Автор: Чащина Ираида Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. Героя России М.А.Мясникова
Населённый пункт: город Сельцо, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса
Тема: "Милосердие"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя России М.А.Мясникова
города Сельцо Брянской области
Урок ОРКСЭ
Модуль Основы светской этики
Методическая разработка урока по теме:
«Милосердие »
4 класс
Аннотация
Данный урок направлен на освоение темы «Милосердие » в рамках предмета ОРКСЭ (Основы светской этики)
Милосердие — это один из основополагающих принципов гуманистического общества. Мы живём в мире, среди
множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны
не только для нас, но и множества людей вокруг. К сожалению, в двадцать первом веке наблюдается негативная
тенденция. Многие дети ведут себя высокомерно, вырастая в чёрствых и неприятных людей. Им не знакомо чувство
сострадания. Они сосредоточены только на внешности, развлечениях и собственном благополучии.
Без добрых дел, без помощи слабому слово «милосердие» окажется пустым, просто затёртой метафорой, а ведь,
если вдуматься - это самое главное, что нас делает человечными. Изучая тему «Милосердие » обучающиеся смогут
возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни.
Урок ориентирован на личностный подход в обучении, так как опирается на жизненный опыт обучающихся.
Применяемые технологии:
- технология учебного сотрудничества
- проблемного обучения
Структура урока построена с использованием компонентов развивающего обучения учащихся: введение в тему,
целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации, систематизация и обобщение,
рефлексия.
Время урока: 1 академический час.
Пояснительная записка
Урок «Милосердие » проводится в 4 классе по предмету «Основы светской этики» в разделе «Этика об отношении
людей друг к другу». Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Что такое добродетель», «Нравственные
качества», «Любовь-основа жизни», «Ответственность» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию
содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по
предмету: долг, любовь, мораль, ответственность.
Данная тема
направлена на формирование умений обучающимися получать бескорыстную, безвозмездную
радость от оказания помощи нуждающимся, видеть красивое в своих поступках.
Цель методической разработки: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению.
Задачи: формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и
духовные ценности;воспитывать милосердие, чувство заботы о близких, уважение к окружающим.
Результат
Знания:
1) понимание “милосердия и сострадания” как духовно ценностных понятий;
2) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.
Умения:
1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;
2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим людям.
Отношение:
1) осознание ценности стремления к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям.
Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Раздел: Этика об отношении людей друг к другу
Тема урока: Милосердие.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата
Задачи урока:
- познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; формировать знания о понятиях милосердие, сострадание,
благотворительность, добро как об основополагающих в этике;
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- воспитывать терпимость, великодушие, культурное поведение во всех сферах жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: задумаются над понятиями милосердие и благотворительность; узнают, что одно из дел милосердия –
милостыня; познакомятся с рассказом И.С.Тургенева « Нищий»;
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к
процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата,
адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения
информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями
речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать рассказ, получат возможность научиться понимать нравственное
содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по
содержанию.
Основные понятия: милосердие, сострадание, благотворительность, близкий, милостыня.
Структура и ход урока.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
УУД
1.Этап мотивации
(самоопределения)
к деятельности.
Создание психологического настроя на учебную деятельность
Организационный момент
1.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ребята, я предлагаю вам начать урок с игры «Подари
искорку добра». В одной сказочной стране жили
маленькие сказочные человечки. У маленьких
человечков было настолько большое, великодушное и
доброе сердце, что они умели даже делиться с другими
«искоркой добра». А знаете как? Когда они
протягивали к другому человеку руки в их ладошках
вспыхивала крошечная, теплая искорка добра,
маленькое солнышко. (Слайд1)Оно было такое
маленькое, что не обжигало, а только согревало
ладошки. Давайте и мы попробуем передадим друг
другу искорку добра: соедините ладошки, потрите их
между собой и почувствуйте, как тепло наполняет ваши
Доброжелательный
настрой на урок.
Коммуникативные:
развитие этических
чувств,
доброжелательности и
эмоционально-
нравственной
отзывчивости.
Регулятивные:
понимать
цель
выполняемых действий
Личностные:
выражать
положительное отношение
к
процессу
познания,
планирование
учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
руки. Это искорка добра! Протяните лодошки друг к
другу, коснитесь руками, посмотрите в глаза друг другу
и тепло улыбнитесь.
- Ну как, почувствовали тепло, пробежала искорка?
2. Актуализация
знаний и
определение темы
урока
Послушайте притчу(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который
поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел
ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские
звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на
песке — миллионы морских звезд, берег был буквально
усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? —
спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра,
когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не
прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. —
Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто
усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на
мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой
звезды.
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море.
Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей,
каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И
когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной
неспасенной души.
-Давайте поразмышляем над этой притчей…Что привлекло
Обучающиеся
воспроизводят
материал в
соответствии с
поставленными
вопросами
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения признаков
Регулятивные:
фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
учебном действии
ваше внимание в этой притче?
- О ком мальчик заботился? ( о морских звёздах)
- Что означает заботиться? ( думать о ком-то, не бросать в
беде, помогать).
- Какими качествами души наделен был мальчик?
Все эти понятия можно объединить в одно душевное
качество человека, которое мы с вами угадаем, определив
ключевое слово синквейна:
бескорыстное
доброе
помогает возвышает спасает
Отношение к миру, к людям, ко всему живому с
состраданием
великодушие
-Итак, какова тема нашего урока?
-Милосердие.(появляется ключевое слово)
такие качества как
доброта, забота,
помощь,
человечность
Милостивыми
называют тех
людей, которые
милосердно и
сострадательно
относятся ко всем
остальным людям.
Милостивые люди
имеют доброе
сердце, и они всегда
готовы помочь
нуждающимся
людям по мере
возможности.
3. Постановка
учебной задачи
(открытие детьми
новых знаний)
-Давайте составим «Интеллектуальную карту» урока(на доске)
Работа в группах
-Определите учебные задачи урока.
Определяют учебные
задачи урока
Познавательные УУД
Извлекать информацию из
текста.
Строить речевое
высказывание в устной
МИЛОСЕРДИЕ
Дать лексическое
Какие поступки
Необходимо ли
значение
можно считать
милосердие
милосердными
в жизни
Дети прикрепляют сформулированные учебные задачи к теме урока
на доску, формируют «интеллектуальную карту» урока.
-Итак, круг задач мы с вами определили приступаем к их решению.
- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ?
-Для того, чтобы легче было дать определение слову милосердие,
давайте пограем в игру «Магнит». Какие слова притягивает к себе
слово МИЛОСЕРДИЕ?
Работа в паре:у вас на партах лежат чистые листочки, обсудите в
паре задание, напишите это слово и прикрепите его на доске к
понятию МИЛОСЕРДИЕ.
(Анализируя слова, прикрепленные магнитами, дети определяют
лексическое значение слова Милосердие)
- Давайте выделим корни в слове «милосердие»
милосердие
-
Из каких двух частей состоит милосердие (милое сердце,
хорошее, доброе).
-Где мы можем проверить правильность определения лексического
значения слова?
-Какое определение слову «милосердие» даётся в словаре
С.Ожегова? Презентация
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь,
Отвечают на вопросы
(Переживать за
другого)
Сострадание-
способность
переживать боль
другого человека,
как собственную.
Чтение текста детьми
«…В основе
милосердия лежит
Любовь..»
- Любви надо
учиться.
форме.
Устанавливать
причинно-
следственные связи.
Анализ слова с целью
выявления существенных
признаков
Коммуникативные:
Проявление уважение к
сказанному
Личностные результаты
простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь
тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского
языка Ушакова)
- Действительно, МИЛОСЕРДИЕ - одно из самых красивых слов на
свете. Милосердие-способность миловать, любить, жалеть всем
сердцем.
В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.
Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.
Глаза ты прячешь, молча уходя...
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.
Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь...Не можешь.
Определять и высказывать
самые простые, общие для
всех людей правила,
делать выводы.
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения общечеловеческих
норм.
Сопоставлять
положительные и
отрицательные поступки
людей.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной
форме.
Регулятивные УУД
Учиться высказывать своё
предположение (версию)
на основе работы с
иллюстрацией.
Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Первичное
закрепление
А сейчас мы обратимся к учебнику и вы послушайте
рассказ И.С. Тургенева «Нищий» (Слайд 5)
- Как вы считаете, в чём заключалось милосердие героя
рассказа?
Вспоминают о
милосердном
отношении к людям
Дети отвечают на
вопросы
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать
других.
Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
( выслушиваются ответы детей)
- Подумайте, почему автор считает, что нищий тоже
проявил милосердие к нему? (выслушиваются ответы
детей)
- Одно из дел милосердия это подаяние или милостыня.
Милостыня - это добровольная раздача (пожертвование)
своих денег, продуктов питания, одежды, другим людям,
как правило, нуждающимся (нищим или бедным).
Учитель: Скажите, а где мы учимся милосердию?
Учащиеся: В семье.
Учитель:
Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Для
этого нужно передавать друг другу сердечко и назвать
добрые дела, которые совершали вы или ваши близкие.
Молодцы! Нужно принимать участие, оказывать реальную
помощь
делами,
действиями,
чтобы
милосердие
не
осталось только на словах.
- Если ты проявил милосердие, нужно ли требовать или
ждать от человека что-то взамен? (ответы детей)
- Милосердие бескорыстно!
Учитель: - Каждый поступок, ребята, творится во благо.
Помочь по хозяйству
старым одиноким
людям; навестить
заболевшего
товарища; подарить
книги и игрушки
детям из
малообеспеченных
семей; позаботиться о
брошенных людьми
кошках и собаках и
т.д.
Повторяют
движения
Оформлять свои мысли в
устной и письменной
форме.
Личностные результаты
Определять и высказывать
самые простые, общие для
всех людей правила,
делать выводы.
Личностные результаты
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения общечеловеческих
норм.
Сопоставлять
положительные и
отрицательные поступки
людей.
Рассматривать поведение
героев
притчи в соответствии с
моральными
нормами
Коммуникативные УУД
Умение сознательно
строить речевое
высказывание
Умение слушать
собеседника
Как
можно
назвать
поступки,
которые
совершают
милосердные люди?
Учащиеся: благотворительность
- А как вы понимаете слово «благотворительность»?
Благотворительность
-
Из каких двух частей состоит благотворительность (благо
т. е, хорошее, доброе творить, делать).
- Давайте обратимся к словарю.
Благотворительность
—
помощь,
оказываемая
имущими
неимущим.
Забота
о
лицах,
лишенных
вследствие каких либо причин средств к существованию
и неспособных добывать их своими силами.
- Участвовали ли вы в какой-нибудь благотворительной
деятельности? (акциях)
Физминутка (Песня «Дорогою добра») (Слайд 7)
Умение задавать вопросы
Физминутка
Существуют
благотворительные
фонды, где каждый
желающий может
оказать посильную
помощь.
Проводятся
благотворительные
акции. Существуют
и
благотворительные
фонды помощи
бездомным
животным.
Обобщающий этап.
Подведение итогов
Личностные:
следование в поведении
моральным и этическим
требованиям;
самооценка на основе
критерия успешности;
самоопределение
Познавательные:
обобщение,
построение логической
цепи рассуждений,
доказательство
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения
Рефлексия
деятельности
Какую новую информацию получили, работая на уроке?
- Чему научились?
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
Осуществление
самооценки
1. Сопоставляют
результаты изучения
темы с задачами,
делают вывод о
достижении цели
урока.
2. Оценивают своё
участие в уроке.
3. Психологическая
удовлетворённость от
урока
Коммуникативные –
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
быть терпимым к другим
мнениям, учитывать их в
совместной работе
Познавательные –
рефлексия способов и
условий действий
Регулятивные: оценивать
достигнутые результаты
общей и собственной
деятельности; удерживать
учебную задачу на всем
протяжении урока.
Домашнее задание
Пусть милосердие станет неотъемлемой частью вашей повседневной
жизни.
Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.
Прочитать с.42-45 учебника, ответить на вопросы после параграфа.
Дети записывают Д/З