Автор: Шаталова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная
монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут
пересказать литературные произведения. Поэтому, тему: «Роль театрализованных игр в
активизации речевой деятельности – дошкольников» я выбрала как основную в своей
деятельности. Новизна опыта состоит в создании системы работы по активизации речевой
деятельности детей посредством театрализованных игр.
Цель моей работы - создание условий для развития речи детей через творческую
активность в театрализованной деятельности.
Для реализации цели я поставила следующие задачи:
совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру,
монологическую, диалогическую формы речи;
активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес детей;
развивать навыки театрально – исполнительской деятельности;
создать атмосферу творчества.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных
произведений
(сказки,
рассказы,
специально
написанные
инсценировки).
Герои
литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения,
события
жизни,
измененные
детской
фантазией,
сюжетом
игры.
Особенность
театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит,
деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Театрализованные
игры
в
зависимости
от
ведущих
способов
эмоциональной
выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет делятся на:
игры-драматизации
режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно
создает образ.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок,
организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».
Для исполнения роли ребенок должен владеть «выразительностью речи», которая
включает в себя:
- вербальные средства– интонация, лексика;
- невербальные средства – мимика, жесты, поза;
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-
образовательной деятельности. Поэтому, одним из важных этапов работы по развитию
речи я выделяю именно работу над её выразительностью.
Для этого я использую знакомые любимые сказки, которые включают в себя всю
совокупность средств русского языка, и предоставляю детям возможность естественного
ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание
сказок
позволяет
научить
детей
пользоваться
разнообразными
выразительными
средствами в их сочетании.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая
роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок
начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать сложные
ситуации,
делать
выводы
и
обобщения.
Это
способствует
совершенствованию
умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. Увиденное и
пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей,
вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это
способствует развитию связной речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления
в монологической форме.
Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные
представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному
воздействию.
В
силу
образно-конкретного
мышления
детям
инсценировка
художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности также огромны: ее
тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь
их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова,
пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их
смысловым содержанием.
Большую роль я отвела организации предметно-развивающей среды. В группе я
организовала театральный уголок, обеспечивающий совместную театрализованную
деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. В
нём я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо,
реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляю материал, ориентируясь
на интересы детей.
Также в работе я использую:
картотеки игр и упражнений
картотека мнемотаблиц
маски
костюмы
Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры я уделяю
взаимодействию с семьей. Родители дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся
сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть.
Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно
они вместе с детьми посещают театральные представления, читают книги, просматривают
видеофильмы, рекомендуемые мною, делятся с детьми своими впечатлениями. Это
способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
В группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими
руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним.
Результатом нашей совместной работы стали постановки спектаклей: «Заюшкина
избушка», «Под грибом», «Теремок», «Колобок», «Муха - Цокотуха».
Итак, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет
использовать их как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие,
радость. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи
программы развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития
детей можно и нужно использовать этот богатейший материал.