними

узниками

концлагерей,

жителями

блокадного

Ленинграда, проживающими на территории

станицы

Старощербиновской,

интервьюирование, аудиозапись (видеосъемка)

бесед;

конспектирование

и

обработка

полученной информации.

198

58

140

Наблюде-

ние,

итоговая

работа

29.

Индивидуальные

занятия:

выявление

и

поддержка

одарённых

детей,

подготовка

воспитанников

к

участию

в

конкурсах,

фестивалях,

создание

публицистических

материалов, выступления в СМИ и др.

18

8

10

Дипломы,

грамоты,

благодар-

ности

и т.д.

Итого за год*:

216

66

150

Итого за время реализации Программы :

576

196

380

⃰⃰⃰⃰

Общее количество учебных часов по итогам года по независящим от педагога

причинам может отличаться от запланированного.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) предметные результаты:

Учащиеся будут уметь:

- чётко определять свою гражданскую позицию и отстаивать её;

10

- проводить опрос, интервью, беседу, обрабатывать и использовать полученные

результаты;

- являться инициаторами общественно полезных дел.

Учащиеся будут знать:

- историю своей школы, «Малой» Родины, края, страны;

- положительные примеры из жизни своих земляков.

2) личностные результаты:

- сформировать высокий уровень общей культуры, патриотических чувств и

сознания на основе исторических ценностей России, Кубани, района, родной

станицы;

- воспитать любовь к малой Родине и её замечательным людям;

- выработать ответственное понимание гражданского долга и конституционных

обязанностей;

-

создать благоприятные условия для нравственного интеллектуального и

физического формирования личности.

3) межпредметные результаты:

- учащиеся будут иметь чёткое представление о подвиге, гражданской

ответственности, патриотизме;

- смогут самостоятельно осуществлять поисково-творческую деятельность.

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

- педагогическое наблюдение;

- описание и фиксация полученных данных;

- сравнение с ожидаемым результатом программы уже достигнутых показателей;

- участие в творческой работе по патриотическому воспитанию (конкурсы,

проекты, статьи в СМИ и т. д.);

- педагогический анализ результатов работы, активности учащихся на занятиях и

т.п.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ:

- подготовка аналитической справки с приложением фотоотчёта (один раз в

полгода).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Материально-техническое оснащение: кабинет, столы, стулья, ноутбук

или компьютер, доска, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и

учебных материалов, доступ к сети «Internet», фотоаппарат или видеокамера, принтер

с возможностью цветной печати.

2. Методическое обеспечение

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, творческий.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,

мотивация.

3. Технологии обучения

3.1 Информационные:

- по формам использования в образовательном процессе - интерактивное

занятие,

смешанный

режим

электронный

информационный

ресурс

и

непосредственное общение педагог – воспитанник(и);

11

- по типу обрабатываемой информации - данные, текст, графика, объекты

реального мира;

- по технологии обработки информации – предметные;

3.2 Личностно-ориентированные:

– технология сотрудничества;

- игровые технологии (деловые, имитационные, операционные, ролевые игры);

- разноуровневое обучение (дифференциация внутри группы) для продвижения

одарённых и компенсации пробелов в знаниях отстающих воспитанников.

4. Формы организации учебного занятия:

– беседа,

- встреча с интересными людьми,

- диспут,

- игра,

- тренинг.

В программе возможны изменения, дополнения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Периодические издания

1.

Морозова,

Т.

Гражданская

активность

и

самоорганизация

молодежи

/

Т.Морозова // Человек и труд. -2010. -№5. –С.65-68.

2.

Тонконогов,

А.В.

Патриотизм

как

идеология

современной

России

/

А.В.Тонконогов, канд. филос.наук // Социально-гуманитарные знания. – 2011. -

№5.- С.31-38.

Учебная и методическая литература

3.

Военно-патриотическое

воспитание

детей

и

подростков

как

средство

социализации / Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

4.

Воронова, Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе: программы,

мероприятия, игры / Е.А.Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 282 с.

12

Приложение 2.

«ЖИВЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ»

(Отрывки из воспоминаний детей войны, собранные учащимися

объединения «ПАТРИОТ»)

Глядя в глаза этих людей, замечаешь их особенный взгляд – в нём

столько грусти, столько страданий, которые, кажется, ничем не измерить, не

загладить, не искупить. Они такие разные, но всех объединяет одно общее горе

– детство, опалённое войной.

«Так жили все…»

Из воспоминаний Екатерины Александровны Бурлаевой.

«Во время оккупации мы проживали в хуторе недалеко от станицы

Новощербиновской.

…Нас, детей, было четверо. В сарае на крюках висела разделанная тушка

поросёнка – мясо и косточки. Когда фашисты стали забирать продукты, мама

заплакала и попросила, чтобы детям оставили немного. Мы тоже плакали.

Переводчик передал офицеру её просьбу. Тогда офицер взял кость, бросил её на

землю и пнул сапогом нам под ноги. Вот это мне запомнилось.

…Всем тогда приходилось трудно. Печь топили бурьяном. Мы собирали

в поле колоски и разные корешки, мама молола их на ручной мельничке,

добавляла воду и прямо так выкладывала тесто на плиту – не было масла, соли,

сахара. Ели «макуху» (жмых из семян подсолнечника, используемый для

кормления скотины)».

Из воспоминаний Веры Алексеевны Лагерной.

«Когда началась оккупация, мы жили в Старощербиновской.

Очень хорошо помню, как изменилось всеобщее настроение: никто не

шутил, не смеялся, все как будто замерли в ожидании чего-то неотвратимого и

страшного.

…Фашисты ходили по домам, брали всё, что хотели: вещи, посуду,

продукты. Рылись в шкафах, сундуках в поисках ценностей, выбрасывая

ненужное на пол. Снимали у женщин золотые серьги, кольца. У мамы с шеи

сорвали крестик.

…Тех, у кого были добротные дома, гитлеровцы выгоняли на улицу, а

сами там хозяйничали. Людям приходилось ютиться в собственных сараях или

у соседей».

Однажды кто-то из пришедших с войны односельчан угостил детей

сахаром - небольшой желтовато-серый кусочек, завёрнутый в измятую

газетную

бумагу,

долгое

время

пролежавший

в

кармане

солдатской

гимнастёрки.

«Постоянно

недоедающие,

несколько

лет

мы

не

видели

сладостей, а тут – целый пир! – вспоминает Вера Алексеевна, - Это было самое

замечательное лакомство на свете! Вкус того сахара я не забуду никогда!».

13

«Молитва девочки Гали»

Из воспоминаний Галины Ефремовны Пономарчук.

Во время оккупации семья Гали жила в Старощербиновской, девочке

было четыре с небольшим года.

Галя была в огороде, как вдруг послышался нарастающий рёв, и с неба

грянул оглушительный гром – это немецкие лётчики, кружась над станицей,

решили позабавиться, выпустив пулемётные очереди. Не помня себя от страха,

девочка бросилась бежать. Вокруг свистели пули, разлетались во все стороны

скошенные ветки и стебли травы. Вдруг чьи-то руки подхватили её - это

старенький дедушка, заметив мечущуюся в страхе внучку, кинулся к ней и

накрыл своим телом. Самолёты полетели дальше, а Галя впервые в жизни

увидела, как плачет дедушка и осознала, насколько близко были они от смерти.

Долгие месяцы оккупации смешались в каждодневный страх, голод,

холод. Молитв она не знала, но часто повторяла про себя: «Господи, если ты

есть, сделай, чтобы война поскорей закончилась, и все мы остались живы!»

«Наверное, Бог меня тогда услышал, - рассказывает Галина Ефремовна,

утирая подступившие слёзы, - Все мои родные остались живы, а папа, хоть и

был тяжело ранен, но сумел вернуться с войны домой».

Шёл 1947 год. Не смотря на то, что последние залпы Великой

Отечественной давно стихли, жизнь по-прежнему оставалась очень тяжёлой. В

стране царила разруха, нужно было восстанавливать практически всё – заводы,

фабрики, школы, больницы, сельское хозяйство. Люди жили в нищете,

голодали. Особенно тяжело было детям – от постоянного недоедания они часто

болели, некоторые даже умирали, а многие становились инвалидами на всю

оставшуюся жизнь.

Галя очень плохо росла: в свои восемь лет выглядела на пять. Не смотря

на это, девочка не отчаивалась – в любую погоду с завидным упорством ходила

она в школу, расположенную в нескольких километрах от дома. Школа была

самой большой радостью для детей в то время, но не все имели возможность

получать знания – у ребят попросту не было одежды и обуви. Гале повезло –

отец, вернувшись с фронта, принёс с собой добротные кирзовые сапоги. В них-

то и ходила она в школу, предварительно обмотав маленькие худенькие ножки

старой мешковиной.

«По соседству с нами жила женщина, у которой были две девочки чуть

младше меня, - вспоминает Галина Ефремовна, уже не сдерживая слёз, - Их

отец погиб на войне. Мать работала круглые сутки, чтобы хоть как-то

прокормить семью. Зимой дети не выходили из дома – не было ни одежды, ни

обуви. Их личики часто можно было увидеть за оконным стеклом – так им

хотелось погулять на улице! Пришла весна. Снег ещё не полностью растаял, на

земле лежала ледяная корка, но солнце светило так ярко, так весело пели

птички! Я вышла во двор, радуясь ясному дню, и соседские девочки тоже не

вытерпели и выбежали на улицу. Вместо одежды на них были мешки с

прорезями для рук и головы, а ножки босые. И вот они бегут, смеются, не

замечая холода, а по земле за ними тянутся кровавые следы – это лёд им стопы

изранил…».

14

«Эшелон смерти»

Из воспоминаний Владимира Алексеевича Пономарчук.

Родился и вырос Володя на Украине. Ему было 10 лет, когда фашисты

начали свои бесчинства: каждый день умерщвляли сотни людей, не щадили

даже младенцев. Множество мирных жителей переправляли в рабство в

Германию: их выволакивали из домов, строили в колонны на улицах, топча

сапогами и избивая прикладами, гнали на вокзалы, к поездам.

В одной из таких колонн оказался Володя. Людей буквально запихивали в

товарные вагоны, сидеть было невозможно – только стоять. Мальчик обратил

внимание на то, что перед погрузкой людей «сортируют» - в дальние вагоны

отправляют пожилых и больных, а в ближние – молодёжь и детей. Жуткая

правда открылась через некоторое время.

В «голове» состава находилось несколько вагонов, приспособленных под

лазарет – прямо во время следования там лечили немецких солдат, проводили

операции. Пациентам часто требовалась кровь для переливания. Тогда

фашисты останавливали состав, направлялись к ближайшему вагону с

узниками и выхватывали из толпы первую попавшуюся жертву – молодого,

подростка или ребёнка. У каждого из них выкачивали кровь, а безжизненные

обескровленные тела сбрасывали на насыпь. Володя выжил только потому, что

отряд партизан взорвал рельсы, некоторым узникам удалось сбежать в лес и

спрятаться там.

А «эшелоны смерти» ещё долго ходили по железным дорогам нашей

страны, оставляя за собой жуткий след.

«Предатели поневоле»

Из воспоминаний надежды Ивановны Аршиновой.

«В 1942 году мне было 6 лет. Жили мы в станице Ленинградской. Как

только пришли фашисты, они согнали жителей на площади и объявили, что

теперь будет новая власть.

Оставшихся мужчин (стариков и инвалидов) стали заставлять служить

«полицаями», то есть фашистскими помощниками, угрожая расправой. Один

инвалид стал отказываться, говорил, что ему трудно передвигаться на костылях

(он был без одной ноги). Тогда комендант приказал вывести вперёд его семью.

Солдаты вытолкали на середину площади женщину и девочку. Девочке

было около пяти лет, она плакала и держались за юбку матери. Солдаты

отобрали девочку, а когда мать попыталась им помешать, ударили её

прикладом по голове. Женщина упала на землю и затихла, из раны лилась

кровь.

В это время гитлеровец отдал приказ, и солдаты наставили на

рыдающую малышку автоматы. Тогда мужчина-инвалид заплакал и согласился

служить фашистам.

Так немцы заставляли почти всех, только единицы были предателями по

собственной воле».

15

На вопрос «Что привело советский народ к победе?» все наши

собеседники

отвечают

одинаково:

«…люди

были

едины,

дружны,

поддерживали друг друга, делились последним».

Почему же сейчас мы живём по-другому?

Почему материальные ценности зачастую стоят выше моральных качеств,

а истинные чувства заменяются виртуальными?

Наверное, потому, что люди перестают помнить о своём прошлом.

Кто-то из древних мыслителей сказал: «Не смейте забывать войну! Как

только прошлая война забудется, сразу начнётся новая».

Очень жаль, что правда о Второй Мировой в наши дни часто искажается,

в особенности это популярно среди представителей некоторых не дружески

настроенных по отношению к России стран.

Такая пропаганда происходит намеренно и целенаправленно в СМИ,

Интернете, бесплатных приложениях для смартфонов. Особенно склонны

верить подобным лживым обращениям подростки, ведь эта социальная

категория, как правило, легко поддаётся внушению.

Считаю, что каждый современный российский школьник должен знать

правду о том, какой ценой досталась нашему народу Победа, сколько судеб

было искалечено, сколько жизней отдано за то, чтобы мы имели право расти

под чистым мирным небом!

16

Приложение 3.

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАТРИОТ»

Константин Ефремов, ученик 8 класса:

«Рассказы очевидцев Великой Отечественной войны произвели на меня

глубокое впечатление. Я был поражён тем, какие зверства творили фашисты на

нашей земле!

И мне очень жаль, что в наше время представители некоторых стран

умышленно искажают историю Второй мировой, приписывая победу себе.

Я считаю, что каждый современный российский школьник должен

знать правду о тех событиях и помнить, кем была завоёвана победа, и какой

ценой пришлось за неё заплатить».

Валерия Кирий, ученица 7 класса:

«Мне очень нравится заниматься в объединении «ПАТРИОТ», общаться

с пожилыми людьми, слушать истории об их жизни, воспоминания о войне.

Война – очень страшное слово. Мне хочется, чтобы на земле никогда не

было войн, чтобы на нашу страну больше не нападали захватчики, и пусть у

всех детей будет счастливое детство!»

Алёна Юдичева, ученица 8 класса:

«Общаясь с ветеранами войны, я как бы стала очевидцем тех далёких

событий, как будто побывала рядом с ними на полях сражений.

Сколько горя пришлось пережить этим людям! А, ведь, тогда они были

совсем ещё молодыми, некоторым едва исполнилось 16. Удивительно, какую

силу духа нужно было иметь, как крепко любить свою Родину, чтобы быть

готовым отдать всё ради её будущего!

Я искренне горжусь, что познакомилась с этими замечательными,

благородными людьми, их подвиг достоин преклонения».

Ангелина Кириий, ученица 7 класса:

«Когда слушаешь истории пожилых людей о войне, представляешь себе

это, - становится страшно.

Я очень люблю свою маму, сестрёнку, своих родных и не хочу их

потерять. Не хочу, чтобы мой дом был разрушен, чтобы вокруг было горе.

Я люблю жизнь и ненавижу войну!».

Диана Егурнёва, ученица 6 класса:

«В объединении «Патриот» мы делаем хорошую и нужную работу.

Воспоминания

людей,

которые

своими

глазами

видели

Великую

Отечественную войну, которые завоевали для нас победу, - бесценны.

Я думаю, что каждый, кто слушал ветеранов, говорил с ними, навсегда

сохранит их подвиг в своём сердце».

17

Екатерина Кириенко, ученица 8 класса:

«Я заметила, что все люди, пережившие войну, несмотря на тяготы и

невзгоды своей судьбы, очень добрые и общительные.

Я восхищаюсь их мужеством, стойкостью, силой духа. Нам есть, чему у

них поучиться.

Жаль, что их так мало осталось среди нас».

Дарья Кикоть, ученица 6 класса:

«Мне интересно задавать вопросы, слушать истории ветеранов. В эти

моменты события Великой Отечественной предстают передо мной очень ярко.

Я хочу, чтобы эти воспоминания мы смогли собрать в одну книгу

Памяти, чтобы её потом прочитали все-все, дети и взрослые.

Война не должна повториться!».

Ольга Коваленко, ученица 9 класса:

«У большинства моих ровесников счастливая благополучная жизнь. У

нас есть современные телефоны, ноутбуки, компьютеры, красивые вещи,

возможность бесплатно заниматься в спортивных и творческих кружках и

секциях. И сейчас трудно представить, что для детей военной поры даже

кусочек сахара был редким лакомством.

О тех страшных событиях нельзя молчать. О них нужно напоминать

людям постоянно, чтобы ужасы войны больше никогда не повторились».

Валерия Тарасенко, ученица 11 класса:

«Мы встречаемся с участниками Великой Отечественной войны не

просто для того, чтобы пообщаться, узнать об их жизни. Воспоминания этих

людей необходимы молодому поколению. В них столько сильных чувств, такая

преданность Родине, любовь к своей земле, что это поражает.

Подвиг наших земляков никогда не будет забыт!»



В раздел образования