Напоминание

"Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период"


Автор: Чепурова Мария Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР детский сад" Дружба "
Населённый пункт: Свердловская область, город Качканар
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация:

в

данной

статье

рассматриваются

основные

принципы

использования

различных

пальчиковых,

коллективных,

подвижных

и

релаксационных игр в работе с малышами.

Ключевые слова:

ранний возраст, игровая ситуация, коммуникативная

деятельность, адаптация.

Общеизвестно, что в первую очередь, с дошкольниками раннего возраста

игровую

деятельность

необходимо

направлять

на

формирование

эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».

Необходимо, чтобы малыш разглядел в педагоге чуткого и отзывчивого,

доброго человека, а также надёжного наставника и партнера в игре.

Эмоциональное

общение

возникает

на

основе

совместных

действий,

сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к

каждому малышу. Игра в такой период детства выполняет огромное

количество важнейших задач в развитии дошкольника, например:

– помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать

успеха в собственных глазах;

– развивает искусство общения;

– дает возможность испытать различные эмоции и чувства.

Важным критерием в период адаптации является следование воспитателя

принципу системности. На первых порах целесообразно внедрять игры,

направленные на сплочение детей друг с другом и воспитателем.

Знакомство Игры с использованием игрушек и предметов, контакт руками,

телесный контакт.

Значимую роль в установлении эмоционального контакта играет, безусловно,

воспитатель, который должен проявлять наибольшую заинтересованность в

игре, постоянно комментируя все действия (свои и ребёнка) пояснениями,

стихотворениями или потешками. В совей практической деятельности чаще

всего применяются подвижные и пальчиковые игры, игры в сухом бассейне,

массаж, самомассаж, пальчиковые игры – через них в том числе происходит

знакомство со взрослым. Отдельно можно выделить использование игр «на

коленках», так как прикосновения стимулируют выделение мозгом важных

гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей,

педагогов) – не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком

и взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей.

Отношение ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его

отношениях с родителями. Видя теплую и чуткую заботу со стороны

родителей (педагогов), дети ощущают себя в безопасности и начинают

испытывать доверие и привязанность к окружающим. Малышам нравится

сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель)

начинает их подкидывать, как бы ронять.

Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период

детей. Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает

второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые

сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно

видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с

воспитателем.

Игра: «Раз, два, три, бум!»

Усадите ребенка на колени лицом к себе, произнесите:

«Раз, два, три, бум!» – и очень аккуратно прижмите лоб ребенка к себе.

Также и пальчиковая гимнастика помогает ребенку расслабиться, помогает

успокоиться при плаче, способствует развитию мелкой моторики, облегчая в

дальнейшем

процесс

рисования,

лепки,

конструирования

и

бытовой

деятельности, развивает речь.

1.Раз, два, три, четыре, пять (разжимаем пальцы из кулачка по одному)

Вышли пальчики гулять

Пошел дождик – в домик спрятались опять. (сжали кулак)

2.Ротик мой умеет кушать (поочередно показываем)

Нос дышать, а ушки слушать

Могут глазоньки моргать

Ручки все хватать, хватать (хватаем)

По завершении этапа знакомства и сближения следует приобщить маленьких

детей к коллективным играм, которые, в основном состоят из различных

хороводов, песен и попевок, созданных на примере народных игр и забав.

Подобные игры («Ручееёк», «Воротики», «Каравай», «Пальчики-ручки»,

«Чок-чок-каблучок»

и

др.)

полностью

удовлетворяют

двигательную

потребность младших дошкольников, а педагогу – завоевать симпатии детей,

их доверие и разумное послушание. Всё вышеперечисленное создает важные

предпосылки для формирования разносторонней личности ребенка и

является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливают

радостные переживания и эмоциональный подъем.

После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут

начинать

играть

в

совместные

подвижные

игры,

организованные

воспитателем с чётко обозначенными правилами.

Данные игры учат детей согласованности движений и слов, свободно

передвигаться в пространстве, дисциплине и уважительному отношению к

друг другу. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и

наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки

сверстников:

– «мишка косолапый»;

– «солнышко и дождик»;

– «воробушки и автомобиль»;

– «солнышко и дождик».

Таким образом, продуманные и последовательные действия воспитателя в

адаптационный период с детьми раннего возраста помогают последним

справиться со стрессом во время привыкания, развивают игровые навыки и

навык

взаимодействия

со

взрослым

и

сверстниками,

способствуют

активизации мышления и развития речи.

Список литературы 1. Касаткина Е.И. Познавательное и социальное развитие

дошкольников средствами игры / Е.И. Касаткина, С.С. Иваненко, Н.А.

Реуцкая, Н.А. Смирнова, А.Н. Смирнова. – Изд-во Вологодского института

развития образования. – 2001. – 46 с. 2. Недопасова В.А. Растем, играя:

Пособие воспитателей и родителей – М.: Просвещение, 2002. – 94 с



В раздел образования