Автор: Динара Сакеновна Оспанова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР
Населённый пункт: КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ ГОРОД НОРИЛЬСК
Наименование материала: конспект для презентации на тему театр
Тема: "Театр как средств развития творческих способностей детей
Раздел: дополнительное образование
Слайд 1
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить
многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным
образованием и воспитанием.
СЛАЙД 3
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать
многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности ребенка,
интеллектуального художественно—эстетического воспитания. Она неисчерпаемый
источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения
к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое
отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей
общения, неуверенности в себе.
СЛАЙД 4
Театр теней– одно из самых любимых зрелищ детей. Театр теней - это удивительный и
зрелищный вид театрального искусства. Родиной теневого театра считается Китай. Он
основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и
экраном или накладываются на него. Фигуры на экране могут уменьшаться и
увеличиваться в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет
больше, но выглядеть она будет менее отчётливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то
тень уменьшится в размерах и станет более отчётлива.
Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и
тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр
вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней дети видят
ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей.
Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят в совершенно
особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно. Дети быстро
поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное
действо, живо реагируя на происходящее.
Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно
выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить
отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально
пережитый спектакль.
Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по театрализованной
деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании
детей.
Теневой театр я использовала на своих занятиях как средство для познавательно игровой
деятельности, театр это не только про спектакль, но ее можно использовать на своих
уроках ,инапример с помощью теневого или пальчикового театра можно рассказать детям
о мире профессии , ставить мини постановки что бы дети могли самостоятельно
пересказать например какую ни будь сказку . Есть дети которые очень стесняются
отвечать на занятиях , театр помогает ребенку раскрыться и не боятся публично выступать
на доске.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации
опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость,
неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность
помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому педагог обязан:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной
деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и
раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами
мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными
жанрами, с разными видами кукольных театров);
обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином
педагогическом процессе;
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Слайд 5
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в
первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного
образования. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и
навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь
выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым
к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему,
искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для
подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду
включает:
• Воспитание у ребёнка основ общей культуры;
• Приобщение детей к искусству театра;
• Развитие творческой активности и игровых умений детей.
Основные направления работы с детьми:
• Театральная игра
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на
заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
• Ритмопластика
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить
запоминать заданные позы и образно передавать их.
• Культура и техника речи
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию,
разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
• Работа над спектаклем
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми
предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо,
восхищённо, жалобно и т. д.).
Слайд 6
У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных
навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их
произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой
двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом
других учебных и трудовых навыков. Участие детей в подготовке и постановке спектаклей
способствует развитию памяти, внимания, речи, пространственных представлений,
моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем
невозможна продуктивная познавательная деятельность.
Слайд 7
Играя роль, ребенок может представлять, эмоционально переживать поступки своего
персонажа. Это влияет на развитие сферы чувств ребенка. Душевные переживания
помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он
раньше не замечал.
Слайд 8
Теневой театр нельзя рассматривать как развлечение; его значение намного шире,
потому что дошкольный возраст - период формирования вкусов, интересов, отношений к
окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы,
правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.