Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИИ


Автор: Бондаренко Светлана Наильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, САЯНОГОРСК
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИИ

С.Н.Бондаренко

учитель-логопед МБДОУ Очурский детский сад «Колосок»

Алтайский район, с. Очуры

Вопрос обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи, а именно

проблемы развития коммуникативных навыков в системе образования всегда актуален. В

своей работе с такими дошкольниками для повышения эффективности коррекционной

работы использую инновационный метод – музейная педагогика. Мини музей является

источником информации о людях, предметах событиях и способен воздействовать

эмоционально, к тому же это наиболее эффективная база для общения, повышения уровня

культурно-образовательной сферы, место проявления индивидуально-личностных качеств

человека.

В нашем детском саду силами педагогов и родителей создан мини музей Хакасско-русской

культуры. Мини музей это создание речевой среды как основы развития связной устной

речи. На экскурсиях, тематических занятиях дети видят, как люди изменяли предметы, делая

их проще, удобнее красивее.

Коллекции, выставки, представленные в нашем хакасско-русском музее, способствуют

обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию

грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в

окружающем мире.

Цель современной музейной педагогики

с детьми с общим недоразвитием речи

активизация и развитие речевых навыков. В работе посредством музейной педагогики

решаются следующие задачи:

формирование этнографической культуры дошкольников;

воспитание в детях чувство патриотизма; развитие словаря, лексико-грамматических форм

языка; автоматизация звуков; развитие связной речи и коммуникативных навыков.

Экспонаты мини-музея можно исследовать и трогать руками, использовать в свободной

игровой деятельности, что важно для речевой практики.

Среди многообразия представленных экспонатов развивается способность умения находить

различия и сходства. Рассматривая экспонаты, дети могут описывать их, используя разные

части речи, а также учатся образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы,

антонимы, омонимы. Тематические экскурсии способствовали составлению творческих

рассказов.

Разнообразные экспонаты мини-музея служат опорой для составления

описательных творческих рассказов, коротких сказок, загадок.

После одной из экскурсий по теме «Посуда», где дети на самовар сказали, старинный

чайник, совместно с ребятами решили побольше узнать о самоваре и с целью развития

связной речи с помощью творческого рассказывания провели недельный проект: «Сочиняем

сказку сами», где итоговым мероприятием стали сказки, сочиненные самими детьми.

В ходе экскурсий, делясь впечатлениями у дошкольников развивается способность

развития самостоятельности в общении с взрослыми и сверстниками. Интересно было

наблюдать, когда дети играли роль экскурсоводов и рассказывали о родном крае Хакасии, о

юрте о быте хакасского народа. При этом развиваются умения поддержать диалогическую

речь, используя распространенные предложения. В игре, общении, в ходе происходящих

событий формируется умение устанавливать причинно-следственные связи. Опираясь на

свой опыт и развивая умения преподносить свои знания сверстникам, дети учатся

выстраивать

монологическую

речь,

а

также

обогащать

её

сложносочиненными

и

сложноподчиненными предложениями.

Создавая условия для воспитания интереса окружающей действительности и изучению

традиций хакасского народа знакомим дошкольников с фольклорными праздниками и

обрядами, где дети играют в хакасские народные игры, заучивают хакасские поговорки,

ежегодно проводим хакасский праздник "Чир Ине" "День Земли".

Дошкольники с удовольствием разучивали стихи хакасских поэтов. По ознакомлению

детей с традициями хакасского народа большую роль играет фольклор. Именно хакасские

народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и

уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему. Вместе с

детьми поставили инсценировки по мотивам хакасских сказок: «Сказка о дружбе солнышка

и тучки», главная героиня девочка Алтынай, главная мысль сказки: сила дружбы способна

свернуть горы. И еще одна постановка: «Поющий Чатхан». Дети познакомились с

национальным хакасским инструментом чатханом. Понять произведения, сыграть героев

хакасских сказок помогли знания, приобретенные на экскурсиях и занятиях мини музея. В

работе театральной деятельности и художественного слова решались следующие задачи

речевого развития детей с общим недоразвитием речи: совершенствовать работу над

дикцией артикуляционной и интонационной выразительность. Через такие постановки дети

знакомятся с фольклором хакасского народа, где получают знания о труде и быте, о природе

богатого края. Участие в инсценировках помогает воспитывать в детях уважение к

родителям, труду, учат любить свой край, помогают видеть, понимать и защищать

уникальную природу Хакасии. Плодотворная работа музейной педагогики даёт хорошие

результаты в развитии дошкольников.

Можно сделать вывод, о том, что именно работа мини музей в дошкольном

образовательном учреждении в полной мере позволяет осуществлять работу детей с общим

недоразвитием речи всех сторон их речевого развития и совершенствовать познавательное

развитие.

Устное народное творчество, которое отражает жизнь народа, его культуру, где

просматривается природа, образ жизни душа народа, все это способствует раннему

приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира и

традициям родного края.

Литература:

1. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан. 1996.

3. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.

П. О., 1995.

4. Кириченко И. И., Боргояков Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. –

Абакан. «Поиск Абакан», 2005 - №1(10) .

5.Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

6.Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. -

2006. - N 4. - С. 38-42.

7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. -

N 10. - С. 44-50.



В раздел образования