Авторы: Ханжина Татьяна Андреевна, Безгинова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ №166 г.Сочи
Населённый пункт: г.Сочи
Наименование материала: Статья
Тема: СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ МДОБУ № 166 Г. СОЧИ
Раздел: дошкольное образование
1
Т. А. Ханжина
Н.Г.Безгинова
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
МДОБУ № 166 Г. СОЧИ
Важным
положительным
следствием
введения
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образо-
вания стало усиление внимания к потенциалу вовлечения семьи в вы-
бор содержания образования, поскольку именно содержание являет-
ся смыслообразующим центром любого образования.
Среди идеологий воспитания детей доминирующей сегодня яв-
ляется идеология интенсивного родительства. Одна из еѐ ключевых
предпосылок состоит в том, что родителю необходимо руководство-
ваться экспертным знанием в таких сферах, как развитие, воспитание,
здоровье, образование ребенка. Именно в этом контексте сейчас раз-
виваются образовательные программы для родителей и родительское
самообразование.
Современные родители заинтересованы в получении информа-
ции о широком круге вопросов, связанных с развитием ребенка.
Родителей интересуют, во-первых, темы, связанные с заботой
о здоровье ребенка:
-
здоровьесбережение,
-
гигиена,
-
профилактика болезней,
-
нормы физиологического развития,
-
первая помощь и другие.
2
Во-вторых, у них часто возникают вопросы о нормах развития,
отклонениях в психическом здоровье, помощи в развитии ребен-
ка.
В-третьих, родителей волнует, как наладить взаимоотношения
в семье и в детском саду.
Более половины вопросов из тех, которые задают родители кон-
сультантам, посвящено тому, как влиять на поведение ребенка.
И, наконец, последняя группа вопросов посвящена системе об-
разования – доступу к системе общего и дополнительного образова-
ния, выбору детского сада, кружков и секций, академическим успе-
хам ребенка.
При этом ясно прослеживается связь числа вопросов с вовле-
ченностью родителя в воспитание: чем чаще родители занимаются
какими-то совместными делами с ребенком – читают ему, рассказы-
вают сказки, занимаются спортом, поют песни, тем больше вопросов
они задают. Запрос родителей на информацию отчетливо меняется
с возрастом ребенка.
Степень заинтересованности родителей в получении дополни-
тельной информации о детях зависит от культурного капитала семьи.
Наиболее заинтересованными оказываются родители, уже посещаю-
щие
или
посещавшие
различного
рода
программы
родительского
просвещения
или
занимающиеся
самообразованием.
Родительский
запрос на просвещение и образование неоднороден – а значит, мето-
дическая поддержка должна быть спроектирована и организована
с ориентацией на разные целевые группы.
3
У запроса родителей на информацию о воспитании есть еще не-
сколько важных особенностей.
Во-первых, наиболее распространенными
источниками
ин-
формации для большинства родителей, в особенности отцов, оста-
ются люди из их ближайшего окружения (их собственные родители,
супруга / супруг, друзья и знакомые). Даже в вопросах лечения детей
существенная доля родителей (сопоставимая с долей тех, кто доверя-
ет специалистам) доверяют своим ближайшим родственникам.
К другим источникам (психологи, научно-популярная литерату-
ра, форумы или сообщества родителей в Интернете, телепередачи про
воспитание, развитие и уход за детьми) чаще обращаются родители
с высшим образованием.
Во-вторых, родителей, которые хотели бы получить методиче-
скую поддержку, больше среди тех, кто уже пользуется какими-либо
источниками информации о детях. В наибольшей степени в методи-
ческой поддержке заинтересованы те родители, которые уже сейчас
достаточно серьезно занимается самообразованием в области воспи-
тания детей.
В-третьих, более активно пользуются источниками информации
о ребенке родители, проживающие вместе, вовлеченные во взаимо-
действие с ребенком и имеющие работу. Именно такие родители пре-
обладают среди тех, кто обращается в консультационный центр за
методической помощью.
Современная российская семья находится в фокусе социальной
политики Российской Федерации. Можно выделить три основные
формы методической поддержки родителей:
4
-
информационная
поддержка
–
распространение
знаний
о
том, как быть эффективным и юридически грамотным родителем;
-
образовательная поддержка – развитие навыков или измене-
ние установок, специфических для определенной группы, например,
для родителей детей с ОВЗ, или общих для всего населения;
-
консультационная поддержка – индивидуальные и группо-
вые консультации по поддержанию здоровья детей и родителей, осо-
бенностям воспитания ребѐнка в том или ином возрасте и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ определяет сама дошкольная образовательная орга-
низация. Основным форматом информационной поддержки является
еѐ сайт, содержащий сведения, важные для конкретной группы роди-
телей (например, родителей детей раннего возраста).
Это, во-первых, справочные материалы с общей информацией
для родителей по широкому кругу тем. К их числу можно отнести ре-
комендации для родителей по наиболее частым запросам, а также
информацию
для
родителей
о
том,
где
и
как
получить
помощь
в трудной жизненной ситуации. Кроме того, эти материалы содержат
информацию
о
том,
как
можно
получить
онлайн-
или
офлайн-
консультацию специалиста – психолога, логопеда, дефектолога, педа-
гога.
Ещѐ одна группа методических материалов содержит общую
информацию о воспитании детей.
Содержание всех этих материалов (справочных и общеметоди-
ческих) определяет дошкольная организация. Разнообразием и коли-
чеством методических разработок этой группы материалов обеспечи-
5
вается вариативность, возникают альтернативы выбора для родите-
лей, появляется возможность учитывать специфику родительских за-
просов.
Вместе с тем обобщенный характер рекомендаций допускает
возможность трактовать их по-разному, и, в частности, так, что для
развития ребѐнка в семье создаются порой условия, отличающиеся от
оптимальных.
Группы в социальных сетях – распространенная форма взаим-
ной поддержки родителей при участии специалистов консультацион-
ного центра. В этих группах можно задать вопрос и почитать дискус-
сии по интересующей теме, объединить родителей, сталкивающихся
со сходными проблемами.
Специализированные информационные методические мате-
риалы содержат информацию для родителей детей с особыми по-
требностями. Однако существенным недостатком разработки такого
вида информационных методических материалов является отсутствие
в дошкольной организации глубокого анализа контингента этой ка-
горты родителей и их потребность не столько в информационной по-
мощи, сколько в конкретной и индивидуальной.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ПОДДЕРЖКА
обеспечивается программами образования для родителей, которые
реализуются на базе детского сада, продолжая традиции советской
системы всеобщего педагогического обучения. В первую очередь, это
проект «Ответственное родительство», предусматривающий реализа-
цию образовательных программ для родителей, так и методическую
поддержку педагогов. Такие программы для родителей ориентирова-
6
ны на развитие их личностного ресурса, поскольку родители вынуж-
дены постоянно принимать решения в ситуации высокой неопреде-
ленности
результатов
воспитания,
невозможности
просчитать
по-
следствия своих действий на длительную перспективу. Ситуация не-
определенности и провоцирует внимание к оценке собственного ре-
сурса в воспитании детей и усиление ответственности за принимае-
мые решения.
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
в большей степени ориентирована на индивидуальные образователь-
ные потребности семьи, что существенно меняет идеологию взаимо-
действия детского сада с родителями: от единой для всех траектории
к поддержке инициативы ребенка и его родителей. Помимо расшире-
ния арсенала практических компетентностей педагогов в части взаи-
модействия с родителями требуется принципиально новый тип ква-
лификации: чувствительность к особенностям семьи, поведению ро-
дителей, настроению и их интересам. Это готовность эффективно от-
вечать на поведение, настроение, интерес не только ребенка, но и
членов его семьи. И здесь понятно, что предстоит изменить ценност-
ные установки всего педагогического корпуса.
Таким образом, содержательное наполнение методической рабо-
ты с родителями в консультационном центре детского сада является
смыслообразующим и обеспечивает эффективность его функциони-
рования.