Автор: Кретова Наталья Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр диагностики и консультирования "Диалог"
Населённый пункт: город Раменское,Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми"
Раздел: дополнительное образование
Особенности коррекционно-
педагогической работы с глухими и
слабослышащими детьми
Учитель-дефектолог
ЦДиК «Диалог»
Кретова Н.В.
Слух и его значение для
психического развития ребенка
Психическое развитие ребёнка происходит прежде
всего в процессе чувственного восприятия
окружающего мира, которое связано с деятельностью
различных органов чувств : зрения, слуха, обоняния,
осязания. Восприятие окружающего посредством
слуха даёт возможность «озвучить» происходящее,
отразить его значительно полнее, чем это происходит
при работе одного лишь зрения. Основной
особенностью слуха является отражение внешнего
мира в форме звуковых образов.
Все воспринимаемые человеком звуки делятся на
шумы и музыкальные звуки. В звуках человеческой
речи также представлены как шумы, так и
музыкальные звуки.
Причины нарушений слуха.
1 группа- причины и факторы наследственного характера, которые
приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию
наследственной тугоухости.
2 группа- факторы эндо- и экзогенного воздействия на орган слуха
плода (при отсутствии наследственного отягощенного фона),
обуславливающие появление врожденной тугоухости.
(Инфекционные заболевания матери в 1ой половине беременности,
особенно в 1ые три месяца: краснуха!!!, грипп, скарлатина, корь,
герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз,
интоксикация матери-антибиотики, алкоголь , профессиональные
вредности, травмы матери, несовместимость крови плода и матери по
резус-фактору или групповой принадлежности)
3 группа- факторы ,действующие на орган слуха здорового ребенка в
один из периодов его развития и приводящие к возникновению
приобретенной тугоухости.(Воспалительные процессы среднего уха
(отиты). Поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва.
Менингиты, корь, скарлатина, грипп, эпидемический паротит.
Применение высоких доз ототоксических антибиотиков, осложнения
после прививок. Черепно-мозговые травмы. Заболевания носа и
носоглотки, особенно аденоидные разращения.)
К факторам риска по тугоухости и глухоте
относятся:
•
неблагоприятное течение беременности: токсикоз беременности,
угроза выкидыша и преждевременных родов, резусконфликт
матери и плода, заболевания матери во время беременности
(краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.) и др.
•
патологические роды: преждевременные, стремительные,
затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная
отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и др.
патологии.
•
патология периода новорожденности: выраженная желтуха,
вызванная гемолитической болезнью новорожденных,
недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том
числе лор-органов) и др.
Классификация нарушений слуха.
Различают два вида слуховой недостаточности - тугоухость и
глухота.
Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором
возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении
речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха
хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.
Три степени тугоухости:
1ая степень- снижение слуха не превышает 50дБ
2ая степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ
3ья степень – потеря слуха превышает 70 дБ
Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при
которой самостоятельное овладение речью (спонтанное
формирование речи) оказывается невозможным.
1 группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т.е.
125-250Гц
2 группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц
3 группа – дети, воспринимающие звуки до 1000Гц
4 группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком
диапазоне частот, т.е. 2000Гц и выше.
Типы тугоухости
Кондуктивная тугоухость
Любые проблемы наружного или среднего уха, которые могут
нарушить проведение звуковых колебаний к внутреннему уху,
приводят к кондуктивной тугоухости. Кондуктивная тугоухость,
обычно легкая или умеренная, может приводить к снижению слуха
от 25 до 65 децибел.
В некоторых случаях кондуктивная тугоухость – временное явление.
В зависимости от причины тугоухости пациенту может помочь
медикаментозное или хирургическое лечение. Кондуктивная
тугоухость также поддается коррекции с помощью слуховых
аппаратов или имплантов среднего уха.
Нейросенсорная тугоухость
Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушения работы или
гибели чувствительных (волосковых) клеток в улитке и зачастую
является постоянной. Нейросенсорная тугоухость, также называемая
“нервная глухота”, может быть легкой, умеренной, тяжелой или
глубокой.
Слуховые аппараты или импланты среднего уха применяют при
легкой, умеренной и тяжелой тугоухости. Кохлеарные импланты
часто являются решением при тяжелой или глубокой тугоухости.
У некоторых людей наблюдается нейросенсорная потеря слуха
только на высоких частотах, также называемая частичной потерей
слуха. В таких случая повреждены только волосковые клетки у
основания улитки. Во внутренней части улитки, верхушке улитки,
все еще есть неповрежденные волосковые клетки, которые отвечают
за низкие тона. Комбинированная электроакустическая стимуляция
(ЭАС) была разработана специально для таких случаев.
Типы тугоухости
Смешанная тугоухость
Смешанная тугоухость – это сочетание нейросенсорной и
кондуктивной тугоухости. Она возникает при проблемах
внутреннего, наружного или среднего уха. При этом типе
тугоухости применяют медикаментозное или хирургическое
лечение, слуховые аппараты или слуховые импланты среднего уха.
Невральная тугоухость
Любая проблема, являющаяся результатом отсутствия или
повреждения слухового нерва, вызывает невральную тугоухость.
При невральной тугоухости слух обычно теряется
полностью и навсегда.
Слуховые аппараты и кохлеарные импланты в таком случае
неэффективны, поскольку нерв не способен передавать
Типы тугоухости
Дети с минимальными остатками слуха ( первая и вторая группы
глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие
звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза,
удары в барабан).
Глухие дети с лучшими остатками слуха ( третья и четвертая
группы глухоты) в состоянии воспринимать и различать на
небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных
по своей частотной характеристике (звучание различных
музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных,
некоторые бытовые звуки : звонок в дверь, звучание телефона, а
также могут различать речевые звучания - несколько хорошо
знакомых лепетных или полных слов.
Виды слуховых аппаратов.
Имплантация кохлеарная показана в
следующих случаях:
При глубокой сенсоневральной
двусторонней глухоте.
При низком пороге восприятия в случае
использования звуковых аппаратов при
бинауральном слухопротезировании.
При отсутствии восприятия речи в
случае оптимально подобранных слуховых
аппаратов в течение трех месяцев, при
двусторонней глубокой сенсоневральной
тугоухости.
В случае отсутствия когнитивных
проблем (нарушений умственной
деятельности различного характера).
При отсутствии психических проблем.
При отсутствии различного рода
соматических заболеваний.
Показания к кохлеарной имплантации
Как работает кохлеарный имплант?
Исследование слуха аудиометром.
Результат
исследования
слуха аудиометром
представляется
обычно в виде
Аудиограммы –
график, наглядно
представляющий
состояние слуха
пациента, включая
потерю слуха для
каждого уха.
Метод объективного определения слуховых
вызванных потенциалов с помощью
компьютерной аудиометрии .
Многократные звуковые стимулы в виде щелчков подаются в ухо,
машина запоминает и суммирует ответы (если, конечно, ребенок
слышит), а затем представляет общий результат в виде некоторой
кривой.
Объективная компьютерная аудиометрия позволяет провести
исследование слуха в любом возрасте ребенка, даже у плода, начиная
с его 20-й недели.
тимпанограммы
Исследование слуха речью.
Для исследования слуха шепотной речью рекомендуется использовать две
группы слов:
1 гр. имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном
слухе в среднем на расстоянии 5 м (относятся слова, в состав которых входят
гласные у, о, из согласных — м, н, р, в, например: ворон, двор, море, номер,);
2гр. обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на
расстоянии 20 м,(входят слова, включающие из согласных шипящие и
свистящие звуки, а из гласных — а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть
и т. п.)
При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят
к исследованию слуха громкой речью. Вначале применяют речь средней, или
так называемой разговорной, громкости, которая слышна на расстоянии
примерно в 10 раз большем, чем шепотная. Для придания такой речи более
или менее постоянного уровня громкости рекомендуется тот же прием,
который предложен для шепотной речи, т. е. пользоваться резервным
воздухом после спокойного выдоха. В тех случаях, когда и речь разговорной
громкости различается плохо или совсем не различается, применяется речь
усиленной громкости (крик).
Коррекционно-педагогическая работа с
глухими и слабослышащими детьми
дошкольного возраста в условиях
инклюзивного образования в ДОУ
Развитие познавательной сферы у ребенка,
имеющего нарушения слуха
Ощущение и восприятие.
Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия.
Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном
выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная
чувствительность резко обостряется.
Внимание.
особенностями внимания являются: неустойчивое, рассеянное,
несконцентрированное ??
Память.
давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих
новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже
запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать
своими словами прочитанный текст.
Воображение
образы художественной литературы, не соответствуют описанию,
чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть, а
только потом могут воспроизвести. В связи с отсутствием
воображения, воспроизведение изучаемого текста, возможно
только после его заучивания наизусть.
Мышление
преобладает наглядно- образное мышление, при этом возникают
проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на
важных деталях.
Шаблонное мышление ( картинки – стол… яблоки…)
Учитывать вариативность при предъявлении материала! изначально
Психологические
особенности формирования речи у неслышащих
детей
Без специального обучения речь у глухого не развивается.
Для достижения результатов в данном направлении, работу по
формированию и развитию речи необходимо начинать как можно
раньше.
У глухого процессы овладения устной и письменной речью могут
идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются
быстрее, нежели устной.
Письменная речь.
Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение
грамматического строя предложения, правил словосочетаний,
грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи
глухих отмечаются и недостатки в логичности и
последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено
планирование излагаемого материала
.
Двигательная сфера
В основном у неслышащих детей наблюдается:
-недостаточно точная координация и неуверенность движений.
-замедленность в овладении двигательными навыками.
-трудности в овладении статического и динамического
равновесия.
-нарушение плавности и синхронности движения.
-низкий уровень пространственной ориентировки.
-замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа
в целом.
Комплекс упражнений «Гимнастика мозга»
Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом И.
Деннисоном. Сегодня этот метод успешно используется в образовательных
учреждениях, спортивных секциях, психологических консультациях. Это
комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет ребенку
справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно учиться, выстраивать
отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.
Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект
накапливания.
Что даёт тренинг:
— оптимизация деятельности мозга
— гармоничное развитие двухполушарного мышления
— развитие интеллектуальных и творческих способностей
— улучшение работы долговременной и кратковременной памяти
— развитие способностей к обучению и усвоению информации
— повышение эффективности выполняемых действий при работе на
компьютере.
— восстановление работоспособности и продуктивности
— снятие стресса, нервного напряжения, усталости
— формирование абстрактного мышления
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений,
в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног)
сочетаются с произнесением определенного речевого материала
(фраз, слов, слогов, звуков).
Цели, которые определяют основные направления
в занятиях по фонетической ритмике:
соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с
развитием общей моторики;
способствовать формированию у слабослышащих детей
естественной речи с выраженной интонационной и ритмической
стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе
формирования и коррекции произносительных навыков.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с
учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и
проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и
многократные повторения стимулируют ученика к правильному
естественному подражанию.
Занятие по фонетической ритмике проводит
учитель-дефектолог, который должен уметь сам
правильно и красиво выполнять различные
движения тела, рук, ног, головы:
ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;
уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся;
стремиться к максимальной естественности и раскованности
движений, как своих собственных, так и учащихся;
слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их
исправлять;
пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в
инструкциях, так и при передаче речевого материала.
ФР- это основа формирования речи,
этот этап пропускать нельзя. На
каждом занятии она проводится (не
больше 5 мин) н-р……… папа
Учим дышать (нос-нос…
Учим петь
Отстукивать
Хлопать
Совмещать соотносить речь с движениями
Учим изменять форму слова на практике
Учим чувствовать ритмико-интонационную структуру слова
Чувствовать ритм
Условия развития речи
Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, является организация
слухо-речевой среды в группе детского сад и в семье.
.В создании этой среды участвуют: педагоги группы, сотрудники дошкольного
учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с
ребенком.
Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:
мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической
деятельности;
формирование у детей потребности в речевом общении;
поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
побуждение детей к активному применению речи;
использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной
речи и общения;
контроль за речью детей со стороны взрослых;
соблюдение единых требований к речи взрослых.
В работе над произношением выделяется два этапа.
Первый этап — с начала обучения до 4х-4,5 лет. используется подражание речи
взрослого, воспринимаемой слухо-зрительно и на слух
Основные задачи данного периода — формирование потребности в общении устной
речью;
развитие способности к подражанию звучащей речи;
Учитывая разнообразие произносительных возможностей глухих и особенно
слабослышащих детей, на первом этапе допускается произнесение слов в нескольких
формах: а) точно, с правильным воспроизведением звукового состава; б) приближенно,
с заменой отсутствющих звуков другими звуками, появившимися у ребенка (машина -
«макиня», собака - «табака»); в) усеченно, с пропуском некоторы звуков (собака —
«апака»).
на первом этапе обучения произношению используются отраженное и сопряженное
говорение, фонетическая ритмика, специальные игры.
Второй этап начинается 4х-4,5лет и до школы.
продолжается формирование ритмико-интонационной стороны речи и ее звуковому
составу, кроме зрительного и слухового используются осязательный и двигательный
анализаторы. Они участвуют в формировании произносительной стороны речи и их
деятельность создает более благоприятные условия для овладения произношением.
На данном этапе привлекают тактильно-вибрационные ощущения детей, а также
используют специальные приемы коррекции произношения. Находят применение такие
вспомогательные средства, как шпатели, зонды и т. п
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является
обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Развитие слухового восприятия происходит по этапам.
Первоначально детей учат реагировать на различные неречевые звучания.
(барабана, бубна, гармони). При этом у детей вырабатывается условная реакция на
звучания: их учат в ответ на воспринятый звук выполнять определенные действия.
Следующим этапам работы является восприятие слогов и слов . Условием ее
проведения является умение следить за действиями взрослого, подражать им,
выполнять различные действия по его сигналу. Сначала условно-двигательная
реакция формируется на слухо-зрительной основе, а когда у всех детей будет
выработана четкая реакция на звучание игрушки на основе слухо-зрительного
восприятия, звучание предлагается только на слух (игрушка располагается за
ширмой), от детей требуется воспроизведение соответствующих движений и
лепетных слов.
Условно-двигательная реакции на звуки обуславливается расстоянием от уха
ребенка, на котором он воспринимает речевые звуки, предъявляемые голосом
нормальной громкости. При отсутствии реакции — голосом повышенной
громкости. У слабослышащих детей, дающих четкую реакцию на голос
разговорной громкости на расстоянии больше 1 м, формируется и условно-
двигательная реакция на шепотную речь.
В ходе работы по развитию слухового восприятия детей учат не только
реагировать на звучания различных музыкальных инструментов и игрушек,
но и различать звучащие инструменты, определять громкость, длительность,
высоту, слитность, темп, ритм.
К обучению опознаванию речевого материала приступают после того, как ребенок
научился различать большое количество лепетных и полных слов. Для опознавания
предлагается знакомое слово, которое прежде ребенок учился различать. Ребенок
слушает, называет слово или демонстрирует действие. В случае правильного ответа
педагог показывает соответствующую картинку или табличку. ( слог- слово-
словосочетание-фраза-текст)
Со слабослышащими детьми уровень этой работы должен быть значительно выше, так
как дети воспринимают на слух не только знакомые, но и новые тексты.
В специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
предусмотрены музыкально-ритмические занятия. Эти занятия
направлены на эстетическое воспитание детей средствами музыки,
расширения их кругозора, совершенствование движений, развитие слухового
восприятии, произносительной стороны устной речи, творческих
способностей детей.
Программа музыкально-ритмических занятий специальных
(коррекционных) учреждениях для глухих детей (I вид) включает
следующие разделы:
обучение движениям под музыку;
обучение восприятию музыки;
декламация песен под музыку;
автоматизация произносительных навыков (с использованием
фонетической ритмики).
На музыкально-ритмических занятиях у детей с нарушениями слуха
формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности,
связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические
движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их
композиции под музыку), инсценирование музыкальных сказок и т. п.
Типичные ошибки родителей, логопедов при
работе с детьми с нарушениями слуха
Давать правильные образы слов,(кошка-мяу)
Не увлекаться звукоподражанием при назывании слов
При знакомстве с новым словарем давать верную начальную
форму слова ( без уменьшительно-ласкательных)
При выполнении поручений требовать ответ, отчет о проделанном
действии, чтобы в словарь ребенка вошло слово др.формы
При назывании слов давать начальную форму слова
МАССАЖ
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!