Напоминание

Создание предметно- пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников


Автор: Крестьянинова Ольга Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МОБУ "СОШ""Муринский ЦО № 2""
Населённый пункт: город Мурино
Наименование материала: Статья
Тема: Создание предметно- пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта работы

«Создание предметно-

пространственной среды по

нравственно-

патриотическому

воспитанию дошкольников»

Подготовила:

старший воспитатель Александрова О.В.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма

- задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под

влиянием

окружающей

жизни.

Нормальным

явлением

становится

целенаправленное

воздействие

родителей

и

педагогов

дошкольного

учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Любовь к семье, близким,

детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного

будущего гражданина.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –

отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю,

традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства

сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного

края,

к

культурному

наследию

народа,

уважительно

относиться

к

представителям других народов, их традициям и обычаям.

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью

и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется

уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте

помещений. Наблюдая за трудом повара, дворника и других работников, дети

понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду

чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни

содержательной,

интересной

деятельностью.

Дошкольники

узнают

о

технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на

эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей –

наградах и поощрениях.

Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры,

формирующиеся в ходе нравственно-патриотического воспитания:

семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного

народа;

историческое единство русского народа;

общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура

дополняют другие.

Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у

ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство

ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к

своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми

местами, где родился и вырос: с детским садом, куда пошел еще совсем

малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для

воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели

вместе

с

родителями

и

детьми

могут

оформить

уголки

нравственно-

патриотического воспитания в детском саду своими руками.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА

Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать

это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому

воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям

различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение

ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника

чувство

собственного

достоинства.

Развитие

у

дошкольников

чувств

патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае,

если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего города,

страны и сможет донести эти знания до ребенка.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в

обществе,

воспитание

патриотических

чувств

наиболее

актуальное

направление

работы

дошкольного

учреждения

с

воспитанниками.

Для

полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в

ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении

необходимо

создать

предметно-развивающую

среду.

Оформление

патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с

историей родного города, с государственными символами страны, с русскими

народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к

Родине,

к

ее

традициям

и

достижениям.

Благодаря

материалам,

представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье,

труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и

страны.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и

информационного материала).

2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный

срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных

особенностей детей, периода обучения).

3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а

также убирать ненужные).

4.

Принцип

вариативности

(совмещение

нескольких

блоков

по

патриотическому воспитанию в одной зоне).

5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время

образовательной деятельности в других областях).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

1.

Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и

праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со

сверстниками, родной дом, детский сад).

2.

Ознакомление с малой Родиной (родной город и его улицы, природа,

транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и

гимн, люди города Мурино, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, стихи

и рассказы о городе.

3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины,

изделия декоративно-прикладного искусства, русская и коми народная изба,

национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).

4. Ознакомление с Родным краем (символика – гимн, флаг, герб), карта РК,

животный

и

растительный

мир,

заповедники,

достопримечательности,

знаменитые люди РК, исторические особенности, города РК, полезные

ископаемые и т.д.).

5.

Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны,

животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство,

национальные

праздники

и

обычаи,

достопримечательности,

Великая

отечественная

война,

наша

планета

Земля

(модель

земного

шара,

национальности)

ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ

Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки

в детском саду:

- Фото или портрет президента России, главы Ленинградской области, города

Мурино

- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое

произведение.

Обычно

представляется

в

виде

текстового

варианта

и

вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для

прослушивания.

- Герб – является государственным символом, представляет собой щит

четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел,

держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия

Победоносца, убивающего змея.

- Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит

из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий –

символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была

пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде

полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького

размера, стоящий на подставке.

Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду

позволят

привлечь

внимание

детей

к

изучению

своей

страны,

дадут

возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить

совместную работу педагогов с детьми и их родителями.

Материалы,

размещенные

в

уголке,

должны

освещать

основные

направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя

направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и

промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»,

«Они защищали Родину» и т.д.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ

1. Логика размещения материала

2. Эстетичность оформления

3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия,

иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)

4. Соответствие материала возрасту детей

5. Творческий подход педагога в оформлении уголка

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)

Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с

ближайшим

окружением

(семья,

детский

сад,

родной

город),

даются

первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных.

1. В уголке размещен материал по социально – нравственному и

патриотическому воспитанию:

взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид -

иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

семья - подбор иллюстраций, тематических папок «Наши мамы», «Моя семья»,

изображающих

семью,

членов

семьи

в

отдельности

показывающих

взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные действия,

совместный отдых;

дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных

строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях -

девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся,

занимаются, играют и т.д.;

эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, показывающие

различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры,

книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах,

иллюстрации по типу «Хорошо– плохо», «Так можно делать, а так нельзя»,

этикет для малышей.

2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом,

близлежащими улицами, родным городом): фотоматериалы, иллюстрации,

подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты - группы,

детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.

3.Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной

культуры : предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из

соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных

чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства

(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома,

вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.

4

.

Художественная литература по фольклору

(песни, потешки, сказки, игры,

разные виды театра и т.д.)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и

его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам

русской и коми культуры.

1. В уголке пополняется материал по нравственно-патриотическому

воспитанию: семейные, народные и государственные праздники, традиции,

художественная литература нравственной тематики.

2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом,

близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями,

достопримечательностями,

его

транспортом,

архитектурой,

профессиями, характерными для жителей города и села. Сравнение понятий

«город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор

открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или

микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены

материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир,

природа в разное время года.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной

культуры

– предметы старины, русские игрушки, предметы народного

декоративно- прикладного искусства, различные макеты (коми избы, комнаты -

горницы,

крестьянское

подворье),

куклы

в

национальных

костюмах,

дидактические игры по теме; атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т.д.

4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы,

поговорки, разные виды театра и т.д.

5. Элементы государственной символики – флаг, герб, гимн.

6. Элементы региональной символики – флаг, герб, гимн.

7

. Материал для ознакомления с защитниками Отечества

- подбор

иллюстраций,

тематические

папки,

макеты,

художественная

литература,

видеопрезентации, наборы военной техники; атрибуты для сюжетно-ролевых

игр «Моряки», «Пограничники» и т.д.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-6; 6-7 лет)

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной

страной, государственной символикой, историческим героическим прошлым

России; п

родолжают формировать представления воспитанников о семье, о

родословной;

о

своем

детском

саде

как

втором

доме;

знакомят

с

достопримечательностями г. Мурино, Всеволожского района, Ленинградской

области,

с

историей

Санкт-Петербурга.

Продолжают

знакомить

с

государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с

произведениями русских писателей, композиторов, поэтов, художников и т.д.

Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о

современной архитектуре.

1.

Моя семья

– семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей

семьи», «Генеалогическое дерево», «Отдыхаем всей семьей», видеопрезентации

и т.д.

2.

Родной город

– иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы:

«История

возникновения

города»,

«Наука,

образование

и

культура»,

«Знаменитые земляки», «Наши земляки в годы Великой Отечественной

войны»,

«Наше

духовное

наследие»,

«Достопримечательности»,

«Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика

города (флаг, герб).

3.

Мой край

– символика ЛО, Мурино, карта, материал, знакомящий детей со

славой и достижениями ЛО, Мурино (города, чем знамениты, промышленность

и сельское хозяйство, полезные ископаемые-коллекции).

4.

Родная страна

– карта России, природные зоны нашей страны, народы,

населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), презентации,

символика (герб, флаг, гимн-аудиозапись), портрет президента.

5.

Защитники Отечества

– иллюстрации, тематические папки на тему «Наши

предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война»,

«Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской

славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты

(крейсер «Аврора») коллекции «Военная техника», «Военная форма»; атрибуты

для сюжетно-ролевых игр военной тематики и т.п.

6.

Приобщение к истокам русской и коми народной культуры

– иллюстрации и

тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,

«Из истории русского и коми народного костюма», «Народные праздники и

гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки,

русские и коми народные музыкальные инструменты; предметы народного

декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах,

дидактические игры по теме, создание мини-музеев.

7.

Духовно

нравственное

воспитание

материал,

дающий

детям

первоначальное

представление

о

православии:

фотоматериалы

соборов,

церквей; книги, брошюры и т.д.

8.

Художественная литература по фольклору

русские народные сказки, былины, предания, легенды, игры-инсценировки,

разные виды театра и т.д.

9.

Великие

соотечественники

портреты,

художественная

литература,

рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию и

Ленинградскую область.

10.

Наша планета земля

– глобус, детская карта мира; художественная

литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни

людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных

для той или иной страны.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ

Воспитатели,

планируя

работу

по

нравственно-патриотическому

воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый

город», «Моя родина - Россия», «Животный и растительный мир России» и т. д.

Каждая

тема

изучается

с

использованием

бесед,

видеопрезентаций,

дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок, оформлением

фотоальбомов, мини-музеев. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и

понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После

ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные

праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки,

поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке,

сказке.

Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и

родителей

позволит

развить

у

дошкольников

чувство

патриотизма,

гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и

народов.

А

правильно

организованная

предметно-пространственная

развивающая среда по воспитанию нравственно-патриотических чувств и

ценностей в этом только поможет.



В раздел образования