Напоминание

Развитие трудовых умений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Мыльникова Юлия Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ ОК "Точка будущего"
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Развитие трудовых умений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Тема: Развитие трудовых умений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мыльникова Юлия Анатольевна

Частное общеобразовательное учреждение

«Образовательный комплекс «Точка будущего»

Развитие трудовых умений у детей дошкольного возраста в

соответствии с ФГОС ДО

Введение

Труд

всегда

рассматривался

одним

средств

воспитания

и

необходимым условием для творческого развития личности. В процессе

труда происходит становление социального опыта ребенка, он познает

значимость труда, учиться выполнять некоторые трудовые действия,

оценивать свой вклад в общее дело.

Сегодня

основным

требованием

к

подготовке

выпускника

дошкольной образовательной организации является развитие активной

личности, которая накапливает способы познания мира, активно его

преобразовывает. Это цель обозначена в Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования, где уделяется

внимание развитию инициативности у детей дошкольного возраста в

разных деятельностях.

В ФГОС дошкольного образования ставится задача, связанная

с формированием позитивных установок к различным видам труда.

XX век актуализировал значимость воспитания трудолюбия у детей,

что стало центром научных исследований советских педагогов в 30-80

годы.

В тридцатые годы трудовому воспитанию в детском саду придавали

большое значение, в этот период превалировала идея стимулирования

активности детей в труде, об общественной направленности детей в труде

(Р. И. Прушицкая). Основной формой труда детей были дежурства,

которые

были

основаны

на

самоуправлении,

то

есть

дети

сами

распределяли

дежурства.

Поднимаются

вопросы

ручного

труда

с

использованием бросового материала (Е.А. Флёрина).

В пятидесятые годы в исследованиях труд начинает рассматриваться

как средство воспитания детей дошкольного возраста. В этих работах труд

рассматривается как средство воспитания у детей. В работах показано, что

ознакомление

детей

и

включение

их

в

разнообразную

трудовую

деятельность

способствует

становлению

их

самостоятельности,

ответственности,

активности,

инициативы,

общественных

мотивов

поведения (З.Н.Борисова, Я.З. Неверович, Л. А. Порембская и др.).

В шестидесятые годы были проведены исследования, в которых

изучались

педагогические

условия

развития

трудолюбия

у

детей

дошкольного возраста (К. И. Исмаилова, Я.З. Неверович, Л.Е.Образцова,

М. А. Панова и др.) Авторы выделяют положительное отношение к труду

одной из составных частей трудолюбия.

В этот период ведется экспериментальная работа по изучению

особенностей

формирования

общественной

направленности

труда

(Р.С.Буре, Д. О. Дзинтере, Л.З. Неверович, С. А. Козлова и др.). Авторы

дают различную трактовку данному понятию. Они считают ее элементом

трудовой

активности

дошкольника.

Эта

личностная

характеристика

связана с осознанием ребенком дошкольником необходимости участвовать

в труде, проявлять интерес к общественно полезному труду и желание им

заниматься.

В

исследованиях

продолжают

изучаться

характеристики

положительного отношения детей к труду (Г.Н. Година, Д. В. Сергеева, А.

Г. и др.). Инициатива авторами понимается как самостоятельный поиск

объекта труда, средств его выполнения, то есть инициатива в труде

связывается с проявлением творческого отношение к труду

В практике работы дошкольных образовательных организаций

наблюдается

использование

традиционной

методики

трудового

воспитания

детей.

У

дошкольников

продолжают

развивать

исполнительность, накапливают трудовой опыт. В не поля зрения

воспитателей остаются вопросы, связанные с воспитанием у детей радости

труда, инициативности.

Как

и

любое

другое

нравственное

качество,

трудолюбие

формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном,

требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний

возрастной психологии ребенка.

Любая наша деятельность всегда целенаправленна, всегда вызвана

определенными мотивами, которые внутренне побуждают нас совершать

какие-то поступки, выполнять ту или иную работу.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и

духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого

значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого

ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что

объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то

же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое

усилие,

начинает

осознавать

его

значение,

направленность

на

удовлетворение

своих

потребностей

самостоятельно,

не

пользуясь

помощью взрослых. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои

возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная

деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями,

способствуя тем самым становлению детского общества. В труде

дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются

первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие

трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не

только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых

действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он

проникается эмоциональным отношением к действиям: тревожится за

больного,

оказывает

внимание

пассажирам

и

пр.

Он

испытывает

эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют

чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями. В старшем

дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать

отличие работы от игры. Таким образом, на протяжении дошкольного

детства взаимосвязь игры и труда проявляется: в манипулятивных

действиях детей, исполняющих роли взрослых; в продуктивных действиях,

составляющих сюжет игры; во включении игровых действий в трудовой

процесс; в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика. Виды

и формы труда определены в образовательных программах дошкольного

образования.

Одной из форм организации детского труда является поручение.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить

какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой

организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были

посвящены исследования В.Г.Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974).

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к

труду, желания трудиться; для обучения трудовыми навыками и умениями,

для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для

удовлетворения потре6ности в общении со взрослым; для подготовки к

другим формам организации труда.

Так

как

овладение

трудовыми

умениями

способствует

самоутверждению

ребёнка,

рождает

уверенность

в

своих

силах,

удовлетворение

своей

умелостью,

возможность

оказать

помощь

взрослому. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Он

может помочь накрыть на стол, с помощью взрослых полить комнатные

цветы и многое другое. У ребёнка формируется главное умение - умение

трудиться.

В конце поручения необходимо давать положительную оценку,

независимо от того правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное

значение придается и инициативе ребенка если он захотел, что-то сделать.

Он просит воспитателя, например: полить комнатные растения, просит у

воспитателя лейку, водички как бы просит разрешения, или какой-то

трудовой процесс делает сам, а воспитателю необходимо поддерживать его

инициативу, самостоятельность.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового

воспитания,

но

и

нравственного,

физического,

умственного

и

эстетического.

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса

к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам,

для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для

удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к

другим формам организации труда.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать

друг другу помощь, услуги («Поставь стульчик, помоги Ване», «Помоги

Маше засучить рукава»). Так дети привыкают понимать общественную

направленность

выполняемых

поручений

и

овладевают

способами

доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело

до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового

воспитания детей: ознакомление детей с трудом взрослых и воспитание

уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

воспитание

интереса

к

труду,

трудолюбия

и

самостоятельности;

воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться

в коллективе и для коллектива.

Труд в детском саду детей многообразен. Это позволяет поддерживать у

них интерес к деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание.

Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает

возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к

выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком,

выявляет уровень умений, желание, способность довести его до конца

самостоятельно.

Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно

осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывать

возможности ребенка для активного включения его в труд.

Наблюдения показывают, что большинство ребят от 3 до 5 лет при

выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Поэтому

правильное руководство деятельностью ребят при выполнении поручений

является

важнейшим

условием

воспитания

у

них

положительного

отношения к труду, исполнительности.

На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению трудовых

поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к

требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт

показывает, что решение этой задачи в работе с детьми 3-4 лет будет

успешным, если воспитатель становится непосредственным участником

деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят,

как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует

требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый

имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою

очередь и ребенок имеет возможность видеть, как воспитатель организует

свою

деятельность,

как

готовит

рабочее

место,

как

пользуется

необходимыми предметами труда, какие действия выполняет.

Опыт совместной работы с детьми 3-5 лет показывает, насколько велика

роль

обучающего

воздействия

при

выполнении

детьми

трудовых

поручений. Овладение способами выполнения специфических трудовых

действий, операций, их правильной последовательностью позволяет

ребенку приобрести необходимые умения для выполнения различных, по

содержанию трудовых поручений. При этом воспитатель пользуется

приемами показа и объяснения и усиленным контролем. Малейшая

трудность - и ребенок бросает дело, переключаясь на игру.

Усвоению умений способствует повторение способов деятельности в

целях их закрепления. Воспитатель расширяет сферу деятельности детей,

побуждает их к переносу усвоенных способов в новые условия. Так,

скажем, если раньше в процессе формирования умений дети выполняли

поручения в пределах своей групповой комнаты, то с их закреплением

воспитатель постоянно увеличивает круг дел.

В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений

ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Это

достигается посредством подробного объяснения, мотивации того, что

малыш делает или будет делать.

Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы дети уяснили

или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов

должно

быть

индивидуальным,

учитывать

возможности

каждого

затруднения ребенка при выполнении задания.

Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а

нескольким детям. Подобная организация поручений возможна тогда,

когда дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного

вмешательства и внимания педагога. При этом воспитатель показывает

несложные приемы работы всем детям одновременно. Например, поручает

четырем-пяти воспитанникам протереть кукольную мебель. Педагог

разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой

влажности она должна быть, напоминает последовательность действий.

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного

отношения к поручениям взрослых является формирование у них

социальных мотивов деятельности - мотив долга и ответственности перед

взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая

требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности,

усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.

Сначала воспитатель добивается лишь эмоционально-положительного

отношения к трудовому поручению. Это осуществляется чаще всего

благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок

охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание,

добился

результата.

По

мере

возникновения

у

детей

интереса

к

выполнению

поручения,

необходимо

добиваться

более

осознанного

отношения к трудовым заданиям взрослых, полезности выполняемого

дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне, вместе быстро приготовили все

к занятию». Самым высоким критерием оценки выполнения трудового

поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы

об

окружающих.

Такое

поведение

детей

связано

с

проявлением

инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в

добровольном

нахождении

для

себя

дела

и

самостоятельном

его

выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

Педагогу

очень

важно

умело

поддержать

первые

ростки

детской

инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в

трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения

выполнять обязанности.

Инициативу в труде дети проявляют в тех случаях, когда воспитатель

умело, переходит от предложения и требования выполнить задание к

напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью

вопросов педагог постепенно приучает детей обращаться к своему опыту,

вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги,

помощь.

Чтобы

облегчить

ребенку

выбор

задания,

целесообразно

организовать специальные ситуации, в которых он может проявить

инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом

(уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, ремонт

книг и др.), трудом в природе.

В младшей и средней группе особенно важно замечать детскую

инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется

взрослым. Отсюда необходимо, чтобы поручения не заглушали детское

желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые

дети могли бы выполнить, не ожидая указаний взрослых: увидел, что

валяется вещь, игрушка- подними, положи на место; вошел в группу

взрослый - предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять,

подвинуть- помоги и т.д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для

всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать по

собственной инициативе. Если дела не делаются по собственному почину

ребят, воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно

указать, где и когда они могли бы что-то сделать.

В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступенях

дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы.

Здесь воспитатель не может обойтись без персонажей кукольного театра

«Петрушка». С его помощью воспитателю легко удается не только оценить

сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой

деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать

товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание. В

занимательной игровой форме воспитатель анализирует деятельность

ребенка, рассказывает, что он хорошо выполнял, в чем ошибался.

Активное равномерное участие детей от 3 до 5 лет в выполнении

повседневных поручений явится важной и своевременной подготовкой к

участию

в

дежурствах

-

первых

обязанностей

дошкольников.

В оценке результатов выполненного ребенком задания следует широко

использовать игровые приемы.

В старшей и подготовительной к школе группах расширяются физические

возможности детей, накапливается определенный опыт самостоятельного

выполнения

поручений. Многие

виды

труда

становятся

для

детей

обязанностью,

однако

поручения

не

теряют

своей

значимости.

Качественно меняются не только их содержание, но и задачи, которые

ставит

перед

собой

воспитатель.

В работе с детьми 6—7 лет воспитатель широко организует поручения-

задания

(однодневные,

многодневные,

с

отсроченным

заданием),

например, воспитатель просит принести к определенному дню пустые

баночки

для

труда,

цветные

нитки

для

вышивания,

картинки

определенного содержания для альбома, какой-либо природный материал

и

т.

п.

Педагог строго контролирует их выполнение в срок и качественно. С

этой целью на первых порах использует приемы косвенного воздействия

на детей: напоминание, намек, иногда требование, постепенно добиваясь

полной

самостоятельности

в

выполнении

задания.

Широко

организуются

разнообразные

поручения,

связанные

с

длительными

наблюдениями

в

уголке

природы

за

растениями.

Детей 6—7 лет широко привлекают оценивать результаты работы,

выполненной товарищем, а также и свои собственные. Это способствует

формированию критического отношения к результатам труда, умению

давать справедливую оценку.

Во второй младшей группе детей распределяют на подгруппы. Работа с

каждой группой проводится в месяц:

Поручение, связанное с трудом в природе - 4раза;

Поручение, связанные с хозяйственно-бытовым трудом – 4

раза;

Совместный труд детей и взрослых – 1 раз.

Трудовые поручения.

Руководя выполнением детьми поручений,

воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной

работе привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за

каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он

принимается за выполнение поручения, способность довести дело до конца

самостоятельно.

Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно

осуществлять индивидуальный подход к каждому, учитывать возможности

ребенка

для

активного

включения

его

в

труд.

В младшем возрасте дети имеют преимущественно индивидуальные

поручения, так как ребенок 3—5 лет нуждается в индивидуальном

обучении,

постоянном

контроле

за

его

деятельностью.

Малейшая

трудность — и он бросает дело, уходит играть. Напоминание педагога, а

иногда и требование закончить работу постепенно вырабатывают у

ребенка

привычку

выполнять

заданное.

Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а сразу

группе детей. В таком случае будут трудиться «рядом» несколько ребят.

Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети имеют

некоторый

опыт

работы

и

не

требуют

постоянного

внимания

и

вмешательства

воспитателя.

В этом случае педагог имеет возможность показать несложные приемы

работы сразу нескольким детям. Например: четырем-пяти воспитанникам

протереть стульчики: каждый должен протереть один стул. При этом

разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой она

влажности

должна

быть,

напоминает

последовательность

действий

одновременно

всем

участникам.

Одним из эффективных приемов руководства деятельностью ребенка в

этом возрасте является совместный труд со взрослым или взрослого и

нескольких детей. В совместной работе пример воспитателя повышает

интерес ребенка к труду, способствует формированию у него желания

достичь

результата

работы.

Особую роль в руководстве выполнением детьми 3—5 лет поручений

играет оценка их труда. Надо непременно найти что-то положительное в

их поведении и деятельности, даже если на первых порах ребенок не

всегда

может

самостоятельно

справиться

с

заданием.

В

оценке

результатов выполненного ребенком задания следует широко использовать

игровые

приемы.

В процессе организации поручений с детьми 3—5 лет важно помнить о

роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста

пока многое не умеют делать самостоятельно. Педагог широко пользуется

такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивировка

каждого требования к деятельности ребенка.

Воспитатель детского сада организует трудовую деятельность детей в

трех

основных

формах:

в

форме

поручений,

индивидуальных

и

коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой

одновременно

участвует

вся

группа

детей.

В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной

форме.

Так,

в

младших

и

средней

группах

в

наибольшей

мере

используются поручения, в старших группах труд все чаще приобретает

коллективный

характер.

Под

трудовым

поручением

понимается

возложение

на

ребенка

конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо

из

своих

сверстников.

Поручить — значит обязать ребенка выполнить какую-то работу,

связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива,

например: расставить игрушки, принести корм для птицы, полить

растения, вытереть полочку, пособия, игрушки, поставить их на место и

т.д.

Поручения

наиболее

простая

форма

организации

трудовой

деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны

на младших ступенях дошкольного детства, когда ребенок не может еще

трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных

простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу,

сверстникам.

Трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие

поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно

считаются обязанностью: это поддерживать порядок в помещении и на

участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно

одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и др.

По отношению к каждому ребенку младшего возраста поручения не

могут расцениваться как обязанности в силу того, что дети еще не в

состоянии их выполнять. Поручения могут перейти в обязанности только

тогда, когда деятельность, их составляющая, станет привычной. Смысл

обязанностей заключается прежде всего в осознании необходимости

постоянно и систематически выполнять дело, которое хотя и не является

трудным, но должно выполняться систематически даже тогда, когда к

этому

нет

желания.

В процессе выполнения отдельных поручений дети постепенно осваивают

круг тех маленьких дел, которые составляют обязанности. Не зная их, они

не смогут выполнять никакие поручения, а тем более воспринимать их как

обязанность.

В процессе совместного труда дети постепенно узнают, какой

материал, предметы, как обращаться с ними, привыкают в совместной

работе, проявлять элементарную предупредительность.

Здесь решаются задачи обучения ребят умению общаться со

взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в

помещении и на территории участка детского сада. (См. табл. 1.):

Разновидности поручений

Таблица 1

Разновидности

поручений

Содержание поручений

Формируемые умения

1 группа

Кратковременные,

эпизодичные

Связанны с выполнением одного

способа

действия:

подать,

принести,

отнести,

поднять.

Кратковременны,

эпизодичны,

вызваны

временной

необходимостью:

устранить

быстроту

случившийся

беспорядок,

т.е.

поручения,

возникшие в силу жизненных

обстоятельств.

Задача,

поставленная

перед

ребенком,

должна

им

решаться сразу.

Особенность

- они

лишены

-расставить игрушки

- снять с куклы платья для

стирки

-разложить

ложки

и

салфетки на столе

- принести лейку, метелку

- по просьбе воспитателя

приносят все необходимое

для работы: бумагу, клей,

кисточки, караандаши

игрового

начала,

дают

детям

возможность

быстро

ориентироваться в окружающей

обстановке, среди многих вещей

и,

способствуют

развитию

сообразительности,

ловкости,

исполнительности,

сопровождают работу, которую в

основном выполняют взрослые.

2 группа

Регулярные,

запланированные

Содержат

несколько

способов

действия,

несколько

трудовых

операций. Нужны и знания, и

умения в обращении с ними: как

по окончанию убрать рабочее

место, элементарно спланировать

свою деятельность.

-постирать кукольное белье

- протирать,

мыть

легко

моющиеся игрушки

-подмести дорожки

-сгребать песок в кучу

-собирать и уносить мусор

-полить

групповые

растения, огород.

3 группа

Долговременные

Связанны

с

результатами,

которых

дети

достигают

не

сразу:

посеять,

посадить,

постирать

кукольное

белье,

принести

из

дома

открытку,

расческу,

попросить

папу

подточить цветные карандаши и

т.п.

Получение

результата

связано

с

приложением

некоторых

усилий

для

запоминания временных понятий

(утром,

когда

приходишь

в

детский

сад,

после

прогулки,

вечером, после полдника, обеда,

когда

пойдешь

домой).

Подобные

поручения

практикуют

в

старшей

и

подготовительной

к

школе

группах

-приводить

в

порядок

игровые уголки, убирать на

место

строительный

материал, настольные игры,

оборудование и материал

для труда

-приводить в порядок кукол

(мыть,

причесывать;

при

необходимости

менять

одежду, подбирать другую)

-отбирать

по

просьбе

воспитателя

необходимые

игрушки для игр (инвентарь

для труда)

- стирать

кукольное

постельное бельё, одежду

-выполнять

поручения

и

сообщать

об

этом

воспитателю

-делать поделки, игрушки в

подарок малышам

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) такого рода поручения

выполняют без труда. Для более младших они сложны, потому что в них

результат труда для ребенка не выступает наглядно; ему порой просто не

понятны подобные поручения. Но это не значит, что в работе с

детьми младшего дошкольного возраста надо их избегать. Давая такое

задание ребенку и получая отказ выполнить его, воспитатель должен

прежде всего выяснить причину, почему малыш отказывается (стесняется,

не знает того человека, к кому посылают, плохо ориентируется в

помещении детского сада, малообщителен и т.п.), по возможности помочь

ему. Целесообразно вначале давать такие поручения более смелым,

общительным детям, при этом пояснить, куда пойти, что попросить,

повторить задание и рассказать, как его надо выполнить. Следует

напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой,

необходимо поздороваться, спросить вежливо, поблагодарить, перед

уходом попрощаться.

Таким образом, зная воспитательные возможности различных по

содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возможности

каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их

выполнение, учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного

формировать трудовые умения, другого учить тщательности, аккуратности

в процессе деятельности, третьего научить правильно относиться к работе

и т.д.

Содержание последних двух групп поручений несколько сложнее

первых, поэтому они чаще используются в старшей и подготовительной к

школе группах детского сада. Успешному выполнению их в младших

группах помогают взрослые.

Рассмотрим классификацию видов поручений (См. табл. 2)

Виды поручений

Таблица 2

Виды поручений

По форме организации

По продолжительности

По содержанию

индивидуальные,

подгрупповые,

общие

кратковременные,

длительные,

постоянные,

одноразовые

Соответствуют разным вида

труда

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у

детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы

довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Рассмотрим требования, предъявляемые к организации труда

дошкольников (см. табл.3):

Требования к организации детского труда

Таблица 3

Требования

Условия выполнения требований

Систематичность

детского труда

Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы

обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда

и систематическое участие в них каждого ребенка

Постепенность рабочей

нагрузки

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду.

Трудовые поручения не по возрасту могут вызвать лишь

отвращение

к

нему.

Но

слишком

малая

нагрузка

не

доставляет

чувства

"мышечной

радости",

что

также

затрудняет воспитание положительного отношения к труду.

Подбор

оборудования

для труда

Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный

внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить

задание аккуратно, получить результат, располагает его к

деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается

оборудование так, чтобы детям было удобно его взять,

использовать, привести в порядок и положить на место

(следуем принципу доступности)

Создание

в

группе

трудовой атмосферы

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена

трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых

усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому,

насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые

дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют

к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело,

воспитатель

непременно

организует

и

детей

на

его

выполнение.

Мотивы трудовой деятельности – характеризуют то, ради чего и почему

ребенок трудится. В качестве мотивов могут выступать:

потребность в положительной оценке взрослых;

самоутверждение;

потребность в общении со взрослыми;

желание чему-то научиться;

общественные мотивы (приносить пользу другим).

Особенность данного компонента – отсутствие стремления получить

материальную награду за труд.

Оценка деятельности – для ребенка исключительно важно узнать мнение

взрослого, опытного и авторитетного человека о том, насколько успешно

он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они

важны.

Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого

ребенка.

Оценка

должна

быть

объективной,

учитывающей

психофизические возможности ребенка.

Младшие дошкольники затрудняются оценивать свою деятельность.

Старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей

работы.

Особенность

данного

компонента

детей

следует

учить

предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Результат труда – под результатом труда дошкольников следует понимать

не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок

видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность,

доброжелательное отношение. Эмоциональное подкрепление результата

труда составляет его главную педагогическую ценность.

Для младших дошкольников важен не материальный результат, а

моральный, выраженный в положительной оценке взрослого.

Ребенка

старшего

дошкольного

возраста

интересует

достижение

практического результата, оценка взрослого для него также важна.

Дети 5-7 лет уже может появляться гордость, удовлетворение от

самостоятельно достигнутого результата труда. Это то, что дает ребенку

думать о работе «на равных», о партнерстве между взрослым и собой.

Трудовые поручения необходимо отличать от обязанностей. И не

только потому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые

поручения отличаются своеобразием самой деятельности и положением

ребенка в ней. Обязанность заключается, прежде всего, в осознании

необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда,

когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от

самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые

трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом

проявить

личную

инициативу,

творчество,

смекалку,

элементарно

рассказать, почему нужно выполнить эту работу.

Однако, чтобы у ребенка появились эти обязанности, ему необходим

некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволяет

освоить содержание деятельности. Такая подготовка осуществляется

посредством разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в

круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не

будет готов к более сложной для него деятельности. Особенно важны

поручения на шестом году жизни ребенка, когда происходит активная

подготовка к несению трудовых обязанностей – ведь с самого начала года

дети участвуют в трех видах дежурств. Это очень серьезный труд,

требующий

определенной

предварительной

подготовки

с

младшей

группы. В старшей группе, если ребята не умеют правильно дежурить, это

сигнал к тому, что педагог не целенаправленно привлекал воспитанников к

выполнению поручений на ранних ступенях дошкольного возраста.

Таким

образом,

зная

воспитательные

возможности

различных

по

содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возможности

каждого ребенка, можно целенаправленно организовать обучение детей

тому, что они еще не умеют делать, сформировать необходимые умения и

навыки или изменить отношение к работе.

Организуя поручения, воспитатель в любой возрастной группе

должен стремиться равномерно привлекать детей к выполнению заданий.

При этом все дети приобретают необходимые трудовые навыки и умения,

у них появляется привычка к труду. Желательно вести листок учета

поручений по следующей форме: фамилия и имя ребенка, поручения,

связанные

с

игрой, связанные

с

занятиями,

связанные

с

бытовой

деятельностью, помощь малышам.

Кроме того, в плане воспитательной работы за день следует отмечать,

как ребенок справился с заданием, каковы трудности и перспектива

индивидуальной работы. Таким образом, тщательный отбор содержания

поручений, учет особенностей руководства их выполнением детьми 3—7

лет дают возможность подготовить ребенка к несению обязанностей на

следующих ступенях дошкольного детства.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и

широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей.

Заключение

Поручение, как форма организации детского труда, имеет важное

значение, в воспитании положительного отношения к труду у детей

дошкольного возраста.

Таким образом, для того чтобы выполнять какие-то обязанности дома и в

детском саду, ребенку необходима определенная подготовка.

С помощью трудовых поручений ребенка постепенно знакомят с

требованиями,

которые

впоследствии

ему

придется

выполнять

самостоятельно, готовят к тому, чтобы он мог нести обязанности.

Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста.

Поручения воспитывают у детей правильное отношение к труду, желание

трудиться, готовность сделать что-то хорошее окружающим их взрослым,

сверстникам. Особенность данного компонента – участие взрослого.

Поскольку

навыки

самоорганизации

у

детей

еще

сформированы

недостаточно, воспитатель показывает, как может быть достигнута

согласованность действий, договоренность.

Нами охарактеризованы основные направления работы педагога по

использованию поручений, как формы организации детского труда в

воспитании детей дошкольного возраста.

Для достижения положительных результатов необходимо обучать

детей навыкам выполнения поручений, проводить с детьми специальные

занятия. В форме занятий осуществляется обучение навыкам накрывания

на стол, вытирания пыли, уборки игрушек. Таким образом, можно сделать

следующие выводы: - с детьми нужно вести постоянную работу;

- целесообразно общаться и узнавать мнение ребенка о том, нужно

ли выполнять поручения, какие виды поручений ему нравятся

больше и почему.

Таким

образом,

поручения

как

форма

организации

трудовой

деятельности

детей

дошкольного

возраста

дают

возможность

воспитателям

повседневно,

систематически

приобщать

детей

к

посильному труду, создают в группе деловую атмосферу, дают детям

возможность

самореализоваться,

что

соответствует

требованиям

современных стандартов в дошкольном образовании.

Данная работа может быть использована воспитателями дошкольных

образовательных учреждений в процессе работы по формированию

трудовых умений и навыков детей в разных видах дежурства, по привитию

трудолюбия.

Литература

1.

Алимова Л. У., Бондарь Е. Е. Экспериментальное исследование по

выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего

дошкольного возраста в трудовой деятельности // Достижения науки и

образования. 2019.

2.

Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент

социально-коммуникативного

и

познавательного

развития

детей

дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017.

3.

Баранов

А.А.

Формирование

навыков

социально-безопасного

поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности

со взрослым // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2(22). – С.

7–9.

4. .Буре Р. С. и др. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового

воспитания. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011.

5.

Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста:

методическое пособие / М. А. Васильева. – М. : Просвещение, 2010.

6.

Волынкин В. И. Воспитание и развитие дошкольников: учебное

пособие / В. И. Волынкин – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

7.

Воспитание дошкольника в труде./ В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зачик

и др.; Сост. Р.С. Буре; под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 2014.

8.

Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное

пособие – М.: Владос, 2014.

9.

Иванова А. А., Лабутина Н. В., Гусева Н. П. Трудовое воспитание

дошкольников. Методическое пособие для воспитателя детского сада.

ФГОС – Вентана-Граф, 2016.

10.

Коломийченко

Л.В.

Организация

сетевого

взаимодействия

педагогических инициатив в социальном развитии и воспитании детей

дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. – 2010.

11.

Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду./ Т.С. Комарова,

Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова Трудовое воспитание в детском саду. - М.:

Мозаика-Синтез, 2005.

12. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых / В. И.

Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2013.

13.

Рамазанова Э. А., Короткова З. Л. Экспериментальное исследование

формирования экологической культуры детей старшего дошкольного

возраста в трудовой деятельности // Научные исследования. 2019.

14.

Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду :

учебное пособие– Ростов н/Д: Феникс, 2013.



В раздел образования