Напоминание

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками


Автор: Маркина Ида Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: село Атаманово
Наименование материала: Консультация
Тема: Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Атамановский детский сад» комбинированного вида

Консультация

«Возрастные особенности восприятия литературных

произведений дошкольниками»

Выполнила: Маркина И.А.

Новокузнецкий МР, 2024

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений

дошкольниками»

Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с

содержанием и элементы художественной выразительности само собой к

ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего

возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно,

обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком

и его содержания, и средства художественной выразительности.

В

младшей

группе

ознакомление

художественной литературой осуществляется

с

помощью литературных

произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить

слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в

сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать

внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений,

привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов,

выражений,

песенок

персонажей.

Например,

после

прослушивания

сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям

повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети

учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют

интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего

самостоятельного

развития

интонационной

выразительности

в

более

старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической

речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок

хорошо

запоминает

такие

образы,

как «петушок

золотой

гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения

детям

младшего дошкольного

возраста рекомендуются

рассказы

и

небольшие

стихотворения

такие

как

А.

Барто, «Игрушки»,

З.

Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно

привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью,

мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл,

речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В

средней

группе

продолжается

ознакомление

детей

с

художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не

только

содержание литературного

произведения,

но

и

некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения,

некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на

поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к

правильным

выводам

и

в

то

же

время

замечать

и

чувствовать

художественную

форму произведения.

В

этом возрасте

дети

способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно

развивается и обогащается словарь.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных

произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста

способны более

глубоко

осмысливать

содержание литературного

произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы,

выражающей

содержание.

Они

могут

различать

жанры литературных

произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ

сказки

должен

быть

таким,

чтобы

дети

смогли

понять

и

почувствовать

ее

глубокое

идейное

содержание

и

художественные

достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические

образы.

При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь

ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать

содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед

детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения

героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и

самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны

выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение

оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у

детей

любовь

к

книге,

к

художественной литературе, способность чувствовать

художественный

образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность,

музыкальность,

ритмичность

поэтической

речи, интонационную

выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать

образный

язык

сказок,

рассказов,

стихотворений.

Старшие дошкольники, воспринимая

произведение,

могут

дать

сознательную,

мотивированную

оценку

персонажам,

используя

в

собственных

суждениях

сложившиеся

у

них

под

влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое

сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление

событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось

следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать

реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -

перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного

мышления

затрудняет восприятие детьми

таковых

жанров,

как

басни,

пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению

поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и

поэзией.

Дети

старшего дошкольного

возраста под

действием

целенаправленного

управления воспитателей

способны узреть

единство

содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем

образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже

вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

С. Ю. Кондратьева отмечала, что, в детском саду нередко на занятиях по

знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития

речи

и

поэтического

слуха

ребенка.

Такое

узкое

использование

художественного произведения,

сводящееся

к

механической

передаче

содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать

его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки

другого

рода,

когда

высокая

идейно-нравственная

направленность произведения искусства

преподносится

как

голое

морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой

вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания

ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.

О. С. Ушакова обращает внимание на то, что все последующие знакомства

с

огромным литературным наследием

будет

опираться

на

фундамент,

который мы закладываем в дошкольном детстве. И поэтому основная

задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову,

уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не

только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки,

рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно

у

детей

вырабатывается

избирательное

отношение

к литературным произведениям, формируется художественный вкус.



В раздел образования