Напоминание

"Милосердие"


Автор: Чащина Ираида Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. Героя России М.А.Мясникова
Населённый пункт: город Сельцо, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса
Тема: "Милосердие"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя России М.А.Мясникова

города Сельцо Брянской области

Урок ОРКСЭ

Модуль Основы светской этики

Методическая разработка урока по теме:

«Милосердие »

4 класс

Аннотация

Данный урок направлен на освоение темы «Милосердие » в рамках предмета ОРКСЭ (Основы светской этики)

Милосердие — это один из основополагающих принципов гуманистического общества. Мы живём в мире, среди

множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны

не только для нас, но и множества людей вокруг. К сожалению, в двадцать первом веке наблюдается негативная

тенденция. Многие дети ведут себя высокомерно, вырастая в чёрствых и неприятных людей. Им не знакомо чувство

сострадания. Они сосредоточены только на внешности, развлечениях и собственном благополучии.

Без добрых дел, без помощи слабому слово «милосердие» окажется пустым, просто затёртой метафорой, а ведь,

если вдуматься - это самое главное, что нас делает человечными. Изучая тему «Милосердие » обучающиеся смогут

возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни.

Урок ориентирован на личностный подход в обучении, так как опирается на жизненный опыт обучающихся.

Применяемые технологии:

- технология учебного сотрудничества

- проблемного обучения

Структура урока построена с использованием компонентов развивающего обучения учащихся: введение в тему,

целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации, систематизация и обобщение,

рефлексия.

Время урока: 1 академический час.

Пояснительная записка

Урок «Милосердие » проводится в 4 классе по предмету «Основы светской этики» в разделе «Этика об отношении

людей друг к другу». Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Что такое добродетель», «Нравственные

качества», «Любовь-основа жизни», «Ответственность» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию

содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по

предмету: долг, любовь, мораль, ответственность.

Данная тема

направлена на формирование умений обучающимися получать бескорыстную, безвозмездную

радость от оказания помощи нуждающимся, видеть красивое в своих поступках.

Цель методической разработки: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению.

Задачи: формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и

духовные ценности;воспитывать милосердие, чувство заботы о близких, уважение к окружающим.

Результат

Знания:

1) понимание “милосердия и сострадания” как духовно ценностных понятий;

2) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

Умения:

1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;

2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим людям.

Отношение:

1) осознание ценности стремления к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям.

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Раздел: Этика об отношении людей друг к другу

Тема урока: Милосердие.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата

Задачи урока:

- познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; формировать знания о понятиях милосердие, сострадание,

благотворительность, добро как об основополагающих в этике;

- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- воспитывать терпимость, великодушие, культурное поведение во всех сферах жизни.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и благотворительность; узнают, что одно из дел милосердия –

милостыня; познакомятся с рассказом И.С.Тургенева « Нищий»;

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к

процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата,

адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения

информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями

речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать рассказ, получат возможность научиться понимать нравственное

содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по

содержанию.

Основные понятия: милосердие, сострадание, благотворительность, близкий, милостыня.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.Этап мотивации

(самоопределения)

к деятельности.

Создание психологического настроя на учебную деятельность

Организационный момент

1.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ребята, я предлагаю вам начать урок с игры «Подари

искорку добра». В одной сказочной стране жили

маленькие сказочные человечки. У маленьких

человечков было настолько большое, великодушное и

доброе сердце, что они умели даже делиться с другими

«искоркой добра». А знаете как? Когда они

протягивали к другому человеку руки в их ладошках

вспыхивала крошечная, теплая искорка добра,

маленькое солнышко. (Слайд1)Оно было такое

маленькое, что не обжигало, а только согревало

ладошки. Давайте и мы попробуем передадим друг

другу искорку добра: соедините ладошки, потрите их

между собой и почувствуйте, как тепло наполняет ваши

Доброжелательный

настрой на урок.

Коммуникативные:

развитие этических

чувств,

доброжелательности и

эмоционально-

нравственной

отзывчивости.

Регулятивные:

понимать

цель

выполняемых действий

Личностные:

выражать

положительное отношение

к

процессу

познания,

планирование

учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками

руки. Это искорка добра! Протяните лодошки друг к

другу, коснитесь руками, посмотрите в глаза друг другу

и тепло улыбнитесь.

- Ну как, почувствовали тепло, пробежала искорка?

2. Актуализация

знаний и

определение темы

урока

Послушайте притчу(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который

поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел

ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские

звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на

песке — миллионы морских звезд, берег был буквально

усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? —

спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра,

когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не

прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. —

Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто

усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на

мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой

звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море.

Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей,

каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И

когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной

неспасенной души.

-Давайте поразмышляем над этой притчей…Что привлекло

Обучающиеся

воспроизводят

материал в

соответствии с

поставленными

вопросами

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками

Познавательные:

логические – анализ

объектов с целью

выделения признаков

Регулятивные:

фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

учебном действии

ваше внимание в этой притче?

- О ком мальчик заботился? ( о морских звёздах)

- Что означает заботиться? ( думать о ком-то, не бросать в

беде, помогать).

- Какими качествами души наделен был мальчик?

Все эти понятия можно объединить в одно душевное

качество человека, которое мы с вами угадаем, определив

ключевое слово синквейна:

бескорыстное

доброе

помогает возвышает спасает

Отношение к миру, к людям, ко всему живому с

состраданием

великодушие

-Итак, какова тема нашего урока?

-Милосердие.(появляется ключевое слово)

такие качества как

доброта, забота,

помощь,

человечность

Милостивыми

называют тех

людей, которые

милосердно и

сострадательно

относятся ко всем

остальным людям.

Милостивые люди

имеют доброе

сердце, и они всегда

готовы помочь

нуждающимся

людям по мере

возможности.

3. Постановка

учебной задачи

(открытие детьми

новых знаний)

-Давайте составим «Интеллектуальную карту» урока(на доске)

Работа в группах

-Определите учебные задачи урока.

Определяют учебные

задачи урока

Познавательные УУД

Извлекать информацию из

текста.

Строить речевое

высказывание в устной

МИЛОСЕРДИЕ

Дать лексическое

Какие поступки

Необходимо ли

значение

можно считать

милосердие

милосердными

в жизни

Дети прикрепляют сформулированные учебные задачи к теме урока

на доску, формируют «интеллектуальную карту» урока.

-Итак, круг задач мы с вами определили приступаем к их решению.

- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ?

-Для того, чтобы легче было дать определение слову милосердие,

давайте пограем в игру «Магнит». Какие слова притягивает к себе

слово МИЛОСЕРДИЕ?

Работа в паре:у вас на партах лежат чистые листочки, обсудите в

паре задание, напишите это слово и прикрепите его на доске к

понятию МИЛОСЕРДИЕ.

(Анализируя слова, прикрепленные магнитами, дети определяют

лексическое значение слова Милосердие)

- Давайте выделим корни в слове «милосердие»

милосердие

-

Из каких двух частей состоит милосердие (милое сердце,

хорошее, доброе).

-Где мы можем проверить правильность определения лексического

значения слова?

-Какое определение слову «милосердие» даётся в словаре

С.Ожегова? Презентация

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь,

Отвечают на вопросы

(Переживать за

другого)

Сострадание-

способность

переживать боль

другого человека,

как собственную.

Чтение текста детьми

«…В основе

милосердия лежит

Любовь..»

- Любви надо

учиться.

форме.

Устанавливать

причинно-

следственные связи.

Анализ слова с целью

выявления существенных

признаков

Коммуникативные:

Проявление уважение к

сказанному

Личностные результаты

простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь

тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского

языка Ушакова)

- Действительно, МИЛОСЕРДИЕ - одно из самых красивых слов на

свете. Милосердие-способность миловать, любить, жалеть всем

сердцем.

В глаза свои попробуй загляни

И стук сердечный свой послушай,

Когда больная кошка у двери

Иль руку тянет нищенка-прохожий.

Когда ребенок заливается навзрыд,

Когда собака лишь глазами просит,

Когда в коляске вечный инвалид,

Или больной старик, чей век уж прожит.

Глаза ты прячешь, молча уходя...

И не понятно твое сердце сжалось?

И если нет, то очень жаль тебя-

Ты больше всех заслуживаешь жалость.

Не страшно, если чувств не можешь проявить

И слез своих показывать не хочешь.

Но страшно, если ты душою инвалид,

И ничего не чувствуешь...Не можешь.

Определять и высказывать

самые простые, общие для

всех людей правила,

делать выводы.

Анализировать свои и

чужие поступки с точки

зрения общечеловеческих

норм.

Сопоставлять

положительные и

отрицательные поступки

людей.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать

и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в

устной и письменной

форме.

Регулятивные УУД

Учиться высказывать своё

предположение (версию)

на основе работы с

иллюстрацией.

Учиться работать по

предложенному учителем

плану.

Первичное

закрепление

А сейчас мы обратимся к учебнику и вы послушайте

рассказ И.С. Тургенева «Нищий» (Слайд 5)

- Как вы считаете, в чём заключалось милосердие героя

рассказа?

Вспоминают о

милосердном

отношении к людям

Дети отвечают на

вопросы

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать

других.

Строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными задачами.

( выслушиваются ответы детей)

- Подумайте, почему автор считает, что нищий тоже

проявил милосердие к нему? (выслушиваются ответы

детей)

- Одно из дел милосердия это подаяние или милостыня.

Милостыня - это добровольная раздача (пожертвование)

своих денег, продуктов питания, одежды, другим людям,

как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

Учитель: Скажите, а где мы учимся милосердию?

Учащиеся: В семье.

Учитель:

Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Для

этого нужно передавать друг другу сердечко и назвать

добрые дела, которые совершали вы или ваши близкие.

Молодцы! Нужно принимать участие, оказывать реальную

помощь

делами,

действиями,

чтобы

милосердие

не

осталось только на словах.

- Если ты проявил милосердие, нужно ли требовать или

ждать от человека что-то взамен? (ответы детей)

- Милосердие бескорыстно!

Учитель: - Каждый поступок, ребята, творится во благо.

Помочь по хозяйству

старым одиноким

людям; навестить

заболевшего

товарища; подарить

книги и игрушки

детям из

малообеспеченных

семей; позаботиться о

брошенных людьми

кошках и собаках и

т.д.

Повторяют

движения

Оформлять свои мысли в

устной и письменной

форме.

Личностные результаты

Определять и высказывать

самые простые, общие для

всех людей правила,

делать выводы.

Личностные результаты

Анализировать свои и

чужие поступки с точки

зрения общечеловеческих

норм.

Сопоставлять

положительные и

отрицательные поступки

людей.

Рассматривать поведение

героев

притчи в соответствии с

моральными

нормами

Коммуникативные УУД

Умение сознательно

строить речевое

высказывание

Умение слушать

собеседника

Как

можно

назвать

поступки,

которые

совершают

милосердные люди?

Учащиеся: благотворительность

- А как вы понимаете слово «благотворительность»?

Благотворительность

-

Из каких двух частей состоит благотворительность (благо

т. е, хорошее, доброе творить, делать).

- Давайте обратимся к словарю.

Благотворительность

помощь,

оказываемая

имущими

неимущим.

Забота

о

лицах,

лишенных

вследствие каких либо причин средств к существованию

и неспособных добывать их своими силами.

- Участвовали ли вы в какой-нибудь благотворительной

деятельности? (акциях)

Физминутка (Песня «Дорогою добра») (Слайд 7)

Умение задавать вопросы

Физминутка

Существуют

благотворительные

фонды, где каждый

желающий может

оказать посильную

помощь.

Проводятся

благотворительные

акции. Существуют

и

благотворительные

фонды помощи

бездомным

животным.

Обобщающий этап.

Подведение итогов

Личностные:

следование в поведении

моральным и этическим

требованиям;

самооценка на основе

критерия успешности;

самоопределение

Познавательные:

обобщение,

построение логической

цепи рассуждений,

доказательство

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже

усвоено и что ещё

подлежит усвоению,

осознание качества и

уровня усвоения

Рефлексия

деятельности

Какую новую информацию получили, работая на уроке?

- Чему научились?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

Осуществление

самооценки

1. Сопоставляют

результаты изучения

темы с задачами,

делают вывод о

достижении цели

урока.

2. Оценивают своё

участие в уроке.

3. Психологическая

удовлетворённость от

урока

Коммуникативные –

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли;

быть терпимым к другим

мнениям, учитывать их в

совместной работе

Познавательные –

рефлексия способов и

условий действий

Регулятивные: оценивать

достигнутые результаты

общей и собственной

деятельности; удерживать

учебную задачу на всем

протяжении урока.

Домашнее задание

Пусть милосердие станет неотъемлемой частью вашей повседневной

жизни.

Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

Прочитать с.42-45 учебника, ответить на вопросы после параграфа.

Дети записывают Д/З



В раздел образования