Автор: Вангели Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Родительские минутки
Раздел: дошкольное образование
Организация работы с родителями: формы и методы эффективного
взаимодействия.
Тема:"Родительские минутки"
Воспитатель: Вангели С.В.
Место работы: МБДОУ д/с №65 "Фестивальный"
Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с
которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое
педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит
дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения
зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень
семейного воспитания детей.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к
педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с
семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их
можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-
информационные. Это формы работы проверенные временем. Их классификация,
структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических
источниках.
В настоящее время российское образование переживает переломный период.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное
сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами,
превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему
с более гибким и свободным процессом обучения. Новые задачи диктуют и новые формы
взаимодействия с родителями: "Круглый стол", собеседование, диагностика, тесты,
опросы на любые темы, анкетирование; интервью с родителями и детьми на
определенные темы; тематические выставки; устный журнал для родителей; семейные
спортивные встречи; почта и телефон доверия; конкурс семейных талантов; Семейные
проекты; открытые занятия для просмотров родителей; родительская гостиная,
родительские минутки и многое другое. Преимущества новой системы взаимодействия
ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
предполагает обеспечение личностно- развивающего и гуманистического характера
взаимодействия взрослых и детей, что возможно осуществить через построение
системной, грамотной работы с родителями воспитанников.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным
вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей
сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям.
Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка,
педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе
воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на
его развитие.
Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам
воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических
знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь
педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику
радостного общения с ребёнком.
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и
педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным
является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой
оказалась такая форма работы, как "Родительская минутка".
Каждый месяц в течение учебного года проходили тематические встречи родителей и
детей. Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в
совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания,
начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с
детьми время.
В сентябре, Петренко А.И. познакомил ребят со своим домашним питомцем – хомячком
Федотом. Дети узнали много нового и интересного о повадках хомячка. Сколько восторга
было в глазах детей! С каким интересом и трепетом они гладили хомячка, брали его на
руки!
В октябре, вместе с веселым пиратом – Лобановой Л.П., ребята отправились искать
сокровища по «настоящей пиратской» карте. Сколько испытаний и трудностей встретили
они на своем пути! Нужно было станцевать пиратский танец, раскрасить свою летучую
мышь, преодолеть паутину, не разбудив паука. Задорный смех слышался со всех сторон.
Подготовке и проведению мероприятия позавидовал бы любой аниматор. Вечером, дети с
таким восторгом рассказывали своим родителям о «пиратской вечеринке».
В один из морозных декабрьских вечеров, Кузьмина Н.А. организовала "Вечер загадок".
Ребята были очень внимательны и почти не ошибались, отвечали правильно. А отгадку на
одну из загадок ребята выполнили сами. Наталья Александровна провела мастер-класс по
изготовлению елочной игрушки из разноцветных полосок. Ребята получили массу
положительных эмоций!
Накануне Нового года Шуваева Е.В. научила детей делать новогодние гирлянды для
украшения елочки. Ребятам очень понравилось такое занятие и они с большим
творчеством подошли к работе.
В январе в гости к ребятам пришла Чубакова Е.Ю. Она показала кукольный театр
"Рукавичка". После просмотра ребята отвечали на вопросы, играли. Кульминацией
мероприятия стал показ кукольного театра самими детьми. Актеры из ребят получились
замечательные! Ребята благодарили Елену Юрьевну и приглашали в гости с новой
премьерой.
Накануне праздника Дня защитника Отечества к ребятам пришел Селявин В.Ю. В
настоящей военной форме, с медалями на груди! Ребята даже такого не ожидали! Ведь
всегда раньше видели его как обыкновенного папу Саши. Валерий Юрьевич рассказал
ребятам о нелегких солдатских буднях в армии. Дети узнали как здороваются солдаты с
командиром, какой режим дня у солдат в армии, чему учат молодых бойцов. Ребята
смогли рассмотреть и примерить солдатское обмундирование. Большой интерес вызвала
настоящая военная каска. Где еще смогли бы они ее увидеть, а главное примерить!
Сколько восторга было в глазах детей! Девчонки не отставали от мальчишек. Им тоже
нужно было все померить и потрогать. Они тоже хотят Родину защищать! На некоторое
время группа превратилась в настоящий музей боевой славы.
Валерий Юрьевич рассказал о своем отце, служившем в армии. Рассказал о своем
дедушке, который воевал на фронте, во время Великой Отечественной войны. Дети с
интересом рассматривали фотографии военных лет, задавали наперебой вопросы. Именно
такие встречи глубоко раскрывают образ защитника Отечества, воспитывают уважение к
защитникам Отечества, и к памяти павших воинов. Именно такие встречи закрепляют в
сознании детей мысль о том, что в нашей стране "никто не забыт, и ничто не забыто".
Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно,
еще не до конца понимают и воспринимают. Чубакова Е.Ю. рассказала детям эту историю
настолько красочно и доступно, что они прониклись атмосферой святого праздника.
Пасха стала очень ярким и интересным праздником для детей. Ведь детишки с
удовольствием послушали про Пасху и научились делать пасхальные веночки. Подарки к
пасхе готовы!
В мае состоялась очередная тематическая встреча детей и родителей. Игнатович А.Ю.
рассказал детям о "дорожной азбуке". Дети узнали много нового и интересного про
дорожные знаки, вспомнили правила дорожного движения, поиграли в игры.
Такие формы работы, как "Родительские минутки", позволяют организовать высокую
степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду с целью более
качественного развития и воспитания детей не только в ДОУ, но и дома, активизировать
готовность родителей участвовать во всех сферах деятельности дошкольного учреждения,
установить положительный психологический климат в отношениях "родители-дети-
педагоги".
Данная форма работы позволяет отступить от формализма, постоянно стремиться к
диалогу, учитывать социальный запрос(интересы, нужды и потребности родителей в
вопросах развития и воспитания детей), организовать "открытость" дошкольного
учреждения для родителей.