Автор: Пономарева Розалия Степановна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) " ЧУрапчинский аграрно- технический колледж"
Населённый пункт: с. Чурапча
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание через библиотечные уроки
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ РС ( Я) « Чурапчинский аграрно – технический
колледж»
Доклад на тему:
« Библиотечные уроки, посвященные к
патриотическому воспитанию студентов»
Пономарева Р.С – педагог - библиотекарь
Самым актуальным направлением работы библиотеки со студентами
является патриотическое воспитание. Это особенно важно сейчас, когда со
страниц
журналов,
газет,
с
экранов
телевизоров
исчезает
тема
Родины,
замалчивается
или
очерняется
ее
прошлое,
искажаются
многие
факты. Патриотизм – чувство нравственное. Невозможна любовь к Родине,
если у студента нет любви к своей малой родине, природе, родному краю.
Нельзя любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.
Чувство патриотизма складывается из таких компонентов как:
- чувство принятия страны, культуры как нашей, моей;
- гордости за успехи, достижения страны;
- чувства своей причастности к позитивному в стране.
В качестве цели своей работы я определяю воспитание гражданина и
патриота, готового взять на себя ответственность за свою семью, свой город,
свою страну, способного к открытому взаимодействию с обществом на основе
системы ценностей, традиционных для России.
Считаю,
чувство
патриотизма
нельзя
привить
в
принудительном
порядке. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В
современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему
отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны,
научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого
человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как
гражданина. Пора, наконец, разобраться: о чем мы говорим и что делаем, когда
объявляем, что воспитываем у наших студентов патриотизм?
По
мнению
современных
ученых
и
педагогов,
патриотическое
воспитание имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны;
чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к
делам
страны,
своей
малой
родины,
колледжа,
группы,
семьи.
Наше
современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях,
интересах.
И
если
мы
хотим
формировать
человека
в
нравственном,
патриотическом,
гражданском
воспитании,
необходимо
создавать
проблемные ситуации, требующие от студента анализа сложных явлений,
определения,
защиты
своих
позиций
и
умения
конструктивно
взаимодействовать с иными позициями.
Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы, используя
принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную
патриотическую активность студента.. Основным воспитательным принципом
является
доверие
к
нему,
уважение
свободы
его
личности,
личностно-
ориентированные, гуманные отношения преподавателя и студента.
Патриотическое воспитание на библиотечных уроках осуществляется
через систему личностных отношений к своей стране. На разных этапах урока
студенты говорят о нашей стране, о достижениях, об учёных, прославивших
Россию, об их вкладе в мировую науку. Развивая коммуникативные навыки
обучающихся, я поощряю искреннее отношение к обсуждаемому вопросу, что
дает возможность не только высказывать свои мысли, но и формировать
правильное
отношение
к
событиям
в
стране.
Тематика
формирования
патриотических чувств на библиотечных уроках разнообразна, например:
«Единство народов России», акция « Цветок надежды», « День памяти о
геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ»,
«Встреча с ветеранами боевых действий» и многое другое. Тексты для чтения
тоже направлены на воспитание в умах и душах обучающихся гордости за
страну.
Гражданско-патриотическое
воспитание
студентов
не
заключается
только
в
рамках
библиотечного урока. Проводится к
памятным
датам
тематические викторины:
Например:
- Викторина «Край мой любимый »
- Викторина «Знаешь ли ты известных людей Якутии?
- Викторина «Я гражданин российской Федерации.
- Викторина –27 апреля - День Республики Саха.
Мои права и обязанности»
и многое
другое. Данное
мероприятие
призвано
повысить
правовое
сознание
и
правовую
культуру,
развить
гражданскую позицию молодого человека, ведь оно знакомит студентов с
основными
личными,
политическими,
социальными,
экономическими
правами и обязанностями; раскрывает историю возникновения символики
Российской Федерации (гимн, герб, флаг). Без этих первоначальных знаний у
подрастающего поколения не может быть сформирована гражданственность,
любовь к Родине, уважение прав и свобод окружающих.
Патриотическое
воспитание
–
сложный,
долговременный
процесс.
Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных
часов
или
бесед.
Этот
процесс
нуждается
в
системе
мероприятий,
учитывающих как возрастные особенности и интересы обучающихся, так и
необходимость
тесного
объединения
возможностей
колледжа,
семьи
и
общественности.
Я считаю, что путь воспитания любви к Отечеству надо выстраивать
последовательно, в логике «от близкого к далекому». В этой связи хочу
выделить несколько поэтапных направлений моей работы по патриотическому
воспитанию.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная
деятельность
по
формированию
у
студентов
высокого
патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Патриотическое
чувство
свойственно
всем
национальностям
и
народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в
своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это
первая ступень формирования патриотизма.
Суденты должны знать свои семейные традиции, любить и беречь
близких. Родители – постоянные участники, вдохновители и помощники
наших
классных
дел.
Большой
отклик
вызвала
работа
по
составлению
родословной семьи. Узнать о происхождении своей фамилии, истории жизни
близких
и
дальних
родственников,
ощутить
преемственность
поколений
оказалось интересным и увлекательным делом для многих ребят.
Воспитание любви к малой родине – своему городу, коллективу, местным
традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Краеведческая работа помогает в воспитании уважения к культурному и
историческому прошлому родного края, в привитии любви к малой Родине .
Я подбираю такую информацию о крае, которая затрагивает не только ум, но
и душу. Переживание информации, а не только усвоение делает знания
значимыми для студентов. Так шаг за шагом в течение нескольких лет мы
изучили историю нашего района, села, познакомилисьс интересными людьми,
побывали на предприятиях нашего села, в краеведческом музее, музее истории
переселенцов Чурапчинского района в годы ВОВ.
Велика роль творчества самих студентов: исследовательские работы,
многочисленные творческие проекты, сочинения на патриотические темы,
газеты
и
т.п.
Это
побуждает
студентов
к
творческой
инициативе,
самостоятельности и наблюдательности.
Большое
значение
на
библиотечных
уроках
я
уделяю
воспитанию
правовой культуры обучающихся, формированию их гражданской позиции.
Ежегодное
участие
в
митингах,
посвящённых
Дню
Победы,
и
в
акции
«Георгиевская
ленточка»
способствует
патриотическому
воспитанию.
Изучение
истории
Якутии,
России
происходит
не
только
на
занятиях,
библиотечных уроках, различных мероприятиях, но и во время экскурсий,
которые представляют собой целенаправленную систему. Мы побывали на
исторических местах района, в музее Спортивной славы школы имени Д.П.
Коркина, воспитавших трех олимпийцев из народа саха..
Итак, традиционно в образовательном процессе главное место отводится
становлению профессиональных качеств. Но, также очень важно донести до
ребят то, что от того насколько воспитанными, культурными, порядочными и
благородными людьми они будут, насколько профессиональными они будут в
своей
будущей
сфере
деятельности,
от
того
в
каком
русле
они
будут
воспитывать своих детей, будет зависеть не только их собственная судьба, но
если хотите, судьба России.
Литература:
1.
Патриотизм в современной России: от национальной идеи к практике
гражданственности. Екатеринбург,2012
2.
Патриотическое воспитание в Российской Федерации: Состояние,
актуальные проблемы и направления развития. – М. – СФ. – 2015.
3.Побединская Л.А. Дни воинской славы России: сценарии праздников в
школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.