Напоминание

"Ранние романтические рассказы М. Горького "Макар Чудра", "Старуха Изергиль"


Автор: Шапова Олеся Эдуардовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Брянский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: презентация
Тема: "Ранние романтические рассказы М. Горького "Макар Чудра", "Старуха Изергиль"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Максим Горький

«Макар Чудра»,

«Старуха Изергиль»

Максим Горький

Ранние романтические рассказы

М.Горького

Признаки романтического рассказа:

1. Романтическое время суток - ночь.

2. Романтическая природа: море, кроваво-красная

луна, звезды.

3. Романтические герои: Ларра, Изергиль, Данко,

Макар Чудра, Лойко Зобар, Радда.

«Макар Чудра» (1892

г.)

«Макар Чудра» (1892

г.)

Жанр: рассказ.

Композиция: рассказ в рассказе.

Макар Чудра - рассказчик. Необычна и колоритна

фигура старого цыгана. Говорит он почти афоризмами. В

рассказанной им легенде декларируется основная

жизненная позиция: более всего он ценит свободу.

Исключительные герои - исключительная любовь.

«Макар Чудра» (1892

г.)

Молодой

Горький

«размахнулся»,

показал

красоту

и

силу

свободного

человека, который ещё не знает, куда её применить, чтобы не погибла она

бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко,

мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность

обрести счастье и покой. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А

ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне

не жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочет доказать

своё превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а

скорее игра Честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма:

герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.

«Старуха Изергиль»

(1894)

«Старуха Изергиль»

(1894)

Жанр: рассказ-триптих.

В нем 3 части:

1- (условно) легенда о Ларре

2 - жизнь Изергиль

3 - легенда о Данко

«Старуха Изергиль»

(1894)

Рассказ-триптих

«Старуха Изергиль»

(1894)

Композиция: рассказ в рассказе.

«Старуха

Изергиль» (1894)

Философия Ларры -

философия

индивидуализма.

«Старуха

Изергиль» (1894)

Интересно то, что Ницше в своих

произведениях часто упоминает орлов:

«На дереве будущего вьём мы свое

гнездо; орлы должны в своих клювах

приносить пищу нам, одиноким!»;

«И, подобно могучим ветрам, хотим

мы жить над ними, соседи орлам,

соседи снегу, соседи солнцу — так

живут могучие ветры»..!

«Старуха

Изергиль» (1894)

Агасфер, или Вечный жид — легендарный

персонаж, по преданию обречённый скитаться из

века в век по земле до Второго пришествия Христа.

Фигура «Вечного жида» появляется в сюжетах

европейской литературы и живописи.

Сюжет, послуживший материалом для многих

литературных, поэтических и живописных

произведений, как он рисуется в его окончательном

виде, следующий: иудей-ремесленник, мимо дома

которого вели на распятие Иисуса Христа, нёсшего

свой крест, отказал Иисусу и оттолкнул его, когда тот

попросил позволения прислониться к стене его дома,

чтобы отдохнуть, и за это был осуждён на скитание по

земле до Второго пришествия и вечное презрение со

стороны людей.

«Старуха

Изергиль» (1894)

Философия Изергиль-

философия гедонизма.

«Старуха

Изергиль» (1894)

Философия Данко-

философия альтруизма.

«Старуха

Изергиль» (1894)

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи

в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились обозы, и евреи

тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,

что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули

евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь

спас

евреев

от

гибели.

Он

велел

Моисею

ударить

палкой

по

морю.

И вдруг

воды

расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну,

а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею

ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь

евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал

евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную

Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время

вождь их Моисей умер.

«Старуха

Изергиль» (1894)

Сравнительная таблица образов рассказа

«Старуха

Изергиль» (1894)

В

ранних

романтических

произведениях

Горького

нашли

отражение

некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральным

образом у Горького является сильная личность, воплощающая идею свободы.

«Сила есть добродетель»,-утверждал Ницше, и для Горького красота человека

заключается в силе и подвиге, даже бесцельном.

Отличительные

черты

романтических

образов

Горького

-

гордая

непокорность

судьбе

и

дерзкое

свободолюбие,

цельность

натуры

и

героичность

характера.

Романтический

герой

стремится

к

ничем

не

стесняемой

свободе,

без

которой

нет

подлинного

счастья

и

которая

ему

нередко дороже самой жизни.

Есть только две формы жизни: гниение и

горение. Трусливые и жадные изберут первую,

мужественные и щедрые – вторую; каждому,

кто любит красоту, ясно, где величественное.

Часы нашей жизни – пустые, скучный часы;

наполним же их красивыми подвигами, не жалея

себя, и тогда мы переживем красивые, полные

радостного трепета, полные жгучей гордости

часы!

М. Горький



В раздел образования