Автор: Гойчук Татьяна Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУДСОРВ "Теремок"
Населённый пункт: Кировская область, г. Орлов
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологии в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта"
Раздел: дошкольное образование
«Использование здоровьесберегающих технологии
в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта.»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Современная политика нашего государства направлена на сбережение с
раннего возраста такого ценного ресурса как здоровье детей. В Федеральном
законе «Об образовании в Российской Федерации» особое место занимает
дошкольное
образование,
именно
оно
должно
быть
направлено
на
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Кроме того,
в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования
обозначены
приоритеты
воспитания
дошкольников,
направленные на формирование познавательных интересов и действий
ребенка в различных видах деятельности, среди которых выделяются охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение
уровня
коммуникативных
умений
и
навыков
-
все
это
определяет
необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей
работы и развития речи детей. Логопедическая работа предполагает
коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.
Дети с речевыми нарушениями, как правило, отличаются от своих
сверстников по показателям физического, нервно – психического, а иногда и
познавательного
развития.
Им
свойственны:
нарушение
органов
артикуляционного аппарата; нарушение дыхания и голосообразования;
нарушение
общей
и
мелкой
моторики;
у
таких
детей
низкая
работоспособность, повышенная утомляемость.
Среди воспитанников встречаются гиперактивные или, наоборот,
пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной
оздоровительно-коррекционной
работы
с
данными
детьми,
которая
включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную, артикуляционную,
пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие высших психических
функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения
для профилактики зрения, логоритмику.
На современном этапе развития педагогической теории и практики
особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к
обучению
и
воспитанию
детей
с
особыми
образовательными
потребностями. В системе дошкольного образования широко применяются
технологии
развивающего
и
проблемного
обучения,
игровые,
компьютерные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит
термин «здоровьесберегающие технологии».
Несмотря на достаточную степень изученности вопроса,
выявила
противоречие,
между
значимостью
для
развития
дошкольников
с
нарушениями
речи
здорового
образа
жизни
и
недостаточностью
использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе
в условиях логопункта ДОУ.
К сожалению, в своей логопедической практике редко встречаю детей,
которых можно назвать абсолютно здоровыми. Считаю, что в условиях
логопункта проблема
здоровьесбережения наиболее актуальна: помимо
речевого дефекта у детей имеются хронические заболевание дыхательной,
вегетососудистой, нервной, костно-мышечной систем организма.
Исходя из этого, обратилась к здоровьесберегающим
технологиям как к инновационному методу, который способствует
воспитанию
интереса
ребёнка
к
процессу
обучения,
повышает
познавательную
активность
и,
самое
главное,
улучшает
психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
На
фоне
комплексной
логопедической
помощи
здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи
детей,
позволяют
интереснее
и
разнообразнее
организовывать
логопедические занятия.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и
развития.
Принимая
во
внимание
актуальность
данного
вопроса,
была
поставлена
Цель:
создать
условия
для
развития
речи
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
использованием
здоровьесберегающих
технологий в условиях логопункта ДОУ.
Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-
развивающего обучения определины следующие задачи:
1. Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны
речи, обучение связной грамматически правильной речи, подготовка детей к
обучению в школе.
2. Создание благоприятного климата на логопедических занятиях для
детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
3. Ознакомление старших дошкольников с простыми приемами по
сохранению собственного здоровья.
4. Привлечение родителей для активного участия в мероприятиях ДОУ
с использованием здоровьесберегающих технологий для развитии речи
детей.
В начале работы изучили литературу по данной теме, познакомилась со
здоровьесберегающими технологиями, используемыми для работы с детьми.
Пришла к выводу:
что здоровьесберегающие технологии принадлежат
к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных
успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей.
Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более
интересными
и
разнообразными.
Таким
образом,
возможности
здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для
речевого высказывания и восприятия.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются
логопедические
занятия
(фронтальные
(подгрупповые)
занятия;
индивидуальные занятия),
на которых систематически осуществляется
развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Коррекционная логопедическая работа по развитию речи включает
следующие разделы:
1) Развитие словаря.
2) Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
3) Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков
языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция
произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова,
совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа
и синтеза).
4) Развитие связной речи и речевого общения.
В
течении
всего
учебного
года
в
свою
работу
включаю
здоровьесберегающие технологии, которые позволяют мне работать так,
чтобы
не
наносить
ущерба
здоровью
воспитанников,
а
помогают
оптимизировать
процесс
коррекции
речи
детей
и
способствуют
оздоровлению и укреплению всего организма ребенка.
При планировании работы учитываю индивидуальные особенности
детей, статус их здоровья (группу здоровья, функциональное состояние). В
ходе логопедического занятия меняю виды деятельности, выдерживаю
временные рамки, объединяю детей в подгруппы на основе речевого
заключения и результатов диагностики, слежу за осанкой детей, обеспечиваю
соблюдение техники безопасности, чистоту, оптимальный температурный
режим и освещенность помещения.
В процессе воспитания детей особое внимание уделяю становлению у
воспитанников ценностей здорового образа жизни. Провожу беседы о
бережном отношении к своему организму, рассказываю о том, что полезно и
что вредно для здоровья, о функционировании организма во время
физических упражнений. Обучаю воспитанников самостоятельно проводить
физкультминутки,
дыхательную,
артикуляционную,
пальчиковую
гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения на расслабление мышц,
релаксацию, использовать элементы массажа «Су-Джок».
Подбор различных здоровьесберегающих технологий осуществляю в
зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей детей.
При использовании здоровьесберегающих технологии основываюсь на
следующих принципах:
Не навреди!
Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в
соответствии с возрастом детей);
Систематичности (реализация оздоровительных мероприятий
постоянно);
Оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая
нагрузка);
Последовательности
(последовательное
усложнение
и
увеличение нагрузки);
Комплексного воздействия на все анализаторы;
Совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда,
воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).
Последовательность включения таких технологий в коррекционное
занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы
занятия.
В
своей
практической
деятельности
применяю
следующие
здоровьесберегающие технологии:
1. Психогимнастика. Применение психогимнастики во время занятия
помогает
мне
раскрепостить
детей,
проявить
своё
«Я»,
настроить
воспитанников на выполнение задания, развивать воображение, преодолевать
двигательную неловкость. Использую упражнения: «изобразите хитрую
лису», «как мышата проходят мимо спящего кота», «покажите как вам
холодно» и т.д. При выполнении упражнений: «покажите, как вы радуетесь,
огорчаетесь» и т.д. улучшается работа лицевых мышц, подвижность
артикуляционного аппарата, что способствует быстрой постановке звуков.
2. Дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики
использую как физкультминутки в процессе логопедического занятия или
как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. У воспитанников
возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных
мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом
улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Работа над дыханием это профилактика простудных заболеваний.
Для правильной, плавной речи обучаю воспитанников правильному
диафрагмально-речевому дыханию, дифференциации ротового и носового
вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания). Развиваю такие
качества
дыхания,
как
сила,
продолжительность,
постепенность,
целенаправленность, глубина вдоха и плавность длинного выдоха. Во время
индивидуальных занятий использую игры «Забей мяч в ворота», «Фокус»,
«Задуй свечу» и т.д.
3.Зрительная гимнастика. Во время занятия применяю зрительную
гимнастику в течение1-2хминут. Использую упражнения: проследить за
предметом (яркой игрушкой), проследить глазами по нарисованной схеме,
выполнить названные движения глазами «Послушные глазки», «Помоги
Незнайке» ит.п. Эти упражнения улучшают кровоснабжение тканей глаза,
снимают зрительное напряжение, повышают силу, эластичность, тонус
глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают переутомление зрительного
аппарата, являются профилактикой зрительного утомления, предотвращают
снижение остроты зрения.
4.
Артикуляционная
гимнастика.
Применение
артикуляционной
гимнастики – это важная и неотъемлемая часть логопедической работы.
Каждое занятие мы начинаем с артикуляционной гимнастики. Регулярное
выполнение способствует кровоснабжению артикуляционных органов и их
иннервацию, уменьшается
спастичность
(напряженность)
артикуляционных органов, помогает укреплению мышц артикуляционного
аппарата, подвижности и дифференцированности движений артикуляторных
органов, участвующих в речевом процессе. Всё это способствует быстрой
постановке звуков и дальнейшей их автоматизации. Продолжительность
гимнастики зависит от возможности воспитанников, как правило, не более 5
минут. Для большего интереса, использую сказки, рассказы о язычке.
5. Пальчиковая гимнастика – одно из направлений логопедической
работы. Она способствует развитию у воспитанников мелкой моторики,
координации движений и активизации внимания, памяти и мышления.
Пальчиковая
гимнастика
стимулирует
деятельность
ЦНС
и
ускоряет
развитие речи ребёнка. При планировании работы над развитием рук
воспитанников, придерживаюсь целого комплекса упражнений, в которыв
ходят разнообразные пальчиковые игры и упражнения. Упражнения для
пальчиковой гимнастики подбираю согласно лексической теме недели:
«Зима» (Снежок, Варежка, Зимние забавы), «Домашние животные» (Котенок,
Лошадка) и т.д. Пальчиковую гимнастику провожу на индивидуальных и
подгрупповых занятиях. Пальчиковую гимнастику сопровождаем речью,
иногда музыкой, что способствует формированию правильного ритма и
темпа речи.
6. Самомассаж. Самомассаж воспитанники проводят самостоятельно.
Самомассаж мышц предплечья, кистии пальцев обеих рук улучшает
координацию
произвольных
движений,
восстанавливает
ослабленные
мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает мелкую моторику.
Специальные упражнения способствуют развитию внимания, произвольному
переключению движений. Самомассаж можно сопровождать стихами.
При самомассаже рук использую элементы Су Джок-терапии.
7. Су Джок-терапия. Во время проведения пальчиковой гимнастики,
самомассажа рук или на занятиях перед выполнением заданий, связанных с
рисованием
и
письмом,
я
использую
элементы
СуДжок-терапии.
Стимулирование
активных
точек,
расположенных
на
пальцах
рук,
осуществляю
при
помощи
различного
материала:
колючих
шариков,
массажных мячиков, грецких орехов, колючих валиков и т.п. Растирание
ногтевых пластин, кончиков пальцев (особенно важно воздействовать на
большой палец, отвечающий за голову человека) при помощи металлических
пружинок способствует стимуляции и созреванию нервных клеток и
активному
функционированию
коры
головного
мозга,
развивает
межполушарное
взаимодействие,
иннервацию
речедвигательных
анализаторов, развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного
мышления, мелкой моторики.
8. Физкультминутки. Проведение физкультминуток– обязательная
часть занятия. Ее проведение способствует укреплению больших групп
мышц, снижает утомление и повышает умственную работоспособность детей
на занятии. Снимает усталость и напряжение, вносит эмоциональный заряд,
совершенствует общую моторику, вырабатывает четкие координированные
действия во взаимосвязи с речью, отрабатывает темп и ритм речи.
Комплексы физкультминуток подбираю согласно лексической теме недели.
Провожу в игровой форме в середине занятия.
9.Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В
результате
применения
логоритмических
упражнений
улучшается
выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность.
Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног,
головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все
упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования
умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их
сочетаний, умение регулировать темп речи.
10. Песочная терапия. Особенно мне нравиться использовать на занятиях
песок. Потому что игры на песке - одна из форм естественной деятельности
ребенка.
Именно
поэтому
я использую песочницу
на
развивающих
и
обучающих занятиях. Строя картины из песка, трогая руками песчинки,
придумывая различные истории, ребенок развивает мелкую моторику. А это
способствует развитию речи, памяти и внимания, что очень важно для детей
с нарушением речи.
Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней
педагогов ДОУ и родителей.
Для
педагогов проведен
семинар-практикум
«Применение
артикуляционной и дыхательной гимнастики в группе», разработаны
рекомендации
и
картотеки
по
применению
здоровьесберегающих
технологий.
Для достижения хороших результатов сотрудничаю с родителями,
использую различные формы и методы работы с ними. Оформлен стенд, где
представлены консультации «Учимся говорить правильно», «Значение
артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка дошкольного
возраста», «Для чего важно проводить дыхательную гимнастику», «Пальцы
помогают говорить».
Провожу индивидуальные консультации, школы для родителей, мастер –
классы.
Использую
как
традиционные
формы
проведения,
так
и
нетрадиционные (семинары – практикумы, КВН, квест – игры).
Практический
опыт
работы
показывает,
что
использование
здоровьесберегающих
технологий
на
коррекционных
логопедических
занятиях позволяет достичь следующих результатов:
• повысилась речевая активность;
• Снизилось напряжение, восстановилась работоспособность;
• Активизировался познавательный интерес;
• Улучшилась концентрация внимания, снизились трудности переключения с
одного вида деятельности на другой.
Из
всего
выше
сказанного
можно
сделать
вывод
о
том,
что
использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе
учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях
логопункта способствует сохранению и укреплению здоровья детей с
проблемами
в
развитии
речи,
и
способствует
личностному,
интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
В
планах -
продолжить
работать
по
данной
теме,
комплексно
воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и
внедрить в практику технологию биоэнергопластики, и пройти курсы
логопедического массажа.