Напоминание

Здоровье педагога как профессиональная ценность и фактор успешности образовательного процесса в ДОО


Автор: Кривцова Елена Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления № 520
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровье педагога как профессиональная ценность и фактор успешности образовательного процесса в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ И

ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО

Кривцова Елена Владимировна, старший воспитатель

Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

детский сад присмотра и оздоровления № 520, г. Екатеринбург, Свердловская обл.

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Основой государственной социальной политики и главной научной задачей является

разработка, обоснование и реализация мер по сохранению здоровья нации, минимизации

воздействия вредных факторов на человека, достижению оптимальных качества жизни,

эффективности

производственной

и

иной

деятельности

населения.

Анализ

состояния

здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы.

Социальная значимость профессиональных заболеваний обусловлена также массовостью

контингентов,

подвергающихся

воздействию

неблагоприятных

производственных

факторов и трудностями решения вопросов возмещения ущерба здоровью.

По

определению

Всемирной

организации здравоохранения

«Здоровье

-

состояние

полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов».

Существует

определение

относительно

здоровья

педагога:

«Профессиональное

здоровье

педагога

комплексное

физическое,

психическое,

духовное,

социальное

состояние

педагога,

обеспечивающее

активное,

продуктивное

выполнение

профессиональных

функций,

сопротивление

негативным

факторам

стрессогенной

профессионально-образовательной среды».

Основными

составляющими

индивидуального

здоровья

с

позиции педагогической

деятельности являются:

1)

Физическое благополучие – отсутствие патологических изменений в организме при

наличии

способностей

и

возможностей

человека

к

хорошей

адаптации

к

изменяющимся

условиям

среды.

Педагог

выполняет

очень

важную

профессионально-социальную

функцию,

поскольку

является

носителем

информации и примером поведения (это относится и к здоровью). Состояние

организма,

определяемое

показателями

здоровья,

характеризует

степень

утомляемости,

работоспособности,

что

напрямую

свидетельствует

о

качестве

профессиональной деятельности педагога.

Согласно многочисленным исследованиям, направленным на изучение физического

здоровья

педагогов,

самую

значительную

роль

играют

заболевания

органов

зрения,

сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата.

2)

Психологическое благополучие – достаточная психоэмоциональная устойчивость в

стрессовых

ситуациях.

Психологическое

благополучие

определяется

не

существующими условиями и жизненной ситуацией, а прежде всего восприятием

собственной

жизни,

внутренней

позицией

в

профессиональной

деятельности,

отношением к собственным возможностям, ощущением своей востребованности,

оценкой реализованности своих возможностей.

Профессионально-личностные

деформации

и

синдром

выгорания

являются

двумя

наиболее значимыми факторами неблагополучного психического здоровья, что напрямую

может сказаться на качестве профессиональной деятельности педагога.

Деформации у педагогов чаще всего встречаются в двух формах:

а) Общепедагогические (характерны для всех лиц, которые занимаются педагогической

деятельностью).

б) Типологические (индивидуальны для каждой личности и формируются под влиянием

индивидуальных особенностей личности и факторов педагогической деятельности).

3)

Социальное

благополучие

это

умение

человека

достигать

созидательных

результатов

в

окружении

его

социальной

сферы.

Основами

социального

благополучия можно считать такие элементы, как уровень жизни, обусловленный

показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия

качества жизни, устанавливаемые понятиями о состоянии здоровья и санитарного

благополучия

населения,

вероятностью

получения

обязательной

медицинской

помощи и обеспечение социальной защищенности.

Проанализировав

результаты

некоторых

исследований,

можно

сделать

следующие

выводы относительно социального благополучия педагогов:

Большая часть педагогического сообщества отмечает, что престиж педагога падает,

в особенности в городских образовательных учреждениях.

Педагоги

относят

себя

в

большинстве

случаев

к

среднему

классу,

при

этом

самооценка городских педагогов несколько ниже, чем сельских.

Проблема

социального

благополучия

педагога

заслуживает

особого

внимания,

поскольку позволяет рассмотреть проблему в широком социальном контексте.

Культура

здоровья

педагога

это

интегративное

образование

личности,

представленное

совокупностью

аксиологического,

технологического

и

личностно-

творческого

компонентов,

характеризующееся

высоким

уровнем

овладения

валеологическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к

здоровью,

здоровому

образу

жизни,

развитой

способностью

к

рефлексии

своей

жизнедеятельности

и

выраженной

направленностью

профессионально-педагогической

деятельности на сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Оценка сформированности культуры здоровья у педагога может осуществляться по

следующим критериям:

ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и

обучающихся);

технологическая

готовность

педагога

к

ведению

здорового

образа

жизни

и

осуществлению профессионально-ориентированной деятельности, направленной на

сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся;

активность педагога в деятельности по сохранению, укреплению и формированию

своего здоровья и здоровья детей.

Здоровье – это понятие многостороннее и как было сказано выше, огромное множество

факторов оказывают влияние на его показатели, в большинстве случаев, зависящие от

самого педагога. От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и

успешность

образовательного

процесса.

Педагог

является

примером

для

своих

обучающихся, и, безусловно, должен демонстрировать правильное отношение прежде

всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность

профессиональной

деятельности.

Сохранению

и восстановлению

здоровья

педагога

в

значительной

степени

способствует

формирование

положительного

самовосприятия,

самопринятия,

самоуважения,

т.е.

позитивной

оценки

себя

как

способного

человека,

достойного уважения. Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между

педагогом и обучающимися, и доброе отношение к детям - необходимые условия хорошего

здоровья.

Хорошее

здоровье

педагога,

хорошее

настроение

залог

творческого,

интересного и продуктивного образовательного процесса. Эффективное использование

человеческих

ресурсов

образовательного

учреждения,

сохранение

и

укрепление

профессионального

здоровья

педагога

является

приоритетным

направлением

образовательной политики МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 520.

Ярко высветив проблему, мы начали искать пути, способы, средства для ее решения, так

как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-

образовательного

процесса

и

успеха

деятельности

дошкольного

образовательного

учреждения в целом.

Управленческий проект «Здоровье педагога как профессиональная ценность и фактор

успешности образовательного процесса в ДОО», реализуемый в нашем детском саду,

направлен

на

достижение

целей

Федерального

проекта

«Укрепление

общественного

здоровья»

национального

проекта

«Демография»

Министерства

труда

Российской

Федерации в условиях конкретного детского сада.

Цель: формирование

на

базе

дошкольной

образовательной

организации

среды,

способствующей

ведению

сотрудниками

здорового

образа

жизни;

профилактика

и

коррекция здоровья педагогов психологическими ресурсами.

Задачи:

1. Формирование системы мотивации сотрудников к здоровому образу жизни.

2. Обучение

навыкам

регуляции

негативных

психоэмоциональных

состояний,

профилактики эмоционального выгорания.

3. Формирование у педагогов потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном

благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

4. Вовлечение сотрудников ДОО в мероприятия по укреплению общественного здоровья.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный: выявление проблемы, формулирование темы, целей и

задач, сбор и изучение информации о состоянии педагогов, мониторинговые исследования,

создание модели методического сопровождения педагогов, составление перспективного

плана работы;

2

этап

практический:

ознакомление

педагогов

с

итогами

мониторинга,

представление перспективного плана. Работа по реализации проекта.

3

этап

аналитический:

повторная

диагностика.

Мониторинг,

планирование

дальнейшей работы в этом направлении.

Перспективный план работы с педагогами

Тема мероприятия

Форма

проведения

Срок

1.

Мониторинг здоровья педагогов

Январь

2.

Охрана собственного здоровья.

Плодотворный

труд - важный элемент здорового образа жизни.

Семинар

Февраль

3.

Синдром эмоционального выгорания у

педагогов ДОО

Семинар-

практикум с

элементами

тренинга

Февраль

4.

Безопасность и здоровье

Игровой тренинг

Март

5.

День здоровья педагога. Мое здоровье

Тренинг

Апрель

6.

Психологическое здоровье педагога

Тренинг

Май

7.

Тайм-менеджмент современного педагога

Семинар-

практикум с

элементами

тренинга

Июнь

8.

Движение – основа здоровья детей

Семинар-

практикум

Июль

9.

Личная гигиена как важный элемент здорового

образа жизни

Мастер-класс

Сентябрь

10.

Культура здоровья. Культура педагогического

общения

Консультация

Октябрь

11.

Основы рационального и

сбалансированного питания

Деловая игра

Октябрь

12.

Способы саморегуляции эмоционального

состояния

Тренинг

Ноябрь

13.

Закаливание – простые шаги к крепкому

здоровью ребенка

Семинар-

практикум

Декабрь

14.

Итоговая диагностика

Декабрь

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации

здоровья.

Забота

о

здоровье,

его

укреплении

должна

стать

ценностным

мотивом,

формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни

каждого

человека

определяет

его

представления

о

смысле

жизни,

отношение

к

окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы,

наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять

собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни

необходимо решение трех проблем:

1.

Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту в

сторону

осознания

собственных

чувств,

переживаний

с

позиции

проблем

здоровьесбережения.

2.

Изменение

отношения

педагога

к

воспитанникам.

Педагог

должен

полностью

принимать ребенка таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его

способности.

3.

Изменение отношения педагога к задачам учебного процесса, которое предполагает не

только

достижение

дидактических

целей,

но

и

развитие

детей

с

максимально

сохраненным здоровьем.

Что педагог должен уметь:

владеть основами здорового образа жизни;

устанавливать контакт с коллективом ДОУ, родителями воспитанников и детьми;

прогнозировать всестороннее развитие своих воспитанников;

личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих

людей.

Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет»,

так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями.

Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а

формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем

будущем, у вас его не будет…»

Список используемой литературы:

1.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: психол. проблемы. М.: Дело,

1994. – 215 с.

2.

Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы

психологии. 1990. №3. – С. 58-64.

3.

Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,

2003. – 607 с.

4.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое

пособие / Перевод с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.

5.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя

и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

6.

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. –

М.: Издательство Института психотерапии, 2005. – 256 с.

7.

Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум – г.

Дубна, «Феникс», 2000. – 128 с.

8.

Психологический

словарь

/

Под

ред.

В.П.

Зинченко,

Б.Г.

Мещерякова.

М.:

Педагогика-Пресс, 1998. – 440 с.



В раздел образования