Напоминание

Значение фольклорной песни в развитии детей дошкольного возраста.


Автор: Пиндюр Екатерина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАБОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Значение фольклорной песни в развитии детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение фольклорной песни в развитии детей

дошкольного возраста.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование

человека, который будет жить в современном мире. Художественно -

эстетическое развитие, и в частности музыкальное искусство, предоставляет

детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить

способность художественного, эстетического, нравственного оценивания

окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять

духовный опыт поколений. Народная культура как и жизненный опыт

передаются изустно от взрослых к детям. Шлифование содержания из

поколения в поколение позволяет им стать, своего рода образцами норм

поведения, а так же воспитания и обучения им детей дошкольного возраста.

Детский фольклор –

это

особенная

область

устного

народного творчества, куда входит материал из разных источников. Именно

детский

фольклор

служит

средством

формирования

эстетического

и

нравственного фундамента ребенка, развивает его ассоциативное и образное

мышление. А уже благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие

способности, приобретает опыт творческой деятельности. Тем самым

формируется его индивидуальность.

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших

предков.

Фольклор

имеет

ярко

выраженную

эстетическую

направленность. Народная музыка, в отличие от современной популярной,

создавалась не для слушания. Она жила в действии: игре, обряде,

труде. Многое создавалось специально для детей. Кроме того, многие

произведения были созданы самими детьми. Приобщение детей к народной

культуре является средством формирования у них патриотических чувств,

развития духовности. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа,

его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства

предков. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих

столетий,

произведения

детского

музыкального фольклора обрели

содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В

детском музыкальном фольклоре находится ключ к пониманию возрастной

психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную

дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и

телом.

Одной из наиважнейших задач является показ красоты русского языка

через фольклор, выраженной в песнях, припевках, потешках, закличках,

колядках, играх-забавах и пр. А так же формирование у детей интереса к

детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей, т.к. песни,

потешки, припевки оказывают воздействие не только на разум, но и на

чувства ребенка: поучения, заключенные в них. Они легко воспринимаются и

запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

С помощью фольклора можно заинтересовать детей, довести до них

этические нормы, привить любовь к родному языку.

Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Поистине,

песня - душа народа. Народное песенное творчество оказывает самое

непосредственное

и

глубокое

воздействие

на

эмоциональный

мир

детей.

Ребенок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом:

всё,

с

чем он

соприкасается,

воспринимается

им,

прежде

всего,

эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка народную песню

ничем нельзя заменить. Воспитательное значение народной песни очень

велико. Она становится не только средством художественного воспитания

детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе,

народу.

Русские

народные

песни

хранят

в

себе

начало

глубокой

нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли,

настроения народа. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие

уменьшительно-ласкательных

слов,

мелодичность,

задушевность

тона,

вызывают у ребят желание говорить красиво и складно, развивают чувство

ритма. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению

дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. В ней

столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен

понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор

создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки,

частушки,

небылицы,

они

тонко

чувствуют

юмор.

События, разворачивающиеся

в

небылицах,

могут

быть

совершенно

невероятные, нереальные и это укрепляет в детях понимание подлинных,

реальных событий, связей вещей и явлений. Режиссура песен в старших

группах усложняется, появляются характерные роли: лирические («Пошла

млада», комические («Из-за рощи зеленой», задорные («Жил я у барина»).

Особое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется импровизации -

это важная ступень, ведущая к театрализованной деятельности. Дети любят

игры-хороводы, в которых сюжет текста превращается в небольшое

театрализованное действие («Как задумал старый дед»). При распределении

ролей, обращаю внимание старших дошкольников на характер, манеру

поведения

персонажей,

предлагаю

использовать

при

обыгрывании

сценки, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки и т. д.).

Запоминание

старинного

текста

в

некоторых

стихах

и

песнях развивает память и мышление детей, народные костюмы, предметы

домашнего обихода (домашняя утварь) вызывают неподдельный интерес.

Исполнение народных песен, частушек, танцев, хороводов, игра

на музыкальных народных инструментах, не только развивают музыкальные

способности, но и сближают между собой самых разных, не похожих друг на

друга

детей.

В

процессе

этой

деятельности

ребёнок

приобретает

личный музыкально-

фольклорный

опыт,

позволяющий

испытывать «радость узнавания» знакомой русской народной мелодии.

Углублённая работа в данном направлении помогает развивать у детей

свободное владение телом, музыкальный слух, воображение и фантазию,

более

глубокое

постижение

содержания музыки.

Дети

приобретают

собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогащая

его

запасом

разнообразных

двигательных

упражнений,

помогающих

раскрыть способности

каждого

ребёнка,

его

сценического творчества, способности

к

импровизации,

нестандартности

мышления и психологического раскрепощения средствами театрализованных

игр и игр-представлений.

Детям

очень

нравится

инсценирование

песен,

задача

которых

действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у

них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие

жизни. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет и

классическую музыку.



В раздел образования