Авторы: Ерина Дарья Вячеславовна, Байрамова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ №161 "Лесовичок"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовили воспитатели
АНО ДО «Планета Детства «Лада» № 161 «Лесовичок»
И. Н. Байрамова
Д.В. Ерина
Аннотация: в статье анализируют процесс развития грамматического
строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Кроме того, для развития грамматического строя речи, предлагается
использовать дидактические настольно-печатные игры.
Ключевые
слова:
дошкольники,
грамматический
строй
речи,
дидактические
игры,
настольно-печатные
игры,
старший
дошкольный
возраст.
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования,
поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками –
формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, а также
формирование грамотной и правильной речи. Отсюда, сформированность
навыков
грамматического
строя,
является
условием
формирования
межличностных отношений с окружающим социумом.
Кроме того, грамматический строй речи – это система взаимодействия
слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Так, согласно,
«Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (ФГОС ДО) формирование связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи, связная речь состоит из двух частей –
диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и
освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова,
соединять их в предложения» [15].
1
Изучению особенностей формирования грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста посвящены исследования А. Н.
Гвоздева, В. В. Виноградова, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и др.
Грамматический строй речи представляет собой единую систему,
объединяющую
несколько
подсистем:
морфологию,
синтаксис,
словообразование. Морфология изучает грамматические свойства слова и его
формы,
грамматические
значения
в
пределах
слова.
Синтаксис
–
словосочетания
и
предложения,
сочетаемость
и
порядок
слов.
Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова
или других слов, с помощью средств, присущих языку.
Охарактеризуем основные этапы развития грамматического строя речи.
Освоение
детьми
элементов
морфологии
как
подсистемы
грамматического строя родного языка начинается довольно рано. «Раньше
всего ребенок усваивает существительное в единственном и множественном
числе в 1 г.10 мес., а также уменьшительные существительные (стол-столик).
В этом возрасте дети используют повелительную форму глагола. Сложнее
дети усваивают падежные формы, времена и лица глаголов.
Позднее в 2 г.10 мес. в речи появляются условные предложения.
Исключительно
сложным
понятием,
для
овладения
детьми,
является
категория рода.
К 3-м годам дошкольники осваивают наиболее типичные окончания
таких категорий как: число, падеж, род и время, но допускают ошибки в
сложных случаях употребления слов.
В
старшем
дошкольном
возрасте
наблюдается
употребление
правильных
грамматических
форм,
наряду
с
большим
количеством
морфологических
ошибок.
Это
связано
с
расширением
общения
и
усложнением структуры речи. Дети этого возраста продолжают усваивать
единственное
и
множественное
число,
а
также
падежи
имени
существительного,
согласование
существительных
с
прилагательными,
использование разных форм глагола, употребление предлогов.
2
К шести годам дети понимают основные закономерности согласования
в роде, числе и падеже. В единичных, нетипичных формах старшие
дошкольники
испытывают
затруднения,
поэтому
продолжается
совершенствование грамматического строя речи» [4].
Усвоение способов словообразования происходит постепенно. Сначала
происходит накопление словарного запаса.
«Интенсивное освоение способов словообразования происходит в
возрасте от 4 лет до 6 лет. В этот период характеризуется формированием
представлений о нормах и правилах словообразования, а также детским
словотворчеством.
К
концу
дошкольного
возраста
словообразование
приближается к норме, в связи со снижением словотворчества» [9].
Основные условия необходимые для формирования грамматического
строя для детей старшего дошкольного возраста:
Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной
речи детей. Необходимо осознавать, что речь окружающих может оказывать
не только положительное, но и отрицательное влияние. Ребенок, подражая,
заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов,
речевые обороты, стиль общения в целом.
Повышение речевой культуры взрослых. Особенно важен пример
культурной грамотной речи воспитателя и других сотрудников детского сада,
а также повышение культуры речи родителей.
Обучение детей трудным грамматическим формам.
«Формирование грамматически правильной речи осуществляется на
специальных занятиях по речевому развитию в детском саду и в
повседневном
общении.
Занятия
дают
возможность
предупредить
грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия
для практики речевого общения.
Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
В детском саду ребенок общается с воспитателем и другими детьми во время
игр, прогулок, в ходе режимных моментов, например, во время принятия
3
пищи и т.д. В естественной обстановке, дети незаметно для себя
упражняются в употребление правильных грамматических форм.
Исправление грамматических ошибок способствует тому, что дети
привыкают осознавать языковые нормы, то есть различать как надо говорить
правильно. Неисправленная ошибка – подкрепление неверных речевых
образцов» [6].
Так же, «формирование грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста возможно, посредством настольно-печатных игр.
Среди всего многообразия дидактических игр, используемых в
дошкольном возрасте, особое место принадлежит настольно-печатным
играм. Настольно-печатные игры представляют собой игры с правилами на
печатной
основе,
направленные
на
уточнение
представлений
об
окружающем,
систематизацию
знаний,
способствуют
развитию
сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища,
ориентировку
в
изменяющихся
условиях
игры,
умение
предвидеть
результаты своего хода, на развитие мыслительных операций.
Основными принципами формирования грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста в играх, могут выступать: принцип
постепенного
увеличения
количества
одновременно
воспринимаемых
объектов, организация настольно-печатных игр в парах и микрогруппах,
использование с соревновательных элементов» [5].
Формирование
грамматического
строя
речи
у
детей
старшего
дошкольного возраста предполагает общую направленность внимания на ту
деятельность, которую ребенок, выполняет, то есть умение удерживать
внимание на протяжении всей игры, что у детей старшего дошкольного
возраста еще не сформировано в достаточной степени. Дети, в процессе игры
часто отвлекаются на посторонние предметы, поэтому, игры не должны быть
продолжительными и должны быть увлекательными.
Ключевым условием перехода на другой уровень продолжительности
игры, является оценка педагогом того, как ребенок уже справляется с данной
4
игрой, может ли он удерживать внимание на протяжении всей игры. Если
ребенок справляется с этим, то можно осуществлять постепенное увеличение
продолжительности игры.
При этом необходимо помнить, что монотонность игры, редкая смена
действий или картинок может приводить к снижению интереса, отвлечению
внимания и повышенной утомляемости. К числу основных принципов
формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного
возраста в играх, могут выступать: принцип постепенного наращивания
времени продолжительности игры, повышение сложности игрового действия,
когда ребенку, например, необходимо выполнять анализ или сравнение, что
требует
удержания
внимания
на
объекте.
А
также
предупреждение
монотонности игры.
В формировании грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста посредством настольно-печатных игр, важно, при
этом,
тренировать
ребенка
при
постепенном
наращивать
сложности
настольно-печатных игр по содержанию. Вначале целесообразно предлагать
игры более простого содержания, где ребенку необходимо выполнять
простые действия и следить за ними. Постепенно, усложняя само содержание
игр,
а
также
увеличивая
количество
участников
в
игре,
можно
способствовать развитию словаря младших дошкольников.
Основными принципами формирования грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста в настольно-печатной игре, могут
выступать: принцип постепенного усложнения игры, принцип увеличения
количества участников игры.
Следовательно, необходимо, чтобы в игре осуществлялась смена
игрового материала, то есть карточек, смена ходов, перемена участников,
когда игра, например, осуществляется в несколько серий для того, чтобы в
нее поиграло как можно больше детей, так же, важно не забывать, чтобы
дети старшего дошкольного возраста быстро не утомлялись необходимо
проводить физкультурные паузы.
5
Список используемой литературы
1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М.: Академия,
2019. 149с.
2.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Логос,
2021. 472 с.
3.
Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. М.:
АСТ, 2021. 216 с.
4.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.:
Академия, 2020. 112 с.
5.
Зюзгина Л. А., Исаева Ю. А. Дидактические игры в коррекции
словообразования
у
дошкольников
//
Воспитатель
дошкольного
образовательного учреждения. 2021. № 11. С. 42-46.
6.
Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М.: Логос,
2020. 231 с.
7.
Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических
процессов у дошкольников. М.: Логос, 2021. 94 с.
8.
Моисеев А. И. Основные вопросы лексики и словообразования
в современном русском литературном языке. СПб. : Нева, 2020. 208 с.
9.
Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного
возраста. М.: Академия, 2021. 315 с.
10.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост.
Е. Н. Тверитина, Л. В. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Академия,
2021. 107 с.
11.
Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи
дошкольников. М.: МОДЭК, 2020. 224 с.
12.
Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.:
АСТ, 2021. 275 с.
13.
Стародубова
Н.
А.
Теория
и
методика
развития
речи
дошкольников. М.: Логопедия, 2020. 342 с.
6
14.
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста. М.: Сфера, 2020. 288 с.
15.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования. М.: Сфера, 2023. 48 с.
7