Напоминание

"Опера "Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта"


Автор: Вильданова Гюзель Рафкатовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка урока музыкальной литературы
Тема: "Опера "Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное

автономное

учреждение

дополнительного

образования

«

Детская

школа

искусств

»

Бавлинского

муниципального

района

Республики

Татарстан

Открытый

урок

по предмету «Музыкальная литература»

Тема: «В.А.Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»

Выполнила

преподаватель

музыкально

-

теоретических

дисциплин

ДШИ

Вильданова

Гюзель

Рафкатовна

Г. Бавлы, 2017 год

Цели урока: Стимулировать у учащихся интерес к предмету «Музыкальная литература»

и в частности к творчеству венского классика В.А.Моцарта.

Научить хорошо разбираться во всех деталях, связанные с темой «Опера».

Получить «горячие» отклики в душе учеников от проведенного урока.

Задачи урока: Доступно и интересно изложить тему урока - «Опера. Опера «Свадьба

Фигаро» В.А. Моцарта.

Оборудование: И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса

ДМШ, 2 - ой год обучения; проигрыватель аудиодисков.

Методы

и

приемы

обучения: При объяснении

использовать

интересные факты и

сведения из дополнительных источников.

При возможности для наглядности использовать мультимедийные системы, презентации

к уроку.

Ход урока

1.

Организационный момент.

2.

Тема нашего урока – « Опера. Опера «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта».

Сравнительно недавно мы с вами изучали жизненный путь В.А.Моцарта. Прежде

чем приступать к разбору оперы давайте вспомним, какие оперы написал

композитор…? «Мнимая простушка», «Митридат, царь Понтийский», «Луций

Сулла», «Похищение из сераля», «Дон – Жуан», «Волшебная флейта» и другие. Да,

верно. Всего их - 19.

Вы помните из биографии композитора, что опера «Свадьба Фигаро», как и оперы

«Дон – Жуан» и «Волшебная флейта», относятся к венскому последнему периоду

его творчества, который является наивысшим расцветом его творчества.

Мелодичность и красота музыки этих 3 – ех опер вызывали еще при жизни

В.Моцарта неизменный восторг. И до сих пор его музыку , уже более 200 лет,

знают и любят во всем мире. Ведь недаром его называют классиком. Слово

«классический» - означает «образцовый».

Что такое опера…? И довелось ли вам побывать на оперном спектакле? Опера –

это удивительно привлекательный музыкальный жанр. Опера – это музыкально –

сценическое произведение , проще говоря – спектакль, где действующие лица не

говорят, а поют. Где можно увидеть оперу…? Конечно же в оперном театре!

Перечислите, пожалуйста, если вы знаете, названия оперных театров и в каких

городах они находятся…? Большой театр оперы и балета - в Москве, Мариинский

– в Петербурге, Татарский Академический Театр оперы и балета имени Мусы

Джалиля – в Казани, Ла Скала - в Милане (Италии), Метрополитен – опера – в Нью

– Йорке, Гранд опера – в Париже …

Итак, ближе к делу. Опера «Свадьба Фигаро» написана В. Моцартом в 1786 году

по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или женитьба

Фигаро». Либретто, то есть словесный текст к опере написал итальянец Лоренцо

де Понте, и опера исполнялась на итальянском языке, ведь недаром родиной

оперы считается Италия! Это было принято. Любая опера любого композитора в

то время должна была сочиняться и исполняться на итальянском языке. Даже в

России в 1815году она звучала на итальянском языке. Лишь в 1875году Петр Ильич

Чайковский, преклонявшийся перед музыкой Моцарта, перевел текст оперы на

русский язык и с тех пор на сценах советских театров она шла в переводе

П.И.Чайковского.

Сюжет. Действие оперы происходит в доме графа Альмавивы и графини Розины.

Их молодые слуги Фигаро и Сюзанна готовятся к свадьбе. Но хозяин, граф

Альмавива, всячески хочет отложить свадьбу, - ведь ему тоже нравится молодая

служанка и он не прочь поухаживать за ней. Однако хитроумный Фигаро находит

выход из этой неловкой ситуиции. Он со своей возлюбленной придумывает

план одурачить своего господина. Они переодевают жену графа – графиню

Розину в платье служанки Сюзанны и ,не подозревая этого, граф Альмавива целый

день ухаживает за собственной женой. В конце концов шутка раскрывается и тем

самым граф вынужден не мешать счастью Фигаро и Сюзанны. День, полный

тревог, заканчивается веселой свадьбой.

Представьте себе, что вы пришли на оперу «Свадьба Фигаро». Вы сидите в

роскошном зале театра. Занавес еще закрыт . Симфонический оркестр ,(которого

не видно, так ка он находится в оркестровой яме), исполняет жизнерадостную,

быструю увертюру. Увертюра в переводе с французского означает - открытие,

вступление. Увертюра написана в сонатной форме. Вы знаете, что за форма – это

наличие 3 – ех разделов: экспозиции, разработки и репризы, и обычно 2 – ух

контрастных тем в экспозиции : главной партии и побочной. Главная партия рисует

рисует образ главного героя оперы - непоседливого, веселого Фигаро. Эта тема

звучит в Ре – мажоре. Ее исполняет весь оркестр. Побочная партия звучит в Ля –

мажоре(в доминантовой тональности) и рисует образ невесты Фигаро – Сюзанны.

Порхающая мелодия жизнерадостна и игрива, ее исполняют скрипки. Увертюра из

этой оперы до того популярна, что нередко ее можно услышать как

самостоятельное произведение на каком – либо концерте.

( Слушаем – « Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»)

Далее – следуют сольные музыкальные характеристики главных героев.

1 – й сольный номер Фигаро – каватина из I действия. Каватина – это маленькая

ария лирико – повествовательная характера. Ее форма - 3 –ехчастная - ABA.

В 1 – ой и 3 – ей частях каватины Фигаро обращается к своему барину – графу

Альмавиве. Партию Фигаро исполняет средний мужской голос – баритон.

«Если захочет барин попрыгать,

Если захочет барин попрыгать,

Я подыграю гитарой ему,

Я подыграю гитарой ему, да,

Пусть пляшет он, да

Пусть пляшет он.

1 и 3 части каватины выдержаны в жанре галантного менуэта – это своего рода

мысленное учтиво – предупредительное обращение Фигаро к своему барину.

(Слушаем – «Каватина Фигаро 1 часть из I действия»)

2 часть каватины рисует портрет естественного, реалистического Фигаро –

смелого, напористого, уверенного в себе человека:

«Там смелой шуткой,

Новой погудкой,

Там кулаками,

Там тумаками,

Но осторожным надобно быть,

Да надо быть.

( Слушаем – «Каватина Фигаро 2 часть из I действия»)

2 – ой сольный номер Фигаро – это ария из I действия, в которой главный герой

Фигаро обращается к мальчику – пажу – Керубино и с добродушной усмешкой

рисует ему его будущую армейскую жизнь. Ария Фигаро написана в форме

«Рондо» ,что в переводе с французского означает «круг».

Основная тема рефрена (R): «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный,

Адонис женской лаской прельщенный,

Не довольно ль вертеться, кружиться

Не пора ли мужчиною быть?…

РЕФРЕН (R) повторяется 3 раза между проведениями разных эпизодов A, B,C.

Форма арии записывается так: RARBRC. Рефрен звучит в виде чеканной маршевой

музыки с с характерными трубными возгласами, которые образно передают

картину походной солдатской жизни.

1 эпизод (A) - это изящная легкая музыка:

«Распростись ты с духами, с помадой,

Со стихами, с ночной серенадой,

Ты забудь про веночки, цветочки,

Про шелковые ленты забудь…»

2 эпизод (B) «Будешь воином суровым

И усатым, и здоровым,

С острой саблей, с медной каской

И со шпорой, и с тюрбаном,

С лютым видом, с пустым карманом,

Чести много, а денег мало.

Вместо пляски очень скоро

Марш начнется через горы…»

3 эпизод (C) Я скажу тебе без лести –

Ты способен воевать как увертюр

Так спеши на поле чести

Славы воинской искать!

Эта ария Фигаро является одним из наиболее известных номеров оперы и она, так

же как увертюра, нередко исполняется в концертах как самостоятельное

произведение.

( Слушаем – «Арию Фигаро из I действия»)

Следущий персонаж – мальчик-слуга Керубино изображен в ариях I и II

действия.

Ария Керубино из I действия. Керубино рассказывает о своих чувствах в

которых сам еще не может разобраться. В арии передано волнение юноши:

« Рассказать, объяснить не могу я,

Как волнуясь, страдая, тоскуя…»

Партию пажа Керубино исполняет женщина – певица, переодетая в опере в

мужской костюм. Такое переодевание в опере называется – ТРАВЕСТИ. Тембр

голоса - средний женский голос меццо – сопрано.

(Слушаем – «Арию Керубино из I действия»)

Следущая - ария Керубино из II действия: «Сердце волнует жаркая кровь…».Он

обращается к графине Розине. И в этой арии Керубино взволнован. В присутствии

своей госпожи паж испытывает некоторую робость. Отрывистое звучание

оркестра подражает звучанию гитары

(Слушаем – «Арию Керубино из II действия»)

Образ Сюзанны «нарисован» в арии из IV действия. Сюзанна находчива и

смышлена не менее чем Фигаро. Вместе со всеми она кружится в водовороте

шумной, бестолковой и веселой жизни замка. Она настойчиво отстаивает

свое счастье,проявляет, как и ее жених, много энергии и выдумки. Близится час

свадьбы. В тишине сада, под кронами деревьев, она думает о своем любимом

Фигаро и ждет встречи с ним.

«Приди мой милый друг в мои объятья!

Тихо тебе «люблю» хочу сказать я…»

Благодаря мягкому, бархатному звучанию деревянно – духовых инструментов в

оркестре, музыка арии становится более проникновенной. Партию Сюзанны

исполняет высокий женский голос - сопрано.

(Слушаем - «Арию Сюзанны из IV действия)

Опера заканчивается веселой свадьбой.

3.

Домашнее задание:

Пересказывать тему урока, отвечать на вопросы, играть музыкальные №№.

4.

Спасибо за внимание. До свидания.



В раздел образования