Напоминание

«Использование метода матриц в работе с детьми дошкольного возраста»


Автор: Мисриханова Зулейха Муршидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Снегирек" г.Белоярский
Населённый пункт: Тюменская область ХМАО-Югра г.Белоярский
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Использование метода матриц в работе с детьми дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского

района «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»

«Использование метода матриц в работе с детьми

дошкольного возраста»

МисрихановаЗулейхаМуршидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 1.

Сегодня хочется поделиться с вами опытом работы по теме «Использование

метода матриц в работе с детьми дошкольного возраста».

В процессе работы с детьми дошкольного возраста необходимо обращать

особое внимание на становление и развитие мыслительных операций, таких

как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Одним из методов, включающих

несколько мыслительных операций, является морфологический анализ.

Слайд 2.

Автор метода швейцарский астрофизик Фриц Цвикки. Суть метода

заключается в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью

таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо

показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой

аналитической деятельности. Морфологические таблицы могут выглядеть в

виде матриц.

Мы начинаем использовать матрицы с младшего дошкольного возраста.На

первом этапе работы с матрицами детям были представлены плоскостные

изображения какого-либо объекта рукотворного мира.

Например: дом, части дома: крыша – по форме

Затем дети «читают» полученную матрицу.

На втором этапе детям раздаются готовые матрицы, они их считывают,

набирают нужные геометрические фигуры, опираясь на значение признаков:

форма, цвет, количество и составляют объект. По мере усвоения детьми

счета и геометрических фигур, матрицы усложняются.

Слайд 3.

Таким образом, была создана картотека матриц. Детям представлены,

как увлекательные игры« Составь узор», « Измени фигуру», «Заполни

матрицу»,

«Архитектор».

Построение

системы

творческих

заданий

основывается на модели «объект – признак – значение признака». Детям

предлагается таблица с заполненными и пустыми ячейками. На каждой

матрицы определенное задание. Основополагающим моментом в игре

является то, что заполнение матриц выполняется по алгоритму.

1 шаг «Рассмотри»

2 шаг «Подумай над программой»

3 шаг «Заполни»

4 шаг «Объясни»

Разработана мультимедийная игра «Поработаем с матрицами» с

использованием ИД.Форма подачи материала ИД соответствует тому

способу восприятия информации, которым отличается новое

поколение.Ребята охотнее вовлекаются в активную работу.

Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей

дошкольного возраста учить ребенка анализировать отображенную в модели

действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать,

делать выводы.

Слайд 4.

С детьми старшего дошкольного возраста мы использовали матрицы по

составлению арифметических задач. Для лучшего усвоения детьми работы

над задачей, я предлагаю следующую схему.

Ребенок должен четко усвоить, что всякая задача состоит из условия и

вопроса и уметь их различать.

В условии важно подчеркнуть, что всегда имеются числовые данные и какое-

то действие, без числовых данных нет задачи. Я предлагаю составлять

условие задачи по следующей схеме:

1.

местонахождение

2.

действие

3.

количество объектов

4.

математическое действие

5.

вопрос

У ?

Р

О

Составляем задачи по сюжетной картинке, из которой можно понять

содержание. Они позволяют детям осмыслить задачу и служат наглядной

опорой при решении.

При подготовке ребенка к решению задач важно, чтобы он сам научился их

придумывать, тогда они становятся для него более понятными.

Для

успешного обучения составлению и решению задач я предлагаю

использовать простое пособие-матрицу, являющееся графической моделью

ситуации задачи.Такая схема наглядно моделирует любую простую задачу.

Слайд 5.

Этот метод позволил нам соединить работу двух полушарий головного мозга,

так как мыслительные операции формируются в левом полушарии, а правое

полушарие «отвечает» за образное восприятие. Одновременная работа двух

полушарий является одним из принципов ТРИЗ – педагогики.

Работа проходила с подгруппой детей в течение учебного года.

В результате работы с матрицами у детей формируются умственные

операции:

мысленного разложения целого на части или выделение из целого его

сторон, отношений и мысленного объединение частей, свойств в

единое целое

установление сходства и различия между объектами и их признаками

мысленное объединение объектов, по каким- либо существенным

признакам

Т. О. , можно сказать, что работа с матрицами представляет собой сложное,

педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Считаем, что матрицы можно использовать при работе с художественными

произведениями, при ознакомлении с профессиями и в других

образовательных областях.



В раздел образования