Автор: Инжеватова Анна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 181" г. о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Жалобная книга природы"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие во второй младшей группе
«Жалобная книга природы»
Подготовила:
Воспитатель Инжеватова А.А.
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Задачи:
• развивать познавательный интерес к миру природы;
• формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для
природы и для самого ребенка поведения;
• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей
помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем
окружении;
• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к
миру природы и окружающему миру в целом.
Оборудование: мультимедийная презентация, разноцветные шарики, мешки для мусора, макет
дерева, птички разного размера, каштаны, пластилин, лесные знаки.
Ход занятия
Звучит музыка
Воспитатель –Ребята, а как вы думаете, что такое природа?
Дети (ответы)
Воспитатель. – А давайте мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол.
Что вы видите?
Дети - Мел.
Воспитатель. – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что
стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?
Дети – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.
Воспитатель. – А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на
части?
Дети – Они погибнут.
Воспитатель. – Значит, как надо относиться к природе?
Дети - Бережно, осторожно, внимательно.
Воспитатель. А что нельзя делать?
– Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
Звучит голос. (Книга)
- Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
Воспитатель. – (подходит к интерактивной доске). Ребята, вы знаете что это такое?
Дети – книга
Воспитатель. – Правильно, книга, но не обычная, а жалобная книга природы. Люди часто ведут
себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа
собрала в этой книге. Сейчас она обращается к вам, потому, что кто-то из лесных жителей
нуждается в помощи. Что же делать?
Дети – Помочь природе.
Воспитатель. – Боюсь, что мне одной не справиться. Где же мне найти помощников? Кто мне
может помочь? А вы, могли бы мне помочь?
– Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди,
умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие
друзья природы.
– А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу.
(Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).
Книга – Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Воспитатель. – Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети рассматривают шарики разного цвета)
Д\и «Тропинка». (разложить шарики по цветам в тропинки)
Воспитатель. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их домик.
Воспитатель. – О чем же еще поведает нам книга жалоб?
В. -Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет ручеек. (Изображение
лесного ручейка). Посмотрите внимательно, что с ним случилось?
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно вести в природе. Они разбросали мусор,
бросили в ручей корягу, которая мешает течению ручья. Что нужно сделать, чтобы помочь
ручейку? Нам необходимо освободить течение ручейку и убрать мусор на его берегу.
(Дети сортируют мусор по пакетам).
Воспитатель: Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?
Дети: Он, будет скапливаться! Разрушать природу! Может загореться на солнце!
Воспитатель. – Вы такие молодцы! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и послушали голоса
птиц! Присаживайтесь на берег ручейка (Тишина). Вы кого-нибудь слышите? Что же случилось?
Почему не слышно птичьего пения? Как вы думаете? Может нам поможет разобраться в этом
жалобная книга? Давайте откроем следующую страницу. (Изображение птицы)
Книга. –
Надо птиц в лесу любить,
И не надо их ловить.
Птичьих гнезд не разорять,
В руки птенчиков не брать!
(Дети подходят к макету дерева, становятся в круг, и педагог раздает им фигурки с
изображениями птичек. Педагог говорит: «У вас в руках сейчас карточки с изображениями
птичек. У этих птиц, как и в стихотворении, тоже потерялись детки. Давайте поможем мамам и
малышам найти друг друга». Дети должны быстрее найти пару – похожих друг на друга
маленькую и большую фигурки птичек.
Д/ И "Птенец в гнезде"
Воспитатель. – Вот и запели птицы в нашем лесу. (звучит фонограмма)
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем для леса подарки, смастерим грибочки. Смотрите, что у
меня есть. Здесь каштаны и пластилин. Из пластилина сделаем ножки, а шляпками будут
каштанов. Посмотрите, как я это сделаю (показ способа работы).
Самостоятельная работа детей. Кто смастерил, ставит свой грибок под деревья в лесу.
Включается запись звуков леса.
Физкультминутка.
Утром дети в лес пошли, (шаг на месте)
По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)
Дети в садик опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Воспитатель. – Молодцы, ребята и птицам смогли помочь. Кто же еще обратился к нам с
просьбой, открывайте следующую страницу. (Изображение животных)
Книга. – Шум и гам в лесу стоит,
В норках весь лесной народ сидит.
Почему их обижают,
И в лесу спокойно жить мешают?
Заколдованные картинки.
Воспитатель. - Ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.
Злой волшебник Противняк
Заявил сегодня так:
- Кто сегодня в лес придет,
Никого здесь не найдет.
Я с утра пораньше встал,
Всех зверей заколдовал.
Очень надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.
Воспитатель показывает детям на экране картинки с изображением ушей животных (заяц, волк,
медведь, лиса, белка).
Дети угадывают и называют “заколдованных” животных по ушам
Воспитатель – Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу, помогает животным?
Дети- Лесник
Воспитатель. - Давайте поможем леснику и установим в лесу знаки, которые помогут людям
вести себя правильно в лесу (Рассматривание и обсуждение знаков. Почему нельзя так
поступать, к каким последствиям могут привести разжигание костра, разбрасывание мусора, что
станет с детенышами диких животных, если их забрать домой)
(Дети расставляют знаки)
Воспитатель. – Посмотрите, как рада книга, что закончились жалобы в лесу. Наведен порядок,
и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей
встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому
других.
Воспитатель. – В благодарность, за вашу помощь природе я хочу вам подарить на память
фотографии, на которых изображены мои любимые уголки леса.
Рефлексия:
- Скажите ребята вам понравилось путешествие?
- Где мы сегодня были и кому помогали?
- какие правила поведения в лесу вы запомнили?