Автор: Елена Валериевна Фомина
Должность: воспитатель г.Тверь МБ ДОУ д/сад №6
Учебное заведение: г.Тверь МБ ДОУ д/сад №6
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Игра в изобразительной деятельности дошкольника.
Тема: Игра в изобразительной деятельности дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
1
Игра в изобразительной деятельности дошкольника
.
(Фомина Елена Валериевна, воспитатель МБДОУ д/сад №6 г. Тверь)
Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между
людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и
гармонично.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует
формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том
числе
воображения.
Одним
из
первых,
кто
связал
развитие
игры
с
особенностями
детского
воображения,
был
К.Д.Ушинский.
Он
обратил
внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребёнок искренне
верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение
одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать
свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Дело в
том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Только в качестве
игрушки при этом использует каракули.
Отсутствие
предварительного
замысла
в
рисовании
–
показатель
непроизвольности
всех
психических
процессов,
несовершенства
изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей
степени – это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл
рисования для ребенка – рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен
процесс деятельности, а результат – только как необходимость, средство
осуществления игры, как своеобразная полу готовая игрушка. Л. С. Выготский
обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Эта
тенденция
сохраняется
на
протяжении
всего
дошкольного
возраста,
трансформируясь, органично вплетаясь в изобразительную деятельность, не
мешая ее становлению. Это свидетельствует о действенности игровых мотивов в
жизнедеятельности дошкольника.
2
Оба вида (рисование-игра, рисование-изображение) могут сосуществовать
в деятельности одного ребенка. Когда малыш рисует-играет для себя, его
рисунок обычно схематичен, невыразителен. А, рисуя для других, этот же
ребенок выполняет выразительный и грамотный рисунок. В этом случае в
процессе реализации замысла идет поиск адекватных способов изображения.
Умение предварительно замысливатъ образ формируется под влиянием
взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап
может не появиться в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко
представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как
правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи.
Чем более малыш заинтересован образом, тем ярче это проявляется в его речи и
игровых средствах воплощения образа.
В современной психолого-педагогической
науке термины «игра»,
«игровое взаимодействие», «игровая деятельность» наконец-то стали достаточно
распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно
снимается «клеймо» пустяка. Игра становится серьезным инструментом
профессиональной деятельности.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-
рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих
отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в
ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.
Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя
как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на
становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих
обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на
формирование человека. Игра даёт возможность моделировать разные ситуации
3
жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат
разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.
Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат. Процесс
игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно
вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся
проблемы у человека и моделировать их снятие.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в
детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание
исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов,
социологов, этнографов, биологов.
Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек
зрения: игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно,
гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний.
В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей
деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал
ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период
особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей
является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного
возраста ведущей деятельностью становится игра.
Конечно же, все игры, связанные с путешествиями, с фантазиями, дают
такой опыт, который позволяет смотреть на жизнь с разных точек зрения и
находить свою линию поведения, развивать личное стремление к реализации
своих личностных планов.
Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию
личностно-творческого потенциала. Игра учит уважать и любить, сочувствовать
и
сопереживать,
развивает
рефлексию,
формирует
эмпатию,
чувство
собственного достоинства и многое другое.
4
В игре дети не только обучаются, но и развиваются. Первое требование,
обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, - это действие в
воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры,
хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом
плане
ведет
к
развитию
у
детей
символической
функции
мышления,
формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
Конспект занятия по рисованию «Сегодня мы волшебники»
Цель:
Развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться,
узнавать того, кто «прячется» в пятне; познакомить с таким способом
изображения, как кляксография.
Материал:
Бумага, гуашь, кисточки разного размера, баночки для воды,
тряпочки
для
примакивания
кисточек,
ёмкость
с
водой,
альбом
с
разнообразными иллюстрациями в данной технике.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Пальчиковая гимнастика:
Игра «Волшебный карандаш»
Цель игры: развитие воображения, образного мышления.
Ход игры: Педагог сообщает детям о том, что у него есть волшебный
карандаш, который умеет рисовать не оставляя следы. Педагог «рисует» в
воздухе карандашом или на мольберте простые очертания знакомых для детей
предметов, а дети должны отгадать то, что нарисовал карандаш (пример: домик,
солнышко, цветочек, ёлочку….). За каждый верный ответ ребёнок получает
фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.
2. Основная часть. Сегодня мы поиграем в волшебников, добрых, умных и
весёлых. Представьте, что всё вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно
5
тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное,
плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и
воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и
бегемотов. Пока мы волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.
Намочим лист бумаги с помощью кисти или ватного тампона. Нужно
дать бумаге чуть-чуть подсохнуть (иначе краска сильно растечётся). Затем с
помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в
одно яркое «колючее» пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно
рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.
- Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?
В кляксе можно найти нос, дать «выглянуть» глазкам-бусинкам,
короткие лапки можно дорисовать фломастером (при этом, обязательно
подождав, чтобы краска подсохла). В результате получился ёжик. В пятне
можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист
можно капнуть и капельку чёрной туши. Теперь стоит только приглядеться к
пушистому чёрному клубочку, на которое стало похоже «разлохматившееся»
пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик - вот, и спит
чёрненький котёнок. Можно «колдовать» и на сухом листе бумаги: накапать
несколько цветных пятнышек краски, сложить лист пополам, а затем разложить
его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно
только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. А ещё можно попробовать
осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать по листу.
Пятно тут же «вытянет» рожки или ножки.
- Вот ручеёк краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А
вот встал на ноги длинноногий страус.
Фантазировать можно бесконечно!
В этом задании нужно проявить большое терпение, так как необходимо
сделать много разных пятен, чтобы детям было легче уловить сходство с кем-то
или с чем-то.
6
3. Заключительная часть: По окончании рисования дети по желанию
показывают свои работы другим детям. А если позволяет время, то можно и
сочинить какую-нибудь небольшую историю, рассказ про получившееся
существо. Обычно это детям очень нравится и их невозможно, порой, бывает
остановить!
После
рассматривания
рисунков
и
рассказов
проводится
физкультминутка.
☺ Физкультминутка:
«Сказка про краски»
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
(Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(Наклоны головы вперёд-назад)
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным…
(Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо)
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах)
(Е. Руженцев)