Напоминание

Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников


Автор: Шаталова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная

монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут

пересказать литературные произведения. Поэтому, тему: «Роль театрализованных игр в

активизации речевой деятельности – дошкольников» я выбрала как основную в своей

деятельности. Новизна опыта состоит в создании системы работы по активизации речевой

деятельности детей посредством театрализованных игр.

Цель моей работы - создание условий для развития речи детей через творческую

активность в театрализованной деятельности.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру,

монологическую, диалогическую формы речи;

активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес детей;

развивать навыки театрально – исполнительской деятельности;

создать атмосферу творчества.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных

произведений

(сказки,

рассказы,

специально

написанные

инсценировки).

Герои

литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения,

события

жизни,

измененные

детской

фантазией,

сюжетом

игры.

Особенность

театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит,

деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Театрализованные

игры

в

зависимости

от

ведущих

способов

эмоциональной

выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет делятся на:

игры-драматизации

режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно

создает образ.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок,

организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».

Для исполнения роли ребенок должен владеть «выразительностью речи», которая

включает в себя:

- вербальные средства– интонация, лексика;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-

образовательной деятельности. Поэтому, одним из важных этапов работы по развитию

речи я выделяю именно работу над её выразительностью.

Для этого я использую знакомые любимые сказки, которые включают в себя всю

совокупность средств русского языка, и предоставляю детям возможность естественного

ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание

сказок

позволяет

научить

детей

пользоваться

разнообразными

выразительными

средствами в их сочетании.

В

процессе

работы

над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных

высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая

роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно

изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок

начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать сложные

ситуации,

делать

выводы

и

обобщения.

Это

способствует

совершенствованию

умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. Увиденное и

пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей,

вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это

способствует развитию связной речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления

в монологической форме.

Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные

представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному

воздействию.

В

силу

образно-конкретного

мышления

детям

инсценировка

художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности также огромны: ее

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь

их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова,

пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их

смысловым содержанием.

Большую роль я отвела организации предметно-развивающей среды. В группе я

организовала театральный уголок, обеспечивающий совместную театрализованную

деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. В

нём я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо,

реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляю материал, ориентируясь

на интересы детей.

Также в работе я использую:

картотеки игр и упражнений

картотека мнемотаблиц

маски

костюмы

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры я уделяю

взаимодействию с семьей. Родители дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся

сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть.

Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно

они вместе с детьми посещают театральные представления, читают книги, просматривают

видеофильмы, рекомендуемые мною, делятся с детьми своими впечатлениями. Это

способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

В группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими

руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним.

Результатом нашей совместной работы стали постановки спектаклей: «Заюшкина

избушка», «Под грибом», «Теремок», «Колобок», «Муха - Цокотуха».

Итак, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет

использовать их как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие,

радость. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи

программы развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития

детей можно и нужно использовать этот богатейший материал.



В раздел образования