Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: "Опыт реализации программы развития в ДОО – первые шаги"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94
«Забава» города Калуги
(МБДОУ № 94 г. Калуги)
Статья
«Опыт реализации программы развития в ДОО –
первые шаги»
Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.
г. Калуга
2024 г.
На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении реализуется второй
(практический) этап программы развития. Одним из направлений работы является
реализация управленческого проекта, который направлен на повышение качества
образовательных
услуг
ДОО
через
компетентностный
рост
педагогов.
На
сегодняшний день реализовано достаточно мероприятий проекта, и мы хотим
рассказать о самых значимых для всего нашего коллектива.
Одним
из
важных
и
интересных
направлений
деятельности
для
нас
стало преобразование
нашей
развивающей
предметно
-
пространственной
среды. Мы с головой погрузились в эту тему. Конечно, сначала мы еще раз открыли
ФГОС ДО и вспомнили принципы организации образовательной среды. Для себя
определились, что мы их разделяем, возражений у нас они не вызывают. Но у нас
появились вопросы к себе: почему наша образовательная среда недостаточно
направлена на развитие детей, почему в ней есть недоступные места, почему в
наших центрах не достаточно интересных для детей материалов и т.д. Вопросов
оказалось достаточно много, и мы стали искать, где нам почерпнуть новые знания.
Начали мы свою работу с изучения книги «Современный детский сад. Каким
он должен быть» под редакцией О.А. Шиян. В это книге мы нашли ответы на такие
вопросы: как преобразовать пространство в группе, чтобы дети играли и не мешали
друг другу? Как сделать так, чтобы дети могли свободно размещать в пространстве
свои творческие работы, результаты выполненных заданий, продемонстрировать
свои достижения?
Изучив книгу, мы провели педагогическую
дискуссию, где говорили о том, как обустроить
разные
центры
активности
(центр
конструирования, место для уединения и т.д.),
создать условия для игры и общения детей в
детском саду. При этом речь не шла о том, чтобы поменять какие-то элементы и
детали: передвинуть шкафы или убрать дверцы шкафчиков (хотя и это будет уже
неплохо). Мы говорили о другом: о создании целостной «социальной ситуации
развития»
в
детском
саду,
ориентированной
на
поддержку
активности
и
инициативы ребенка». С коллегами мы обсудили важные вопросы: кто такой
ребенок, что нужно детям прежде всего, как сделать жизнь в детском саду лучше.
Мы обсудили с педагогами какие шаги в первую очередь необходимо сделать,
чтобы создать совсем другое образовательное пространство – комфортное для
детей и взрослых.
И
наш
коллектив
решился
на
этот
шаг. Начались
преобразования,
конечно, с мониторинга, и мы выяснили, что в наших группах:
не хватает места для активной деятельности и игры;
нет места для отдыха и уединения;
недостаточно центров активности, не все они удобно обустроены;
наши центры активности в основном стоят по периметру и не позволяют
детям играть, не мешая друг другу;
у нас достаточно детской мебели, но ею не всегда удобно пользоваться
(есть дверцы, высокие полки, много сюжетной мебели).
Изучив книгу, обсудив все важные вопросы, мы с педагогами пошли на
экскурсию по нашим группам с «новым взглядом». Как вы думаете, что нас
поразило? Большую часть наших групповых помещений занимают столы, и
наши дети вынуждены играть на одном ковре! Увидев это, мы поняли, что из-
за такой расстановки мебели неизбежны постоянные конфликты между детьми из-
за игрового пространства, невозможность организовать развернутую игру. А еще в
некоторых группах столы стояли как парты и занимали колоссальное место в
группе. В ходе экскурсии сразу прошло обсуждение: если дети сидят за столами
как за партами, будет ли у них возможность научиться сотрудничеству, работе по
подгруппам (командой) во время занятий и других совместных дел?
На этом этапе начались серьезные обсуждения с педагогами, которые не
хотели сдавать традиционные позиции:
расположение мебели по периметру более безопасно, детей хорошо
видно;
нужен большой ковер по центру, чтобы рассаживать детей по кругу,
полукругом, детей удобно считать;
дети очень любят центры для сюжетно-ролевых игр (магазин, кухня,
парикмахерская);
детям удобнее играть за столами (в настольные игры, с конструктором);
шкафы с дверцами нужны, чтобы там хранить свои пособия;
младшему воспитателю будет сложно убираться, будут трудности при
организации приема пищи.
Мы решили зародить зерно сомнения в ходе обсуждения и подготовили для
наших педагогов чек-лист с вопросами. Мы попросили наших педагогов проверить
свою группу по следующим позициям:
Какие игровые центры пользуются популярностью? В какие центры
дети не заходят вообще? Организован удобный доступ в центры?
Есть
ли
возможность
изменить
пространство
в
группе
за
счет
трансформируемой мебели, модулей, ширм?
Центры для тихих и подвижных игр пересекаются или нет?
Обеспечена ли безопасность среды?
Какую мебель выбрать: легкую деревянную прочную или пластиковую?
Как сделать группу более уютной и комфортной?
Сколько в группе контейнеров с материалами для игры, которые трудно
открыть детям? Сколько всего контейнеров в группе?
Первыми
в
наших
группах
появились «Центр
отдыха
и
общения» и «Уголок
уединения»
-
это
два
разных
по
назначению
пространства.
В
«Центре отдыха и общения» наши дети могут
расслабиться, полежать на
мягких подушках по
одному или
несколько
человек, а в «Уголке уединения» особая атмосфера. Мы постарались создать
такое место, где ребенок мог бы уединиться, о
чем-нибудь помечтать, эмоционально отдохнуть.
В
этом
уголке
действуют
важные
правила:
заходить по одному, не мешать тому, кто уже
внутри
этого
уголка.
Эти
центры
сразу
понравились нашим детям, и наши педагоги тоже
оценили эти преобразования. У детей появилась возможность расслабиться,
посидеть с книжкой, уединиться и побыть одному, когда этого хочется.
Эти центры оказались востребованными у
детей,
и
мы
поняли,
что
в
наших
группах
появились
условия
для
эмоционального
комфорта детей.
С
этого
момента
началась
профессиональная перезагрузка у всего коллектива и началось движение
вперед.
Педагоги
стремились
сделать
в
своих
группах
разные
центры
активности (у кого-то получилось 7, а у кого-то
9),
наполнили
их
авотдидактическими
материалами,
оборудовали
центры
вертикальными
поверхностями.
Эти
преобразования позволили нам создать уютное, отвечающее требованиям
безопасности, интересное пространство для детей и взрослых. Наши педагоги
увидели, что стало меньше детских конфликтов, ребята рассредоточены по
всей
группе
и
занимаются
своими
интересными
детскими
делами.
С
помощью правил в группе дети стали легко договариваться друг с другом без
обид и жалоб.
Такой
подход
к
преобразованию
образовательной
среды
помог
нам
преодолеть
свои
стереотипы
мышления
и
создать
развивающее
пространство,
способствующее
развитию
инициативы,
творчества
и
самостоятельности у наших воспитанников.