Напоминание

Патриотическое воспитание через библиотечные уроки


Автор: Пономарева Розалия Степановна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) " ЧУрапчинский аграрно- технический колледж"
Населённый пункт: с. Чурапча
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание через библиотечные уроки
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ РС ( Я) « Чурапчинский аграрно – технический

колледж»

Доклад на тему:

« Библиотечные уроки, посвященные к

патриотическому воспитанию студентов»

Пономарева Р.С – педагог - библиотекарь

Самым актуальным направлением работы библиотеки со студентами

является патриотическое воспитание. Это особенно важно сейчас, когда со

страниц

журналов,

газет,

с

экранов

телевизоров

исчезает

тема

Родины,

замалчивается

или

очерняется

ее

прошлое,

искажаются

многие

факты. Патриотизм – чувство нравственное. Невозможна любовь к Родине,

если у студента нет любви к своей малой родине, природе, родному краю.

Нельзя любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.

Чувство патриотизма складывается из таких компонентов как:

- чувство принятия страны, культуры как нашей, моей;

- гордости за успехи, достижения страны;

- чувства своей причастности к позитивному в стране.

В качестве цели своей работы я определяю воспитание гражданина и

патриота, готового взять на себя ответственность за свою семью, свой город,

свою страну, способного к открытому взаимодействию с обществом на основе

системы ценностей, традиционных для России.

Считаю,

чувство

патриотизма

нельзя

привить

в

принудительном

порядке. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В

современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему

отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны,

научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого

человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как

гражданина. Пора, наконец, разобраться: о чем мы говорим и что делаем, когда

объявляем, что воспитываем у наших студентов патриотизм?

По

мнению

современных

ученых

и

педагогов,

патриотическое

воспитание имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны;

чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к

делам

страны,

своей

малой

родины,

колледжа,

группы,

семьи.

Наше

современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях,

интересах.

И

если

мы

хотим

формировать

человека

в

нравственном,

патриотическом,

гражданском

воспитании,

необходимо

создавать

проблемные ситуации, требующие от студента анализа сложных явлений,

определения,

защиты

своих

позиций

и

умения

конструктивно

взаимодействовать с иными позициями.

Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы, используя

принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную

патриотическую активность студента.. Основным воспитательным принципом

является

доверие

к

нему,

уважение

свободы

его

личности,

личностно-

ориентированные, гуманные отношения преподавателя и студента.

Патриотическое воспитание на библиотечных уроках осуществляется

через систему личностных отношений к своей стране. На разных этапах урока

студенты говорят о нашей стране, о достижениях, об учёных, прославивших

Россию, об их вкладе в мировую науку. Развивая коммуникативные навыки

обучающихся, я поощряю искреннее отношение к обсуждаемому вопросу, что

дает возможность не только высказывать свои мысли, но и формировать

правильное

отношение

к

событиям

в

стране.

Тематика

формирования

патриотических чувств на библиотечных уроках разнообразна, например:

«Единство народов России», акция « Цветок надежды», « День памяти о

геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ»,

«Встреча с ветеранами боевых действий» и многое другое. Тексты для чтения

тоже направлены на воспитание в умах и душах обучающихся гордости за

страну.

Гражданско-патриотическое

воспитание

студентов

не

заключается

только

в

рамках

библиотечного урока. Проводится к

памятным

датам

тематические викторины:

Например:

- Викторина «Край мой любимый »

- Викторина «Знаешь ли ты известных людей Якутии?

- Викторина «Я гражданин российской Федерации.

- Викторина –27 апреля - День Республики Саха.

Мои права и обязанности»

и многое

другое. Данное

мероприятие

призвано

повысить

правовое

сознание

и

правовую

культуру,

развить

гражданскую позицию молодого человека, ведь оно знакомит студентов с

основными

личными,

политическими,

социальными,

экономическими

правами и обязанностями; раскрывает историю возникновения символики

Российской Федерации (гимн, герб, флаг). Без этих первоначальных знаний у

подрастающего поколения не может быть сформирована гражданственность,

любовь к Родине, уважение прав и свобод окружающих.

Патриотическое

воспитание

сложный,

долговременный

процесс.

Нельзя взрастить патриота за короткое время с помощью нескольких классных

часов

или

бесед.

Этот

процесс

нуждается

в

системе

мероприятий,

учитывающих как возрастные особенности и интересы обучающихся, так и

необходимость

тесного

объединения

возможностей

колледжа,

семьи

и

общественности.

Я считаю, что путь воспитания любви к Отечеству надо выстраивать

последовательно, в логике «от близкого к далекому». В этой связи хочу

выделить несколько поэтапных направлений моей работы по патриотическому

воспитанию.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная

деятельность

по

формированию

у

студентов

высокого

патриотического

сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению

гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов

Родины.

Патриотическое

чувство

свойственно

всем

национальностям

и

народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в

своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это

первая ступень формирования патриотизма.

Суденты должны знать свои семейные традиции, любить и беречь

близких. Родители – постоянные участники, вдохновители и помощники

наших

классных

дел.

Большой

отклик

вызвала

работа

по

составлению

родословной семьи. Узнать о происхождении своей фамилии, истории жизни

близких

и

дальних

родственников,

ощутить

преемственность

поколений

оказалось интересным и увлекательным делом для многих ребят.

Воспитание любви к малой родине – своему городу, коллективу, местным

традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Краеведческая работа помогает в воспитании уважения к культурному и

историческому прошлому родного края, в привитии любви к малой Родине .

Я подбираю такую информацию о крае, которая затрагивает не только ум, но

и душу. Переживание информации, а не только усвоение делает знания

значимыми для студентов. Так шаг за шагом в течение нескольких лет мы

изучили историю нашего района, села, познакомилисьс интересными людьми,

побывали на предприятиях нашего села, в краеведческом музее, музее истории

переселенцов Чурапчинского района в годы ВОВ.

Велика роль творчества самих студентов: исследовательские работы,

многочисленные творческие проекты, сочинения на патриотические темы,

газеты

и

т.п.

Это

побуждает

студентов

к

творческой

инициативе,

самостоятельности и наблюдательности.

Большое

значение

на

библиотечных

уроках

я

уделяю

воспитанию

правовой культуры обучающихся, формированию их гражданской позиции.

Ежегодное

участие

в

митингах,

посвящённых

Дню

Победы,

и

в

акции

«Георгиевская

ленточка»

способствует

патриотическому

воспитанию.

Изучение

истории

Якутии,

России

происходит

не

только

на

занятиях,

библиотечных уроках, различных мероприятиях, но и во время экскурсий,

которые представляют собой целенаправленную систему. Мы побывали на

исторических местах района, в музее Спортивной славы школы имени Д.П.

Коркина, воспитавших трех олимпийцев из народа саха..

Итак, традиционно в образовательном процессе главное место отводится

становлению профессиональных качеств. Но, также очень важно донести до

ребят то, что от того насколько воспитанными, культурными, порядочными и

благородными людьми они будут, насколько профессиональными они будут в

своей

будущей

сфере

деятельности,

от

того

в

каком

русле

они

будут

воспитывать своих детей, будет зависеть не только их собственная судьба, но

если хотите, судьба России.

Литература:

1.

Патриотизм в современной России: от национальной идеи к практике

гражданственности. Екатеринбург,2012

2.

Патриотическое воспитание в Российской Федерации: Состояние,

актуальные проблемы и направления развития. – М. – СФ. – 2015.

3.Побединская Л.А. Дни воинской славы России: сценарии праздников в

школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.



В раздел образования