Автор: Назарян Ерванд Минасович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №39
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Физический фокус как метод мотивации на уроках физики
Раздел: полное образование
Я неоднократно сталкивался, на мой взгляд, с самой распространенной
проблемой для всех
учителей, независимо от предмета, это проблема -
отсутствие МОТИВАЦИИ к изучению!!! К сожалению, к сегодняшнему дню
ярко
выражен
дефицит
практической
направленности
физического
образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению
физики как предмета. Не секрет, что для большинства, физика – это сложная
наука, и чтобы поступить в высшее военное или инженерное заведение,
учащимся приходиться через силу ее учить.
Как же в условиях низкого желания учиться, повысить интерес к учебе и
в частности к физике??? Поиски путей побуждения интереса к предмету –
одна из главных задач физиков-педагогов. При обучении физике акцент
необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от
трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, творческого
мышления, способностей учащихся. Учебный процесс в значительной мере
должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в
нестандартных, новых ситуациях.
Физика,
являясь
учебной
дисциплиной,
отражающей
в
своем
содержании
объективные связи природы, обладает огромным учебно-
воспитательным потенциалом, незаменимым другими учебными предметами.
Школьный курс физики успешно решает мировоззренческие задачи, знакомит с
методами научного познания (наблюдение, эксперимент, описание, измерение
и т.д.), реализует связь обучения с жизнью, с другими учебными предметами.,
развивает общелогические умения (сравнивать, обобщать и т.д.), умение
методологического
характера
(умение
планировать
экспериментальное
исследование и анализировать его результаты).
В настоящее время основной целью образования является не передача
учащимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний.
Поэтому, на уроках физики необходимо учить детей самостоятельно добывать
новое для себя физическое знание, используя для этого доступные
источники информации, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать
соответствующие методы и проводить исследования. Необходимо осваивать
метод проектно-исследовательской деятельности. Все это как нельзя лучше
вписывается в концепцию новых стандартов, в основе которых лежит системно
- деятельностный подход, который
предусматривает формирование у
школьников универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общепризнанно,
что
физика
–
предмет
трудный.
Используя
стандартный способ обучения: учитель объясняет, ученик слушает, при всём
желании воспринимать материал на слух в течение 40 минут урока очень
сложно и скучно. Как изменить отношение учащихся к предмету? Как научить
ребят учиться? Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным
знаниям не был ситуативным и по возможности - стал частью их будущей
профессиональной
жизни?
Как
организовать
учение,
чтобы
оно
не
превращалось в скучное и однообразное занятие?
Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а
мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо
понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности
учащихся
- совершенствовать организацию учебной деятельности
и
предложить им нетрадиционные формы занятия.
«Познание начинается с
удивления» - говорил Аристотель. Для меня такой формой стал прием под
названием «Физический фокус»
Физические опыты и эксперименты – совсем не новый прием в
преподавании
предметов
естественно-научного
цикла.
Но
когда
дети
применяют
свои
знания
на
практике,
проводят
самостоятельно
свой
эксперимент или готовят интересный
проект, защищают его, интерес
возрастает многократно.
Возникает вопрос: с чего начинать ознакомление детей со своим
предметом, как правильно и грамотно учителю запланировать
свою
деятельность на уроках физики? Начинать нужно с того, что может
заинтересовать детей! Из собственного опыта работы могу сказать, что ученики
7-х и 8-х классов с живым интересом проводят эксперименты и пытаются
объяснить физические явления.
Еще одной формой работы, которая нравится ученикам и
позволяет им осваивать приемы проектно-исследовательской деятельности,
является создание
самодельных
приборов,
подготовка
занимательных
опытов (с последующей демонстрацией в классе) и выполнение домашних
экспериментальных заданий. Конечно, вся подготовка происходит в кабинете
физики, под моим чутким руководством, внеурочное время. После выполнения
самоподготовки, кадеты могут прийти ко мне кабинет физики, где у меня
огромный выбор различных физических и бытовых приборов, из которых
можно, практически, создать любую демонстрацию физического процесса или
явления.
Впервые с эти приемом я познакомился, будучи еще самим школьником,
прочитав
книгу
«Научные
фокусы
и
загадки»
российского
учёного,
популяризатора
физики,
математики
и
астрономии,
одного
из
основоположников жанра научно-популярной литературы Якова Исидоровича
Перельмана.
Умение показывать фокусы отнюдь не детская забава. Это, прежде
всего, искусство, искусство утонченное и захватывающее. ФОКУС —
иллюзионный
трюк.
Самостоятельное,
законченное, сюжетное
действие,
реально
происходящее
в
присутствии зрителя.
Производит
на
зрителя
необычный, фантастический, противоречащий здравому смыслу эффект. Этот
эффект достигается
применением
иллюзионного
приёма,
в
котором
используются
психофизиологические
особенности
человека.
В результате
воздействия приёма реально происходящее действие представляется зрителю
иллюзорным,
то
есть
—
в искажённом
виде
и
оценивается
им
как
невозможное, необъяснимое, а поэтому вдвойне интересное и вызывающее
вопрос – «КАК?». В отличии от фокуса, физические фокусы-это не обман, это
грамотное применение знаний законов физики и никакого мошенничества.
Физические фокусы не отнимут много времени и не требуют больших
затрат
и
специального
оборудования,
но
обязательно
вызовут
познавательный интерес и желание учиться. Я стараюсь использовать вещи,
которые встречаются ребятам в повседневной жизни – пластиковые бутылки,
воздушные шары, мячик для игры в пинг-понг и т.д. Как настоящий фокус,
физический фокус не обходится без белых перчаток и волшебного ящика, что
придает действу загадочность и театральность. При выполнении большинства
фокусов, нужно соблюдать меры безопасности!
На мой взгляд, лучшим временем для привлечения учащихся к физике
является 7 класс, когда ученики впервые знакомятся с новым для них
предметом. Когда решение задач – не самое главное на уроке, и учитель может
позволить себе потратить время для показа множества экспериментов и
опытов. Используя
физический фокус, в котором учащиеся становятся
соавторами
действия,
можно
раскрыть
весь
потенциал
ребенка,
его
креативность, индивидуальность, знания, полученные на других уроках и т.д.
Результатом моей работы является участие и победы моих учеников в
различных конференциях и конкурсах, а также высокий средний балл на
итоговой аттестации.
Я как учитель также развиваюсь и не стою на месте. Выступление на
конференциях федерального уровня, участие в профессиональных конкурсах,
учеба на 4 курсе аспирантуры по направлению: «Теория и методика
преподавания физики» - все это позволяет мне совершенствовать свой
профессионализм.
В заключение хочу отметить, что технологий существует множество, как
и стилей в боевых искусствах, каждый учитель может владеть несколькими
технологиями, важно не количество или качество, а результат нашей работы.
Практика
показывает,
что
физические фокусы реально
способствуют
формированию умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы,
владению способами
целенаправленной
деятельности,
готовностью
к
сотрудничеству и взаимодействию. Ребята, способные принимать адекватные,
быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и
высокий уровень социализации.
Антигравитация
Оборудование:
две пробирки (или любые два
маленьких, лёгких, стеклянных вытянутых сосуда) и вода,
краситель (краска акварель или гуашь) и чаша.
Причём одна ёмкость должна быть немного
больше другой, так, чтобы первая входила во вторую с
зазором не больше сантиметра. Наливаем воду в одну
пробирку, окрашиваем ее лучшей визуализации, а потом
опускаете вторую в наполненный сосуд.Все держим над
чашей. Часть воды, естественно, выльется. Потом вы
переворачиваете две ёмкости и отпускаете край второй
(узкой). Дети с удивлением наблюдают, как внутренняя
пробирка втягивается во внешнюю. Потом попробуйте
дать
данную конструкцию кому-нибудь из класса, и
попросите вытащить одну пробирку из другой. Вытащить
пробирку из заполненного водой сосуда у ученика не
получится.
Секрет
в воде. Именно она не даёт стеклянным поверхностям
разъединяться
и,
как
клей,
удерживает
их.
Когда
мы
опускаем
узкий(внутренний) сосуд, то между сосудами находится только вода, а весь
воздух высвобождается на свободу. Между молекулами воды сильное
притяжение и большое поверхностное натяжение. Образуется область низкого
давления.
Применение: физика 7 класс тема «Сила тяжести», «Капиллярное
движение»; биология «Корневая система»
Послушная пуговица
Оборудование:
пластмассовая
пуговица,
прозрачный стакан и бесцветная газированная вода.
Фокус начинается с наполнения прозрачного
стакана газированной водой (прозрачной). Плавно
опускаем
пуговицу,
чтобы
пуговица
аккуратно
опустилась в воду и произносим волшебные слова:
«Поднимись!».
Пуговица
всплывает.
Ждем
2-5
секунд
и
командуем
«Опустись!».
Пуговица
опустится на дно сразу или спустя пару секунд.
Секрет:
данный
фокус
нужно
готовить
заранее,
подобрать
размер
и
вес
пуговицы,
отработать
длительность
погружения и всплытия. тренироваться. В основе данного фокуса лежит закон
Архимеда. Пузырьки газа, поднимаясь вверх, поднимают пуговицу, на
поверхности стакана, пузырьки взаимодействуют с воздухом и лопаются, сила
Архимеда уменьшается. Под действием силы тяжести пуговица снова
опускается.
Применение: физика 7 класс тема «Сила Архимеда», «Плавание тел»;
биология «Строение воздушного пузыря рыбы»; химия «Взаимодействие
углекислого газа с воздухом».
Магнитные ножницы
Оборудование:
ножницы,
магнит,
иголка и скрепки.
Оказывается, любое железное тело
может
стать
магнитом
за
считанные
секунды, для этого достаточно положитесь
железный предмет на магнит или натереть
его магнитом несколько раз (чем дольше,
тем
сильнее
магнитное
поле).
Сначала
нужно
показать
детям,
что
железные
ножницы не притягивают скрепки. Держа
одной рукой аккуратно иголку, помещаем ее
в
ножницы
и
несколько
раз
быстро
закрываем и открываем их (обычно так
затачивают
ножницы).Очень
важно
соблюдать ТБ. После этого подносим острие
ножниц к скрепкам и они прилипают к ним.
Аналогично
можно
провести
фокус
с
магнитом.
Поместим
вплотную
острие
ножниц и магнит на 10-30 секунд и поднесем ножницы к скрепкам.
Секрет:
Дело в том, что когда ферромагнитный материал (железо,
кобальт, никель и их сплавы) помещается около магнита, он начинает
притягиваться по направлению к области с наибольшим магнитным полем.
Вследствие взаимодействия электронов с соседними электронами. Электроны
выстраиваются, создавая магнитные домены, формирующие постоянный
магнит. Если кусок железа поместить внутри сильного магнитного поля,
магнитные домены вытянутся в направлении силовых линий поля и сожмутся в
направлении, перпендикулярном магнитному полю.
Применение: физика 9 класс и 11 класс «Магнитное поле»; химия
«Свойства железа».
Непослушный лист
Оборудование: лист формата А-4 и две стопки книг.
Помещаем на столе две стопки книг одинаковой высоты. Кладем сверху
лист формата А-4 так, чтобы лист находился на верхних книгах каждой стоки и
располагался горизонтально. Задаем классу вопрос: «Куда полетит лист, если
подуть снизу под ним?». Большинство отвечают, что лист улетит в
противоположную сторону от направления потока воздуха. На самом деле лист
прогибается вниз.
Секрет: когда мы дуем под лист бумаги, молекулы покидают область
под листом и образуется область пониженного давления. Сверху над листом
давление равно атмосферному, следовательно, лист перемещается в область
пониженного давления, т.е. вниз.
Применение: физика 10 класс «Уравнение Бернулли. Подъемная сила
крыла самолета»; география «Образование ветра и урагана».