Автор: Петрова Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя общеобразовательная школа" №33
Населённый пункт: г.Калуга ,Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные методы и приёмы обучения детей РАС
Раздел: начальное образование
Современные методы и приемы обучения детей с РАС
За последние 15 лет активно развивается теория и практика обучения, коррекции и
социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Активно используются
такие методы, как прикладной поведенческий анализ, эмоционально-уровневый подход,
различные варианты эстетотерапии, методы с использованием животных, воздействие на
сенсорику. Причина такой эклектики в формировании инструментария заключена в самом
определении синдрома детского аутизма и РАС, выделенных на основе поведенческих
характеристик.
Подтвердили свою эффективность следующие методы и технологии:
1.
Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
2.
Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.
3.
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.
4.
Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС.
5.
Применение информационных технологий и технических средств обучения
детьми с РАС.
6.
Методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью
карточек PECS (Picture Exchange Communication System)
7.
Использование специальных дидактических материалов и средств для обучения
детей с РАС.
1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности
расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве,
лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. Для
обучения детей с расстройствами аутистического спектра хорошо подходит китайский
принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю».
Визуализация режима дня
предполагает введения расписания, необходимость
которого обусловлено тем, у ребенка с расстройством аутистического спектра с трудом
формируется структура времени, затруднено понимание последовательности событий,
различные явления окружающего мира и события, происходящие с ребенком в его
сознании не связаны с определенными временными рамками. Ребенок не знает, когда и
что можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто
приводит к нарушениям поведения.
Расписания позволяют ребенку с РАС:
- создать более упорядоченную и предсказуемую картину мира в сознании ребёнка,
помогает структурировать его поведение и избежать многих страхов, аффективных
срывов;
- следовать распорядку дня. Учащийся знает, что он должен сделать сегодня, и ему
не нужны словесные инструкции или подсказки, что повышает самостоятельность
ребенка;
- справляться с тревогой, устраняя постоянные вопросы о событиях дня, снижая,
таким образом, беспокойство учащегося и придавая ему чувство уверенности и
безопасности;
- избежать конфронтации со взрослыми. Когда приходит время занятия, которым
ребенок не любит заниматься, то взрослым следует ссылаться на расписание: «Расписание
говорит, что мы будем …»;
- позволяют усвоить наиболее важные алгоритмы учебных действий;
- позволяют учащимся быть готовыми к переменам;
- позволяют связывать ожидаемое поведение с занятиями в расписании;
- дают возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто.
Ввиду того, что у детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно
сформировано понимание речи (или такой ребенок часто может «не слышать»
обращения), необходимо, чтобы расписание было визуальным. Это могут быть карточки с
названием предметов и режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что
произойдет позже. Для учеников школы такие карточки должны сопровождаться
подписями, а в последствие замениться текстовым расписанием. Лучше, если расписание
будет размещено в центре классной комнаты, чтобы его мог видеть весь класс. Учитель
должен «пройти» с ребенком по расписанию либо на весь день, либо только осветив
предстоящее занятие в зависимости от способности ребенка или класса воспринимать
данную информацию. В период обучения с использованием расписания необходимо
помнить, о том, что расписание неизменно, и все пункты, внесенные в него, должны быть
выполнены. Недопустимо изменение расписания без уважительной причины. Однако, в
процессе работы учителя часто встречаются с необходимостью внесения изменений в
расписание, то есть «слома» уже сформированного стереотипа. Например, ученики знают,
что сегодня по расписанию у него рисование, а педагог Вам только сообщил о том, что
заболел. Если в жизни происходит подобная ситуация изменения течения событий,
отличная от ранее составленного расписания, необходимо вместе с учениками внести
корректировки:
- вынуть карточку события, которого не будет;
- найти карточку с изображением события, которое его заменит;
- вместе с учениками внести изменения в расписание.
Все производимые действия по изменению расписания, учитель проговаривает
вслух. Создание расписания школьного дня является необходимым условием адаптации в
школе ребенка с расстройством аутистического спектра.
Визуализация плана урока предполагает необходимость четкого планирования
деятельности ученика с РАС в течение урока. Введение подобного расписания поможет
учителю: упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство, установить
определенные правила поведения, обеспечить видимое средство ожидания смены
деятельности. Расписание деятельности на уроке может располагаться сбоку от доски.
Для изготовления плана урока рекомендуется применять карточки с символами и
подписями, а в дальнейшем постепенно переходить к «списку» заданий.
Визуализация плана урока дает следующие преимущества:
- позволяют следовать плану урока. ученик знает, что он должен делать на уроке, и
ему не нужны дополнительные словесные инструкции или подсказки;
- использование визуального плана урока повышает уровень самостоятельности
ребенка и позволяет ученику подготовиться к смене деятельности;
-
заранее прописанный план позволяет избежать конфронтацией с учителем,
поскольку, когда приходит время определенного, пусть даже сложного задания, которым
ребенок не любит заниматься, то учитель может сослаться на расписание;
- постоянное использование планов урока позволяет усвоить основные заведенные
действия на том или ином уроке;
-
так же вычеркивание заданий из плана урока дает возможность учащемуся
получить ощущение того, что что-то достигнуто.
Наглядное подкрепление учебной информации, предполагает, что весь учебный
материал подкрепляется визуальным рядом, а также выполнением практических заданий.
Применение наглядности и оправдано при преподнесении любого учебного
материала:
- использование наглядного подкрепления при изучении новых слов и понятий;
- сопровождение текстов фотографиями и иллюстрациями;
- использование презентаций при подаче знаний об окружающем;
- соединение абстрактных понятий с образами и символами (например - понятия
«вверх» и «вниз»);
- визуализация произнесенных терминов (например: с помощью игрушек, к игрушке
прикрепляются таблички подписями, затем игрушка заменяется картинкой с подписью,
которая, в свою очередь, заменяется символом стрелкой, в результате оставляется только
табличка).
Наглядное подкрепление инструкций, которое включает:
- поскольку часто у детей с РАС возникают сложности с пониманием синонимов
одних и тех же инструкций (например: реши пример - напиши ответы - напиши результат
и т. д.) и ребенку сложно соотнести инструкцию с конкретным действием, то необходимо
подкрепление инструкции символом;
- подкрепление инструкций визуальным стимулом, важно в случаях выполнения
сложного задания, состоящего из ряда инструкций, тогда задания разбиваются в виде
наглядных инструкций (например, заранее подготовленные карточки с символами
прикрепляются слева направо либо сверху вниз);
-
использование визуального алгоритма выполнения заданий, предполагает
научение ребенка выполнять задания, ориентируясь на стандартный алгоритм, что
обеспечит ему возможность самостоятельного выполнения работы.
Использование образцов выполнения
предполагает, что процесс научения
начинается не с вопроса, а с демонстрации ожидаемого результата. Прежде, чем ожидать
результата следует показать, что представляет из себя результат. Предоставление образца
выполнения может быть в виде:
- моделирования действия (демонстрация того, как должно выглядеть действие);
- образец ответа (пример ответа на вопрос);
- образец заполнения таблицы, схемы и т. д.;
- алгоритм выполнения задания (визуальный план выполнения).
Визуализация правил поведения на уроке
для более успешной адаптации к
школьным правилам.
Рекомендуется выполнять следующие требования к содержанию и введению
школьных правил:
- необходимо ввести общие правила для всего класса;
- правил не должно быть много;
- это должны быть только актуальные на данный период времени правила;
- необходимо продумать формулировку каждого правила;
- фраза должна быть короткой, все слова в ней должны быть понятны;
- желательно не использовать в формулировках частицу НЕ. Правило должно
показывать «как нужно себя вести»;
- рекомендуется сделать наглядное напоминание правил;
- такие напоминания рекомендуется располагать сбоку от доски.
По прошествии некоторого адаптационного периода, когда основные нормы
поведения на уроке будут усвоены, могут понадобиться индивидуальные правила,
которые можно расположить на парте ученика.
Социальные
истории.
Учеников
с
расстройством
аутистического
спектра
необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование
очереди, соблюдение социально принятой дистанции, нормы поведения в общественных
местах и т. д. Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии.
Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают
людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации. Социальные
истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка с учетом его
возможностей,
с
использованием
и
осмыслением
впечатлений
и
событий
его
индивидуального опыта. При составлении социальной истории важно преподнести
адекватное социальное поведение в форме истории. Дети с аутизмом часто лучше
воспринимают визуальную информацию, поэтому история должна сопровождаться
рисунками и фотографиями.
2.Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.
Индивидуальная корректировка объема задания. Перед началом ознакомления
с новой темой необходимо проводить анализ планируемых заданий с точки зрения
объема, специфики преподнесения и возможности выполнения.
Установите границы задания. Во время предъявления задания необходимо сразу
обозначить объем выполняемой работы. Задания должны иметь четкое начало и конец,
чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме.
При необходимости используйте таймер.
Сократите объем заданий. Часто для закрепления того или иного навыка, а также для
проведения оценки его сформированности, достаточно небольшого объема задания.
Предъявляйте задания маленькими частями – это поможет избежать путаницы в
инструкциях, перескакивания с одного задания на другое, а также паники при виде
большого объема. Для этого удобно использовать отдельные карточки с заданиями.
Помощь в переходах от одной деятельности к другой.
Аутичные ученики
испытывают трудности с переходами от одной деятельности к другой, что такие перемены
могут быть невероятно трудными для них, вызывают стресс и чувство дезориентации.
Учитель может уменьшить чувство дискомфорта у ребенка при смене деятельности или
среды следующим образом:
- напомните ученику, о каком бы то ни было предстоящем переходе за 5 минут и за
1 минуту до него, для этого можно использовать таймер или карточку;
-
используйте
для
всего
класса
какую-либо
стандартную
«переходную
деятельность» перед сменой занятия – движение, считалку, стихотворение и т. д.
Побуждение
к
самостоятельному
поиску
информации.
Многие
дети
с
расстройством аутистического спектра затрудняются в проявлении инициативы. При
обучении в школе, как и в любой социальной интеракции, умение искать определенную
информацию является важным навыком. Подобные задания обеспечивают возможность
альтернативного получения информации – кроме чтения учебника и прослушивания
информации в виде лекции. А также базируются на интересах ребенка, связанным с
работой на компьютере:
- предлагайте задания по поиску дополнительной информации по изучаемой теме;
- дайте возможность составить презентацию, вместо письменного ответа, а также
для помощи в ответе у доски;
-
можно
использовать
компьютерные
программы
для
развития
языковой
грамотности.
Обучение работе в паре, в группе. Необходимо избегать перегрузок в учебе и
общении. Помните о том, что любая работа в группе, общение предъявляют
дополнительные требования к ребенку с расстройством аутистического спектра.
Избегайте планирования заданий, которые требуют максимальной вовлеченности в
общение. Если на уроке акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами
задания должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического
спектра.
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.
Адаптация устной речи. Необходимо принимать во внимание трудности, связанные
с нарушением развития речи и коммуникации при расстройстве аутистического спектра.
Трудность понимания устной и письменной речи, а так же буквальность интерпретаций
может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного:
- избегайте ироничных или идиоматических выражений;
- говорите ровным тоном;
- не говорите слишком быстро.
Обучение выполнению инструкций. Перед тем как дать инструкцию необходимо
- привлечь внимание учащегося, называя его по имени:
-
дети
расстройствами
аутистического
спектра
не
могут
одновременно
воспринимать
визуальные
и
речевые
сигналы,
испытывают
затруднения,
когда
необходимо воспринимать зрительно и на слух в одно и то же время, поэтому
неэффективно просить их слушать информацию и выполнять какое-либо задание еще
(записывать, подчеркивать и т. д.);
- следует использовать несложные инструкции и объяснения, избегать инструкций
типа «прежде чем начать выполнять задание, не забудьте подписать ваши работы, чтобы
сдать,
когда
вы
их
выполните».
такое
объяснение
может
вызывать
сильное
замешательство у детей с расстройствами аутистического спектра;
- проверяйте понимание учащимся услышанных фраз. Если ученик не понимает
фразу, не используйте перефразирование, а сократите ее до ключевых слов;
- избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. ученики с расстройством
аутистического спектра плохо запоминают последовательность;
- если ребенок умеет читать, напишите инструкцию на листе.
Работа над обогащением словаря.
Во время предъявления темы проводите
отдельную работу по обогащению словаря. Не следует полагать, что дети понимают слова
и понятия без обучения им:
- необходимо специальное обучение абстрактным понятиям;
- проводите работу над пониманием синонимов;
-
разбор ключевых понятий - дети с расстройствами аутистического спектра
нуждаются в том, чтобы ключевые идеи или понятия были четко выражены.
Обучение ответам на вопросы.
Обработка речи у детей с расстройством
аутистического спектра может быть намного медленнее, чем у детей с нормальным
развитием. Поэтому:
- давайте учащемуся достаточно времени для осмысления вашего вопроса;
-
старайтесь
не
использовать
перефразирование
–
это
может
вызвать
замешательство;
- ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются
короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем
использовать в своей жизни;
- задавайте вопросы сразу после того, как этот вид деятельности произошел, а не в
конце дня;
- предлагайте ответить на тот же вопрос несколько раз в течение дня, чтобы помочь
усвоить схему ответа;
- подкрепите вопрос визуальной подсказку, чтобы напомнить ребенку ответ;
- после предъявления вопроса, предложите выбрать ответ;
- научите выделять главное в задании или тексте, что бы в последствие найти ответ;
- давайте задания для домашней отработки ответов - обозначьте вопросы, на
которые необходимо ответить после прочтения текста, до того, как выполнять задание.
Адаптация
текстов.
Для
детей
с
расстройствами
аутистического
спектра
необходимо специально адаптировать тексты:
- упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного
или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. При способности к
быстрому чтению ребенок также часто не «схватывает» смысл прочитанного, поэтому
упрощение должно быть не только по форме, а по акцентированию значимых для
осмысленного восприятия текста понятий, связей;
- рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов и морфологических
оборотов;
-
для успешного освоения программного материала по устным предметам,
рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки;
- при этом часть текстов по истории, природоведению, географии можно давать для
проработки через поиск информации в интернете, просмотр учебных роликов;
- всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде заданий для
подготовки докладов, проектов и презентаций.
3.
Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС.
В обучении детей с РАС эффективно используются арттерапевтические методы:
рисуночная терапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия. Они представляют
собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на
творческое самовыражение ребенка.
Рисуночная терапия в форме совместного рисования — особый игровой метод. В
ходе совместного рисования взрослый (родитель) рисует предметный или сюжетный
рисунок,
близкий
опыту
ребенка,
его
интересам,
эмоционально
комментируя
происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие
сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку.
Совместное рисование — это не рисование как вид продуктивной деятельности самого
ребенка, а особый метод обучения. Его использование на занятиях с аутичным ребенком
становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между
ребенком и взрослым.
Очень эффективно использование приемов сказкотерапии при работе с детьми,
имеющими ранний детский аутизм. Это особенные дети, они как будто не замечает
никого вокруг, не отвечают на вопросы, не смотрят в глаза, а если смотрят, то, как бы
сквозь. Когда пытаешься активно привлечь ребенка с таким диагнозом к игре, он может
реагировать слезами, криком, метаться, выбегать из комнаты.
Из наблюдений за такими детьми было замечено, что аутичный ребенок не идет на
контакт с педагогом на «прямую», но может начинать общение через куклу, т.е. через
сказочный персонаж. Исходя из этого, приемлемым способом в работе по социализации
такого ребенка могут считаться некоторые приемы сказкотерапии.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для формирования
личности
ребенка,
стимулирует
развитие
воображения,
развития
творческих
способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим
миром. Через сказку ребенок знакомится с различными героями, с элементарными
правилами поведения, навыками самообслуживания, добром и злом, познает окружающий
мир. Проигрывая и проговаривая сказку, аутичный ребенок обыгрывает различные
эмоциональные состояния: злость, обиду, гнев, страх и т.д. Он научится правильно в
зависимости от ситуации, реагировать на происходящее. Знакомство аутичного ребенка со
сказкой строится на основе возможности воспринимать ребенком речь и самостоятельно
воспроизводить содержание сказки (короткой), т.к. у таких детей специфические
нарушения речевого развития, расстроена возможность использовать речь в целях
коммуникации. В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту
ребенка, в которых он может быть в роли «хорошего» или «плохого» героя, где
актуализируются различные эмоциональные состояния героев. Это могут быть народные
и авторские сказки, например: «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Колобок» и т.д.
Инсценировка сказок помогает ребенку начать говорить и контактировать со
сверстниками, что очень важно. Сказка выходит за рамки обычной жизни, соприкасаясь с
непростыми чувствами, явлениями и в понятной форме приобщает к миру чувств,
переживаний. С помощью сказочных действий, их образов, ребенок вполне возможно
найдет выход из сложных ситуаций, сможет разрешить возникшие конфликты, уяснить
моральные нормы, отличать добро и зло.
4.
Применение информационных технологий и технических средств обучения
детьми с РАС.
Практикующими врачами замечено, что многих людей с расстройствами аутического
спектра
привлекают
компьютеры,
и
это
используется
в
терапевтических
и
образовательных целях. Основанные на наблюдениях описания указывают, что интернет
принёс новые возможности для коммуникации аутичных людей друг с другом через чаты,
доски объявлений и рассылки электронной почты. Интернет также предлагает аутичным
людям более комфортное пространство для коммуникации, в котором, быть может, их
общение представляется менее странным.
Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют
вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если
кто-то нарушит сложившийся порядок. Именно страсть к упорядочиванию роднит
аутистов с компьютером. В компьютере, общающейся при помощи знаков, многие
больные видят единственное близкое существо. Даже аутичные дети с нарушением
интеллекта быстро учатся пользоваться клавиатурой и мышью. Существует масса
развивающих
компьютерных
программ,
с
помощью
которых
можно
повысить
эффективность учебного процесса. Трудности овладения письмом для таких детей могут
быть разрешены с помощью программы Word. Здесь ребенок учится печатать, проверять
орфографические ошибки.
Нередки случаи, когда ребенок не коммуницирует со взрослым иначе, как
посредством компьютера. Или у него грубо замедлен темп выполнения письменных
работ, и т.п. – в этом случае для обучения ребенка необходимо наличие персонального
компьютера, или ноутбука.