Автор: Идиатуллина Маулида Афуановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Татарская гимназия №84"
Населённый пункт: городской округ город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока литературы в 11 кл
Тема: Урок литературы в 11 кл на тему "Рассказ Л.Петрушевской "Черное пальто" как произведение постмодернизма"
Раздел: полное образование
Открытый урок литературы в 11 классе
Тема: Рассказ Л. Петрушевской «Черное пальто» как произведение эпохи
постмодернизма
Цель: Познакомить учащихся с понятием постмодернизма и проанализировать
его признаки на основе художественного произведения
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация
Оформление: Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны... С. Аверинцев
Остановите Землю – я сойду! О. Хаксли.
Ход урока:
1.
Введение. Что такое постмодернизм? Сообщение подготовленного
ученика.
Постмодернизм
–
комплекс
философских,
научных,
эстетических
представлений,
отражение
специфического
способа
мировосприятия
в
искусстве и критике второй половины XX
века, характеризуется общим
ощущением кризиса культуры, оценкой мира как «хаоса», а всякого текста –
как «интертекста», представляющего собой «новую ткань, сотканную из старых
цитат».
Основные
особенности
литературы
постмодернизма:
подход
к
искусству как своеобразному коду, т. е. своду правил по организации текста,
попытка
передать
свое
восприятие
хаотичности
мира
сознательно
организованным
хаосом
художественного
произведения,
скептическим
отношением
к
любым
авторитетам,
тяготение
к
пародии,
значимость,
самоценность
текста,
подчеркивание
условности
художественно-
изобразительных
средств.
Крупнейшие
представители
литературы
постмодернизма: Дж. Фаулз (Англия), Жд. Балт (США), Х. Л. Борхес, Х.
Кортасар (Аргентина), У. Эко (Италия), А. Битов, Саша Соколов.
Замена реального знаками реального.
XIX в. – человек смотрит на окружающий мир, XX в. – человек смотрит на
себя.Слайд 1
2.
Беседа:
Постмодернизм в изобразительном искусстве, архитектуре и кино, музыке.
Анализ кинофильма “ Ночной дозор”, “Танцующая в темноте”,песен Земфиры.
Слайды 2,3,4
Итоги беседы:
Признаки постмодернизма – исчезновение былых канонизированных тем,
резкое возвышение роли быта, семейной микросреды, бытовой уровень
взаимоотношений, место событий– аварийные поселки, бараки, очереди,
временные поселения, герои – маргиналы;
Внимание к бедному, обесцвеченному, абсурдному быту, к опыту человеческой
души, вынужденной обживаться в атмосфере сдвигов, ломки;
Интерес к грязному слову, мату как детонатору текста,
-Каковы причины возникновения постмодернизма в России?
- Неблагополучие современной России;
- Прежние принципы искусства перестали удовлетворять новых писателей;
- Пустота после крушения старой идеологии.
3.Знакоство с Л. Петрушевской. Несколько слов о ней. Подготовленный
ученик. Слайд 5, 6
Родилась
26
мая
1938
года
в
Москве.
Окончила
Московский
государственный университет, работала редактором на ТВ. В середине 60-х
начала писать рассказы, первый из них “История Кларисы” был опубликован
1972 г. Пьеса “Уроки музыки” поставлена режиссером Р. Виктюком в
студенческом театре МГУ в 1973г. Пишет пьесы, рассказы, стихи, сказки. По
нескольким сказкам сняты анимационные фильмы.
Прожила тяжелое военное детство,скиталась по родственникам, жила в
детдоме под Уфой. Живет и работает в Москве.
3.
Анализ рассказа “Черное пальто”. Беседа по вопросам.
- Понравилось ли произведение? Какова его тема?
- Где происходят события рассказа? Кто герои?
- Как этот странный мир соотносится с реальным?
/Нет четкого указания на время, все условно, нет имени героя./
- Как создан этот мир?
/Мир рассказа напоминает сон./
-
После появления женщины со спичкой рассказ идет уже в совсем
другом ключе.
-
Есть ли у героини свобода выбора?
(Она должна сделать выбор между неизвестностью и неизвестностью – и
она, в отличие от собеседницы ,пробует все варианты для того, чтобы что-
нибудь изменить…)
- В фантастическом мире определяющим все-таки оказался не характер
героини,
а
иные
обстоятельства:
вещи
неожиданно
оказались
ее
помощниками: ключ, спички и какая-то записка. Как мы можем их
охарактеризовать (эти предметы?) –
/Символы./
-Назовите другие символы,встречающиеся в рассказе
/ Черный цвет, ключ в кармане, спички,удушье, тоннель, грузовик и поезд/.
- Вся тайна рассказа расскрывается лишь в конце. Как вы соотносите
сюжет и фабулу?
- В чем смысл такого финала?
/ Осмысление жизни и жизненного пути человека через смерть/.
/ Благодаря любви, воспоминаниям, стремлениям к новой жизни человек
может преодолеть все это./
/ Проверяются чувства девушки :сострадание,, невозможность “убить”
своим уходом родных./
- Так что же в итоге символизирует черное пальто? (сомнения и страхи,
мимолетные вещи)
/Главное – сбросить с себя это пальто и уничтожить все страхи./
/Тема самоубийства./
-
4. Подводя итоги, попробуем доказать, что этот рассказ – произведение
постмодернизма.
- Абсурдность
- Нет опоры на реальную жизнь
- Герои – несчастные, одинокие
- Не имеет значения время и место, это условно
- Нет описания природы
- Цитатность
- Жизнь запечатлена в момент ее распада
- Категория зла: оно было, есть и будет.
- смерть не является трагедией, это переход в другое состояние
Авторского “Я” не слышно.
Таким образом,в современной литературе и искусстве в целом существует
тяготение
к
абсурдности
и
фантастике.Рассказ”Черное
пальто”
ярко
демонстрирует это.
Домашнее задание: прочитать рассказ Л. Петрушевской “В детстве”.