Напоминание

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ МДОБУ № 166 Г. СОЧИ


Авторы: Ханжина Татьяна Андреевна, Безгинова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ №166 г.Сочи
Населённый пункт: г.Сочи
Наименование материала: Статья
Тема: СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ МДОБУ № 166 Г. СОЧИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Т. А. Ханжина

Н.Г.Безгинова

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

МДОБУ № 166 Г. СОЧИ

Важным

положительным

следствием

введения

Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образо-

вания стало усиление внимания к потенциалу вовлечения семьи в вы-

бор содержания образования, поскольку именно содержание являет-

ся смыслообразующим центром любого образования.

Среди идеологий воспитания детей доминирующей сегодня яв-

ляется идеология интенсивного родительства. Одна из еѐ ключевых

предпосылок состоит в том, что родителю необходимо руководство-

ваться экспертным знанием в таких сферах, как развитие, воспитание,

здоровье, образование ребенка. Именно в этом контексте сейчас раз-

виваются образовательные программы для родителей и родительское

самообразование.

Современные родители заинтересованы в получении информа-

ции о широком круге вопросов, связанных с развитием ребенка.

Родителей интересуют, во-первых, темы, связанные с заботой

о здоровье ребенка:

-

здоровьесбережение,

-

гигиена,

-

профилактика болезней,

-

нормы физиологического развития,

-

первая помощь и другие.

2

Во-вторых, у них часто возникают вопросы о нормах развития,

отклонениях в психическом здоровье, помощи в развитии ребен-

ка.

В-третьих, родителей волнует, как наладить взаимоотношения

в семье и в детском саду.

Более половины вопросов из тех, которые задают родители кон-

сультантам, посвящено тому, как влиять на поведение ребенка.

И, наконец, последняя группа вопросов посвящена системе об-

разования – доступу к системе общего и дополнительного образова-

ния, выбору детского сада, кружков и секций, академическим успе-

хам ребенка.

При этом ясно прослеживается связь числа вопросов с вовле-

ченностью родителя в воспитание: чем чаще родители занимаются

какими-то совместными делами с ребенком – читают ему, рассказы-

вают сказки, занимаются спортом, поют песни, тем больше вопросов

они задают. Запрос родителей на информацию отчетливо меняется

с возрастом ребенка.

Степень заинтересованности родителей в получении дополни-

тельной информации о детях зависит от культурного капитала семьи.

Наиболее заинтересованными оказываются родители, уже посещаю-

щие

или

посещавшие

различного

рода

программы

родительского

просвещения

или

занимающиеся

самообразованием.

Родительский

запрос на просвещение и образование неоднороден – а значит, мето-

дическая поддержка должна быть спроектирована и организована

с ориентацией на разные целевые группы.

3

У запроса родителей на информацию о воспитании есть еще не-

сколько важных особенностей.

Во-первых, наиболее распространенными

источниками

ин-

формации для большинства родителей, в особенности отцов, оста-

ются люди из их ближайшего окружения (их собственные родители,

супруга / супруг, друзья и знакомые). Даже в вопросах лечения детей

существенная доля родителей (сопоставимая с долей тех, кто доверя-

ет специалистам) доверяют своим ближайшим родственникам.

К другим источникам (психологи, научно-популярная литерату-

ра, форумы или сообщества родителей в Интернете, телепередачи про

воспитание, развитие и уход за детьми) чаще обращаются родители

с высшим образованием.

Во-вторых, родителей, которые хотели бы получить методиче-

скую поддержку, больше среди тех, кто уже пользуется какими-либо

источниками информации о детях. В наибольшей степени в методи-

ческой поддержке заинтересованы те родители, которые уже сейчас

достаточно серьезно занимается самообразованием в области воспи-

тания детей.

В-третьих, более активно пользуются источниками информации

о ребенке родители, проживающие вместе, вовлеченные во взаимо-

действие с ребенком и имеющие работу. Именно такие родители пре-

обладают среди тех, кто обращается в консультационный центр за

методической помощью.

Современная российская семья находится в фокусе социальной

политики Российской Федерации. Можно выделить три основные

формы методической поддержки родителей:

4

-

информационная

поддержка

распространение

знаний

о

том, как быть эффективным и юридически грамотным родителем;

-

образовательная поддержка – развитие навыков или измене-

ние установок, специфических для определенной группы, например,

для родителей детей с ОВЗ, или общих для всего населения;

-

консультационная поддержка – индивидуальные и группо-

вые консультации по поддержанию здоровья детей и родителей, осо-

бенностям воспитания ребѐнка в том или ином возрасте и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКИ определяет сама дошкольная образовательная орга-

низация. Основным форматом информационной поддержки является

еѐ сайт, содержащий сведения, важные для конкретной группы роди-

телей (например, родителей детей раннего возраста).

Это, во-первых, справочные материалы с общей информацией

для родителей по широкому кругу тем. К их числу можно отнести ре-

комендации для родителей по наиболее частым запросам, а также

информацию

для

родителей

о

том,

где

и

как

получить

помощь

в трудной жизненной ситуации. Кроме того, эти материалы содержат

информацию

о

том,

как

можно

получить

онлайн-

или

офлайн-

консультацию специалиста – психолога, логопеда, дефектолога, педа-

гога.

Ещѐ одна группа методических материалов содержит общую

информацию о воспитании детей.

Содержание всех этих материалов (справочных и общеметоди-

ческих) определяет дошкольная организация. Разнообразием и коли-

чеством методических разработок этой группы материалов обеспечи-

5

вается вариативность, возникают альтернативы выбора для родите-

лей, появляется возможность учитывать специфику родительских за-

просов.

Вместе с тем обобщенный характер рекомендаций допускает

возможность трактовать их по-разному, и, в частности, так, что для

развития ребѐнка в семье создаются порой условия, отличающиеся от

оптимальных.

Группы в социальных сетях – распространенная форма взаим-

ной поддержки родителей при участии специалистов консультацион-

ного центра. В этих группах можно задать вопрос и почитать дискус-

сии по интересующей теме, объединить родителей, сталкивающихся

со сходными проблемами.

Специализированные информационные методические мате-

риалы содержат информацию для родителей детей с особыми по-

требностями. Однако существенным недостатком разработки такого

вида информационных методических материалов является отсутствие

в дошкольной организации глубокого анализа контингента этой ка-

горты родителей и их потребность не столько в информационной по-

мощи, сколько в конкретной и индивидуальной.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ

ПОДДЕРЖКА

обеспечивается программами образования для родителей, которые

реализуются на базе детского сада, продолжая традиции советской

системы всеобщего педагогического обучения. В первую очередь, это

проект «Ответственное родительство», предусматривающий реализа-

цию образовательных программ для родителей, так и методическую

поддержку педагогов. Такие программы для родителей ориентирова-

6

ны на развитие их личностного ресурса, поскольку родители вынуж-

дены постоянно принимать решения в ситуации высокой неопреде-

ленности

результатов

воспитания,

невозможности

просчитать

по-

следствия своих действий на длительную перспективу. Ситуация не-

определенности и провоцирует внимание к оценке собственного ре-

сурса в воспитании детей и усиление ответственности за принимае-

мые решения.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

в большей степени ориентирована на индивидуальные образователь-

ные потребности семьи, что существенно меняет идеологию взаимо-

действия детского сада с родителями: от единой для всех траектории

к поддержке инициативы ребенка и его родителей. Помимо расшире-

ния арсенала практических компетентностей педагогов в части взаи-

модействия с родителями требуется принципиально новый тип ква-

лификации: чувствительность к особенностям семьи, поведению ро-

дителей, настроению и их интересам. Это готовность эффективно от-

вечать на поведение, настроение, интерес не только ребенка, но и

членов его семьи. И здесь понятно, что предстоит изменить ценност-

ные установки всего педагогического корпуса.

Таким образом, содержательное наполнение методической рабо-

ты с родителями в консультационном центре детского сада является

смыслообразующим и обеспечивает эффективность его функциони-

рования.



В раздел образования