Автор: Крестьянинова Ольга Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МОБУ "СОШ""Муринский ЦО № 2""
Населённый пункт: город Мурино
Наименование материала: Статья
Тема: Создание предметно- пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы
«Создание предметно-
пространственной среды по
нравственно-
патриотическому
воспитанию дошкольников»
Подготовила:
старший воспитатель Александрова О.В.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма
- задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под
влиянием
окружающей
жизни.
Нормальным
явлением
становится
целенаправленное
воздействие
родителей
и
педагогов
дошкольного
учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Любовь к семье, близким,
детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного
будущего гражданина.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –
отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю,
традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства
сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного
края,
к
культурному
наследию
народа,
уважительно
относиться
к
представителям других народов, их традициям и обычаям.
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью
и заботой работников дошкольного учреждения. У детей формируется
уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте
помещений. Наблюдая за трудом повара, дворника и других работников, дети
понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду
чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни
содержательной,
интересной
деятельностью.
Дошкольники
узнают
о
технической оснащенности труда, слаженный, коллективный характер труда, на
эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке труда людей –
наградах и поощрениях.
Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры,
формирующиеся в ходе нравственно-патриотического воспитания:
семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного
народа;
историческое единство русского народа;
общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура
дополняют другие.
Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у
ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство
ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к
своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.
В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми
местами, где родился и вырос: с детским садом, куда пошел еще совсем
малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для
воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели
вместе
с
родителями
и
детьми
могут
оформить
уголки
нравственно-
патриотического воспитания в детском саду своими руками.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА
Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать
это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому
воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям
различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение
ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника
чувство
собственного
достоинства.
Развитие
у
дошкольников
чувств
патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае,
если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего города,
страны и сможет донести эти знания до ребенка.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в
обществе,
воспитание
патриотических
чувств
–
наиболее
актуальное
направление
работы
дошкольного
учреждения
с
воспитанниками.
Для
полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в
ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении
необходимо
создать
предметно-развивающую
среду.
Оформление
патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с
историей родного города, с государственными символами страны, с русскими
народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к
Родине,
к
ее
традициям
и
достижениям.
Благодаря
материалам,
представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье,
труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и
страны.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и
информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный
срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а
также убирать ненужные).
4.
Принцип
вариативности
(совмещение
нескольких
блоков
по
патриотическому воспитанию в одной зоне).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время
образовательной деятельности в других областях).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1.
Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и
праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со
сверстниками, родной дом, детский сад).
2.
Ознакомление с малой Родиной (родной город и его улицы, природа,
транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и
гимн, люди города Мурино, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, стихи
и рассказы о городе.
3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины,
изделия декоративно-прикладного искусства, русская и коми народная изба,
национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).
4. Ознакомление с Родным краем (символика – гимн, флаг, герб), карта РК,
животный
и
растительный
мир,
заповедники,
достопримечательности,
знаменитые люди РК, исторические особенности, города РК, полезные
ископаемые и т.д.).
5.
Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны,
животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство,
национальные
праздники
и
обычаи,
достопримечательности,
Великая
отечественная
война,
наша
планета
Земля
(модель
земного
шара,
национальности)
ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки
в детском саду:
- Фото или портрет президента России, главы Ленинградской области, города
Мурино
- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое
произведение.
Обычно
представляется
в
виде
текстового
варианта
и
вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для
прослушивания.
- Герб – является государственным символом, представляет собой щит
четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел,
держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия
Победоносца, убивающего змея.
- Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит
из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий –
символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была
пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде
полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького
размера, стоящий на подставке.
Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду
позволят
привлечь
внимание
детей
к
изучению
своей
страны,
дадут
возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить
совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
Материалы,
размещенные
в
уголке,
должны
освещать
основные
направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя
направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и
промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»,
«Они защищали Родину» и т.д.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ
1. Логика размещения материала
2. Эстетичность оформления
3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия,
иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)
4. Соответствие материала возрасту детей
5. Творческий подход педагога в оформлении уголка
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)
Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с
ближайшим
окружением
(семья,
детский
сад,
родной
город),
даются
первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных.
1. В уголке размещен материал по социально – нравственному и
патриотическому воспитанию:
взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид -
иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
семья - подбор иллюстраций, тематических папок «Наши мамы», «Моя семья»,
изображающих
семью,
членов
семьи
в
отдельности
показывающих
взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные действия,
совместный отдых;
дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных
строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях -
девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся,
занимаются, играют и т.д.;
эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, показывающие
различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры,
книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах,
иллюстрации по типу «Хорошо– плохо», «Так можно делать, а так нельзя»,
этикет для малышей.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом,
близлежащими улицами, родным городом): фотоматериалы, иллюстрации,
подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты - группы,
детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.
3.Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной
культуры : предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из
соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных
чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства
(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома,
вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4
.
Художественная литература по фольклору
(песни, потешки, сказки, игры,
разные виды театра и т.д.)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)
Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и
его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам
русской и коми культуры.
1. В уголке пополняется материал по нравственно-патриотическому
воспитанию: семейные, народные и государственные праздники, традиции,
художественная литература нравственной тематики.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом,
близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями,
достопримечательностями,
его
транспортом,
архитектурой,
профессиями, характерными для жителей города и села. Сравнение понятий
«город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор
открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или
микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены
материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир,
природа в разное время года.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной
культуры
– предметы старины, русские игрушки, предметы народного
декоративно- прикладного искусства, различные макеты (коми избы, комнаты -
горницы,
крестьянское
подворье),
куклы
в
национальных
костюмах,
дидактические игры по теме; атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т.д.
4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы,
поговорки, разные виды театра и т.д.
5. Элементы государственной символики – флаг, герб, гимн.
6. Элементы региональной символики – флаг, герб, гимн.
7
. Материал для ознакомления с защитниками Отечества
- подбор
иллюстраций,
тематические
папки,
макеты,
художественная
литература,
видеопрезентации, наборы военной техники; атрибуты для сюжетно-ролевых
игр «Моряки», «Пограничники» и т.д.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-6; 6-7 лет)
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной
страной, государственной символикой, историческим героическим прошлым
России; п
родолжают формировать представления воспитанников о семье, о
родословной;
о
своем
детском
саде
как
втором
доме;
знакомят
с
достопримечательностями г. Мурино, Всеволожского района, Ленинградской
области,
с
историей
Санкт-Петербурга.
Продолжают
знакомить
с
государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с
произведениями русских писателей, композиторов, поэтов, художников и т.д.
Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о
современной архитектуре.
1.
Моя семья
– семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей
семьи», «Генеалогическое дерево», «Отдыхаем всей семьей», видеопрезентации
и т.д.
2.
Родной город
– иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы:
«История
возникновения
города»,
«Наука,
образование
и
культура»,
«Знаменитые земляки», «Наши земляки в годы Великой Отечественной
войны»,
«Наше
духовное
наследие»,
«Достопримечательности»,
«Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика
города (флаг, герб).
3.
Мой край
– символика ЛО, Мурино, карта, материал, знакомящий детей со
славой и достижениями ЛО, Мурино (города, чем знамениты, промышленность
и сельское хозяйство, полезные ископаемые-коллекции).
4.
Родная страна
– карта России, природные зоны нашей страны, народы,
населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), презентации,
символика (герб, флаг, гимн-аудиозапись), портрет президента.
5.
Защитники Отечества
– иллюстрации, тематические папки на тему «Наши
предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война»,
«Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской
славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты
(крейсер «Аврора») коллекции «Военная техника», «Военная форма»; атрибуты
для сюжетно-ролевых игр военной тематики и т.п.
6.
Приобщение к истокам русской и коми народной культуры
– иллюстрации и
тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,
«Из истории русского и коми народного костюма», «Народные праздники и
гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки,
русские и коми народные музыкальные инструменты; предметы народного
декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах,
дидактические игры по теме, создание мини-музеев.
7.
Духовно
–
нравственное
воспитание
–
материал,
дающий
детям
первоначальное
представление
о
православии:
фотоматериалы
соборов,
церквей; книги, брошюры и т.д.
8.
Художественная литература по фольклору
русские народные сказки, былины, предания, легенды, игры-инсценировки,
разные виды театра и т.д.
9.
Великие
соотечественники
–
портреты,
художественная
литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию и
Ленинградскую область.
10.
Наша планета земля
– глобус, детская карта мира; художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни
людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных
для той или иной страны.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ
Воспитатели,
планируя
работу
по
нравственно-патриотическому
воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый
город», «Моя родина - Россия», «Животный и растительный мир России» и т. д.
Каждая
тема
изучается
с
использованием
бесед,
видеопрезентаций,
дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок, оформлением
фотоальбомов, мини-музеев. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и
понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После
ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные
праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки,
поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке,
сказке.
Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и
родителей
позволит
развить
у
дошкольников
чувство
патриотизма,
гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и
народов.
А
правильно
организованная
предметно-пространственная
развивающая среда по воспитанию нравственно-патриотических чувств и
ценностей в этом только поможет.