Автор: Мисриханова Зулейха Муршидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Снегирек" г.Белоярский
Населённый пункт: Тюменская область ХМАО-Югра г.Белоярский
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Использование метода матриц в работе с детьми дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского
района «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»
«Использование метода матриц в работе с детьми
дошкольного возраста»
МисрихановаЗулейхаМуршидовна
воспитатель высшей квалификационной категории
Слайд 1.
Сегодня хочется поделиться с вами опытом работы по теме «Использование
метода матриц в работе с детьми дошкольного возраста».
В процессе работы с детьми дошкольного возраста необходимо обращать
особое внимание на становление и развитие мыслительных операций, таких
как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Одним из методов, включающих
несколько мыслительных операций, является морфологический анализ.
Слайд 2.
Автор метода швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Суть метода
заключается в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью
таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо
показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой
аналитической деятельности. Морфологические таблицы могут выглядеть в
виде матриц.
Мы начинаем использовать матрицы с младшего дошкольного возраста.На
первом этапе работы с матрицами детям были представлены плоскостные
изображения какого-либо объекта рукотворного мира.
Например: дом, части дома: крыша – по форме
Затем дети «читают» полученную матрицу.
На втором этапе детям раздаются готовые матрицы, они их считывают,
набирают нужные геометрические фигуры, опираясь на значение признаков:
форма, цвет, количество и составляют объект. По мере усвоения детьми
счета и геометрических фигур, матрицы усложняются.
Слайд 3.
Таким образом, была создана картотека матриц. Детям представлены,
как увлекательные игры« Составь узор», « Измени фигуру», «Заполни
матрицу»,
«Архитектор».
Построение
системы
творческих
заданий
основывается на модели «объект – признак – значение признака». Детям
предлагается таблица с заполненными и пустыми ячейками. На каждой
матрицы определенное задание. Основополагающим моментом в игре
является то, что заполнение матриц выполняется по алгоритму.
1 шаг «Рассмотри»
2 шаг «Подумай над программой»
3 шаг «Заполни»
4 шаг «Объясни»
Разработана мультимедийная игра «Поработаем с матрицами» с
использованием ИД.Форма подачи материала ИД соответствует тому
способу восприятия информации, которым отличается новое
поколение.Ребята охотнее вовлекаются в активную работу.
Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей
дошкольного возраста учить ребенка анализировать отображенную в модели
действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать,
делать выводы.
Слайд 4.
С детьми старшего дошкольного возраста мы использовали матрицы по
составлению арифметических задач. Для лучшего усвоения детьми работы
над задачей, я предлагаю следующую схему.
Ребенок должен четко усвоить, что всякая задача состоит из условия и
вопроса и уметь их различать.
В условии важно подчеркнуть, что всегда имеются числовые данные и какое-
то действие, без числовых данных нет задачи. Я предлагаю составлять
условие задачи по следующей схеме:
1.
местонахождение
2.
действие
3.
количество объектов
4.
математическое действие
5.
вопрос
У ?
Р
О
Составляем задачи по сюжетной картинке, из которой можно понять
содержание. Они позволяют детям осмыслить задачу и служат наглядной
опорой при решении.
При подготовке ребенка к решению задач важно, чтобы он сам научился их
придумывать, тогда они становятся для него более понятными.
Для
успешного обучения составлению и решению задач я предлагаю
использовать простое пособие-матрицу, являющееся графической моделью
ситуации задачи.Такая схема наглядно моделирует любую простую задачу.
Слайд 5.
Этот метод позволил нам соединить работу двух полушарий головного мозга,
так как мыслительные операции формируются в левом полушарии, а правое
полушарие «отвечает» за образное восприятие. Одновременная работа двух
полушарий является одним из принципов ТРИЗ – педагогики.
Работа проходила с подгруппой детей в течение учебного года.
В результате работы с матрицами у детей формируются умственные
операции:
мысленного разложения целого на части или выделение из целого его
сторон, отношений и мысленного объединение частей, свойств в
единое целое
установление сходства и различия между объектами и их признаками
мысленное объединение объектов, по каким- либо существенным
признакам
Т. О. , можно сказать, что работа с матрицами представляет собой сложное,
педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Считаем, что матрицы можно использовать при работе с художественными
произведениями, при ознакомлении с профессиями и в других
образовательных областях.