Авторы: Сечкарь Галина Юрьевна, Корниенко Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Новоозёрский детский сад" Алтайского края, Тальменского района
Населённый пункт: ст. Озёрки , Тальменский район Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект " ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА" в средней группе
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ «Новоозёрский детский сад»
Тальменского района Алтайского края
Краткосрочный проект в средней группе детского сада
«Широкая масленица»
Сечкарь Г.Ю.
Корниенко И. В.
воспитатели средней группы.
Эпиграф проекта: Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
(Т. Кайзер)
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Срок реализации проекта: 1 неделя (с 11.03 по 17.03.2024 г.).
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник
Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества.
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления
с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями,
народными праздниками. Одним из таких праздников является большое
народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся
желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами
угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин
покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых
радостных и светлых праздников на Руси.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении
календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором
переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций,
тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-
нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального
народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта:
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному
празднику.
• Повышение познавательного интереса к родной истории.
• Обогащения духовного мира детей.
• Развитие двигательных и музыкальных способностей.
• усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
НОД
игры
беседы
консультации
продуктивная деятельность
Продукт реализации проекта:
1.
выставка рисунков и поделок
2.
Праздник « Масленица»
3.
Фотоотчет ( коллаж) «Мы печем блины с мамой»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I. Этап - подготовительный (разработка проекта).
• Подбор методической и художественной литературы, музыкальных
произведений, картин и иллюстраций по теме.
• Подготовка информации для родителей о народном празднике
«Масленица».
• Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с
детьми.
• Консультация для родителей «Широкая масленица»
II. Этап - основной (работа по областям).
Cоциально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
• Беседы о празднике, о его праздновании на Руси.
• Наблюдения за изменениями в природе.
• Отгадывание загадок по тематике проекта.
• Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков, дразнилок, частушек.
• Знакомство детей с пословицами о масленице.
• Разучивание хороводных игр, русских народных песен.
• Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица»
• Консультация для родителей
Физическое развитие
• Обучение русским народным играм.
• Проведение соревнований и игр эстафет.
Продуктивная деятельность
• Аппликация «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои».
• Рисование на тему: «Барышня - Масленица»
III. Этап - заключительный .
• Чаепитие
• Выставка рисунков и поделок
Предполагаемый Итог проекта
Дети
• Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Интересуются изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при
прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального
произведения;
• Проявляют интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками
в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги
• накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами,
детьми, и родителями.
Родители
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К ПРОЕКТУ
План работы
Понедельник (11.03.2024 )
1. НОД «Масленица дорогая - наша гостьюшка
годовая»;
2.Беседы о праздниках, традициях русского народа «Что за праздник,
Масленица?», «Как отмечать Масленицу»;
3. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад»,«Магазин», «Кухня»,
«Мастерская»;
4. Разучивание «масленичных» закличек.
Вторник (12.03.2024г.)
1. Беседы о традициях и обрядах праздника;
2. Чтение русского фольклора, стихотворений о
масленице: «Этот праздник к нам идет…», Широкая Масленица» и др.;
3. Аппликация: « Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои»;
Среда (13.03.2024г.)
1. Беседа о правилах поведения во время праздника,
беседа на тему: «Огонь – не забава!»;
2. Рисования на тему: «Барышня - Масленица»;
3. Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу
дожидались» и др.;
Четверг (14.03.2024г)
1.Конструирование из геометрических фигур «Солнце»
2.Разучивание потешек, закличек.
3. Народные подвижные игры «Ручеек», «Солнышко- колоколнышко»,
«Жмурки», «Горелки».
Пятница (15.03.2024г.)
1.Лепка: «Блинчики на Масленицу»;
2.разучивание стихотворений, потешек, закличек
3. Народные подвижные игры «Ручеек», «Солнышко-колоколнышко»,«Заря»,
«Жмурки», «Горелки».
4. Чаепитие
Конспект образовательной деятельности «Масленица» (познавательное
развитие) в средней группе
Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками –
«Масленица».
Активизировать словарь детей.
Задачи:
❖
Знакомить детей с русским народным праздником «Масленица», ее
значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели.
❖
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа,
умение и желание применять их в жизни.
❖
Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
Создать радостное настроение.
Материалы и оборудование: колокольчик, бубен для игр.
Предварительная работа: знакомство с народными подвижными играми,
разучивание стихотворений о зиме, разучивание русской народной песни
«Блины!»
Ход ООД:
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - давайте отгадаем загадки о зиме:
Загадки
Снег на полях
Лёд на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Сидит на макушке
Завязаны ушки. (Шапка)
Едва повеяло зимой
Они всегда со мной
Согревают две сестрички
Зовут их … (Рукавички)
Белая морковка
Зимой растёт? (Сосулька)
С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие, пушистые
Белые … (Снежинки)
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Воспитатель: - А стихотворения вы знаете о зиме?
Дети: - Да!
Дети рассказывают стихотворения о зиме:
«Снег»
Снег, снег кружится
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
«Зима»
Вот зима, кругом бело:
Много снега намело,
Утром Ваня санки взял,
По дороге побежал
А в саду у нас гора,
Все катаются с утра
Крикнул Ваня: «Берегись!»
Покатился с горки в низ.
Воспитатель: - Какие праздники мы отмечаем зимой?
Дети: - Новый год, Рождество, День защитника Отечества.
Воспитатель: - Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.
Воспитатель: Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой
загадке?
Воспитатель: правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы
с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с
которыми встречали этот праздник.
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица –
проводы зимы. Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к
встрече с весной. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси.
Длиться Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и
оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.
Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с
солнышком.
Воспитатель: Давайте и мы испечем «Оладушки»).
Физкультминутка «Я пеку»
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по колобку.
А для милой бабушки
Испеку оладушки (хлопаем в ладоши)
Кушай, кушай бабушка,
Вкусные оладушки.
Я ребяток позову
Чем- то я их угощу! (Подставляют ладошки!)
Воспитатель: - Послушайте стихотворение:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Воспитатель: - О каком времени года это стихотворение?
Дети: - О весне!
Воспитатель: - Что произойдёт весной в природе?
Дети: - Начнет таить снег, появятся ручьи.
Воспитатель: А давайте вместе Весну позовем! (речь с движением)
«Весна, Весна красная,
Приди Весна с радостью!
Солнышко, солнышко- золотое ведрышко!
Гори, гори ясно! Чтобы не погасло!
Зазвенел в саду ручей, прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают, а цветочки вырастают!»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны?
Дети: Нет?
Воспитатель: Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Дети: Блины
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: - На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и
весёлыми играми. Вот и сейчас мы с вами поиграем в игру «Перезвон»
1.Игра: «Перезвон»
Ход игры:
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают
глаза.
Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и
поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с
колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а
предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.
2. Игра с мячом «Назови ласково»
-Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок,
блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
3. Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"
Ход игры
Дети передают в кругу бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен.
Быстро -быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам.
Воспитатель: - Молодцы ребята, а теперь давайте споём песню о блинах.
Дети встают в круг и поют песню вместе с воспитателями:
Русская народная песня «Блины» (отрывок):
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои (2 раза)
Гости будьте же здоровы-
Вот блины уже готовы
Припев: тот же
Воспитатель: - Масленица идёт, блины да мёд несёт. Вот сколько нового вы
сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. Тщательно
вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут
вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли
Масленица объедуха!
Физическое развитие на улице: Обучение русским народным играм с
использованием снежных построек. (упражнения на меткость,
перешагивание через препятствие)
Аппликация «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои».
Цель - учить выбирать тему работы в соответствии с темой проекта;
развивать творческие способности, воображение; упражнять в срезании углов
квадрата, закругляя их; закреплять навыки аккуратного наклеивания.
Рисование на тему: «Барышня - Масленица»
Цели: - Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским
народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, -
пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником
«Масленица»
Конструирование из геометрических фигур « Солнце»
Цель: расширять знания о народном празднике; продолжать учить детей
создавать постройку из готовых форм; развивать пространственную
ориентировку на листе бумаги;
Чаепитие
Цели: доставить радость от чаепития, показать пользу чая, формировать у
детей культуру чаепития и обмен рецептов блинов между родителями.
Утренние беседы (рассказы о каждом дне Масленицы)
1.
Первый день ( понедельник) – «ВСТРЕЧА»
Вот и закончилась зима, перелистнул календарь свою последнюю зимнюю
страничку. Весны ждут люди, зверушки, птички. Пора уже ей своё место
занять. Только не хочет зима уходить, не хочет меняться с весной местами.
Напустила она злую вьюгу на города и сёла, заморозила окошки узорами
расписными, засыпала снегом норки звериные, чтобы и дальше по домам
своим все сидели и носы не высовывали... Запорошила дорожки - ни
проехать ни пройти... Вот весна и заблудилась где-то в пути.
Но не испугались люди. Только задумались, как бы помочь весне дорогу
найти. Думали они, думали, и решили устроить весёлые проводы зимы,
чтобы уступила она место своё весне.
Сделали большое соломенное чучело зимы и установили его на вершине
высокой горы. А потом начали со смехом и задором с ледяных горок
кататься. Согрелись, разрумянились! Задумалась зима - почему людям не
холодно совсем, неужели плохо она морозит их? Или, и правда, время
уходить ей настало?..
2.
Второй день( вторник) - «ЗАИГРЫШ»
Утро наступило морозное. Тучки солнце закрыли, пушистые хлопья
на землю падают, деревья в белоснежные одежды нарядились - снова
проделки зимы.
Радуется она, что красоту такую сотворила. Думает - посмотрят люди, и не
захотят больше встречать весну. Вон как с зимой хорошо им!
Вдруг видит - народ на улицу выходит. Песни весёлые слышатся да смех
детворы. Что же там такое происходит?
Подошла зима поближе и слышит чей-то звонкий голос: -Начинаю
представление, зрителям на удивленье,
Громче вы меня зовите, погремушками гремите,
Я весёлый, озорной. Кто подскажет, кто такой? А детвора выкрикивает:
«Петрушка пришёл!».
Я, Петрушка, молодец— Вот какой!
На макушке бубенец—
Вот такой! Выйду, выйду, Попляшу!
Позабавлю,
Насмешу!
Девчонки и мальчишки радуются, хохочут! А Петрушка забавляет их,
смешит!
3.
Третий день (среда) – «ЛАКОМКА»
Утро раннее наступило, а весны всё нет и нет, не нашла она дорожки. Видно,
хорошо постаралась зима.
Что же делать? Как помочь весне?
Стали люди у солнышка помощи просить, чтобы растопило оно своими
лучами снег. Ведь если снег растает, найдёт весна путь в их края.
А солнышка и не видно совсем, за тучками оно прячется.
Тогда люди блины стали печь, ведь они - солнцу родственники. Такие же
круглые и горячие. А потом маслицем их обильно полили, чтобы и
настоящее солнышко "умаслить", задобрить.
В каждом доме появились свои маленькие "солнышки" - румяные
аппетитные блинчики. А сколько радости это принесло детям!!!
И солнце обрадовалось такому вниманию и выглянуло из-за тучек...
4.
Четвертый день (четверг) – «РАЗГУЛ»
Новое утро наступило. Холодно, морозец на дворе, словно середина зимы. А
выглянешь - светло уже, как днём. Видно, весна уже где-то близко совсем,
солнышко старается.
Только греет оно ещё слабо, вполсилы. Видно, ещё спать ему хочется.
Как бы помочь солнышку по-быстрее проснуться?
Вышли люди из домов своих, запрягли лошадей и поехали по солнечному
пути, чтобы подтолкнуть солнышко. Чтобы быстрее оно проснулось и
покатилось над городами да сёлами. Чтоб ещё ярче светило и землю скорее
прогревало. Так и весна скорее дорогу найдёт.
Зацокали копыта лошадей, зазвенели бубенцы и колокольчики. Только
снежная
пыль летит из-под копыт.
Слышатся песни и звуки гармони. Это взрослые поют и играют. А дети
свистят в глиняные свистульки, подражая птичьим трелям - птиц зазывают!
Скоро птицы уже домой вернутся из тёплых краёв. Скоро солнце землю
прогреет! И весна скоро придёт
!
5.
Пятый день (пятница )– «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»
С каждым днём солнышко светит всё ярче и ярче. Радуется народ - совсем
скоро уж весна придёт! Но и зима не сдаётся! То метелями вьюжит-кружит
по деревням и сёлам, то гололедицу устраивает.
А люди блинчики всё пекут и угощают друг друга! Солнышку это - только
в радость! Улыбается оно, глядя на них, и ещё ярче старается светить,
несмотря на ветра холодные.
Начал снег подтаивать в лесу, ручейки зажурчали. Проснулся медведь
Михайло Потапыч, выглянул из берлоги - неужели весна пришла? Не
увидел весны, но почувствовал - где-то рядом совсем она ходит. Пошёл её
искать. Другие зверушки из норок повыглядывали - тоже им интересно,
пришла весна или ещё нет. А медведь искал-искал весну - не нашёл. Устал,
присел отдохнуть. Почуял вдруг запах блинов и так захотелось ему
блинчиками полакомиться!
Люди увидели медведя, обрадовались - если уж и мишка косолапый
проснулся, значит точно весна где-то рядом. Все ж знают, что медведи
чувствуют её приближение.
Угостили мишку блинами. Ушёл он, довольный, снова весну искать.
6.
Шестой день(Суббота) – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»
Идут дни за днями. В воздухе чувствуется уже приближение весны. Но и
зима не хочет сдаваться и уступать ей место.
Что же делать? Помирить как-то зиму с весной надо. Не помирятся - весна
дороги не найдёт. А если не найдёт - и от зимы радости не будет. Какая
может быть радость от вечных холодов? Гармония должна быть в природе, а
зима с весной должны местами меняться и не ссориться.
Вспомнили люди о куколках - Мартиничках. Помочь они могут зиму с
весной
примирить. А называются так в честь марта месяца - первого месяца весны.
Одна куколка, белая, зиму уходящую символизирует. Другая, красная -
солнышко и приходящую весну.
Сказано - сделано. Собрались люди вместе - и взрослые, и детки. Сделали
много-много кукол мартиничек. А потом пошли в лес и развесили их на
ветвях деревьев, чтобы весна дорожку нашла и с зимой помирилась
.
7.
Седьмой день (воскресенье) – «ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
Гуляет зима по городам и сёлам. Вдруг видит - люди друг у друга
прощения просят, если что сделали не так. И прощают друг друга.
Удивилась зима и поняла - каждый может ошибиться. Восхитилась
зима смелостью и милосердием людей - не боятся они ошибки свои
признавать, прощают ошибки других.
Вспомнила она, сколько препятствий весне чинила, чтобы не дать ей дорогу
найти сюда. И решила исправиться и помочь весне. Упросила она солнышко
остатки снега в лесу убрать.
Засветило солнышко ещё ярче - снег быстрее таять начал в лесу.
Зазвенели ручьи, выглянула прошлогодняя травка из-под снега...
И весна нашла дорогу!
Обнялась она с солнышком, спасибо сказала ему за помощь.
Встретила мишку косолапого по пути, поприветствовала его. Пошёл
он поделиться радостью с другими лесными зверушками. Выбрались
они из своих норок погреться на солнышке и послушать, как
Михайло Потапыч весну встретил.
Увидела весна куколки - мартинички на деревьях - улыбнулась. По
верной, значит, дорожке идёт. Смотрит - а тут её уже и зима
поджидает.
Попросила зима прощения у весны, не побоялась. Простила её весна.
Обнялись они, и пошла зима в другие края - туда, где давно её ждут.
Много работы у весны с солнышком: остатки снега убрать, землю
новыми красками раскрасить, птичек из тёплых краёв встретить...
Радуются люди приходу весны, песни поют, хороводы водят, с
Масленицей прощаются. А ещё помогают весне и солнышку - костры
разводят, чтобы снег побыстрее растаял да земля прогрелась.
А там, где весна ступает, чудесные цветы расцветают - подснежники
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2