Напоминание

Особенности развивающего обучения на уроках производственного обучения в группах с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Архипова Наталья Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"
Населённый пункт: Касли, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развивающего обучения на уроках производственного обучения в группах с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности

развивающего

обучения

профессиональной

подготовки в группах детей-инвалидов

Требования

к

выпускникам

профессионального

образования

с

физическими и интеллектуальными нарушениями растут с каждым годом.

Они должны уметь работать с большим объемом информации, анализировать

свою деятельность, брать на себя ответственность и эффективно общаться,

логически мыслить, самостоятельно решать новые жизненные и трудовые

проблемы.

Задача

профессиональной

подготовки

молодых

людей

с

инвалидностью определяется общими принципами педагогики: активная

подготовка к общественно полезной жизни, приобретение профессиональных

навыков и всестороннее развитие компетенций. Наша задача - подготовить

выпускников к профессии «Штукатур». Это одна из самых востребованных и

интересных и творческих профессий.

Образовательная

деятельность

в

группах

с

ограниченными

возможностями здоровья имеет свои особенности. Ученики обычно не

способны, отстают в развитии, не могут долго концентрироваться, не

внимательны, не усидчивы, замкнуты, имеют проблемы с установлением

межличностных отношений. Наблюдается также неадекватное поведение.

Некоторые дети не могут читать по слогам, другие – выполнять

простые арифметические действия. У них часто плохая память, отсутствует

логика и нарушена моторика.

Молодые люди с ограниченными возможностями очень уязвимы. При

работе с ними необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

Большое значение имеет эмоциональное состояние таких учеников.

Помимо проблем с образованием, необходимо решать вопросы, влияющие на

их настроение. Их способность приобретать знания и навыки на уроках

производственного обучения зависит от эмпатийного подхода.

Также очень важно укреплять доверие и взаимную ответственность.

Все это в совокупности гарантирует эффективность и результативность

развивающего обучения.

Усвоение и запоминание материала может оказаться для них сложной

задачей. В этом отношении обучение, включающее повторение, на мой

взгляд, предпочтительнее.

Для того чтобы овладеть новыми техническими приемами, необходимо

перенести знания из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Мастер должен помочь устранить причины, мешающие освоению нового

материала. Он должен направлять и модифицировать учебную деятельность,

в

ходе

которой

самостоятельно

решаются

проблемные

задачи

и

осуществляется поиск правильных решений. Таким образом, создаются

условия для развивающего обучения.

В результате появляется возможность прийти к приблизительно

точным ответам.

В результате учащиеся развиваются самостоятельно, а приобретенные

знания и навыки запоминаются и легко вспоминаются.

Для таких учеников разработаны методики развивающего обучения:

учебная информация не должна быть объемной;

учить от простого к сложному;

использовать наглядные пособия;

использовать пошаговую технику для выполнения сложных операций;

использовать

систему

поощрения

при

достижении

хороших

результатов;

индивидуализировать

задания

в

соответствии

со

способностями

учащихся;

использовать

наглядные

демонстрации,

демонстрирующие

доступность;

борьба с самостоятельностью и ошибками в работе;

связывать теорию и практику;

решать проблемы и проверять задания;

применение игровых технологий.

Например, организация урока начинается с приветствия, проверки

отсутствующих и создания атмосферы. После объявления темы и цели урока

используются

игровые

ситуации,

например

«Выберите

необходимые

материалы» или «Выберите необходимые инструменты, способ нанесения

раствора на поверхность и т.д.». Учащиеся охотно отвечают, выбирают

правильный вариант, замечают ошибки и компенсируют друг друга.

Устанавливается связь между теорией и практикой, ищут правильные

решения. На уроках формируется атмосфера доверия и позитива.

Переходя

к

занятию,

мастер

делит

группу

на

подгруппы

по

интеллектуальным и физическим способностям.

Самые слабые подгруппы выполняют операции, не требующие

мышления,

такие

как

подготовка

поверхности

к

оштукатуриванию.

Успешные быстрые ученики помогают более неустойчивым ученикам,

которые

лучше

понимают

такое

сотрудничество,

становятся

более

активными и находят выход из затруднений. Такая помощь вознаграждается

дополнительной оценкой, а сильные ученики также поощряются в качестве

"наставников".

Вторая подгруппа занимается непосредственно техническим процессом

решения проблемных ситуаций. Слабые ученики наблюдают, описывают и

сравнивают поведение своих одногруппников. Они пытаются создать

проблемные ситуации. Это особенно ценно, когда такие ученики проявляют

инициативу, и мастеру остается только превратить вопрос в проблемную

ситуацию.

Таким образом, на практике реализуется экспериментальный подход.

Формируется

творческое

и

образное

мышление.

Доступность

и

целесообразность демонстрируется через активное участие и личный пример

мастера на всех этапах урока.

При подведении итогов работы обсуждается достижение поставленных

целей,

проверяется

работа

каждого,

разбираются

ошибки.

Учащиеся

анализируют приемы работы и задания. Вспоминается каждый этап урока.

Формируются воспоминания и мысли. Все ученики поощряются.

Создаются ситуации успеха, которые помогают преодолеть тревогу,

пассивность,

страх

и

депрессию

у

подростков

с

ограниченными

возможностями.

Домашние

задания

направлены

на

использование

полученных знаний и навыков.

Видеофильмы

следует

использовать

на

занятиях

по

профессиональному обучению для групп с ограниченными возможностями.

Они способствуют развитию умственной деятельности учащихся. В процессе

восприятия нового материала одновременно подключаются слух, зрение,

память и логическое мышление. Во время просмотра в группе создается

атмосфера совместной познавательной деятельности.

Для совершенствования методики своей работы я организую в своей

группе конкурсы профессионального мастерства. Конкурсы должны отвечать

следующим требованиям:

содержать как теоретическую, так и практическую информацию;

критерии оценки должны быть простыми и понятными;

использовать пошаговые техники;

задание должно быть знакомым;

Все участники конкурса имеют право видеть и оценивать работы друг

друга;

при

равенстве

набранных

баллов,

конкурсанты

выполняют

теоретическую часть;

теоретическая часть соответствует практической;

Результаты конкурса обсуждаются вместе, ошибки учитываются.

Такие

конкурсы

позволяют

повысить

значимость,

интерес

и

воспитывают интерес к профессии. Преимущества конкурсов: простота и

доступность. С их помощью можно проверить как мастерство выполнения

отдельных технических операций, так и уровень подготовки в целом.

Обсуждают

и

комментируют

увиденное,

отвечают

на

вопросы.

Активизируется и развивается память, мышление, реакция. Улучшается

контактность,

коммуникабельность,

необходимые

в

дальнейшей

социализации. Проведение конкурсов профмастерства и участие в «Неделях

Профессионал»

способствует

успешному

овладению

профессией.

Способствуют успешному профессиональному обучению.



В раздел образования