Автор: Пешкова Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №64" города Липецка
Населённый пункт: г.Липецк
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 64 ИМЕНИ В.А. КОТЕЛЬНИКОВА»
ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Консультация для родителей
«Нетрадиционные техники рисования
с детьми раннего возраста»
Воспитатель:
Пешкова Екатерина Юрьевна
Липецк, 2024 г.
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом
возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с
радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет
разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и
первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и
доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная,
художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения
ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое,
необычное.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве,
которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника
рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной
одаренности.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они
рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно
многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации
речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем
быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок
испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое
сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя
простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и
образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования,
работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. И никогда
не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в
своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство
фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В первой младшей группе детей нужно поощрять. Учить проводить прямые,
закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые
формы. Учить держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним,
придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к
отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение малышей
рисованию нетрадиционными способами имеет важное значение. Учитывая
возрастные особенности малышей, овладение различными умениями на разных
возрастных этапах, для нетрадиционного рисования необходимо использовать
особенные технические приемы. В ходе рисования пальчиками дети
воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание,
прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). При
этом взрослому необходимо сопровождать все действия словами одобрения.
Малыши с удовольствием изучают возможности своей собственной руки, ведь с
помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество
самых разных отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами,
превратить в настоящие шедевры.
В ходе работы с малышами используются различные приемы нетрадиционного
рисования: пальчиками, ладошками, печатками (штампы от картофеля), печать по
трафарету, оттиск смятой бумагой.
Рассмотрим некоторые из них поподробнее:
«Рисование пальчиком»: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После
работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или
окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и
левой рукой, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск печатками из пробки или ластика»: ребёнок прижимает пробку к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения
другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью
трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Оттиск смятой бумагой»: Интересна детям техника рисования мятой бумагой.
При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность
осенних листьев, неба, травы. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет,
меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Рисование ватной палочкой»: Ребенок опускает в гуашь ватную палочку и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска
разного цвета.
«Оттиск печатками из картофеля». Эта техника позволяет многократно
изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные
композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки из
картофеля – их изготавливает взрослый, разрезав клубень пополам и доработав
его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы). Ребенок
прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на
бумагу. Для получения другого; цвета меняются и мисочка, и печатка.
«Рисование губкой»: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка
и поролон.
Темы для рисования могут быть следующие:
Рисуем пальчиками и ладошками - «Дождик кап-кап», «Листопад, листопад
листья желтые летят», «Горох для петушка», «Каша в горшочке», «Шарики на
елочке», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок», «Хвост для петушка», «Вот
какие у нас птички».
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,
дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка;
постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать
психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее,
смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для
самовыражения.