Напоминание

Важность социальной адаптации для детей с ОВЗ


Автор: Шиповскова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ д/с 380
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Важность социальной адаптации для детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Важность социальной адаптации для детей с ОВЗ

В настоящее время для психологов, педагогов, социальных работников,

медицинских и других специалистов продолжает оставаться актуальной

проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ).

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к

условиям социальной среды, происходит посредством усвоения представлений

о ценностях и нормах общества, в котором существует человек, причем как в

широком смысле, так и в отношении к своему ближайшему социальному

окружению – семье, группе, трудовому коллективу. Основными проявлениями

социальной адаптации является общение, взаимодействие человека с

окружением и его активная деятельность. Общее образование, воспитание,

профессиональная и трудовая подготовка являются важнейшим средством

достижения успешной социальной адаптации.

Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально-

психологической адаптации является более сложным, чем для здоровых детей.

Нередко по причине имеющихся дефектов, сниженной в мобильности дети с

ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже небольшой круг

друзей для общения, быть вовлеченными в жизнь, протекающую в социуме,

взаимодействие в социальной среде для них осложнено, ограничена

возможность адекватного реагирования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по

характеру и степени выраженности нарушения в психическом и физическом

развитии, в связи с этим образовательная программа, особенности условий

среды, в которую попадает такой ребенок, должны быть приспособлены к

возможностям ребенка.

Одним из важных факторов успешной социализации является готовность

социального окружения, в которое попадает ребенок с ОВЗ, относиться с

пониманием, милосердием к нему, целенаправленно формировать социальные

навыки и использовать их в повседневной жизни, быть готовыми выстраивать

со своей стороны коммуникацию и взаимодействие на основе актуальных для

«особенного» ребенка сфер жизнедеятельности.

Нередко жизнь и адаптация ребенка с ОВЗ протекает в закрытых условиях, в

которой могут быть сформированы ценности и правила, отличающиеся от

принятых в обществе. Возможности взаимодействия и коммуникации в такой

среде ограничены, по этой причине дети с ограниченными возможностями

здоровья не могут освоить социальные роли часто из-за отсутствия примера

для подражания.

Одной из основных психологических проблем людей с ограниченными

возможностями здоровья является то, к какой части «мира людей» человек

себя отнесет: считает ли он себя «неполноценным человеком» или

«нормальным человеком». При этом некоторые могут скрывать свои

недостатки, либо социально самоизолируются, иногда люди с ограниченными

возможностями здоровья ощущают себя неполноценно по причине сочувствия

или повышенной заботы со стороны нормальных людей в процессе

коммуникации.

В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной

адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются

адекватная самооценка и осознание им реального положения дел,

эмоциональная уравновешенность, сбалансированные межличностные

отношения, получение образования и определение своей профессиональной

ниши на рынке труда и занятости.

Одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни

людей с ограниченными возможностями здоровья является выбор профессии и

трудоустройство. В настоящее время дети с ограниченными возможностями

здоровья уже на этапе школьного образования начинают достаточно серьезно

знакомиться с миром профессий и получают помощь в профессиональном

самоопределении.

Неоценимую помощь в профессиональном самоопределении для детей с

ограниченными возможностями здоровья может оказать система

дополнительного образования. Получение дополнительного образования в

коллективе здоровых сверстников и взрослых является неотъемлемым

правом, закреплённым законодательством, и основополагающим условием

успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Получая дополнительное образование, ребенок с ограниченными

возможностями здоровья имеет возможность свободного личностного выбора

деятельности, определяющей его индивидуальное развитие. Система

дополнительного образования включает в себя разнообразие творческих

направлений, которые удовлетворяют различные интересы детей на всех

возрастных этапах, оно представляет собой целенаправленный процесс

обучения, воспитания, персонального развития и формирования личности

ребенка. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными

возможностями здоровья дополнительного образования способствует

социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению

социального статуса, становлению гражданственности и способности активного

участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их

интересы.

Источник:

«Особенности социализации детей с ограниченными возможностями

здоровья» Васильченко А.Е., Кузнецова О.В.



В раздел образования