Автор: Шестакова Галина Федоровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества №1
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Роль и задачи концертмейстера в образовательном процессе Дома детского творчества на занятиях по вокалу. Формирование вокально-певческих навыков у дошкольников.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества № 1 города Пензы
Методическая рекомендация на тему:
«Роль и задачи концертмейстера в
образовательном процессе Дома детского
творчества на занятиях по вокалу.
Формирование вокально-певческих
навыков у дошкольников».
Автор-составитель:
Шестакова Г.Ф.,
концертмейстер
Пенза, 2024
Содержание
1.
Введение
2.
Основная часть
-
Роль и задачи концертмейстера в образовательном процессе Дома детского
творчества в классе вокала.
-
Формирование вокально-певческих навыков у дошкольников. Начальный
этап музыкально-ритмического воспитания. Развивающие игры-упражнения.
-
Методические приемы при обучении пению.
Артикуляционная гимнастика (примеры)
Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание.
Дыхательная гимнастика.
Речевые зарядки и игры. Скороговорки, чистоговорки (примеры).
Правила работы со скороговорками.
Развивающие игры с голосом. Выполнение упражнений, направленных
на развитие интонации, дикции, артикуляции, тембрового звучания,
слуховой настройки и звукообразования.
Значение занятий вокалом:
1.
Здоровье сберегающие технологии.
2.
Прогнозируемые результаты.
3.
Для чего нужны занятия вокалом
-
Работа концертмейстера в классе вокала
Разучивание нового песенного материала
Педагогические аспекты в работе концертмейстера
3.
Заключение
4.
Список литературы
«О музыке»
Не знает звук, как он прекрасен
Своей незримой красотой,
Он как родник – так светел и так
ясен,
И поражает чистотой
Вне мира, вне религий, вне
сознанья –
Творит он чудеса и тает словно
снег,
Одеться может он в причудливые
платья,
Угаснуть как лучины свет.
1.
Введение
В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества предается
особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в
идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего
поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В
этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).
Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека и способствуют
всестороннему гармоничному развитию личности, порождают оптимизм, социальную
активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей
общества, человеческого счастья, добра, красоты, духовного совершенствования.
Психологи утверждают, что лучший способ повысить качество своей жизни - просто
начать ей радоваться. Часто стали использовать музыку для лечения врачи-
психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные произведения в
кабинетах врачей-стоматологов. Положительные эмоциональные переживания при
звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует эмоциональную
центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность.
Одной из главных задач образовательной политики дополнительного образования
является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с
актуальными и перспективными потребностями современной жизни.
А это в первую очередь - формирование в каждом ребенке творческой личности,
креативного образа мышлении, формирование ключевых компетентностей дошкольников,
в том числе социально - коммуникативных компетенций как наиболее востребованных в
современном мире. В связи с этим, активизация внимания к вопросам творчества
обусловлена тем, что только творческий человек способен осуществлять ответственный
социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных
преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности. В
процессе творчества происходят значительные изменения личности, а именно, укрепление
и формирование характера, ведь творцу приходится преодолевать сопротивление,
трудности и испытания.
Современная образовательная среда дошкольного воспитания — это условия, в которых
каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных
способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать,
начиная с первых дней пребывания ребёнка в учреждениях дополнительного образования.
Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное
развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется
эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с
ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство - время
первоначального становления личности, формирования основ самосознания и
индивидуальности ребенка. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка
происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький
исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности
ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности.
Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и
способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка
дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка
оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей
детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а
также формирует его духовную культуру. Музыка возникла в глубокой древности и
признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека,
его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают
представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в
разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на
человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон
содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков,
произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила
внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает
благотворное влияние на здоровье человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной
тренировки, оздоравливает весь организм. Полезно не только слушать музыку, но еще
полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие
ребенка, влияя на его головной мозг. Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые
обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря
которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и
повышенный жизненный тонус. В процессе обучения на занятиях эстрадного вокала,
помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, устраняются логопедические
недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания,
развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение, речь и т.д., что,
безусловно, влияет на учебный процесс по предметам общеобразовательной школы.
На процесс художественно-эстетическое воспитания огромное влияние оказывает
мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за
собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе художественно-эстетического
воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их
инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.
2.
Роль и задачи концертмейстера в образовательном процессе Дома детского
творчества на занятиях по вокалу
Роль педагога в развитии музыкального воспитания дошкольников неоценима, но также
немаловажна роль его помощника концертмейстера, педагога-пианиста.
В настоящее время, в условиях развития и совершенствования образовательной системы в
России творческое сотрудничество преподавателя концертмейстера в системе
дополнительного музыкального образования является важным фактором эстетического
воспитания и развития обучающихся. Деятельность педагога и концертмейстера
заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую направленность.
Мастерство педагога-музыканта и концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не
только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских
дарований, владения ансамблевой техникой, отличного музыкального слуха, специальных
музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированию.
Духовики, струнники, хоровики, вокалисты, хореографы не обходятся без поддержки
фортепианной партии. Концертмейстер необходим на разных этапах работы музыкантов -
от разучивания программы в классе, до выступления перед зрителями на сцене.
Эффективность творческого процесса зависит не только от получения обучающимися
базовых знаний, умений и навыков, но и от умения работать с людьми. Продуктивное
педагогическое сотрудничество зависит от общей культуры педагога и концертмейстера,
их ценностных ориентиров, представлений о содержании и смысле своей деятельности и о
себе как специалисте.
Одновременно с учебными задачами, с которыми он сталкивается во время учебного
процесса, концертмейстер совместно с педагогом приобщает ребёнка к миру прекрасного,
помогает постигать мировое музыкальное наследие. Однако при этом многие музыканты
склонны относиться к концертмейстерству «свысока», считая, что игра в тени солиста не
требует больших усилий и мастерства. Но это весьма ошибочная позиция. Солист и
пианист (концертмейстер) являются участниками целостного музыкального организма,
кроме того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам, т.к. оно
требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры,
профессиональных знаний и умений, а так же особого призвания.
Цель работы: Изучение и обобщение методических рекомендаций, научных
исследований и практического опыта в рамках педагогической и творческой деятельности
концертмейстера Дома детского творчества в классе вокала.
Задачи: Описать ряд специфических музыкальных способностей, умений и навыков, а
также психологических и педагогических качеств в профессиональной деятельности
концертмейстера. Опираясь на собственный опыт и методическую литературу,
систематизировать приемы, формы и методы работы концертмейстера в классе вокала.
Одновременно с учебными задачами, с которыми он сталкивается во время учебного
процесса, концертмейстер совместно с педагогом приобщает ребёнка к миру прекрасного,
помогает постигать мировое музыкальное наследие.
Какие же навыки и умения необходимы пианисту-концертмейстеру для успешной
концертмейстерской деятельности?
Перечислю не полный перечень навыков, умений и творческих составляющих, которыми
должен обладать концертмейстер. Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем, как в
техническом, так и в музыкальном плане, обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим
музыкальным слухом, умением охватить образную музыкальную сущность и форму
произведения, а так же иметь данные солиста: быть артистичным, уверенным в себе. Именно с
таким напарником ученик-солист будет чувствовать на сцене помощь в игре и опору. Важны
и такие стороны профессионализма, как умение концертмейстера подчиняться творческой
воле солиста, даже вопреки своим амбициям, быстрота реакции на сцене во время исполнения,
умение читать разную фактуру, выделяя главное, беглое чтение с листа, транспонирование, а так
же общая музыкальная эрудиция.
Так же, концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических
качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода: его
надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту
– главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как
используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением у
солиста, ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного
замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных
сил.
Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное
напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Творческое вдохновение передается
ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную
свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При
возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на сцене, он должен
твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и
выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Профессиональный концертмейстер – важное звено в сложной цепочке музыкально-
образовательного процесса. Суть его работы заключается в обеспечении художественного
творчества партнера (партнеров) посредством музыкального сопровождения. Э. Боброва,
Е. Цыбина (кандидат пед. наук) С. Чистякова (доктор пед. наук, профессор) и другие
исследователи
рассматривают
феномен
сопровождения
как
один
из
способов
педагогической деятельности. Они считают, что сопровождение занимает особое место в
иерархии личностных ценностей, наряду с наставничеством, поддержкой, партнерством.
В образовательном процессе плодотворная работа концертмейстера осуществима лишь в
том случае, если она поддерживается основами теории и практики концертмейстерства,
непрерывным расширением уровня своего культурного развития. «Знаний, которых
хватило бы на всю жизнь, нет. Значит, этот запасник надо пополнять ежедневно», – пишет
Т. Гайдамович.
Работа концертмейстера с вокалистами.
Формирование вокально-певческих навыков у дошкольников.
Начальный этап музыкально-ритмического воспитания.
Развивающие игры-упражнения.
Работая в учреждении дополнительного образования, учитывая психофизические
особенности разных возрастных групп детей, на занятиях по вокалу применяются
разнообразные формы и методы работы. На начальном этапе – игровой метод ведения
занятия. В частности, игровой метод ведения занятия превращает тренинг вокально-
певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение же музыкально
- ритмических упражнений во время распевания приводит к развитию таких важных
качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота
реакции, ощущение пульсации, развитие метро – ритмического мышления.
При распевании на начальном этапе обучения вместе с упражнениями рекомендуется
использование примеров детского народного фольклора. Потешки, скороговорки и
чистоговорки, народные игры с пением – именно эти песенные жанры, словно специально
созданы народом для развития детских вокальных качеств.
Алгоритм той или иной песни обуславливает комплексно развивающие музыкально-
ритмические
упражнения,
которые
становятся
понятными
ребёнку
благодаря
собственному активному участию: в музыкально-ритмических движениях (шагах,
притопах, прыжках), с содержанием элементарных музыкальных жестов (хлопков,
шлепков, покачивания руками). Начальный этап музыкально-ритмического воспитания
начинается с приобщения к простейшим однородным ритмическим конструкциям,
равномерной
пульсации.
Внимание
детей
сосредоточено
на
повторности
сопровождающих пение движений.
Методические приемы при обучении пению.
Занятия состоит из двух этапов: речевой этап и работа над песней. Основными
видами деятельности речевого этапа являются:
*Артикуляционная гимнастика
*Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. Дыхательная
гимнастика.
*Речевые зарядки и игры.
*Развивающие игры с голосом
Их общая цель – подготовить голоса детей к пению
Далее происходит переход от речевого этапа к пению. Здесь используются попевки,
направленные на развитие вокально-хоровых навыков, знакомство и разучивание песен.
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика
– это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом
процессе.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Внятность и четкость речи зависят от
развития мышц языка, челюсти, состояния зубов и носоглотки. Наиболее активно
участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он
принимает, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это
необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков.
Бесполезно,
например,
пытаться
ставить
ребенку
звук
при
ещё
недостаточной
подвижности его артикуляторных органов. Если бы речевой аппарат ребёнка работал в
полной мере, то при благоприятных для развития речи социальных условиях он смог бы
самостоятельно усвоить нормальную артикуляцию всех звуков и своевременно выйти из
периода «возрастного косноязычия».
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
Позевывание широко открытым ртом.
Глотание капелек воды.
Полоскание горла.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а-а-а; э-э-э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Упражнения для нижней челюсти.
Открывание и закрывание рта.
Жевательные движения.
Упражнения для щек.
«Сытый хомячок». Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
«Голодный хомячок». Втягивание щек в ротовую полость.
«Шторм». Перегонка воды из одной щеки в другую.
Упражнения для губ.
«Улыбочка». Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в
улыбке.
«Трубочка». Вытягивать губы вперед длинной трубочкой.
«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.
«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и
нижние резцы видны.
«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чередование положений губ: "Заборчик" - «Бублик", "Улыбка" - «Хоботок".
«Кучер». Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют.
Статические упражнения для языка.
«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не
касаются зубов.
«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка
языка поднята вверх.
«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.
«Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы
кончик крепко упирался в зубы.
Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и
укрепление дыхательной системы организма. Упражнения помогают убрать зажимы,
освободить выдох, усилить силу звука, сделать голос более объемным, спокойным,
грудным и приятным на слух.
Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и
бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка.
Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической
активности и улучшает работу мозга.
Дыхательная гимнастика обеспечивает правильное речевое дыхание, нормальное
звукообразование, достаточную громкость, плавность речи и её выразительность.
Цель дыхательной гимнастики: развить мускулатуру дыхания, речевой аппарат,
координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Дошкольного возраста
«Воздушный шарик»
Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный
шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На
счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом
показывать руками, как шарик увеличивается в размерах.
«Бегемотик»
Дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый
произносит слова:
«Сели бегемотики, потрогали животики.
Животики раздуваются (при этом происходит вдох),
А затем животики сдуваются (выдох).»
«Птички»
Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх
происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру
фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья».
«Мыльный пузырь»
Дети становятся в круг, держась за руки. Они должны надуть огромный мыльный
пузырь, границами которого стали они сами. Происходит глубокий вдох через нос и
усиленный выдох. Воображаемый пузырь между детьми надувается, а они с каждым
выдохом отходят на шаг назад. Взрослый подбадривает: «Надувайся пузырь, надувайся
большой! Да не лопайся!» Когда дети отошли на максимальное расстояние друг от друга,
ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Пузырь лопнул!» Дети разбегаются в разные
стороны (разлетаются маленькие пузырьки).
«Погружение под воду»
Ребенок должен представить, что ему предстоит плыть под водой. Для этого он
глубоко вдыхает воздух, затем задерживает дыхание на максимальное количество
времени. При этом можно зажать нос рукой или имитировать плавание, медленно разводя
руками
СПРАВКА! Очень полезно надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, дуть на
одуванчики и перышки. Это способствует развитию регулирования тонкого выхода.
Младшего школьного возраста
«Дыхание одной ноздрей»
Очень полезное упражнение для улучшения работы мозга.
Встать прямо, тело расслаблено. Закрыть левую ноздрю пальцем, сделать глубокий
продолжительный вдох. Открыть ноздрю и закрыть правую, медленно выдохнуть. Затем
сделать в обратном порядке и повторить 5-6 раз.
«Глубокое очищение»
Проводить в любом удобном положении — сидя, лежа или стоя. Сначала
максимально выдохнуть воздух из легких, затем медленно и глубоко вдохнуть, выпячивая
вперед грудную клетку и стараясь свести лопатки. Через сомкнутые губы сделать три
отрывистых сильных выдоха. Повторить упражнение 3 раза.
«Восстановление дыхания»
Ребенок вдыхает воздух через нос, максимально наполняя легкие. Задерживает
дыхание на несколько секунд и медленно выдыхает через рот. Упражнение повторяется до
полного восстановления спокойного дыхания.
«Укрепление легких»
Встать прямо, вытянув руки перед собой, сжать кулаки. Медленно глубоко вдохнуть и
задержать дыхание. Сделать три быстрых движения, разводя руки как можно дальше в
стороны и за спину и возвращая их обратно в исходное положение. После этого усиленно
выдохнуть воздух.
СПРАВКА! Занятия со школьниками, начиная с первого класса, проводятся в течение
10-30 минут.
Заключение
Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи
игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Начиная с двух
лет дети с радостью выполняют занятия, а для более старшего возраста отличной
мотивацией станет улучшение показателей на физкультуре и в спортивных секциях.
Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут укрепить
здоровье ребенка.
Речевые зарядки и игры.
Скороговорки. Чистоговорки.
Скороговорки – это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми
звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки, прибаутки.
Правила работы со скороговорками
Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажера, работать с
ними нужно грамотно. Иначе можно навредить неокрепшему речевому аппарату малыша.
Вот некоторые основные правила для занятий с ребенком.
1. Во-первых, очень важен правильный подбор скороговорок. Начинать нужно с
простых, коротких, рифмованных скороговорок (например «Белые бараны били в
барабаны»). Простые скороговорки, после их правильного повторения, можно усложнить:
произнести скороговорку, а затем поменять местами начало и конец. Например, белые
бараны били в барабаны; в барабаны били белые бараны. Незнакомые слова следует
пояснить, чтобы был понятен смысл скороговорки. Если ребёнок уже умеет читать, лучше
написать скороговорку на листе бумаги и отметить, какими буквами обозначается тот или
иной звук в словах.
Для маленьких детей следует показывать иллюстрации к скороговоркам. Задать
ребёнку несколько вопросов, например, кто нарисован на картинке, что он делает.
Вопросы должны быть простыми и понятными. Попросите ребёнка объяснить сложные
слова или объясните их сами. Так же подбирать скороговорки для детей нужно, учитывая
индивидуальные дефекты речи. Сейчас легко подобрать скороговорки для отработки
каждого звука. Кроме того, желательно выбрать скороговорку, интересную для детей, с
забавным сюжетом.
2. Никогда не заставляйте малыша заниматься скороговорками. Особенно – если они
пока ему еще не очень удаются. В противном случае стеснительный, неуверенный в себе
ребенок может совсем замкнуться в себе.
3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за неудачи. Лучше просто повеселитесь по
этому поводу. Но и это следует делать осторожно: не задев самолюбия малыша.
4. Искренне хвалите ребенка за успехи.
5. Поставьте перед ребенком реально достижимую цель. Возможно, малыш
продемонстрирует свои достижения на утреннике в детском саду. Или красиво расскажет
скороговорку Деду Морозу, заслужив соответствующий подарок.
6. Недопустимо использовать скороговорки, если у малыша отсутствует правильное
произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Ими целесообразно
заниматься, когда ребенок произносит звуки уже правильно, но еще неуверенно (на этапе
введения звука в речевую практику
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки
развивают
речевой
аппарат
ребенка,
делают
его
более
совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной,
четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная
цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка,
торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая»
окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что
говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между
словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле,
значении.
Он также учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно
и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной
информации.
Пример скороговорки:
1. Интервьюер интервента интервьюировал.
2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой —
Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-
шарах-шарах-широни.
3. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
4. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
5. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
6. Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
7. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
8. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
9. У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
10.Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
11. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
12. Дверь-зверь-червь
13. Коси сока, пока роса.
14. Шесть мышат в шалаше шуршат.
15. Шепчет мышка кошке:
«Ты поспи ещё немножко»
16. Белочка, не мешкай, собирай орешки.
17. Хвала халве!
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в
умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и
многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие
органов артикуляционного аппарата при регулярном их повторении.
В чем значение использования чистоговорок в развитии речи детей дошкольного
возраста?
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают
увлекательным и интересным предлагаемый к изучению материал (а то, что
делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи
психического, умственного и нравственного воспитания;
Чистоговорки помогают снять эмоциональное напряжение;
Чистоговорки
как
ритмически
организованная
речь
активизирует
весь
организм
ребенка,
способствует
развитию
его
голосового
аппарата,
закреплению правильного произношения звуков.
Пример чистоговорки:
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен
запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.
Развивающие игры с голосом.
Выполнение упражнений, направленных на развитие интонации.
Выбор упражнений, их тональностей должен отталкиваться от индивидуальных
особенностей учеников.
Упражнение № 1
Занятие начинается с разогрева дыхательного аппарата. Выполнение этого упражнения
позволяет подготовить дыхательный аппарат к работе, активизирует все мышцы, которые
участвуют в процессе дыхания. Главная задача этого упражнения – сфокусированный
быстрый вдох через нос и выдох ртом. Мы активно задействуем мышцы диафрагмы,
тренируем их.
Упражнение № 2
Затем следует упражнение на legato и staccato по 4, 8, 12 и 16 на звук «с», упражнение
выполняется на одном дыхании. Необходимо совершать короткий равномерный выдох по
счету на staccato и длинный выдох на legato. Следите за положением плеч, они не должны
подниматься.
Упражнение № 3
Далее, упражнения для освобождения речевого аппарата, зажимов нижней челюсти:
«Язык» - уколы кончиком языка, круговые вращения языком. Все упражнения делаются
максимально активно.
Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем
его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность,
характер исполнения);
2.
Пропеваем,
«сидя
на
лошадке»
(«процокать»
мелодию,
стараясь
губами
формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук
направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.
Далее блок вокальных распевок, где формируется единая певческая манера,
артикуляция, интонация, кантилена и т.д. Все распевки поются исполняются по
полутонам вверх, а за тем вниз в пределах первой октавы.
Упражнение №4
Пение на закрытом звуке способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой
настройки. Упражнение поется со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт) на согласный
звук «М».
Упражнение №5
Следующее упражнение служит для развития подвижности мышц нижней челюсти,
умения достаточно широко открывать рот в процессе пения. А значит происходит
правильное формирование звуков и сохраняется единая позиция: Ма-Мэ-Ми-Мо-Му.
Упражнение № 6
Поется на одном звуке с перечислением гласных А,Э,И,О,У. Первый раз их нужно
петь отрывисто, а второй связанно. Упражнение направлено на чистоту интонирования
одного звука гласными, подвижность челюсти и дикцию.
Упражнение №7
Упражнение поется на одном звуке. Направлено на формирование дикции,
артикуляции и чистого интонирования певческого аппарата.
Упражнение №8
Варианты этого упражнения:
1. Та-ры ба-ры рас-та-ба-ры у Вар-ва-ры ку-ры ста-ры
Ку-ры ста-рень-кие, рас-та-ба-рень-кие.
2. Ан-дрей во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей,
го-няй га-ло-чек из под па-ло-чек.
Упражнение №9
Далее, упражнение для свободной, подвижной и легкой работы нижней челюсти
В этом упражнении важно следить за резким отбросом челюсти вниз для достижения
высотности. Представьте себя игрушечным человечком Щелкунчиком: нижняя челюсть
падает вниз свободно, рот открывается не «ножницами», а тисками.
Упражнение №10
Упражнение служит для четкого произношения буквы Р (дикция). Поётся в
звуковысотном соотношении (трезвучие).
Упражнение №11
Упражнение
служит
для
четкого
произношения
буквы
Л
(дикция).
Поётся
звуковысотном соотношении (трезвучие).
Упражнение №12
Отрабатывается дикция и артикуляция в поступенном движении звуков вверх и вниз в
пределах квинты. Можно добавить движения рук вверх и вниз. Эта попевка тренирует не
только голосовой, но и мышечный аппарат, развивается слуховое внимание, быстрота
реакции, воображение и мышление.
Упражнение №13
Тренирует артикуляционный аппарат, где нужно четко выговаривать букву Ж.
Добавляем скачок на квинту, развивая диапазон.
Упражнение №14
Пуступенное движение звуков вверх. Исполняется в разных темпах: от медленного до
подвижного. Развивается дикция и артикуляция голосового аппарата, его подвижность.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной,
они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты
можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.
«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.
«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.
«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.
Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом
распевание превращается в интересный, увлекательный процесс!
ПРИМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОПЕВКИ
РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:
1. Перед каждым «МА» активный быстрый вдох. Хорошо тренирует опору.
2.
«Я-ли-я» («Ё-ли-ё») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко,
в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё
хорошо открывается.
2.
«А-я» («О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции.
Развивается подвижность голоса.
вариант 1 вариант 2 вариант 3
2.
«А-е-я». Следить за светлым звуком.
2.
«Ы-И» Петь на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя
изменяется гласная. Упражнение помогает развивать эластичность и
подвижность мягкого нёба.
2.
«Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию.
Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым»
настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый
звук.
ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:
1. «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;
2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе. Можно петь со спадом в
конце, можно добавлять бурдон.
РАСПЕВКИ
ДЛЯ
РАЗВИТИЯ
ПОДВИЖНОСТИ
ГОЛОСОВОГО
АППАРАТА:
1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение
лёгким
звуком mp,
короткие
согласные,
мелкая
артикуляция.
2. «Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором,
на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:
1.
«Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая
звук вперёд, в темпе. Можно добавлять бурдон
2. «Пошел кот». Чистое интонирование м3, цепное дыхание, бесшумный
вдох
3.
«Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд.
Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.
Вариант 1 Вариант 2
3.
«Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по
принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и
«сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.
3.
Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за
чистым интонированием сексты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ
развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя,
ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания
подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.
Задания
на
равномерную
ритмическую
пульсацию,
выявление
ритмического
рисунка
музыкальных
примеров
создают
предпосылки
успешного
музыкального
развития
учащихся.
Слуховые
впечатления
сопровождаются жестами, движениями, благодаря чему успешно решаются
интонационные, ритмические задачи. Работа с учащимися направлена на
накопление
музыкально-слухового
опыта
и
впечатлений,
которые
способствуют формированию увлеченности детей, а значит и раскрытию их
музыкальных задатков.
1.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной
задачи
–
сохранить
здоровье
обучающихся,
создать
условия
для
психического развития, сформировать у них необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в
повседневной жизни. В это входит: разогревание и настройка, сбережение
голосового
аппарата,
развитие
вокальных
навыков,
достижение
качественного
и
красивого
звучания
голоса
произведении,
снятие
напряжения с внутренних и внешних мыши, подготовка дыхательной
системы, упражнения для точного ощущения интонации.
2.
Прогнозируемые результаты.
Через
активную
музыкально-творческую
деятельность
у
учащихся
формируется устойчивый интерес к пению, раскрывается творческий
потенциал, в становлении личности, проявляются индивидуальные качества,
способствующие развитию навыков самореализации и самовыражения в
социуме. У учащихся формируются знания и умения, способствующие более
выразительному
звукоизвлечению
(пению),
звукообразованию,
чистоте
интонации и дикции. Формируются певческие навыки (работа в ансамбле,
певческое дыхание, музыкальный слух, сольное исполнение), музыкально-
ритмические способности.
При обучении ребята узнают и используют терминологию, связанную с
вокально-хоровой
деятельностью.
Происходит
формирование
общей
культуры личности ребёнка, развиваются коммуникативные умения и навыки
общения в социуме. Дети приобщаются к основам музыкальной культуры,
развивается
музыкально-эстетический
вкус,
расширяется
музыкальный
кругозор, раскрывается творческий потенциал ребенка.
С каждым очередным занятием и выступлением мы убеждаемся в
необходимости, значимости, нашей совместной творческой деятельности.
Нам хочется дарить радость всем - от мала до велика, видеть улыбки
зрителей. Выступление на концертах «это своеобразный отчет о проделанной
работе,
выявляет
все
возможности
объединения,
демонстрирует
его
сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные
выступления формируют чувство ответственности: исполнителям должно
быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на
конкурсах и фестивалях - авторитетное жюри.
Подведём итог: для чего нужны занятия вокалом?
Формировать знания и элементарные представления о вокальной
музыке, видах, жанрах вокального искусства, о структуре песни и
т.д.
Формировать певческие умения и навыки.
Регулярно
занимаясь
вокалом,
ученики
развивают
голос,
поддерживают в тонусе мышцы спины, улучшая осанку, а
благодаря непринужденной, позитивной атмосфере, доступной
подаче информации, создаются все условия для расслабления, что
в
свою
очередь
способствует
нормализации
артериального
давления и сердцебиения.
Вокал укрепляет иммунитет. Воспроизведение гласных звуков заставляет
вибрировать
всю
верхнюю
часть
тела,
вибрируют
железы,
гланды,
включается очищение организма.
Для юных любителей музыки вокал особенно полезен, потому что
на занятиях необходимо запоминать тексты песен, мелодию,
интонации. Это тренирует долговременную память, формирует
новые нейронные связи.
Работа концертмейстера в классе вокала. Разучивание нового песенного
материала.
Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер должен
наблюдать за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он
должен следить за точностью воспроизведения певцом мелодической линии
и ритмического рисунка произведения, четкостью дикции, осмысленной
фразировкой,
целесообразной
расстановкой
дыхания.
Для
этого
концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями
певческого дыхания, правильной артикуляцией. Концертмейстер должен
обладать тонким интонационным слухом, голосом, чтобы следить за
точностью звуковысотной интонации.
Руководствуясь
принципом
индивидуального
подхода
к
каждому
ученику, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково
пригодный для всех учащихся. Занятия строятся по-разному в зависимости
от способностей певца, строения певческого аппарата, если ученик не пел в
этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал
в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер. Иногда работа над
произведением на занятии начинают по отдельным кускам, но часто бывает
целесообразно
сначала
дать
возможность
ученику
исполнить
все
произведение целиком (независимо от того, как он споет), после чего указать
ему на главные ошибки, добиться их устранения, а затем снова повторить
целиком уже в исправленном виде. Если вокалист творчески активен, то
можно пройти за одно занятие несколько произведений. Количество зависит
от уровня их сложности и от степени завершенности работы над ними, а
также от терпения и внимания учащегося, состояния его певческого
аппарата, к которому надо относиться очень бережно. Иногда всё занятие
можно посвятить одному произведению, что приносит подчас больше
пользы, чем работа над всей заданной программой.
Часто одной из серьезных проблем для начинающего вокалиста является
ритмическая сторона исполнения. Воспринимая мелодию на слух, певец
порой приблизительно поет ритмически сложные места. Концертмейстеру
необходимо на занятиях отучать ученика от небрежного отношения к ритму,
обратив внимание на художественное значение того или иного момента.
Если ученик не сразу полностью воспринимает сложный ритмический
рисунок, он обязательно должен считать вслух или про себя, а не только
запоминать музыку на слух. Для лучшего освоения ритмической стороны
иногда полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта,
основной пульс произведения, добиться ритмической ровности.
Концертмейстер
также
должен
следить
за
выполнением
данных
педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, кроме того,
идет работа над протяженностью гласных. Солист должен пропеть гласную
до последнего момента, а примыкающую к ней согласную относить
мысленно к следующей гласной, тогда все слоги будут начинаться с
согласной, но не кончаться ими. Необходимо стремиться к логическим
точкам опоры, объединять звуки.
Педагогические аспекты в работе концертмейстера с солистом.
Концертмейстер под руководством педагога учит певца правильно
распределять силу звука на протяжении всей песни. Начинающие вокалисты
порой думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос.
Концертмейстер должен напоминать ученику, какой выразительности он
может добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом
сбережет свой голос. Следует объяснить ученику, как постепенно готовить
кульминацию, предостеречь от такой часто встречающейся ошибке, как
пение последнего звука фразы или слова – громко, не смягчая его, хотя это
часто
неударный
слог,
слабая
доля.
Мастерство
концертмейстера
заключается
в
умении
совмещать
собственное
представление
об
исполняемом
произведении
с
предполагаемым
вокальным
вариантом.
Особенность вокального произведения – наличие словесного текста. В работе
над текстом, прежде всего надо почувствовать его основное настроение, а в
работе над фразировкой надо в первую очередь исходить из смысла и
характера
музыки.
Последнее
особенно
важно,
если
произведение
исполняется в переводе, так как при этом могут не совпадать словесные и
музыкальные опоры.
Педагог и концертмейстер должны разбудить у ученика воображение,
фантазию, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения,
использовать
выразительные
возможности
слова,
не
только
хорошо
произнесенного, но и “окрашенного” настроением всего произведения.
Необходимо, чтобы с помощью педагога, а затем и концертмейстера ученик
следил за красотой и богатством звучания слова.
Специфика
совместного
исполнительства
заключается
в
создании
единого художественного прочтения произведения участниками ансамбля.
На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить ученика
с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту
миссию
он
выполняет
и
через
высокохудожественное
исполнение
аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания
произведения с солистом.
Концертмейстер для солиста должен стать помощником, наставником.
Необходимо установить творческий, рабочий контакт с вокалистом, но и
нужен еще контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе
концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист
должен быть уверен, что концертмейстер правильно его “ведет”, любит и
ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности,
слабости и достоинства. Все ученики, а юные в особенности, ждут от своих
концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой
чуткости.
Являясь помощником педагога-вокалиста, концертмейстер не только
разучивает с учеником репертуар, но и помогает ему усваивать указания
педагога. Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем
прочнее устанавливается между ними взаимопонимание, даже “рабочая
терминология” у них становится общая. Концертмейстеру на занятии надо
быть в подтянутом, творческом состоянии, благожелательно и добросовестно
заниматься с любым учеником-вокалистом, независимо от его способностей.
Таким
образом,
профессиональная
деятельность
концертмейстера
предполагает наличие у него таких качеств, как высокая работоспособность,
большой объем памяти и внимания, педагогический такт и чуткость, наличие
музыкально-исполнительских навыков, владения ансамблевой техникой,
знания основ певческого искусства, отличного музыкального слуха.
В заключение хотелось бы добавить, какова бы не была специфика
работы концертмейстера, нужно помнить, что для настоящего творчества
необходима атмосфера дружелюбия, непринуждённости, взаимопонимания
между
педагогом,
концертмейстером
и
солистом.
Важно
чтобы
концертмейстер был другом и партнёром, т.к. только с позиции творческого
подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность
в исполнительской деятельности учащихся.
Работа концертмейстера порою остаётся незамеченной, но это не
уменьшает её значимости в мире музыки, за второплановостью
роли
концертмейстера порою скрывается глобальный труд пианиста, который,
хотелось бы, чтобы был признан и оценён.
А закончить хочется мыслью М. Годыной, высказанной на музыкальном
форуме: “Работу концертмейстера очень трудно перевести на язык бумаги –
она в пальцах, в душе”.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Артемкина
Т.,
Артемкин
А.
Дети.
Фольклор.
Творчество.
Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.
2.
Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки,
сказки, игры. Сост. Науменко Г. - М.: Советский композитор. Вып.3
1984; Вып.4. 1986.
3.
Майзингер
С.
Знакомство
с
жанрами
детского
фольклора.
Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.
4.
Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно – практической
конференции. - М.: Классика - XXI, 2003.
5.
Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. Музыка.
Ленинградское отделение. 1972.
6.
Мур Джеральд Певец и аккомпаниатор М. Радуга.1987.
7.
Островская
у.
А.
Психологические
аспекты
деятельности
концертмейстера
в
музыкально-образовательной
сфере
инструментального исполнительства АКД 2006.
8.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. Издательство Владос.1997.
9.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. М.1996.