Автор: Чепурова Мария Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР детский сад" Дружба "
Населённый пункт: Свердловская область, город Качканар
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период"
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Аннотация:
в
данной
статье
рассматриваются
основные
принципы
использования
различных
пальчиковых,
коллективных,
подвижных
и
релаксационных игр в работе с малышами.
Ключевые слова:
ранний возраст, игровая ситуация, коммуникативная
деятельность, адаптация.
Общеизвестно, что в первую очередь, с дошкольниками раннего возраста
игровую
деятельность
необходимо
направлять
на
формирование
эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».
Необходимо, чтобы малыш разглядел в педагоге чуткого и отзывчивого,
доброго человека, а также надёжного наставника и партнера в игре.
Эмоциональное
общение
возникает
на
основе
совместных
действий,
сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к
каждому малышу. Игра в такой период детства выполняет огромное
количество важнейших задач в развитии дошкольника, например:
– помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать
успеха в собственных глазах;
– развивает искусство общения;
– дает возможность испытать различные эмоции и чувства.
Важным критерием в период адаптации является следование воспитателя
принципу системности. На первых порах целесообразно внедрять игры,
направленные на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Знакомство Игры с использованием игрушек и предметов, контакт руками,
телесный контакт.
Значимую роль в установлении эмоционального контакта играет, безусловно,
воспитатель, который должен проявлять наибольшую заинтересованность в
игре, постоянно комментируя все действия (свои и ребёнка) пояснениями,
стихотворениями или потешками. В совей практической деятельности чаще
всего применяются подвижные и пальчиковые игры, игры в сухом бассейне,
массаж, самомассаж, пальчиковые игры – через них в том числе происходит
знакомство со взрослым. Отдельно можно выделить использование игр «на
коленках», так как прикосновения стимулируют выделение мозгом важных
гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей,
педагогов) – не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком
и взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей.
Отношение ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его
отношениях с родителями. Видя теплую и чуткую заботу со стороны
родителей (педагогов), дети ощущают себя в безопасности и начинают
испытывать доверие и привязанность к окружающим. Малышам нравится
сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель)
начинает их подкидывать, как бы ронять.
Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период
детей. Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает
второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые
сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно
видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с
воспитателем.
Игра: «Раз, два, три, бум!»
Усадите ребенка на колени лицом к себе, произнесите:
«Раз, два, три, бум!» – и очень аккуратно прижмите лоб ребенка к себе.
Также и пальчиковая гимнастика помогает ребенку расслабиться, помогает
успокоиться при плаче, способствует развитию мелкой моторики, облегчая в
дальнейшем
процесс
рисования,
лепки,
конструирования
и
бытовой
деятельности, развивает речь.
1.Раз, два, три, четыре, пять (разжимаем пальцы из кулачка по одному)
Вышли пальчики гулять
Пошел дождик – в домик спрятались опять. (сжали кулак)
2.Ротик мой умеет кушать (поочередно показываем)
Нос дышать, а ушки слушать
Могут глазоньки моргать
Ручки все хватать, хватать (хватаем)
По завершении этапа знакомства и сближения следует приобщить маленьких
детей к коллективным играм, которые, в основном состоят из различных
хороводов, песен и попевок, созданных на примере народных игр и забав.
Подобные игры («Ручееёк», «Воротики», «Каравай», «Пальчики-ручки»,
«Чок-чок-каблучок»
и
др.)
полностью
удовлетворяют
двигательную
потребность младших дошкольников, а педагогу – завоевать симпатии детей,
их доверие и разумное послушание. Всё вышеперечисленное создает важные
предпосылки для формирования разносторонней личности ребенка и
является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливают
радостные переживания и эмоциональный подъем.
После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут
начинать
играть
в
совместные
подвижные
игры,
организованные
воспитателем с чётко обозначенными правилами.
Данные игры учат детей согласованности движений и слов, свободно
передвигаться в пространстве, дисциплине и уважительному отношению к
друг другу. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и
наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки
сверстников:
– «мишка косолапый»;
– «солнышко и дождик»;
– «воробушки и автомобиль»;
– «солнышко и дождик».
Таким образом, продуманные и последовательные действия воспитателя в
адаптационный период с детьми раннего возраста помогают последним
справиться со стрессом во время привыкания, развивают игровые навыки и
навык
взаимодействия
со
взрослым
и
сверстниками,
способствуют
активизации мышления и развития речи.
Список литературы 1. Касаткина Е.И. Познавательное и социальное развитие
дошкольников средствами игры / Е.И. Касаткина, С.С. Иваненко, Н.А.
Реуцкая, Н.А. Смирнова, А.Н. Смирнова. – Изд-во Вологодского института
развития образования. – 2001. – 46 с. 2. Недопасова В.А. Растем, играя:
Пособие воспитателей и родителей – М.: Просвещение, 2002. – 94 с