Автор: Шиповскова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ д/с 380
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Важность социальной адаптации для детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Важность социальной адаптации для детей с ОВЗ
В настоящее время для психологов, педагогов, социальных работников,
медицинских и других специалистов продолжает оставаться актуальной
проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ).
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к
условиям социальной среды, происходит посредством усвоения представлений
о ценностях и нормах общества, в котором существует человек, причем как в
широком смысле, так и в отношении к своему ближайшему социальному
окружению – семье, группе, трудовому коллективу. Основными проявлениями
социальной адаптации является общение, взаимодействие человека с
окружением и его активная деятельность. Общее образование, воспитание,
профессиональная и трудовая подготовка являются важнейшим средством
достижения успешной социальной адаптации.
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально-
психологической адаптации является более сложным, чем для здоровых детей.
Нередко по причине имеющихся дефектов, сниженной в мобильности дети с
ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже небольшой круг
друзей для общения, быть вовлеченными в жизнь, протекающую в социуме,
взаимодействие в социальной среде для них осложнено, ограничена
возможность адекватного реагирования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по
характеру и степени выраженности нарушения в психическом и физическом
развитии, в связи с этим образовательная программа, особенности условий
среды, в которую попадает такой ребенок, должны быть приспособлены к
возможностям ребенка.
Одним из важных факторов успешной социализации является готовность
социального окружения, в которое попадает ребенок с ОВЗ, относиться с
пониманием, милосердием к нему, целенаправленно формировать социальные
навыки и использовать их в повседневной жизни, быть готовыми выстраивать
со своей стороны коммуникацию и взаимодействие на основе актуальных для
«особенного» ребенка сфер жизнедеятельности.
Нередко жизнь и адаптация ребенка с ОВЗ протекает в закрытых условиях, в
которой могут быть сформированы ценности и правила, отличающиеся от
принятых в обществе. Возможности взаимодействия и коммуникации в такой
среде ограничены, по этой причине дети с ограниченными возможностями
здоровья не могут освоить социальные роли часто из-за отсутствия примера
для подражания.
Одной из основных психологических проблем людей с ограниченными
возможностями здоровья является то, к какой части «мира людей» человек
себя отнесет: считает ли он себя «неполноценным человеком» или
«нормальным человеком». При этом некоторые могут скрывать свои
недостатки, либо социально самоизолируются, иногда люди с ограниченными
возможностями здоровья ощущают себя неполноценно по причине сочувствия
или повышенной заботы со стороны нормальных людей в процессе
коммуникации.
В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной
адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются
адекватная самооценка и осознание им реального положения дел,
эмоциональная уравновешенность, сбалансированные межличностные
отношения, получение образования и определение своей профессиональной
ниши на рынке труда и занятости.
Одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни
людей с ограниченными возможностями здоровья является выбор профессии и
трудоустройство. В настоящее время дети с ограниченными возможностями
здоровья уже на этапе школьного образования начинают достаточно серьезно
знакомиться с миром профессий и получают помощь в профессиональном
самоопределении.
Неоценимую помощь в профессиональном самоопределении для детей с
ограниченными возможностями здоровья может оказать система
дополнительного образования. Получение дополнительного образования в
коллективе здоровых сверстников и взрослых является неотъемлемым
правом, закреплённым законодательством, и основополагающим условием
успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Получая дополнительное образование, ребенок с ограниченными
возможностями здоровья имеет возможность свободного личностного выбора
деятельности, определяющей его индивидуальное развитие. Система
дополнительного образования включает в себя разнообразие творческих
направлений, которые удовлетворяют различные интересы детей на всех
возрастных этапах, оно представляет собой целенаправленный процесс
обучения, воспитания, персонального развития и формирования личности
ребенка. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья дополнительного образования способствует
социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению
социального статуса, становлению гражданственности и способности активного
участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их
интересы.
Источник:
«Особенности социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья» Васильченко А.Е., Кузнецова О.В.