Напоминание

Игра в изобразительной деятельности дошкольника.


Автор: Елена Валериевна Фомина
Должность: воспитатель г.Тверь МБ ДОУ д/сад №6
Учебное заведение: г.Тверь МБ ДОУ д/сад №6
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Игра в изобразительной деятельности дошкольника.
Тема: Игра в изобразительной деятельности дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Игра в изобразительной деятельности дошкольника

.

(Фомина Елена Валериевна, воспитатель МБДОУ д/сад №6 г. Тверь)

Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между

людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и

гармонично.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует

формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том

числе

воображения.

Одним

из

первых,

кто

связал

развитие

игры

с

особенностями

детского

воображения,

был

К.Д.Ушинский.

Он

обратил

внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребёнок искренне

верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение

одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать

свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Дело в

том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Только в качестве

игрушки при этом использует каракули.

Отсутствие

предварительного

замысла

в

рисовании

показатель

непроизвольности

всех

психических

процессов,

несовершенства

изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей

степени – это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл

рисования для ребенка – рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен

процесс деятельности, а результат – только как необходимость, средство

осуществления игры, как своеобразная полу готовая игрушка. Л. С. Выготский

обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Эта

тенденция

сохраняется

на

протяжении

всего

дошкольного

возраста,

трансформируясь, органично вплетаясь в изобразительную деятельность, не

мешая ее становлению. Это свидетельствует о действенности игровых мотивов в

жизнедеятельности дошкольника.

2

Оба вида (рисование-игра, рисование-изображение) могут сосуществовать

в деятельности одного ребенка. Когда малыш рисует-играет для себя, его

рисунок обычно схематичен, невыразителен. А, рисуя для других, этот же

ребенок выполняет выразительный и грамотный рисунок. В этом случае в

процессе реализации замысла идет поиск адекватных способов изображения.

Умение предварительно замысливатъ образ формируется под влиянием

взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап

может не появиться в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко

представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как

правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи.

Чем более малыш заинтересован образом, тем ярче это проявляется в его речи и

игровых средствах воплощения образа.

В современной психолого-педагогической

науке термины «игра»,

«игровое взаимодействие», «игровая деятельность» наконец-то стали достаточно

распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно

снимается «клеймо» пустяка. Игра становится серьезным инструментом

профессиональной деятельности.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-

рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь

развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в

терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих

отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в

ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.

Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя

как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на

становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих

обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на

формирование человека. Игра даёт возможность моделировать разные ситуации

3

жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат

разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.

Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат. Процесс

игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно

вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся

проблемы у человека и моделировать их снятие.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в

детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание

исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов,

социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек

зрения: игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно,

гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей

деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал

ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период

особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей

является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного

возраста ведущей деятельностью становится игра.

Конечно же, все игры, связанные с путешествиями, с фантазиями, дают

такой опыт, который позволяет смотреть на жизнь с разных точек зрения и

находить свою линию поведения, развивать личное стремление к реализации

своих личностных планов.

Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию

личностно-творческого потенциала. Игра учит уважать и любить, сочувствовать

и

сопереживать,

развивает

рефлексию,

формирует

эмпатию,

чувство

собственного достоинства и многое другое.

4

В игре дети не только обучаются, но и развиваются. Первое требование,

обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, - это действие в

воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры,

хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом

плане

ведет

к

развитию

у

детей

символической

функции

мышления,

формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Конспект занятия по рисованию «Сегодня мы волшебники»

Цель:

Развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться,

узнавать того, кто «прячется» в пятне; познакомить с таким способом

изображения, как кляксография.

Материал:

Бумага, гуашь, кисточки разного размера, баночки для воды,

тряпочки

для

примакивания

кисточек,

ёмкость

с

водой,

альбом

с

разнообразными иллюстрациями в данной технике.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Пальчиковая гимнастика:

Игра «Волшебный карандаш»

Цель игры: развитие воображения, образного мышления.

Ход игры: Педагог сообщает детям о том, что у него есть волшебный

карандаш, который умеет рисовать не оставляя следы. Педагог «рисует» в

воздухе карандашом или на мольберте простые очертания знакомых для детей

предметов, а дети должны отгадать то, что нарисовал карандаш (пример: домик,

солнышко, цветочек, ёлочку….). За каждый верный ответ ребёнок получает

фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Основная часть. Сегодня мы поиграем в волшебников, добрых, умных и

весёлых. Представьте, что всё вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно

5

тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное,

плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и

воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и

бегемотов. Пока мы волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.

Намочим лист бумаги с помощью кисти или ватного тампона. Нужно

дать бумаге чуть-чуть подсохнуть (иначе краска сильно растечётся). Затем с

помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в

одно яркое «колючее» пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно

рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.

- Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?

В кляксе можно найти нос, дать «выглянуть» глазкам-бусинкам,

короткие лапки можно дорисовать фломастером (при этом, обязательно

подождав, чтобы краска подсохла). В результате получился ёжик. В пятне

можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист

можно капнуть и капельку чёрной туши. Теперь стоит только приглядеться к

пушистому чёрному клубочку, на которое стало похоже «разлохматившееся»

пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик - вот, и спит

чёрненький котёнок. Можно «колдовать» и на сухом листе бумаги: накапать

несколько цветных пятнышек краски, сложить лист пополам, а затем разложить

его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно

только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. А ещё можно попробовать

осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать по листу.

Пятно тут же «вытянет» рожки или ножки.

- Вот ручеёк краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А

вот встал на ноги длинноногий страус.

Фантазировать можно бесконечно!

В этом задании нужно проявить большое терпение, так как необходимо

сделать много разных пятен, чтобы детям было легче уловить сходство с кем-то

или с чем-то.

6

3. Заключительная часть: По окончании рисования дети по желанию

показывают свои работы другим детям. А если позволяет время, то можно и

сочинить какую-нибудь небольшую историю, рассказ про получившееся

существо. Обычно это детям очень нравится и их невозможно, порой, бывает

остановить!

После

рассматривания

рисунков

и

рассказов

проводится

физкультминутка.

☺ Физкультминутка:

«Сказка про краски»

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(Наклоны головы вперёд-назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным…

(Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо)

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах)

(Е. Руженцев)



В раздел образования