Автор: Шапова Олеся Эдуардовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Брянский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: презентация
Тема: "Ранние романтические рассказы М. Горького "Макар Чудра", "Старуха Изергиль"
Раздел: среднее профессиональное
Максим Горький
«Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль»
Максим Горький
Ранние романтические рассказы
М.Горького
Признаки романтического рассказа:
1. Романтическое время суток - ночь.
2. Романтическая природа: море, кроваво-красная
луна, звезды.
3. Романтические герои: Ларра, Изергиль, Данко,
Макар Чудра, Лойко Зобар, Радда.
«Макар Чудра» (1892
г.)
«Макар Чудра» (1892
г.)
Жанр: рассказ.
Композиция: рассказ в рассказе.
Макар Чудра - рассказчик. Необычна и колоритна
фигура старого цыгана. Говорит он почти афоризмами. В
рассказанной им легенде декларируется основная
жизненная позиция: более всего он ценит свободу.
Исключительные герои - исключительная любовь.
«Макар Чудра» (1892
г.)
Молодой
Горький
«размахнулся»,
показал
красоту
и
силу
свободного
человека, который ещё не знает, куда её применить, чтобы не погибла она
бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко,
мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность
обрести счастье и покой. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А
ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне
не жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочет доказать
своё превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а
скорее игра Честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма:
герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.
«Старуха Изергиль»
(1894)
«Старуха Изергиль»
(1894)
Жанр: рассказ-триптих.
В нем 3 части:
1- (условно) легенда о Ларре
2 - жизнь Изергиль
3 - легенда о Данко
«Старуха Изергиль»
(1894)
Рассказ-триптих
«Старуха Изергиль»
(1894)
Композиция: рассказ в рассказе.
«Старуха
Изергиль» (1894)
Философия Ларры -
философия
индивидуализма.
«Старуха
Изергиль» (1894)
Интересно то, что Ницше в своих
произведениях часто упоминает орлов:
«На дереве будущего вьём мы свое
гнездо; орлы должны в своих клювах
приносить пищу нам, одиноким!»;
«И, подобно могучим ветрам, хотим
мы жить над ними, соседи орлам,
соседи снегу, соседи солнцу — так
живут могучие ветры»..!
«Старуха
Изергиль» (1894)
Агасфер, или Вечный жид — легендарный
персонаж, по преданию обречённый скитаться из
века в век по земле до Второго пришествия Христа.
Фигура «Вечного жида» появляется в сюжетах
европейской литературы и живописи.
Сюжет, послуживший материалом для многих
литературных, поэтических и живописных
произведений, как он рисуется в его окончательном
виде, следующий: иудей-ремесленник, мимо дома
которого вели на распятие Иисуса Христа, нёсшего
свой крест, отказал Иисусу и оттолкнул его, когда тот
попросил позволения прислониться к стене его дома,
чтобы отдохнуть, и за это был осуждён на скитание по
земле до Второго пришествия и вечное презрение со
стороны людей.
«Старуха
Изергиль» (1894)
Философия Изергиль-
философия гедонизма.
«Старуха
Изергиль» (1894)
Философия Данко-
философия альтруизма.
«Старуха
Изергиль» (1894)
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи
в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились обозы, и евреи
тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,
что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули
евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь
спас
евреев
от
гибели.
Он
велел
Моисею
ударить
палкой
по
морю.
И вдруг
воды
расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну,
а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею
ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь
евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал
евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную
Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время
вождь их Моисей умер.
«Старуха
Изергиль» (1894)
Сравнительная таблица образов рассказа
«Старуха
Изергиль» (1894)
В
ранних
романтических
произведениях
Горького
нашли
отражение
некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральным
образом у Горького является сильная личность, воплощающая идею свободы.
«Сила есть добродетель»,-утверждал Ницше, и для Горького красота человека
заключается в силе и подвиге, даже бесцельном.
Отличительные
черты
романтических
образов
Горького
-
гордая
непокорность
судьбе
и
дерзкое
свободолюбие,
цельность
натуры
и
героичность
характера.
Романтический
герой
стремится
к
ничем
не
стесняемой
свободе,
без
которой
нет
подлинного
счастья
и
которая
ему
нередко дороже самой жизни.
Есть только две формы жизни: гниение и
горение. Трусливые и жадные изберут первую,
мужественные и щедрые – вторую; каждому,
кто любит красоту, ясно, где величественное.
Часы нашей жизни – пустые, скучный часы;
наполним же их красивыми подвигами, не жалея
себя, и тогда мы переживем красивые, полные
радостного трепета, полные жгучей гордости
часы!
М. Горький