Авторы: Кудрявцева Оксана Анатольевна, Оксана Анатольевна Кудрявцева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ КВ "ДС" "Брусничка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Тарко–Сале
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Народы Севера
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию
«Знакомство с жизнью народов Севера»
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера.
Задачи:
- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других
народов;
воспитывать интерес к истории и культуре (обычаям, традициям,
фольклору) народов Севера;
толерантное отношение к народам и культурам
разных национальностей, проживающих на территории ЯНАО;
- обогащать словарный запас, развивать память, речь, внимание;
-
упражнение в быстром беге. Развивать быстроту, ловкость,
воспитывать интерес к народным играм.
-
ходе образовательной деятельности мотивировать детей к
получению новых знаний о национальной культуре коренного населения
Севера;
- через включение родителей в совместный образовательный процесс,
формировать
Материалы и оборудование: письмо, глобус или карта России, ИКТ.
Ход занятия:
Оргмомент:
В: Ребята подходите ко мне, встанем дружно в круг, и друг другу улыбнемся,
со мной вместе поздороваемся.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!
В: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я обнаружила у нас в
группе письмо, интересно от кого оно. Хотите узнать?
Д: да
В: (читает письмо). Здравствуйте, ребята. Мы недавно гостили у вас на
Ямале, и увидели странную картину, люди ходят как олени, шкуры у них
одинаковые. Что это за существа? И как вы там живете сними? Не
боитесь? Мы с Пончиком ооочень испугались, решили у вас спросить кто
это такие. Надеюсь, вы нам все расскажите и покажите. До свидания ваш
Незнайка. Вот такое письмо ребята, кто нам пишет?
Д: Незнайка.
В:
Верно, такой смешной испугался коренных людей нашего края.
Расскажем кто это такие?
Д: Да
В: Д: Да.
В: Для начала, скажите ребята, как называется страна,
в которой мы
проживаем?
Д: Россия
ИКТ, карта или глобус
В: В России живет много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах,
которые проживают в северных регионах, нашей огромной страны. На
Севере, бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно
наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. На Севере есть
места, где намного
километров тянется тундра. Здесь живут
народы,
населяющие тундру, - ненцы, селькупы, ханты и многие другие.
Они
оленеводством, это их профессия. Оленевод – это человек, который разводит
оленей, ухаживает и заботится о них.
Дикий олень стал для северных
народов домашним животным, помогал им во всем. Его использовали при
езде верхом, на санях, при перевозке грузов. Он был и пищей и одеждой, и
транспортом, а также охранял семью своего хозяина.
Северные народы очень сильные люди. Они ведут кочевой образ жизни.
Кочевой - это значит они постоянно переезжают с одного места на другое в
поисках корма для животных. Как только олени съедают весь корм
поблизости, снова приходится переезжать на другое место, где полно мха и
лишайника. Уходят или по другому - кочуют северные народы, довольно
далеко, у берегов Северного Ледовитого океана. То место, где живут
оленеводы, называется – стойбище. Живут в стойбищах, в чумах – это дом
ненцев. Чум делают из оленьих шкур и палок. Колья вбивают в землю в
форме конуса, а сверху накрывают оленьими шкурами. В центре чума
устраивают очаг, над ним закрепляют горизонтальную жердь (палку), на
которую вешают котёл, вот так они ненцы готовят себе пищу. Так как ненцы
кочевой народ и им приходится постоянно переезжать, такой дом можно
быстро разобрать и перевезти на другое место. Ведь стадо оленей нужно
постоянно кормить. Олень –
это животное, которое кормит и одевает
северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством.
Рыбу ловят в морях и в реках. А, еще ненцы любят устраивать гонки на
оленьих упряжках. Для этого, оленей запрягают в сани, которые называют
нартами и гонки начинаются. Олени приносят много пользы для северных
народов, они могут бежать по глубокому следу там, где нельзя проехать на
лошади или автомобиле. Управляет оленями каюр. Он погоняет оленей
палкой, которая называется – хорей, то длинный шест для того, чтобы
погонять оленей. А сейчас, я вам предлагаю немного отдохнуть и
представить, как олени ходят по тайге и тундре, встаем на ножки и
повторяем все вместе.
Д: Да
Ритмическое упражнение «Олень»
Ходит, бродит по тайге земли копытами касаясь,
(топают поочерёдно на каждое слово)
Олень - рогатый красавец (показать рога)
Зимой по снегу шёл олень и гулял он целый день
(топают поочерёдно на каждый слог)
Копытом снег он разгребал, мох - ягель он для пищи добывал.
(Движения, согласно текста, на каждое слово)
В: Понравилось играть?
Д: да
В: А, сейчас, предлагаю вам посмотреть на северян. Как вы думаете,
им холодно на улице в такой одежде?
Д: Нет.
В: А, почему?
Д: Потому, что на них теплая одежда.
В: Правильно, а как вы, думаете из чего сделана их одежда?
Д: Из меха.
В: Верно, это верхняя зимняя одежда называется - малица. Шьют ее
из оленьего меха, мехом внутрь. А, сейчас обратите внимание на обувь, они
тоже сделаны из меха и называются -
унты.
Одежду и обувь шьют
рукодельницы, для того, чтобы одежда была более нарядной ее украшают
различными узорами. Каждый узор имеет свое название и что – то
обозначает. Помимо одежды в долгую полярную ночь женщины расшивают
одежду, рукавицы, делают игрушки.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:
Проводится игра «Продолжи ряд?»
В: Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо. А, теперь нашим
глазкам надо отдохнуть, давайте сделаем для них гимнастику.
Проводится гимнастика для глаз «Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко.
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз,
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем,
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
В: Вот, ребята, сколько всего мы с вами сегодня интересного узнали
про северян, теперь мы обязательно расскажем Незнайке и Пончику кого они
видели в нашем
регионе, а сейчас вам предлагаю
закончить наше
увлекательное занятие интересным ритуалом, который называется – улыбка.
Ритуал прощания
Дети стоят в кругу, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз
дружных ребят:
В: Все вместе повторяем, с ручейка начинается река, ну а дружба
начинается с улыбки!» (Слова говорим сначала шёпотом, потом громче, 3 раз
громко).