Напоминание

СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Авторы: Ерина Дарья Вячеславовна, Байрамова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ №161 "Лесовичок"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовили воспитатели

АНО ДО «Планета Детства «Лада» № 161 «Лесовичок»

И. Н. Байрамова

Д.В. Ерина

Аннотация: в статье анализируют процесс развития грамматического

строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Кроме того, для развития грамматического строя речи, предлагается

использовать дидактические настольно-печатные игры.

Ключевые

слова:

дошкольники,

грамматический

строй

речи,

дидактические

игры,

настольно-печатные

игры,

старший

дошкольный

возраст.

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования,

поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками –

формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, а также

формирование грамотной и правильной речи. Отсюда, сформированность

навыков

грамматического

строя,

является

условием

формирования

межличностных отношений с окружающим социумом.

Кроме того, грамматический строй речи – это система взаимодействия

слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Так, согласно,

«Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного

образования (ФГОС ДО) формирование связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи, связная речь состоит из двух частей –

диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и

освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова,

соединять их в предложения» [15].

1

Изучению особенностей формирования грамматического строя речи у

детей старшего дошкольного возраста посвящены исследования А. Н.

Гвоздева, В. В. Виноградова, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и др.

Грамматический строй речи представляет собой единую систему,

объединяющую

несколько

подсистем:

морфологию,

синтаксис,

словообразование. Морфология изучает грамматические свойства слова и его

формы,

грамматические

значения

в

пределах

слова.

Синтаксис

словосочетания

и

предложения,

сочетаемость

и

порядок

слов.

Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова

или других слов, с помощью средств, присущих языку.

Охарактеризуем основные этапы развития грамматического строя речи.

Освоение

детьми

элементов

морфологии

как

подсистемы

грамматического строя родного языка начинается довольно рано. «Раньше

всего ребенок усваивает существительное в единственном и множественном

числе в 1 г.10 мес., а также уменьшительные существительные (стол-столик).

В этом возрасте дети используют повелительную форму глагола. Сложнее

дети усваивают падежные формы, времена и лица глаголов.

Позднее в 2 г.10 мес. в речи появляются условные предложения.

Исключительно

сложным

понятием,

для

овладения

детьми,

является

категория рода.

К 3-м годам дошкольники осваивают наиболее типичные окончания

таких категорий как: число, падеж, род и время, но допускают ошибки в

сложных случаях употребления слов.

В

старшем

дошкольном

возрасте

наблюдается

употребление

правильных

грамматических

форм,

наряду

с

большим

количеством

морфологических

ошибок.

Это

связано

с

расширением

общения

и

усложнением структуры речи. Дети этого возраста продолжают усваивать

единственное

и

множественное

число,

а

также

падежи

имени

существительного,

согласование

существительных

с

прилагательными,

использование разных форм глагола, употребление предлогов.

2

К шести годам дети понимают основные закономерности согласования

в роде, числе и падеже. В единичных, нетипичных формах старшие

дошкольники

испытывают

затруднения,

поэтому

продолжается

совершенствование грамматического строя речи» [4].

Усвоение способов словообразования происходит постепенно. Сначала

происходит накопление словарного запаса.

«Интенсивное освоение способов словообразования происходит в

возрасте от 4 лет до 6 лет. В этот период характеризуется формированием

представлений о нормах и правилах словообразования, а также детским

словотворчеством.

К

концу

дошкольного

возраста

словообразование

приближается к норме, в связи со снижением словотворчества» [9].

Основные условия необходимые для формирования грамматического

строя для детей старшего дошкольного возраста:

Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной

речи детей. Необходимо осознавать, что речь окружающих может оказывать

не только положительное, но и отрицательное влияние. Ребенок, подражая,

заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов,

речевые обороты, стиль общения в целом.

Повышение речевой культуры взрослых. Особенно важен пример

культурной грамотной речи воспитателя и других сотрудников детского сада,

а также повышение культуры речи родителей.

Обучение детей трудным грамматическим формам.

«Формирование грамматически правильной речи осуществляется на

специальных занятиях по речевому развитию в детском саду и в

повседневном

общении.

Занятия

дают

возможность

предупредить

грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия

для практики речевого общения.

Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.

В детском саду ребенок общается с воспитателем и другими детьми во время

игр, прогулок, в ходе режимных моментов, например, во время принятия

3

пищи и т.д. В естественной обстановке, дети незаметно для себя

упражняются в употребление правильных грамматических форм.

Исправление грамматических ошибок способствует тому, что дети

привыкают осознавать языковые нормы, то есть различать как надо говорить

правильно. Неисправленная ошибка – подкрепление неверных речевых

образцов» [6].

Так же, «формирование грамматического строя речи у детей старшего

дошкольного возраста возможно, посредством настольно-печатных игр.

Среди всего многообразия дидактических игр, используемых в

дошкольном возрасте, особое место принадлежит настольно-печатным

играм. Настольно-печатные игры представляют собой игры с правилами на

печатной

основе,

направленные

на

уточнение

представлений

об

окружающем,

систематизацию

знаний,

способствуют

развитию

сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища,

ориентировку

в

изменяющихся

условиях

игры,

умение

предвидеть

результаты своего хода, на развитие мыслительных операций.

Основными принципами формирования грамматического строя речи у

детей старшего дошкольного возраста в играх, могут выступать: принцип

постепенного

увеличения

количества

одновременно

воспринимаемых

объектов, организация настольно-печатных игр в парах и микрогруппах,

использование с соревновательных элементов» [5].

Формирование

грамматического

строя

речи

у

детей

старшего

дошкольного возраста предполагает общую направленность внимания на ту

деятельность, которую ребенок, выполняет, то есть умение удерживать

внимание на протяжении всей игры, что у детей старшего дошкольного

возраста еще не сформировано в достаточной степени. Дети, в процессе игры

часто отвлекаются на посторонние предметы, поэтому, игры не должны быть

продолжительными и должны быть увлекательными.

Ключевым условием перехода на другой уровень продолжительности

игры, является оценка педагогом того, как ребенок уже справляется с данной

4

игрой, может ли он удерживать внимание на протяжении всей игры. Если

ребенок справляется с этим, то можно осуществлять постепенное увеличение

продолжительности игры.

При этом необходимо помнить, что монотонность игры, редкая смена

действий или картинок может приводить к снижению интереса, отвлечению

внимания и повышенной утомляемости. К числу основных принципов

формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного

возраста в играх, могут выступать: принцип постепенного наращивания

времени продолжительности игры, повышение сложности игрового действия,

когда ребенку, например, необходимо выполнять анализ или сравнение, что

требует

удержания

внимания

на

объекте.

А

также

предупреждение

монотонности игры.

В формировании грамматического строя речи у детей старшего

дошкольного возраста посредством настольно-печатных игр, важно, при

этом,

тренировать

ребенка

при

постепенном

наращивать

сложности

настольно-печатных игр по содержанию. Вначале целесообразно предлагать

игры более простого содержания, где ребенку необходимо выполнять

простые действия и следить за ними. Постепенно, усложняя само содержание

игр,

а

также

увеличивая

количество

участников

в

игре,

можно

способствовать развитию словаря младших дошкольников.

Основными принципами формирования грамматического строя речи у

детей старшего дошкольного возраста в настольно-печатной игре, могут

выступать: принцип постепенного усложнения игры, принцип увеличения

количества участников игры.

Следовательно, необходимо, чтобы в игре осуществлялась смена

игрового материала, то есть карточек, смена ходов, перемена участников,

когда игра, например, осуществляется в несколько серий для того, чтобы в

нее поиграло как можно больше детей, так же, важно не забывать, чтобы

дети старшего дошкольного возраста быстро не утомлялись необходимо

проводить физкультурные паузы.

5

Список используемой литературы

1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М.: Академия,

2019. 149с.

2.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Логос,

2021. 472 с.

3.

Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. М.:

АСТ, 2021. 216 с.

4.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.:

Академия, 2020. 112 с.

5.

Зюзгина Л. А., Исаева Ю. А. Дидактические игры в коррекции

словообразования

у

дошкольников

//

Воспитатель

дошкольного

образовательного учреждения. 2021. № 11. С. 42-46.

6.

Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М.: Логос,

2020. 231 с.

7.

Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических

процессов у дошкольников. М.: Логос, 2021. 94 с.

8.

Моисеев А. И. Основные вопросы лексики и словообразования

в современном русском литературном языке. СПб. : Нева, 2020. 208 с.

9.

Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного

возраста. М.: Академия, 2021. 315 с.

10.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост.

Е. Н. Тверитина, Л. В. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Академия,

2021. 107 с.

11.

Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи

дошкольников. М.: МОДЭК, 2020. 224 с.

12.

Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.:

АСТ, 2021. 275 с.

13.

Стародубова

Н.

А.

Теория

и

методика

развития

речи

дошкольников. М.: Логопедия, 2020. 342 с.

6

14.

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей

дошкольного возраста. М.: Сфера, 2020. 288 с.

15.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования. М.: Сфера, 2023. 48 с.

7



В раздел образования