Автор: Архипова Наталья Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"
Населённый пункт: Касли, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развивающего обучения на уроках производственного обучения в группах с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное
Особенности
развивающего
обучения
профессиональной
подготовки в группах детей-инвалидов
Требования
к
выпускникам
профессионального
образования
с
физическими и интеллектуальными нарушениями растут с каждым годом.
Они должны уметь работать с большим объемом информации, анализировать
свою деятельность, брать на себя ответственность и эффективно общаться,
логически мыслить, самостоятельно решать новые жизненные и трудовые
проблемы.
Задача
профессиональной
подготовки
молодых
людей
с
инвалидностью определяется общими принципами педагогики: активная
подготовка к общественно полезной жизни, приобретение профессиональных
навыков и всестороннее развитие компетенций. Наша задача - подготовить
выпускников к профессии «Штукатур». Это одна из самых востребованных и
интересных и творческих профессий.
Образовательная
деятельность
в
группах
с
ограниченными
возможностями здоровья имеет свои особенности. Ученики обычно не
способны, отстают в развитии, не могут долго концентрироваться, не
внимательны, не усидчивы, замкнуты, имеют проблемы с установлением
межличностных отношений. Наблюдается также неадекватное поведение.
Некоторые дети не могут читать по слогам, другие – выполнять
простые арифметические действия. У них часто плохая память, отсутствует
логика и нарушена моторика.
Молодые люди с ограниченными возможностями очень уязвимы. При
работе с ними необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
Большое значение имеет эмоциональное состояние таких учеников.
Помимо проблем с образованием, необходимо решать вопросы, влияющие на
их настроение. Их способность приобретать знания и навыки на уроках
производственного обучения зависит от эмпатийного подхода.
Также очень важно укреплять доверие и взаимную ответственность.
Все это в совокупности гарантирует эффективность и результативность
развивающего обучения.
Усвоение и запоминание материала может оказаться для них сложной
задачей. В этом отношении обучение, включающее повторение, на мой
взгляд, предпочтительнее.
Для того чтобы овладеть новыми техническими приемами, необходимо
перенести знания из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
Мастер должен помочь устранить причины, мешающие освоению нового
материала. Он должен направлять и модифицировать учебную деятельность,
в
ходе
которой
самостоятельно
решаются
проблемные
задачи
и
осуществляется поиск правильных решений. Таким образом, создаются
условия для развивающего обучения.
В результате появляется возможность прийти к приблизительно
точным ответам.
В результате учащиеся развиваются самостоятельно, а приобретенные
знания и навыки запоминаются и легко вспоминаются.
Для таких учеников разработаны методики развивающего обучения:
учебная информация не должна быть объемной;
учить от простого к сложному;
использовать наглядные пособия;
использовать пошаговую технику для выполнения сложных операций;
использовать
систему
поощрения
при
достижении
хороших
результатов;
индивидуализировать
задания
в
соответствии
со
способностями
учащихся;
использовать
наглядные
демонстрации,
демонстрирующие
доступность;
борьба с самостоятельностью и ошибками в работе;
связывать теорию и практику;
решать проблемы и проверять задания;
применение игровых технологий.
Например, организация урока начинается с приветствия, проверки
отсутствующих и создания атмосферы. После объявления темы и цели урока
используются
игровые
ситуации,
например
«Выберите
необходимые
материалы» или «Выберите необходимые инструменты, способ нанесения
раствора на поверхность и т.д.». Учащиеся охотно отвечают, выбирают
правильный вариант, замечают ошибки и компенсируют друг друга.
Устанавливается связь между теорией и практикой, ищут правильные
решения. На уроках формируется атмосфера доверия и позитива.
Переходя
к
занятию,
мастер
делит
группу
на
подгруппы
по
интеллектуальным и физическим способностям.
Самые слабые подгруппы выполняют операции, не требующие
мышления,
такие
как
подготовка
поверхности
к
оштукатуриванию.
Успешные быстрые ученики помогают более неустойчивым ученикам,
которые
лучше
понимают
такое
сотрудничество,
становятся
более
активными и находят выход из затруднений. Такая помощь вознаграждается
дополнительной оценкой, а сильные ученики также поощряются в качестве
"наставников".
Вторая подгруппа занимается непосредственно техническим процессом
решения проблемных ситуаций. Слабые ученики наблюдают, описывают и
сравнивают поведение своих одногруппников. Они пытаются создать
проблемные ситуации. Это особенно ценно, когда такие ученики проявляют
инициативу, и мастеру остается только превратить вопрос в проблемную
ситуацию.
Таким образом, на практике реализуется экспериментальный подход.
Формируется
творческое
и
образное
мышление.
Доступность
и
целесообразность демонстрируется через активное участие и личный пример
мастера на всех этапах урока.
При подведении итогов работы обсуждается достижение поставленных
целей,
проверяется
работа
каждого,
разбираются
ошибки.
Учащиеся
анализируют приемы работы и задания. Вспоминается каждый этап урока.
Формируются воспоминания и мысли. Все ученики поощряются.
Создаются ситуации успеха, которые помогают преодолеть тревогу,
пассивность,
страх
и
депрессию
у
подростков
с
ограниченными
возможностями.
Домашние
задания
направлены
на
использование
полученных знаний и навыков.
Видеофильмы
следует
использовать
на
занятиях
по
профессиональному обучению для групп с ограниченными возможностями.
Они способствуют развитию умственной деятельности учащихся. В процессе
восприятия нового материала одновременно подключаются слух, зрение,
память и логическое мышление. Во время просмотра в группе создается
атмосфера совместной познавательной деятельности.
Для совершенствования методики своей работы я организую в своей
группе конкурсы профессионального мастерства. Конкурсы должны отвечать
следующим требованиям:
содержать как теоретическую, так и практическую информацию;
критерии оценки должны быть простыми и понятными;
использовать пошаговые техники;
задание должно быть знакомым;
Все участники конкурса имеют право видеть и оценивать работы друг
друга;
при
равенстве
набранных
баллов,
конкурсанты
выполняют
теоретическую часть;
теоретическая часть соответствует практической;
Результаты конкурса обсуждаются вместе, ошибки учитываются.
Такие
конкурсы
позволяют
повысить
значимость,
интерес
и
воспитывают интерес к профессии. Преимущества конкурсов: простота и
доступность. С их помощью можно проверить как мастерство выполнения
отдельных технических операций, так и уровень подготовки в целом.
Обсуждают
и
комментируют
увиденное,
отвечают
на
вопросы.
Активизируется и развивается память, мышление, реакция. Улучшается
контактность,
коммуникабельность,
необходимые
в
дальнейшей
социализации. Проведение конкурсов профмастерства и участие в «Неделях
Профессионал»
способствует
успешному
овладению
профессией.
Способствуют успешному профессиональному обучению.