Автор: Маркина Ида Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: село Атаманово
Наименование материала: Консультация
Тема: Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Атамановский детский сад» комбинированного вида
Консультация
«Возрастные особенности восприятия литературных
произведений дошкольниками»
Выполнила: Маркина И.А.
Новокузнецкий МР, 2024
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений
дошкольниками»
Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с
содержанием и элементы художественной выразительности само собой к
ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего
возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно,
обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком
и его содержания, и средства художественной выразительности.
В
младшей
группе
ознакомление
художественной литературой осуществляется
с
помощью литературных
произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить
слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в
сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать
внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений,
привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов,
выражений,
песенок
персонажей.
Например,
после
прослушивания
сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям
повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети
учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют
интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего
самостоятельного
развития
интонационной
выразительности
в
более
старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической
речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок
хорошо
запоминает
такие
образы,
как «петушок
–
золотой
гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения
детям
младшего дошкольного
возраста рекомендуются
рассказы
и
небольшие
стихотворения
такие
как
А.
Барто, «Игрушки»,
З.
Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно
привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью,
мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл,
речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В
средней
группе
продолжается
ознакомление
детей
с
художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не
только
содержание литературного
произведения,
но
и
некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения,
некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на
поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к
правильным
выводам
и
в
то
же
время
замечать
и
чувствовать
художественную
форму произведения.
В
этом возрасте
дети
способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно
развивается и обогащается словарь.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных
произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста
способны более
глубоко
осмысливать
содержание литературного
произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы,
выражающей
содержание.
Они
могут
различать
жанры литературных
произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ
сказки
должен
быть
таким,
чтобы
дети
смогли
понять
и
почувствовать
ее
глубокое
идейное
содержание
и
художественные
достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические
образы.
При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь
ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать
содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед
детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения
героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и
самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны
выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение
оценивать действия и поступки героев.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у
детей
любовь
к
книге,
к
художественной литературе, способность чувствовать
художественный
образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность,
музыкальность,
ритмичность
поэтической
речи, интонационную
выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать
образный
язык
сказок,
рассказов,
стихотворений.
Старшие дошкольники, воспринимая
произведение,
могут
дать
сознательную,
мотивированную
оценку
персонажам,
используя
в
собственных
суждениях
сложившиеся
у
них
под
влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое
сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление
событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось
следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать
реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -
перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного
мышления
затрудняет восприятие детьми
таковых
жанров,
как
басни,
пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению
поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и
поэзией.
Дети
старшего дошкольного
возраста под
действием
целенаправленного
управления воспитателей
способны узреть
единство
содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем
образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже
вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
С. Ю. Кондратьева отмечала, что, в детском саду нередко на занятиях по
знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития
речи
и
поэтического
слуха
ребенка.
Такое
узкое
использование
художественного произведения,
сводящееся
к
механической
передаче
содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать
его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки
другого
рода,
когда
высокая
идейно-нравственная
направленность произведения искусства
преподносится
как
голое
морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой
вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания
ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.
О. С. Ушакова обращает внимание на то, что все последующие знакомства
с
огромным литературным наследием
будет
опираться
на
фундамент,
который мы закладываем в дошкольном детстве. И поэтому основная
задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову,
уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не
только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки,
рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно
у
детей
вырабатывается
избирательное
отношение
к литературным произведениям, формируется художественный вкус.