Авторы: Никонова Марина Михайловна, Марина Михайловна Никонова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№6 "ЦРР-детский сад"
Населённый пункт: г.Кингисепп Ленинградской обл
Наименование материала: статья Технология ТРИЗ
Тема: Технология ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование
Технология «ТРИЗ»
Воспитатель: Никонова М.М.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это - формирование у детей
творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к
стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз -
творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-
изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в
позицию
думающего
человека.
Адаптированная
к
дошкольному
возрасту
ТРИЗ-
технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь,
именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с
одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и
творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это
привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче
материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать
внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах.
Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится
применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения
противоречий,
он
сам
будет
стремиться
к
идеальному
результату,
используя
многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог
недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться
постепенно.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ
1 ЭТАП
Цель: Научить детей находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые
их окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во
взаимосвязи всех компонентов.
Игры: «Хорошо-плохо», «Польза – вред», «Наоборот», «Чем может быть: листок, точка,
палочка, грибок», «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего», «Аукцион», «Волшебный
экран», и др
Возьмём самое простое хорошо знакомо слово «дождь».
Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит,
моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь.
Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.
Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться.
Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
2 ЭТАП
Цель: Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую
игрушку, необычное платье, подарок и т.д.
Задачи: «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?»
« Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?»
«Как собрать урожай не повредив дерево?»
«Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?»
Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она
есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос: Как спасти колобка» - Убить
лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии,
воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения
вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной
информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и
т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса:
Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.
3 ЭТАП
Цель: Научить решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.
Игры: «Сказка наоборот», «Салат из сказок», «Сказка с другим концом», «Сказка-калька»,
«Бином фантазии» и др.
Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать
сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить
детей решать сказочные задачи.
Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение.
Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети
стремятся к идеальному конечному результату.
Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные,
оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.
«Салат из сказок»
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать
свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения
сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место
действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши
дни, в д/саду и т. д.
«Сказка – наизнанку»
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы.
Эта игра аналогична игре «наоборот». Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и
предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и
наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная
девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по
очереди».
4 ЭТАП
Цель: Научить детей применять полученные знания и, используя нестандартные,
оригинальные решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.
Занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться правил:
1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах
работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей
окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа»; «Я и предметы»; «Я и
другие люди», «Я и Я».
2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их
разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом.
Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении
поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Технология ТРИЗ
«Ступеньки творчества» Е.А.Юзбекова
«Методы активизации мышления» А.М.Страунинг
«Развивающие игры» Г.С.Корсак, Е.В.Махотина
«Истории про…» Т.А.Сидорчук и др.
«Думаем, изобретаем, открываем мир» М.Н.Шустерман, З.Г.Шустерман
«Чего на свете не бывает» О.М.Дьяченко
«Что было до…» О.В.Дыбина
«Картинки без запинки» И.Н.Мурашковска, Н.П.Валюмс
«Маленькие волшебники или на пути к творчеству» О.А.Белобрыкина
«Винни-пух решает вслух» Е.Чернихович
«Страна загадок» А.Нестеренко
«Через игру к творчеству» Т.В.Ляшко, Е.И.Синицына
«Теремок»
(проводится со средней группы)
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один
ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в
«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его
предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми
словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в
теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок,
если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по
функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или
видовой принадлежности.
Ход:
Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы.
Туловище, голова, 2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой
природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой
отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а
заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается
орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);
белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход:
Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно
заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра «Где живет (работает)?»
(со 2 младшей группы)
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты,
выполнять те же самые функции.
Ход:
Ведущий называет объект. А дети говорят, где в каком месте, его можно встретить и что
он там делает.
Ведущий: Тигр.
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в
мультфильме для радости.
- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)
Игра «Назови часть предмета»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход:
Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
- ДОМ.
Ребенок, поймав мяч должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
Выделение свойств.
Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий
объект – сформулировать загадку.
Пример: Сочиняем загадку про радугу.
Она цветная, высокая, красивая.
Цветная — бумага.
Высокая — гора.
Красивая — картинка.
Получаем: ЦВЕТНАЯ, НО НЕ БУМАГА, ВЫСОКАЯ, НО НЕ ГОРА, КРАСИВАЯ, НО
НЕ КАРТИНКА. ОТВЕТ – РАДУГА.
Шаблон № 2. Обозначение действий.
Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с
аналогичными движениями – сформулировать загадку.
Пример: Возьмем самолет.
Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.
Ищем аналогичные действия и эффекты:
Летает – птица.
Гудит – паровоз.
Перевозит пассажиров – автобус.
Оставляет след – сапог.
Получаем: ЛЕТАЕТ, НО НЕ ПТИЦА, ГУДИТ, НО НЕ ПАРОВОЗ, ПЕРЕВОЗИТ
ПАССАЖИРОВ, НО НЕ АВТОБУС, ОСТАВЛЯЕТ СЛЕД, НО НЕ САПОГ. ОТВЕТ –
САМОЛЕТ.
Шаблон № 3. Сходства и различия.
Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные
образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя
различия.
Пример: Белочка.
Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:
Лисичка, шишки, запасы.
Выделяем признаки, дополняем образы:
Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны,
которые живут в норках.
Получаем: В РЫЖЕЙ ШУБКЕ, НО НЕ ЛИСИЧКА, СОБИРАЕТ ШИШКИ, НО НЕ
КОСОЛАПЫЙ ЗВЕРЬ, ДЕЛАЕТ ЗАПАСЫ КАК МАЛЕНЬКИЕ ГРЫЗУНЫ, НО
ПРЯЧЕТ НЕ В НОРКУ. ОТВЕТ – БЕЛОЧКА.