Напоминание

"Моя семья"


Автор: Кокуркина Анна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 119"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119»

Педагогический проект

«Моя семья»

Возрастная категория детей 3-4 года

Разработала:

Кокуркина Анна Юрьевна,

Воспитатель

Кирилова Анна Евгеньевна

Воспитатель

г. Череповец,

2024 год

Актуальность:

В

младшем

дошкольном

возрасте

у

детей

начинают

формироваться элементарные представления о нормах человеческого общения.

Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что

позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства по отношению к людям и,

прежде всего, к своим родным и близким. Ребенок должен осознать себя членом

семьи,

именно

семья

является

хранителем

традиций,

обеспечивает

преемственность поколений. Работа над данным проектом имеет большое

значение для формирования личности ребенка, укрепления детско-родительских

отношений. Мы, взрослые, должны помочь понять детям значимость семьи,

воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство

привязанности к семье и к дому.

Проблема:

Некоторые дети плохо знают членов своей семьи по

именам. Мало рассказывают о своей семье. Когда приходят в детский

сад и уходят домой во время одевания и раздевания между детьми и

родителями

происходят

часто

недовольство

чем-то,

обиды

и

конфликты.

Характеристика проекта:

Вид проекта:

По доминирующему методу: познавательно-творческий

По характеру содержания: включает ребёнка и его семью.

По характеру участия ребенка в проекте: исполнитель

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный

Целевая группа: педагоги, дети второй младшей группы, родители (законные

представители)

Новизна:

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по

приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с

семьей, в реализации интегрированного подхода в воспитании и организации

совместной продуктивной деятельности ребенка и взрослого.

Срок реализации проекта

:

краткосрочный (18.03.2024-29.03.2024)

Интеграция областей

:

интеграция всех пяти областей (познавательное

развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,

художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).

Практическая

значимость

:

Представленный

комплекс

развивающих

мероприятий может быть использован родителями по закреплению пройденного

материала.

Цель проекта: Формирование у детей второй младшей группы понятия

«Семья».

Задачи проекта

:

Образовательные:

- Формировать у детей элементарные представления о семье.

- Закрепить у детей умение слушать сказки и стихи, понимать смысл

прочитанного.

- Активизировать словарный запас детей за счет слов: мама, папа, брат, сестра,

бабушка, дедушка.

Развивающие:

- Развивать восприятие, внимание, память, наглядно – действенное мышление.

- Способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь и уважение к своим родным.

- Способствовать вовлечению родителей в проектную деятельность.

- Способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Ожидаемый результат:

Для детей: Дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, семейных

традициях, о необходимости заботиться о всех членах семьи. Дети с

удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры на основе сформированных

знаний о семье.

Для педагога: В процессе работы над проектом установлена связь педагогов и

родителей, накоплен определённый

опыт работы с детьми младшего

дошкольного возраста вне занятий по теме: «Моя семья».

Для родителей: Получен опыт взаимодействия с воспитателями и детьми в

ходе решения задач проекта.

Предполагаемый продукт проекта:

1.Стенгазета «Моя семья».

2.Консультация для родителей «Родь семьи в воспитании ребёнка».

3.Картотека песенок, стихов, потешек, пальчиковых игр о семье.

План график мероприятий

Мероприятие

Цель

Сроки

проведения

Ответственный

Выход

документа

Подготовительный этап

Подбор

методической,

познавательной

и

художественно

й литературы

по теме проекта

Составление алгоритма

организации и

осуществления

деятельности

18.03-19.03

Воспитатели

План-

график

мероприят

ий

Общение с

родителями и

обсуждение

работы по

данной теме.

Привлечение родителей к

совместной работе по

проекту.

18.03-20.03

Воспитатели

Беседы

Основной этап

Беседы

Формировать

20.03-22.03

Воспитатели

План-

«Моя семья»,

«Мои родные»,

«Где живет твоя

семья?»,

«Любимые

занятия членов

нашей семьи»

представления

детей о семье, о членах

семьи, закреплять

названия

имен и фамилий

родителей,

родных людей,

развивать речь детей.

конспект

беседы

Чтение сказок

«Три медведя»,

«Волк и семеро

козлят».Чтение

стихотворений

Е.Благинина

«Вот какая мама»,

С.Капутикян «Моя

бабушка», А.Барто

«Две сестры

глядят на братца»,

Загадки о семье.

Формировать у детей

умение слушать

сказки и стихи,

понимать смысл

прочитанного.

20.03-27.03

Воспитатели

Книги

стихов и

сказок.

Рассматривание

иллюстраций

«Мама, папа, брат,

сестра».

Учить детей

рассматривать картину,

отвечать на вопросы

педагога, устанавливать

эмоциональный контакт с

детьми.

21.03-26.03

Воспитатели

Фотоотчет

Настольно

-печатные

игры о семье.

Формирование у детей

представлений о семье.

18.03-29.03

Воспитатели

Фотоотчет

Дидактические

игры «Чья мама?»,

«Мамы и детки».

Расширять знания детей о

домашних животных,

учить правильно их

называть.

25.03-29.03

Воспитатели

Фотоотчет

Консультации для

родителей «Семья

глазами ребёнка»,

Развивать навыки

семейных отношений.

18.03-29.03

Воспитатели

Консульта

ции

«Семья и

семейные

традиции», «Роль

семьи в

воспитании

ребёнка».

Театрализованная

деятельность по

сказке «Репка».

Развивать творческие

способности детей,

развивать словарный

запас.

25.03

Воспитатели

Фотоотчет

Сюжетно-ролевые игры

«Дочки-матери»,

«Готовим обед, как

мама», «Шофёры

как папа».

Учить детей брать на себя

роли мамы, папы,

способствовать

установлению

партнерских отношений

в игре.

27.03-29.03

Воспитатели

Фотоотчет

Рисование

«Платье для мамы».

Развивать творческие

способности детей.

Желание сделать маме

приятный подарок.

29.03

Воспитатели

Фотоотчет

Выставка

рисунков

«Моя семья».

Формировать у детей

представление о семье,

обогащать

детско-родительское отношения

опытом совместной

творческой деятельности.

27.03

Воспитатели

Фотоотчет

Конструирование

«Дом для моей

семьи».

Учить детей создавать

постройки и

обыгрывать их.

20.03

Воспитатели

Фотоотчет

Заключительный этап

Спортивный досуг

совместно с

родителями

«Подвижные игры

с мячом».

Приобщать родителей и

детей к совместной

спортивной деятельности.

Способствовать

эмоциональному

сближению родителей с

ребёнком. Показать

28.03

Воспитатели

Фотоотчет

родителям подвижные

игры с мячом,

соответствующие

возрасту детей.

Оформление

стенгазеты «Моя

семья»

Показать родителям

результат проектной

деятельности

29.03

Воспитатели

Стенгазета

Картотека

песенок, стихов,

потешек,

пальчиковых игр

о семье.

Обогащение словарного

запаса.

29.03

Воспитатели

Картотека

Консультация для

родителей «Роль

семьи в

воспитании

ребёнка».

Повышение роли семьи в

воспитании детей

дошкольного возраста.

29.03

Воспитатели

Консульта

ция

Итог проекта:

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате

мероприятий,

которые были проведены в ходе проекта: беседы, тематические

занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный

результат. У детей сформировалось представление о семье, о семейных традициях.

Список использованной литературы:

1. Зверева О. Х. , Кротова Т. В. , «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М. : Т.

Ц. Сфера, 2005.

2.. Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: - М. : Т. У. Сфера, 2004.

3. Свирская Л.В , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : ЛинкаПресс,

2007.

4. Веракса Н.Е., Веракса Н.А. «Проектная деятельность дошкольника». Москва.

Издательство «Мозаика – Синтез». 2009 г.

5. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей»

методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление

ДОУ»).

6. Козлова А. В., Демулины Р. П. «Работа с семьей»: М.Т.У.Сфера, 2004.

7. В.С. Мартышин «Твоя родословная» Учебное пособие. М.: Школьная пресса

2000г.

8. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 04.2007г. 7. А.В.Козлова «Работа с

семьёй» -М-ТУ Сфера, 2007г.

Приложение 1

Беседа «Моя семья»

Цель: Формирование представлений о семье и родственных

отношениях.

Задачи:

- упражнять в назывании имен всех членов семьи.

- расширять представления детей о своей семье, родственных

отношениях;

- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство

любви и уважения к членам своей семьи.

- развивать речь.

Воспитатель: Ребятки, я предлагаю вам сегодня поговорить о

ваших семьях.

-А у меня есть загадка, послушайте:

Кто загадку отгадает

Тот своих родных узнает.

Все родные с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы одна …

Дети: семья.

Воспитатель: А кто может мне перечислить всех людей, которых

называют словом – Семья?

(На доске картинка семьи)

Воспитатель: Давайте покажем всю семью на ладошке.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи

любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитатель: - Ребята, бывают большие и маленькие семьи. Маленькая

семья, это папа, мама и ребенок. Если в одной семье живут ещё дети,

родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в одну интересную в игру!

Игра «Радость или огорчение»

Воспитатель: Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся

о вас. А ваши поступки могут радовать или иногда огорчать ваших

близких. Я буду называть действие, если это радует ваших мам – вы

поднимаете фишку белого цвета, если огорчает - чёрного.

-Вы съели на завтрак всю кашу;

-Разбросали по комнате все игрушки;

-Помогли маме мыть посуду;

-Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

-Порвали новую книжку;

-Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших

близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие

поступки.

Но не только у людей бывают семьи. Семьи бывают и у животных. Я

предлагаю вам игру, которая так и называется «Собери семью

животных»!

Воспитатель на магнитной доске размещает изображения

животных, обсуждает с детьми правильный состав семьи и объединяет

их вместе на доске.

Итог занятия. Ребята о чем мы сегодня с вами занимались на

занятии? Каких членов семьи вы знаете? Перечислите их, пожалуйста?

Приложение 2

Консультация для родителей на тему:

«Семья глазами ребенка»

Что значит семья в жизни ребёнка?

Семья – единый организм.

Об этом мы можем узнать из разговоров с детьми, рисунков и

детских сочинений, а можно вспомнить своё детство, вспомнить

родительский дом. У каждого из нас он свой, но есть и то общее, что

связывает нас всех: здесь сказали свои первые слова, сделали первые

шаги и совершили первые в своей жизни открытия. Дом – начало

начал. Здесь рождается Любовь и Ненависть, Добро и Зло, Хамство и

Порядочность; Невезение и Успех берут своё начало тоже здесь. Во

всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души. Каждый дом

похож на своих создателей.

В семье ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Они

как две ноги, на которых он идёт по жизни. Как же идти по жизни

ребёнку, если у него нет одного из родителей? Ребёнок должен знать

своих родителей, даже если они не живут вместе. А нерешённые

супружеские проблемы, хотя и спрятанные под семью замками,

способствуют

появлению

психологических

проблем

у

ребёнка.

Нарушение

эмоционального

состояния

ребёнка,

его

“плохое”

поведение, является симптомом других семейных болезней. Самая

хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских

отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а

прямо вплетены в ваши отношения с ребёнком. Ваши супружеские и

собственные проблемы – не только ваше личное дело, но важный

фактор развития личности вашего ребёнка.

Считается, что дети – это маленькие взрослые, просто размером

поменьше и с опытом покороче. Веками к ним так и относились:

растили, воспитывали, иногда баловали, но в целом исходили из правил

“ты должен” и “делай, как я”, поэтому многие поколения родителей

растили детей так же, как растили их самих - по стандарту, по

трафарету. Дети терпели и росли. Находились правда такие, которые

упорно выбивались из этой наезженной колеи. Но судьба большинства

из них оказалась незавидной: их брали в оборот, и так или иначе

приводили к общему знаменателю. Те, которые не перевоспитались,

уже вполне самостоятельно шли двумя путями: или опускались на дно,

или становились

первопроходцами (в науке, в искусстве, в семейной жизни). Но

наступили времена, когда взрослые вдруг с изумлением обнаружили,

что дети – другие, у них интересы другие, потребности другие, и

вообще –голова у них работает как –то иначе. Человек не бывает так

деятелен, пытлив и инициативен, как в детстве.

“Необходимо больше быть с детьми”, - пишут в многочисленных

педагогических статьях. Однако, если спросить ребёнка, сколько

времени в выходной он провёл с мамой или папой, он вряд ли будет

точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями

и было ли ему приятно.

Для ребенка важно не количество проведённого с ним времени, а

как оно проведено!

Иногда десять минут, проведённые в сердечной беседе, для

ребёнка значат гораздо больше, чем целый день, проведённый вместе с

вами. Ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он

чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более

тёплые чувства.

Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это

должно начинаться с родителей.

Хочу рассказать вам притчу

Притча “Богатство, Удача и Любовь”

Глухой ночью в дом, находящийся в лесной глуши, где жил лесник с

женой и дочерью, постучали. Жена лесничего открыла дверь и увидела

на пороге трёх дам. Их лица закрывали тёмные вуали.

- Мы Богатство, Удача и Любовь, - сказали они. – Вы можете впустить

в свой дом только одну из нас. Решите, кого вы хотите видеть в своём

доме. Жена лесничего попросила их немного подождать: “Я должна с

семьёй посоветоваться”. Во время семейного совета она сказала:

- Я впустила бы Удачу, ведь она нам поможет наладить наши дела.

Лесничий изъявил желание впустить в дом Богатство:

- Оно решит все наши финансовые проблемы, ведь нам так трудно

живётся. Услышав это, дочь взмолилась:

- Давайте впустим любовь! Это – моя мечта!

Отец и мать, пошептавшись, решили, что они своё уже отжили, и если

уж дочь мечтает о любви, то пусть хотя бы она будет счастлива. Жена

лесничего открыла дверь дома и объявила дамам своё решение:

- Пусть войдёт Любовь.

Любовь вошла в дом, и в нём стало невероятно светло, как днём. А

вслед за ней, взявшись за руки, в дом вошли Богатство и Удача.

Я желаю вам всем, чтобы в вашем доме навсегда поселилась любовь!

Консультация для родителей «Семья и семейные ценности».

Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца,

матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных),

связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной

ответственностью.

Для ребёнка семья — это

среда, в которой

непосредственно

складываются условия его

физического, психического,

эмоционального,

интеллектуального развития.

Отношение к семье, как к

ценности – это проявление

любви к самым близким

людям.

Воспитание семейных ценностей – это, прежде всего, воспитание

семейной культуры, нравственности семейных отношений. Осознание

семьи как ценности означает, что между «Я» и «Мы» человек

становится на стороне «Мы». Культура семейных отношений

означает понимание особенностей возраста (отношение к младшим

сестрам и братьям, дедушкам и бабушкам, внимание к другому

человеку, заботу о нём, доверие и благодарность).

Ценности семейного воспитания.

1. Учите примером. Поведение, которому учиться человек на

примерах в детстве, оказывает огромное влияние на его поведение

во всей остальной жизни. У родителей есть возможность задать для

детей такой курс, который будет направлением для них во всех

дальнейших стадиях развития. Дети смогут корректировать

следствия хорошего или плохого примера, опираясь на пример,

который они наблюдали у себя дома.

2. Беседуйте со своими детьми. Беседовать со своими детьми –

значит выслушивать их, давать им совет и учить их. По мере

взросления детей ваши слова становятся такими же значимыми, как и

ваш пример. Нужно обсуждать с детьми различные проблемы и

помогать им. Совет, который дают ребенку, будет наиболее

действенным, если сначала выслушать ребенка, поинтересоваться его

точкой зрения, а уж потом высказывать свое мнение. Дайте ребенку

совет, который укажет ему верный путь, и дайте возможность

следовать этому совету на практике. Дети должны чувствовать, как

нелегко бывает принять решение, а иногда и то, как больно бывает

ошибаться.

3. Судите справедливо. Роль родителей предполагает, чтобы вы

оценивали поступки ваших детей и при необходимости поправляли

их. Дети не только радуют родителей своими поступками, но иногда

и огорчают. Не оправдывая проступок ребенка, вы можете

отреагировать с заботливой обеспокоенностью и научить детей

тому, что за конкретными действиями следуют конкретные

последствия и что они должны отвечать за свои поступки. Помогите

ребенку осознать и раскаяться в плохом поступке, а также дайте

возможность исправиться.

4. Обеспечивайте в семье положительный эмоциональный

настрой. Существующий в доме эмоциональный настрой может

оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на

развитие ребенка.

Задумайтесь: какая «погода» в вашем доме. Тепло ли и уютно в нем,

безопасно или в доме слишком много молний и грома, холода?

Наиболее эффективно воспитание и обучение ребенка при

обстоятельствах, полных любви, мира и уважения. Когда у вас

хорошее душевное самочувствие, тогда и климат взаимоотношений

мирный.

5. Делитесь своими мыслями и чувствами. Дети имеют

потребность делиться своими переживаниями, чувствами. Но для

того, чтобы дети доверяли вам и были с вами искренними, вы

должны дать им частичку себя самого. Вы можете поделиться

причинами, по которым делаете то, что делаете. Ваши дети когда-то

будут родителями. Помогите им понять, почему вы принимаете то

или иное решение, поступаете так, а не иначе и какие чувства при

этом испытываете.

Рассказывайте о ваших целях, касающихся их и вашей семьи.

Если дети будут знать эти цели, им легче будет понять ваши

намерения и правильно истолковывать ваши действия.

Рассказывайте детям о случаях из вашей жизни, историю своей

жизни.

Делитесь своими воспоминаниями о том, чем вам приходилось

заниматься, о друзьях, об интересных событиях и переживаниях.

Если вы будете откровенны с детьми, вы будете укреплять чувства

единения семьи, воспитывать в детях умение общаться, и поможете

детям видеть связь между тем, как вы поступаете, и тем, что вы

говорите.

Консультация для родителей

«Самое важное в жизни ребенка – это семья»

Самое важное в жизни – это семья

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Без семьи людям тяжело жить. С появлением ребёнка на свет, его

окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Когда ребёнок

рождается в неполной семье, его всё равно окружают родные –

бабушка, дедушка, дядя, тётя, то есть семья. Без семьи, родных людей,

тяжело бывает. Семья даёт поддержку, опору, уверенность. Конечно, в

семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной

вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно.

Каждый член семьи старается понять друг друга. Хочется добавить, что

Семейным воспитанием занимались разные педагоги и отечественные,

и зарубежные.

Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют

родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Однако

отцовская и материнская любовь к ребенку не одинакова.

Любовь матери — это безусловная любовь. Мама готова принять

своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и

т. д.) и любит его только за то, что он есть. Неспособность матери так

любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его

чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его

способности любить. Особенно пагубно отсутствие безусловной любви

матери для девочек. Это формирует ощущение одиночества и

неуверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Также

результатом недостаточной любви в детстве или излишней

требовательности матери может стать наличие заниженной самооценки

уже у взрослой женщины. Однако для формирующейся личности не

менее, а возможно и более губительна и чрезмерная любовь матери,

самопожертвование. Те девочки, чьи мамы жертвуют личной жизнью

ради них, вырастут либо эгоистками, не способными любить, либо

зависимыми и несамостоятельными. В любом случае ни то ни другое не

будет способствовать их счастливой и успешной жизни.

Любовь отца не такая безусловная как материнская любовь, она

более требовательна, однако не менее необходимая для развития

ребенка. К маме ребенок приходит чтобы его пожалели, поделиться с

ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими

достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за

защитой. Для девочки папа также крайне важен, она ориентируется на

его мнение в оценке ее женских качеств. Таким образом, женский

характер в детском возрасте формируется благодаря двум

составляющим – примеру матери и оценке отца.

И так, отношения ребенка с мамой основываются на чувствах, а

отношения с отцом — на поступках. Однако это не означает, что папа

не может любить ребенка просто так или, что мама не должна давать

оценку его достижениям и поступкам. Довольно не просто разобраться

в сложных отношениях детей и родителей. Можно только определить,

что результатом любви родителей является ощущение ребенком

чувства собственного достоинства, семейной близости, желания быть

похожим на них.

Для формирования и развития личности ребенка важную роль

играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители

относятся друг к другу. Так как именно в детстве формируется модель

будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу

девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с

раннего детства она знает, что в семье должна делать женщина, а что

мужчина, как родители должны относиться к своим детям. Безусловно,

со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут

лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот

факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных

семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не

только по характеру, но и внешне.

В настоящее время под словом «семья» совсем не обязательно

подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет

число «неполных» семей, то есть с одним родителем (мамой или

папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть

определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с

противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток

на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его

характере. Хотя, безусловно, детям лучше жить в неполной семье, чем в

полной, но конфликтной.

Одиноким родителям приходится выступать в роли кормильца,

воспитателя и домохозяйки одновременно. Они сильнее переживают

из-за неприятностей случающихся у ребенка, чаще испытывают

материальные трудности – все это, конечно же, не способствует

созданию оптимальных условий для его воспитания. Большинство

неполных семей в нашей стране состоят из мамы и ребенка, а одинокие

отцы это довольно редкое явление.

Раньше считалось, что мальчики страдают больше из-за

отсутствия в семье отца, чем девочки. Однако последние исследования

показывают, что девочки выросшие без отца испытывают

определенные трудности в общении с противоположным полом,

некоторые чувствуют себя дискомфортно в присутствии мужчин.

Девочкам, лишившимся папы в подростковом возрасте (из-за развода)

иногда становится свойственна агрессивность.

Дети, которые растут только с одним из родителей, не видят

отношений между мужчиной и женщиной внутри семьи и это искажает

их представления о семейной жизни.

Ребенок получает дополнительные психические травмы, когда

родители расходятся и начинают делить ребенка, позволяя себе

нелестно отзываться друг о друге в его присутствии. Малыш в этой

ситуации не может сделать выбор между мамой и папой и иногда винит

себя в случившемся (в разводе родителей).

В воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый

из них имеет свою индивидуальность. И когда ребенок теряет одного из

них, то первому приходится брать на себя функции второго. Конечно,

это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь

показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К

тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой

намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в

полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если

выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и

неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные

взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного

коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил,

умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю

заботу. Семь для ребенка- дошкольника-первое и основное звено,

которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень

важно. Современная семья не может существовать вне связи с

окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду,

доброе отношение к людям-залог того, что ребенок уже в раннем

возрасте начинает думать не только о себе, но и о других людях,

дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть

дисциплинированным, честным и т. д.

Дошкольник

необычайно

восприимчив

ко

всякого

рода

воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он

не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо-опыт его еще

мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные

явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно

учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители

должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть

образцом для подражания.

Нравственную основу семьи должна составлять не только

любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед

обществом за воспитание детей.

Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности

воспитания ограниченны: одни дети от природы трудолюбивы,

дисциплинированны, умны, гуманны-с ними нет и особых забот, а

другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. д. Такие

рассуждения

ошибочны.

Исследования

психологов

и

педагогов

убедительно

показали,

что

целенаправленное

и

систематическое

воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего

развития ребенка.

Прирожденные особенности ребенка (например, музыкальные,

художественные

способности),

а

так

же

индивидуально-

типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные,

другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные)

имеют

известное

значение.

Но

они

являются

биологическими

предпосылками, общими условиями психического развития ребенка,

которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и

обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными

нервными процессами быстрой реакции на указания взрослого, дайте

ему время перестроиться, подготовьте его к этому.

В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих

детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно

важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо

эмоциональный,

интимный

характер

семейного

воспитания,

основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви

родителей

к

детям

и

детей

к

родителям.

Ребенок-дошкольник

повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и

удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки.

Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать,

обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие

семье люди. Недаром как взрослые так и дети многое прощаю друг

другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.

Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец

познают ребенка, организуют дома его занятия. Игры и труд, тем

спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и

детей обогащает и семейные отношения.

Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших

детей-дошкольников в семье. Каков режим выходного дня, его

содержание? Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как

распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Похвалите

ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших;

постарайтесь исключить нервозность при сборах, Какими полезными и

необходимыми

делами

заполнено

вечернее

время

детей?

Не

перевозбуждается ли малыш перед сном? (Шумные игры, чтение

волнующих воображение книг противопоказаны).

Полезны детские игры, которые придумывают сами ребята, а

также готовые настольные и обучающие игры (лото, шашки и др.),

игрушки для игр, купленные в магазине и самодельные. Дети должны

сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми.

Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми

или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать

не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и

разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их

надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки.

Для воспитания детей важно единство взглядов и действий

родителей и старших членов семьи, а справедливое распределение

хозяйственной

работы

с

привлечением

детей

способствует

содержательному общению между ними. При этом дети охотно

приобщаются к труду, который становиться для них необходимой

потребностью.

Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей) - ее уклада,

стиля отношений и духовной культуры-имеет существенное значение

для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности

ребенка.

Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то

особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное

существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих

ценностей. Правильная, разумная любовь матери и отца помогают

ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать

личностью.

Приложение 3

Спортивный досуг совместно с родителями «Подвижные игры с мячом».

Цель: Приобщать родителей и детей к совместной спортивной деятельности.

Способствовать эмоциональному сближению родителей с ребёнком. Показать

родителям подвижные игры с мячом, соответствующие возрасту детей.

Материал: мячи, колонка.

Участники: воспитатели, дети второй младшей группы, родители (законные

представители).

Игра «Ты катись, катись, наш мячик».

Цель игры: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.

Ход игры: дети стоят в кругу. По сигналу начинают быстро передавать мяч по

кругу со словами

Ты катись, катись, наш мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого остался мячик,

Тот сейчас станцует нам! (споет, присядет, попрыгает и т. п.)

Ребёнок, у которого остался мяч выходит в середину круга и выполняет

движения. Игра повторяется.

Правила игры: движения легкие, на месте.

Игра «Лови-бросай».

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и

ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние

постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила игры: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому

двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.



В раздел образования