Автор: Кривцова Елена Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад присмотра и оздоровления № 520
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровье педагога как профессиональная ценность и фактор успешности образовательного процесса в ДОО
Раздел: дошкольное образование
ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ И
ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО
Кривцова Елена Владимировна, старший воспитатель
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
–
детский сад присмотра и оздоровления № 520, г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Основой государственной социальной политики и главной научной задачей является
разработка, обоснование и реализация мер по сохранению здоровья нации, минимизации
воздействия вредных факторов на человека, достижению оптимальных качества жизни,
эффективности
производственной
и
иной
деятельности
населения.
Анализ
состояния
здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы.
Социальная значимость профессиональных заболеваний обусловлена также массовостью
контингентов,
подвергающихся
воздействию
неблагоприятных
производственных
факторов и трудностями решения вопросов возмещения ущерба здоровью.
По
определению
Всемирной
организации здравоохранения
«Здоровье
-
состояние
полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов».
Существует
определение
относительно
здоровья
педагога:
«Профессиональное
здоровье
педагога
–
комплексное
физическое,
психическое,
духовное,
социальное
состояние
педагога,
обеспечивающее
активное,
продуктивное
выполнение
профессиональных
функций,
сопротивление
негативным
факторам
стрессогенной
профессионально-образовательной среды».
Основными
составляющими
индивидуального
здоровья
с
позиции педагогической
деятельности являются:
1)
Физическое благополучие – отсутствие патологических изменений в организме при
наличии
способностей
и
возможностей
человека
к
хорошей
адаптации
к
изменяющимся
условиям
среды.
Педагог
выполняет
очень
важную
профессионально-социальную
функцию,
поскольку
является
носителем
информации и примером поведения (это относится и к здоровью). Состояние
организма,
определяемое
показателями
здоровья,
характеризует
степень
утомляемости,
работоспособности,
что
напрямую
свидетельствует
о
качестве
профессиональной деятельности педагога.
Согласно многочисленным исследованиям, направленным на изучение физического
здоровья
педагогов,
самую
значительную
роль
играют
заболевания
органов
зрения,
сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата.
2)
Психологическое благополучие – достаточная психоэмоциональная устойчивость в
стрессовых
ситуациях.
Психологическое
благополучие
определяется
не
существующими условиями и жизненной ситуацией, а прежде всего восприятием
собственной
жизни,
внутренней
позицией
в
профессиональной
деятельности,
отношением к собственным возможностям, ощущением своей востребованности,
оценкой реализованности своих возможностей.
Профессионально-личностные
деформации
и
синдром
выгорания
являются
двумя
наиболее значимыми факторами неблагополучного психического здоровья, что напрямую
может сказаться на качестве профессиональной деятельности педагога.
Деформации у педагогов чаще всего встречаются в двух формах:
а) Общепедагогические (характерны для всех лиц, которые занимаются педагогической
деятельностью).
б) Типологические (индивидуальны для каждой личности и формируются под влиянием
индивидуальных особенностей личности и факторов педагогической деятельности).
3)
Социальное
благополучие
–
это
умение
человека
достигать
созидательных
результатов
в
окружении
его
социальной
сферы.
Основами
социального
благополучия можно считать такие элементы, как уровень жизни, обусловленный
показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия
качества жизни, устанавливаемые понятиями о состоянии здоровья и санитарного
благополучия
населения,
вероятностью
получения
обязательной
медицинской
помощи и обеспечение социальной защищенности.
Проанализировав
результаты
некоторых
исследований,
можно
сделать
следующие
выводы относительно социального благополучия педагогов:
➢
Большая часть педагогического сообщества отмечает, что престиж педагога падает,
в особенности в городских образовательных учреждениях.
➢
Педагоги
относят
себя
в
большинстве
случаев
к
среднему
классу,
при
этом
самооценка городских педагогов несколько ниже, чем сельских.
➢
Проблема
социального
благополучия
педагога
заслуживает
особого
внимания,
поскольку позволяет рассмотреть проблему в широком социальном контексте.
Культура
здоровья
педагога
—
это
интегративное
образование
личности,
представленное
совокупностью
аксиологического,
технологического
и
личностно-
творческого
компонентов,
характеризующееся
высоким
уровнем
овладения
валеологическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к
здоровью,
здоровому
образу
жизни,
развитой
способностью
к
рефлексии
своей
жизнедеятельности
и
выраженной
направленностью
профессионально-педагогической
деятельности на сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Оценка сформированности культуры здоровья у педагога может осуществляться по
следующим критериям:
▪
ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и
обучающихся);
▪
технологическая
готовность
педагога
к
ведению
здорового
образа
жизни
и
осуществлению профессионально-ориентированной деятельности, направленной на
сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся;
▪
активность педагога в деятельности по сохранению, укреплению и формированию
своего здоровья и здоровья детей.
Здоровье – это понятие многостороннее и как было сказано выше, огромное множество
факторов оказывают влияние на его показатели, в большинстве случаев, зависящие от
самого педагога. От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и
успешность
образовательного
процесса.
Педагог
является
примером
для
своих
обучающихся, и, безусловно, должен демонстрировать правильное отношение прежде
всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность
профессиональной
деятельности.
Сохранению
и восстановлению
здоровья
педагога
в
значительной
степени
способствует
формирование
положительного
самовосприятия,
самопринятия,
самоуважения,
т.е.
позитивной
оценки
себя
как
способного
человека,
достойного уважения. Доброжелательная обстановка, товарищеские отношения между
педагогом и обучающимися, и доброе отношение к детям - необходимые условия хорошего
здоровья.
Хорошее
здоровье
педагога,
хорошее
настроение
–
залог
творческого,
интересного и продуктивного образовательного процесса. Эффективное использование
человеческих
ресурсов
образовательного
учреждения,
сохранение
и
укрепление
профессионального
здоровья
педагога
является
приоритетным
направлением
образовательной политики МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 520.
Ярко высветив проблему, мы начали искать пути, способы, средства для ее решения, так
как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-
образовательного
процесса
и
успеха
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения в целом.
Управленческий проект «Здоровье педагога как профессиональная ценность и фактор
успешности образовательного процесса в ДОО», реализуемый в нашем детском саду,
направлен
на
достижение
целей
Федерального
проекта
«Укрепление
общественного
здоровья»
национального
проекта
«Демография»
Министерства
труда
Российской
Федерации в условиях конкретного детского сада.
Цель: формирование
на
базе
дошкольной
образовательной
организации
среды,
способствующей
ведению
сотрудниками
здорового
образа
жизни;
профилактика
и
коррекция здоровья педагогов психологическими ресурсами.
Задачи:
1. Формирование системы мотивации сотрудников к здоровому образу жизни.
2. Обучение
навыкам
регуляции
негативных
психоэмоциональных
состояний,
профилактики эмоционального выгорания.
3. Формирование у педагогов потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном
благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
4. Вовлечение сотрудников ДОО в мероприятия по укреплению общественного здоровья.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный: выявление проблемы, формулирование темы, целей и
задач, сбор и изучение информации о состоянии педагогов, мониторинговые исследования,
создание модели методического сопровождения педагогов, составление перспективного
плана работы;
2
этап –
практический:
ознакомление
педагогов
с
итогами
мониторинга,
представление перспективного плана. Работа по реализации проекта.
3
этап –
аналитический:
повторная
диагностика.
Мониторинг,
планирование
дальнейшей работы в этом направлении.
Перспективный план работы с педагогами
№
Тема мероприятия
Форма
проведения
Срок
1.
Мониторинг здоровья педагогов
Январь
2.
Охрана собственного здоровья.
Плодотворный
труд - важный элемент здорового образа жизни.
Семинар
Февраль
3.
Синдром эмоционального выгорания у
педагогов ДОО
Семинар-
практикум с
элементами
тренинга
Февраль
4.
Безопасность и здоровье
Игровой тренинг
Март
5.
День здоровья педагога. Мое здоровье
Тренинг
Апрель
6.
Психологическое здоровье педагога
Тренинг
Май
7.
Тайм-менеджмент современного педагога
Семинар-
практикум с
элементами
тренинга
Июнь
8.
Движение – основа здоровья детей
Семинар-
практикум
Июль
9.
Личная гигиена как важный элемент здорового
образа жизни
Мастер-класс
Сентябрь
10.
Культура здоровья. Культура педагогического
общения
Консультация
Октябрь
11.
Основы рационального и
сбалансированного питания
Деловая игра
Октябрь
12.
Способы саморегуляции эмоционального
состояния
Тренинг
Ноябрь
13.
Закаливание – простые шаги к крепкому
здоровью ребенка
Семинар-
практикум
Декабрь
14.
Итоговая диагностика
Декабрь
Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации
здоровья.
Забота
о
здоровье,
его
укреплении
должна
стать
ценностным
мотивом,
формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни
каждого
человека
определяет
его
представления
о
смысле
жизни,
отношение
к
окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы,
наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять
собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни
необходимо решение трех проблем:
1.
Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту в
сторону
осознания
собственных
чувств,
переживаний
с
позиции
проблем
здоровьесбережения.
2.
Изменение
отношения
педагога
к
воспитанникам.
Педагог
должен
полностью
принимать ребенка таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его
способности.
3.
Изменение отношения педагога к задачам учебного процесса, которое предполагает не
только
достижение
дидактических
целей,
но
и
развитие
детей
с
максимально
сохраненным здоровьем.
Что педагог должен уметь:
▪
владеть основами здорового образа жизни;
▪
устанавливать контакт с коллективом ДОУ, родителями воспитанников и детьми;
▪
прогнозировать всестороннее развитие своих воспитанников;
▪
личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих
людей.
Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет»,
так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями.
Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а
формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем
будущем, у вас его не будет…»
Список используемой литературы:
1.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: психол. проблемы. М.: Дело,
1994. – 215 с.
2.
Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы
психологии. 1990. №3. – С. 58-64.
3.
Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,
2003. – 607 с.
4.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое
пособие / Перевод с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.
5.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя
и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
6.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. –
М.: Издательство Института психотерапии, 2005. – 256 с.
7.
Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум – г.
Дубна, «Феникс», 2000. – 128 с.
8.
Психологический
словарь
/
Под
ред.
В.П.
Зинченко,
Б.Г.
Мещерякова.
–
М.:
Педагогика-Пресс, 1998. – 440 с.