Напоминание

Урок литературы в 11 кл на тему "Рассказ Л.Петрушевской "Черное пальто" как произведение постмодернизма"


Автор: Идиатуллина Маулида Афуановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Татарская гимназия №84"
Населённый пункт: городской округ город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока литературы в 11 кл
Тема: Урок литературы в 11 кл на тему "Рассказ Л.Петрушевской "Черное пальто" как произведение постмодернизма"
Раздел: полное образование





Назад




Открытый урок литературы в 11 классе

Тема: Рассказ Л. Петрушевской «Черное пальто» как произведение эпохи

постмодернизма

Цель: Познакомить учащихся с понятием постмодернизма и проанализировать

его признаки на основе художественного произведения

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация

Оформление: Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны... С. Аверинцев

Остановите Землю – я сойду! О. Хаксли.

Ход урока:

1.

Введение. Что такое постмодернизм? Сообщение подготовленного

ученика.

Постмодернизм

комплекс

философских,

научных,

эстетических

представлений,

отражение

специфического

способа

мировосприятия

в

искусстве и критике второй половины XX

века, характеризуется общим

ощущением кризиса культуры, оценкой мира как «хаоса», а всякого текста –

как «интертекста», представляющего собой «новую ткань, сотканную из старых

цитат».

Основные

особенности

литературы

постмодернизма:

подход

к

искусству как своеобразному коду, т. е. своду правил по организации текста,

попытка

передать

свое

восприятие

хаотичности

мира

сознательно

организованным

хаосом

художественного

произведения,

скептическим

отношением

к

любым

авторитетам,

тяготение

к

пародии,

значимость,

самоценность

текста,

подчеркивание

условности

художественно-

изобразительных

средств.

Крупнейшие

представители

литературы

постмодернизма: Дж. Фаулз (Англия), Жд. Балт (США), Х. Л. Борхес, Х.

Кортасар (Аргентина), У. Эко (Италия), А. Битов, Саша Соколов.

Замена реального знаками реального.

XIX в. – человек смотрит на окружающий мир, XX в. – человек смотрит на

себя.Слайд 1

2.

Беседа:

Постмодернизм в изобразительном искусстве, архитектуре и кино, музыке.

Анализ кинофильма “ Ночной дозор”, “Танцующая в темноте”,песен Земфиры.

Слайды 2,3,4

Итоги беседы:

Признаки постмодернизма – исчезновение былых канонизированных тем,

резкое возвышение роли быта, семейной микросреды, бытовой уровень

взаимоотношений, место событий– аварийные поселки, бараки, очереди,

временные поселения, герои – маргиналы;

Внимание к бедному, обесцвеченному, абсурдному быту, к опыту человеческой

души, вынужденной обживаться в атмосфере сдвигов, ломки;

Интерес к грязному слову, мату как детонатору текста,

-Каковы причины возникновения постмодернизма в России?

- Неблагополучие современной России;

- Прежние принципы искусства перестали удовлетворять новых писателей;

- Пустота после крушения старой идеологии.

3.Знакоство с Л. Петрушевской. Несколько слов о ней. Подготовленный

ученик. Слайд 5, 6

Родилась

26

мая

1938

года

в

Москве.

Окончила

Московский

государственный университет, работала редактором на ТВ. В середине 60-х

начала писать рассказы, первый из них “История Кларисы” был опубликован

1972 г. Пьеса “Уроки музыки” поставлена режиссером Р. Виктюком в

студенческом театре МГУ в 1973г. Пишет пьесы, рассказы, стихи, сказки. По

нескольким сказкам сняты анимационные фильмы.

Прожила тяжелое военное детство,скиталась по родственникам, жила в

детдоме под Уфой. Живет и работает в Москве.

3.

Анализ рассказа “Черное пальто”. Беседа по вопросам.

- Понравилось ли произведение? Какова его тема?

- Где происходят события рассказа? Кто герои?

- Как этот странный мир соотносится с реальным?

/Нет четкого указания на время, все условно, нет имени героя./

- Как создан этот мир?

/Мир рассказа напоминает сон./

-

После появления женщины со спичкой рассказ идет уже в совсем

другом ключе.

-

Есть ли у героини свобода выбора?

(Она должна сделать выбор между неизвестностью и неизвестностью – и

она, в отличие от собеседницы ,пробует все варианты для того, чтобы что-

нибудь изменить…)

- В фантастическом мире определяющим все-таки оказался не характер

героини,

а

иные

обстоятельства:

вещи

неожиданно

оказались

ее

помощниками: ключ, спички и какая-то записка. Как мы можем их

охарактеризовать (эти предметы?) –

/Символы./

-Назовите другие символы,встречающиеся в рассказе

/ Черный цвет, ключ в кармане, спички,удушье, тоннель, грузовик и поезд/.

- Вся тайна рассказа расскрывается лишь в конце. Как вы соотносите

сюжет и фабулу?

- В чем смысл такого финала?

/ Осмысление жизни и жизненного пути человека через смерть/.

/ Благодаря любви, воспоминаниям, стремлениям к новой жизни человек

может преодолеть все это./

/ Проверяются чувства девушки :сострадание,, невозможность “убить”

своим уходом родных./

- Так что же в итоге символизирует черное пальто? (сомнения и страхи,

мимолетные вещи)

/Главное – сбросить с себя это пальто и уничтожить все страхи./

/Тема самоубийства./

-

4. Подводя итоги, попробуем доказать, что этот рассказ – произведение

постмодернизма.

- Абсурдность

- Нет опоры на реальную жизнь

- Герои – несчастные, одинокие

- Не имеет значения время и место, это условно

- Нет описания природы

- Цитатность

- Жизнь запечатлена в момент ее распада

- Категория зла: оно было, есть и будет.

- смерть не является трагедией, это переход в другое состояние

Авторского “Я” не слышно.

Таким образом,в современной литературе и искусстве в целом существует

тяготение

к

абсурдности

и

фантастике.Рассказ”Черное

пальто”

ярко

демонстрирует это.

Домашнее задание: прочитать рассказ Л. Петрушевской “В детстве”.



В раздел образования