Автор: Вильданова Гюзель Рафкатовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка урока музыкальной литературы
Тема: "Опера "Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
автономное
учреждение
дополнительного
образования
«
Детская
школа
искусств
»
Бавлинского
муниципального
района
Республики
Татарстан
Открытый
урок
по предмету «Музыкальная литература»
Тема: «В.А.Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»
Выполнила
преподаватель
музыкально
-
теоретических
дисциплин
ДШИ
Вильданова
Гюзель
Рафкатовна
Г. Бавлы, 2017 год
Цели урока: Стимулировать у учащихся интерес к предмету «Музыкальная литература»
и в частности к творчеству венского классика В.А.Моцарта.
Научить хорошо разбираться во всех деталях, связанные с темой «Опера».
Получить «горячие» отклики в душе учеников от проведенного урока.
Задачи урока: Доступно и интересно изложить тему урока - «Опера. Опера «Свадьба
Фигаро» В.А. Моцарта.
Оборудование: И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса
ДМШ, 2 - ой год обучения; проигрыватель аудиодисков.
Методы
и
приемы
обучения: При объяснении
использовать
интересные факты и
сведения из дополнительных источников.
При возможности для наглядности использовать мультимедийные системы, презентации
к уроку.
Ход урока
1.
Организационный момент.
2.
Тема нашего урока – « Опера. Опера «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта».
Сравнительно недавно мы с вами изучали жизненный путь В.А.Моцарта. Прежде
чем приступать к разбору оперы давайте вспомним, какие оперы написал
композитор…? «Мнимая простушка», «Митридат, царь Понтийский», «Луций
Сулла», «Похищение из сераля», «Дон – Жуан», «Волшебная флейта» и другие. Да,
верно. Всего их - 19.
Вы помните из биографии композитора, что опера «Свадьба Фигаро», как и оперы
«Дон – Жуан» и «Волшебная флейта», относятся к венскому последнему периоду
его творчества, который является наивысшим расцветом его творчества.
Мелодичность и красота музыки этих 3 – ех опер вызывали еще при жизни
В.Моцарта неизменный восторг. И до сих пор его музыку , уже более 200 лет,
знают и любят во всем мире. Ведь недаром его называют классиком. Слово
«классический» - означает «образцовый».
Что такое опера…? И довелось ли вам побывать на оперном спектакле? Опера –
это удивительно привлекательный музыкальный жанр. Опера – это музыкально –
сценическое произведение , проще говоря – спектакль, где действующие лица не
говорят, а поют. Где можно увидеть оперу…? Конечно же в оперном театре!
Перечислите, пожалуйста, если вы знаете, названия оперных театров и в каких
городах они находятся…? Большой театр оперы и балета - в Москве, Мариинский
– в Петербурге, Татарский Академический Театр оперы и балета имени Мусы
Джалиля – в Казани, Ла Скала - в Милане (Италии), Метрополитен – опера – в Нью
– Йорке, Гранд опера – в Париже …
Итак, ближе к делу. Опера «Свадьба Фигаро» написана В. Моцартом в 1786 году
по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или женитьба
Фигаро». Либретто, то есть словесный текст к опере написал итальянец Лоренцо
де Понте, и опера исполнялась на итальянском языке, ведь недаром родиной
оперы считается Италия! Это было принято. Любая опера любого композитора в
то время должна была сочиняться и исполняться на итальянском языке. Даже в
России в 1815году она звучала на итальянском языке. Лишь в 1875году Петр Ильич
Чайковский, преклонявшийся перед музыкой Моцарта, перевел текст оперы на
русский язык и с тех пор на сценах советских театров она шла в переводе
П.И.Чайковского.
Сюжет. Действие оперы происходит в доме графа Альмавивы и графини Розины.
Их молодые слуги Фигаро и Сюзанна готовятся к свадьбе. Но хозяин, граф
Альмавива, всячески хочет отложить свадьбу, - ведь ему тоже нравится молодая
служанка и он не прочь поухаживать за ней. Однако хитроумный Фигаро находит
выход из этой неловкой ситуиции. Он со своей возлюбленной придумывает
план одурачить своего господина. Они переодевают жену графа – графиню
Розину в платье служанки Сюзанны и ,не подозревая этого, граф Альмавива целый
день ухаживает за собственной женой. В конце концов шутка раскрывается и тем
самым граф вынужден не мешать счастью Фигаро и Сюзанны. День, полный
тревог, заканчивается веселой свадьбой.
Представьте себе, что вы пришли на оперу «Свадьба Фигаро». Вы сидите в
роскошном зале театра. Занавес еще закрыт . Симфонический оркестр ,(которого
не видно, так ка он находится в оркестровой яме), исполняет жизнерадостную,
быструю увертюру. Увертюра в переводе с французского означает - открытие,
вступление. Увертюра написана в сонатной форме. Вы знаете, что за форма – это
наличие 3 – ех разделов: экспозиции, разработки и репризы, и обычно 2 – ух
контрастных тем в экспозиции : главной партии и побочной. Главная партия рисует
рисует образ главного героя оперы - непоседливого, веселого Фигаро. Эта тема
звучит в Ре – мажоре. Ее исполняет весь оркестр. Побочная партия звучит в Ля –
мажоре(в доминантовой тональности) и рисует образ невесты Фигаро – Сюзанны.
Порхающая мелодия жизнерадостна и игрива, ее исполняют скрипки. Увертюра из
этой оперы до того популярна, что нередко ее можно услышать как
самостоятельное произведение на каком – либо концерте.
( Слушаем – « Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»)
Далее – следуют сольные музыкальные характеристики главных героев.
1 – й сольный номер Фигаро – каватина из I действия. Каватина – это маленькая
ария лирико – повествовательная характера. Ее форма - 3 –ехчастная - ABA.
В 1 – ой и 3 – ей частях каватины Фигаро обращается к своему барину – графу
Альмавиве. Партию Фигаро исполняет средний мужской голос – баритон.
«Если захочет барин попрыгать,
Если захочет барин попрыгать,
Я подыграю гитарой ему,
Я подыграю гитарой ему, да,
Пусть пляшет он, да
Пусть пляшет он.
1 и 3 части каватины выдержаны в жанре галантного менуэта – это своего рода
мысленное учтиво – предупредительное обращение Фигаро к своему барину.
(Слушаем – «Каватина Фигаро 1 часть из I действия»)
2 часть каватины рисует портрет естественного, реалистического Фигаро –
смелого, напористого, уверенного в себе человека:
«Там смелой шуткой,
Новой погудкой,
Там кулаками,
Там тумаками,
Но осторожным надобно быть,
Да надо быть.
( Слушаем – «Каватина Фигаро 2 часть из I действия»)
2 – ой сольный номер Фигаро – это ария из I действия, в которой главный герой
Фигаро обращается к мальчику – пажу – Керубино и с добродушной усмешкой
рисует ему его будущую армейскую жизнь. Ария Фигаро написана в форме
«Рондо» ,что в переводе с французского означает «круг».
Основная тема рефрена (R): «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный,
Адонис женской лаской прельщенный,
Не довольно ль вертеться, кружиться
Не пора ли мужчиною быть?…
РЕФРЕН (R) повторяется 3 раза между проведениями разных эпизодов A, B,C.
Форма арии записывается так: RARBRC. Рефрен звучит в виде чеканной маршевой
музыки с с характерными трубными возгласами, которые образно передают
картину походной солдатской жизни.
1 эпизод (A) - это изящная легкая музыка:
«Распростись ты с духами, с помадой,
Со стихами, с ночной серенадой,
Ты забудь про веночки, цветочки,
Про шелковые ленты забудь…»
2 эпизод (B) «Будешь воином суровым
И усатым, и здоровым,
С острой саблей, с медной каской
И со шпорой, и с тюрбаном,
С лютым видом, с пустым карманом,
Чести много, а денег мало.
Вместо пляски очень скоро
Марш начнется через горы…»
3 эпизод (C) Я скажу тебе без лести –
Ты способен воевать как увертюр
Так спеши на поле чести
Славы воинской искать!
Эта ария Фигаро является одним из наиболее известных номеров оперы и она, так
же как увертюра, нередко исполняется в концертах как самостоятельное
произведение.
( Слушаем – «Арию Фигаро из I действия»)
Следущий персонаж – мальчик-слуга Керубино изображен в ариях I и II
действия.
Ария Керубино из I действия. Керубино рассказывает о своих чувствах в
которых сам еще не может разобраться. В арии передано волнение юноши:
« Рассказать, объяснить не могу я,
Как волнуясь, страдая, тоскуя…»
Партию пажа Керубино исполняет женщина – певица, переодетая в опере в
мужской костюм. Такое переодевание в опере называется – ТРАВЕСТИ. Тембр
голоса - средний женский голос меццо – сопрано.
(Слушаем – «Арию Керубино из I действия»)
Следущая - ария Керубино из II действия: «Сердце волнует жаркая кровь…».Он
обращается к графине Розине. И в этой арии Керубино взволнован. В присутствии
своей госпожи паж испытывает некоторую робость. Отрывистое звучание
оркестра подражает звучанию гитары
(Слушаем – «Арию Керубино из II действия»)
Образ Сюзанны «нарисован» в арии из IV действия. Сюзанна находчива и
смышлена не менее чем Фигаро. Вместе со всеми она кружится в водовороте
шумной, бестолковой и веселой жизни замка. Она настойчиво отстаивает
свое счастье,проявляет, как и ее жених, много энергии и выдумки. Близится час
свадьбы. В тишине сада, под кронами деревьев, она думает о своем любимом
Фигаро и ждет встречи с ним.
«Приди мой милый друг в мои объятья!
Тихо тебе «люблю» хочу сказать я…»
Благодаря мягкому, бархатному звучанию деревянно – духовых инструментов в
оркестре, музыка арии становится более проникновенной. Партию Сюзанны
исполняет высокий женский голос - сопрано.
(Слушаем - «Арию Сюзанны из IV действия)
Опера заканчивается веселой свадьбой.
3.
Домашнее задание:
Пересказывать тему урока, отвечать на вопросы, играть музыкальные №№.
4.
Спасибо за внимание. До свидания.