Автор: Арсеньева Ольга Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств № 3
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Психологические аспекты сценического волнения юных музыкантов и методы его преодоления.
Раздел: дополнительное образование
Тема:
Психологические аспекты сценического волнения юных музыкантов и
методы его преодоления.
Введение
Основная часть
1. Понятие «сценическое волнение», его особенности и этапы
2. Причины сценического волнения
3. Методы преодоления сценического волнения
Заключение
Список использованной литературы
Цель работы
определить методы преодоления негативных проявлений
сценического волнения у обучающихся на музыкальном инструменте.
Задачи: 1. Определить понятие «сценическое волнение», описать его этапы
2. Определить факторы, вызывающие сценическое волнение.
3. Рассмотреть пути преодоления сценического волнения.
Введение.
На протяжении всего обучения в школе искусств учащиеся сталкиваются с
проблемой сценического волнения, так как систематически выступают на
различных концертах, конкурсах, а также сдают экзамены и зачеты. В связи с
этим перед педагогом стоит задача создать предпосылки для успешного
выступления
любого
ученика,
независимо
от
его
индивидуальных
особенностей и способностей. Поэтому в работе педагога играет важную
роль формирование у юного артиста не только артистических качеств, но и
эмоционально-регулятивных. Это поможет юному музыканту контролировать
себя на сцене.
2.Понятие «сценическое волнение», его особенности и этапы
Сценическое волнение - психофизиологическое состояние исполнителя,
возникающие перед выступлением и во время исполнения на сцене. Такое
состояние квалифицируется психологами как стресс и очень сходно с
переживаниями человека в экстремальной ситуации. Оно связано со страхом
перед публикой, потерей самоконтроля и выдержки.
Интенсивность
сценического
волнения
зависит
от
индивидуальных
особенностей музыканта-исполнителя, свойств его нервной системы, силы
воли и его умения настроиться на положительный результат.
На первом этапе, вначале своего выступления, исполнитель начинает
испытывать стресс, в результате этого временно нарушается ряд психических
и физических функций.
Происходит
интенсивный
выброс
гормонов,
в
результате
у
ученика
учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Это в свою
очередь приводит к зажатости, дрожанию рук. На состояние исполнителей
очень влияет тип его нервной системы: ученики с сильным типом нервной
системы исполнение становиться резким, прямолинейным; ученики со
слабым типом нервной системы испытывают сценическое оцепенение, что
отрицательно влияет на технические результаты выступления.
На втором этапе
волнения у исполнителя происходит постепенное
успокоение. Восстанавливается пульс и дыхание, внимание, в относительную
норму приходит тонус мышц. На третьем этапе почти всегда происходит
улучшение физического и психического самочувствия. На данном этапе у
исполнителя происходит обострение слуха, улучшаются двигательные
реакции, все движения становятся более точными. Учащийся играет уже
более увлеченно и ярко.
2. Причины сценического волнения.
- повышенное внимание зрителей к выступающему,
- низкая самооценка обучающегося,
- страх перед возможным провалом в минуты выступления по причине
недостаточной работы над музыкальным произведением или не выученного
наизусть нотного текста;
- нерегулярность выступлений в рамках концертов. Важную роль в
стабилизации
концертного
состояния
играет
опыт,
регулярность
выступлений.
- завышенное чувство ответственности музыканта–исполнителя за свое
выступление. Оно в свою очередь возрастает с годами исполнителя.
3. Методы преодоления сценического волнения.
Перед педагогом стоит сложная задача сформировать у учащегося состояние
психологической готовности к выступлению на сцене. Его цель состоит в
том, чтобы помочь учащемуся сделать волнение управляемым, изменить его
деструктивную направленность в конструктивный потенциал. В этом
поможет приобретение компетентности. В нее входит комплекс компетенций:
- техническая - хорошее знании текста, свободная игре в нужном темпе;
- музыкальная - знание стилевых и жанровых особенностей произведения,
понимание
содержания
исполняемого
произведения,
выражаемого
средствами музыкального языка;
- артистическая - желание и готовность быть артистом, умение управлять
вдохновением, от этого зависит готовность к выступлению на публике;
приобретается в результате получения опыта концертной деятельности.
Рассмотрим некоторые
методы, которые помогут сделать волнение
управляемым.
1. Выбирать произведения в соответствии с возможностями учащегося, а
допуск к концертному выступлению осуществлять только с хорошо
выученным номером
2. За месяц до выступления перед учеником ставить цель проигрывания
программы целиком каждый урок без остановок и замечаний. Это
необходимо
для
тренировки
выносливости,
чтобы,
говоря
словами
Станиславского, «трудное стало привычным, привычное легким, легкое
приятным».
3. Делать записи концертной программы. Во время прослушивания ученик с
помощью педагога выявляет недочеты, над которыми необходимо работать.
4. Репетировать в присутствии одноклассников, а также посторонних
зрителей. Такая «тренировка» в обстановке, максимально приближенной к
концертной, поможет ученику наиболее успешно справляться с волнением.
учиться сосредотачиваться больше на творческих задачах, а не на том, какое
впечатление производит на слушателей.
5. Включать задачи повышенной сложности, например, исполнение
произведения в темноте, а также с отвлекающими помехами.
6. Формировать позитивный настрой на выступление как на радостное
событие и смысл занятий,
7. Использовать метод перспективного мышления. Педагогу необходимо
убедить ученика, что ошибка, во время выступления, не опасна, при этом
важно не растеряться, не остановиться, а продолжить дальше и доиграть
программу до конца
8. В период подготовки к концерту можно использовать психолого-
регуляционные методы (аутогенную тренировку, дыхательные упражнения),
которые способствуют мышечной релаксации, развитию концентрации
внимания на определенном элементе произведения. Это поможет преодолеть
деструктивные психологические состояния и сосредоточиться на игре. Очень
большое значение имеет состояние ученика после концерта. Переживание
после
выступления
продолжается
довольно
долго.
Это
может
быть
повышенный эмоциональный подъем, чувство сильной усталости или
недовольство собой. Ранимость детской психики и ее неустойчивость требует
особенно внимания и бережного отношения к переживаниям. В связи с этим
объективный и детальный разбор выступления лучше отложить на другой
день. А сразу после выступления необходимо поддержать ученика, отметив
положительные моменты, которые. необходимо найти даже в случае
неудачного
выступления.
При
таком
подходе
у
ученика
закрепится
позитивное восприятие концертной ситуации, что повысит его мотивацию к
дальнейшим занятиям и не угасит желания выступать в будущем.
Заключение.
Рассмотрев феномен сценического волнения и его причины, можно сказать,
что для успешного выступления учащегося необходима реализация педагогом
условий, которые влияют как на эффективность работы в классе, так и на
результативность и стабильность выступлений.
Важным критерием в выборе педагогом тех или иных приемов преодоления
сценического
волнения,
всегда
должны
являться
индивидуально-
психологические особенности учащегося, а именно: особенности волевой
сферы, характера, темперамента, эмоционального реагирования, восприятия,
памяти, внимания и других.
Приобретение уверенности на сцене - длительная работа как педагога, так и
учащегося. Психолог И. Вагин отметил, что «успеха добиваются не самые
умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди».
Список литературы:
1.
Бочкарев,
Л.Л.
Психология
музыкальной
деятельности.
Институт
психологии РАН, 1997.
2.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1961.
3. Цыпин Г.М. Психология сценического волнения. Журнал МГПУ, 2012.
4. Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956.
5 Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология, М., 2008.
7. Станиславский К.С. Форма мысли, 2014.