Автор: Павлова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель музыкальных- теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: Разработка программы
Тема: "Основы импровизации и сочинения"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 им. Ю.А.Розума»
Саткинского муниципального района
«ОСНОВЫ ИМПРОВИЗАЦИИ И СОЧИНЕНИЯ»
Дополнительная общеобразовательная
предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства «Фортепиано»
(8-летний срок обучения, вариативная часть)
Разработчик:
-
Павлова Н.Н., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин высшей категории
МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А. Розума».
Рецензенты:
-
Воробьева И.Г., преподаватель специального фортепиано высшей категории МБОУ ДО
«ДШИ №1 им. Ю.А. Розума»;
-
Павлов Ю.Л., заместитель директора по МР МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А. Розума».
2021 г.
Оглавление
1.
Пояснительная записка
3
2.
Примерный учебно-тематический план
4
3.
Содержание курса программы
4
4.
Требования к уровню подготовки обучающихся
6
5.
Методические рекомендации
7
6.
Литература
8
7.
Фонд оценочных средств
8
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы импровизации и сочинения» разработана на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
общеобразовательной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано».
Курс предложенной программы рассчитан на обучающихся 6 класса фортепианного
отделения ДШИ и предполагается в вариативной части учебного плана ДОПП. Целью
предмета является попытка в доступной форме приобщить обучающихся к творчеству –
музыкальной импровизации и сочинению музыки.
Время известных социальных перемен поставило перед нынешней школой ряд задач,
среди которых едва ли не ведущей представляется воспитание творческой личности.
Основное направление – соединение теоретических познаний с опытом их практического
применения в своих творческих опытах. «Понимание – умение – результат» – вот основной
алгоритм данного курса обучения.
Содержание курса предполагает освоение приемов и способов развития мелодической
линии, наиболее употребляемых гармонических схем как необходимых условий связной
импровизации. Практический багаж учащихся составят навыки воспроизведения различных
ритмоформул,
игры
по
цифровому
басу,
формирования
звуковысотной
линии
(арпеджированный
аккорд,
мелизматика,
проходящие
и
вспомогательные
звуки,
гаммообразное движение и т.д.); навыки ансамблевой и сольной импровизации.
Цели программы:
развитие музыкального мышления обучающихся, воспитание у них потребности в
творческой деятельности;
совершенствование музыкального слуха в целом и его компонентов.
Задачи:
освоение навыков подбора по слуху мелодий и аккомпанемента;
освоение
приемов
и
способов
развития
импровизационной
линии,
наиболее
употребимых гармонических схем;
формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования.
формирование мотивации к сочинению музыки.
«Основы импровизации и сочинения» – программа, способствующая созданию
необходимых условий для развития творческих способностей будущих музыкантов.
Формирование навыков импровизации как средства художественного самовыражения
является одной из составляющих исполнительского потенциала музыканта.
Решение задач курса основывается на принципах межпредметных связей с
дисциплинами
теоретического
цикла
(гармония,
сольфеджио,
анализ
музыкальных
произведений), единства эмоционального и рационального, а также принципе увлеченности.
Срок реализации учебного предмета «Основы импровизации и сочинения» – один
учебный год.
Виды учебной нагрузки
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка
66 часов
Количество часов на аудиторную
нагрузку
33 часа (из расчета 1 час в неделю)
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
33 часа (из расчета 1 час в неделю)
3
Занятия проводятся в индивидуальной (по 1 часу) или мелкогрупповой форме – по 2
ученика на два часа, один раз в неделю.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие
обучающихся
в
концертах,
творческих
мероприятиях
и
культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Примерный тематический план
Название темы
кол-во
часов
1.
Подбор по слуху мелодий
4
2.
Двухголосие
4
3.
Подбор аккомпанемента
6
4.
Варьирование и импровизация мелодии
7
5.
Сочинение мелодии
5
6.
Сочинение произведений в полной фактуре
6
7.
Контрольный урок
1
Итого:
33
Содержание предмета
I. Подбор по слуху мелодий.
1. Ступеневое интонирование мелодий.
2. Игра ритмических упражнений.
3. Транспонирование мелодий в различные тональности.
4. Анализ движения мелодической линии.
II. Двухголосие.
1. Басовый голос (главные ступени лада, тоническая квинта и т. п.).
2. Сочинение подголосков (параллельные терции и сексты, интервалы лада на основе
тяготения).
III. Подбор аккомпанемента.
1. Гармонизация мелодии мажорными и минорными трезвучиями с соблюдением
следующих правил:
а) метричность;
б) соответствие опорного звука мелодии звуковому составу аккорда сопровождения.
2. Соотношение аккордов при гармонизации мелодий народно-крестьянского склада
[секундовое, терцовое] и городских (эстрадных) песен [преимущественно кварто-квинтовое].
Основные и побочные аккорды.
3. Использование обращений трезвучий, септаккордов, нонаккордов, трезвучий с секстой
и т. д. «Перегармонизация».
4. Знакомство с различными системами обозначения аккордов (ладово-функциональной
и буквенно-цифровой).
5. Освоение различных типов фактуры:
а) хоральный склад;
б) «бас + аккорд»;
в) аккордовая пульсация с выделенным басом;
г) синкопированный аккордовый аккомпанемент;
4
д) гармонические фигурации;
е) подголосочная полифония.
6. Знакомство с танцевальными и песенными жанрами. Выбор фактуры:
а) полька (быстрый темп, staccato, «бас + аккорд»);
б) вальс (умеренный темп, «бас + аккорд + аккорд», пунктирный ритм);
в) марш (4/4, четкая метричность, умеренно-быстрый темп, пунктирный ритм,
аккордовое сопровождение);
г) лирическая песня (спокойный темп, гармонические фигурации сопровождения);
д) колыбельная (медленный темп, тоникальность, плагальные обороты);
е) былина или протяжная песня (медленный темп, арпеджиато).
7. Гармонизация знакомых мелодий с различными типами фактуры. Транспонирование.
8. Ритмическое варьирование аккомпанемента.
IV. Варьирование и импровизация мелодии.
1. Ритмическое дробление.
2. Фигурация на звуках аккордов аккомпанемента или «скрытое двухголосие» с
остинатным звуком.
3. Дефигурация («скелет» мелодии).
4. Вспомогательные и проходящие звуки (диатонические и хроматические).
5. Задержания (приготовленные и неприготовленные).
6. Ладовая трансформация.
7. Использование мелизмов.
8. Сочетание разных приемов варьирования. Регистровая «переброска».
V. Сочинение мелодии.
Основная форма – период.
1. Сочинение песенок-попевок.
1. Изучение различных приемов развития мелодии: точное, варьированное и секвентное
повторение, ритмическое расширение и сжатие, увеличение и уменьшение интервалики.
2. Сочинение «народных», «эстрадных», «восточных» и мелодий других стилевых
разновидностей.
3. Импровизация мелодий на заданные гармонические схемы, в разных размерах и
жанрах, с применением различных типов аккомпанемента.
VI. Сочинение произведений в полной фактуре.
Начинать
желательно
с
программных
и
жанрово
определенных
произведений.
Использовать формы: период, простые двух- и трехчастные, вариации, рондо. Можно
ориентироваться на репертуар младших классов ДШИ:
1.
Обработки народных песен.
2.
Вариации на собственную или заимствованную тему.
3.
Этюды.
4.
Марши.
5.
Вальсы.
6.
Польки и другие танцы.
7.
Лирическая песня (романс).
8.
Колыбельная.
9.
Прелюдия.
10. Звукоизобразительные миниатюры («Гроза», «Утро», «В лесу», «Праздник» и т. п.).
На протяжении всего учебного года рекомендуется играть и анализировать музыкальный
материал по изучаемой теме: обработки народных песен известных композиторов, романсы,
вариации, джазовые и эстрадные сочинения и т. д.
5
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения данной программы обучающийся должен
знать:
компоненты музыкального произведения: мелодия, гармония, ритм, динамика,
штрихи, тембр и т.п.;
буквенные обозначения аккордов;
фактуру гомофонно-гармонического склада;
стилевые особенности наиболее распространённых жанров;
закономерности ладотональных соотношений;
простые музыкальные формы произведений;
средства трансформации мелодии в другой жанр;
виды мелодической и ритмической фигурации;
вспомогательные и проходящие звуки (диатонические и хроматические); приём
задержания;
приём ладовой трансформации темы.
средства выразительности, характерные для песенных и танцевальных жанров;
уметь:
интонировать мелодии ступенями;
подобрать по слуху простые мелодии;
транспонировать мелодии;
подобрать бас к мелодии;
соблюдать метроритмическую организацию в мелодии;
подобрать варианты ритмизации звуков;
ориентироваться в тональностях;
анализировать средства трансформации мелодии в другой жанр;
жанрово транспонировать мелодию;
аккордовую последовательность переложить в аккомпанемент предлагаемого жанра;
делать простейшие обработки народных песен;
сочинять секвенции.
сочинять небольшие программные и жанрово определенные произведения.
владеть навыками:
чтения с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров;
свободно читать и воспроизводить одноголосный ритмический рисунок и любую
строчку
ритмической
партитуры,
включающую
все
изученные
длительности,
ритмические обороты и знакомые тактовые размеры;
импровизировать мелодии и ритмические рисунки в объеме трех-четырех тактов в
знакомых тактовых размерах, в том числе и переменном размере;
гармонизации мелодии в разных тональностях;
сочинения несложного аккомпанемента к данной песне или мелодии;
сочинения жанрово определенных или звукоизобразительных миниатюр.
6
Методические рекомендации.
В настоящее время особое внимание всех педагогов-музыкантов все более обращено
на развитие творческих способностей учащихся. Одним из действенных средств, активно
стимулирующих такое развитие, является обучение импровизации, подбору по слуху и
элементарным приемам композиторской техники на фортепиано. Заниматься развитием
навыков импровизации нужно регулярно, используя занятия по сольфеджио, но, в первую
очередь, на специально проводимых уроках в индивидуальном порядке. При этом следует
исходить из того, что в процессе занятий импровизацией проявляется не какой-то особый
«дар природы» или специфические навыки, а общемузыкальные способности, составляющие
суть проявления личности в музыке. Занятия по импровизации приобретают особый
социальный смысл: готовят, в первую очередь, любящих музыку и достаточно хорошо в ней
разбирающихся (то есть квалифицированных) слушателей.
Для значительного числа из выпускников музыка, не став основной специальностью,
останется их любимым увлечением, а практические навыки, приобретенные ими в процессе
обучения предмету, помогут подобрать мелодию полюбившейся песни, быстро «придумать»
к ней аккомпанемент, свободно музицировать в кругу семьи или друзей. Для тех, кто решит
продолжать свое музыкальное образование, систематические занятия импровизацией
позволят
более
свободно
ощутить
фортепианную
клавиатуру,
лучше
использовать
колористические
возможности
инструмента,
транспонировать,
вырабатывать
быстроту реакции творческого мышления, техническую и эмоциональную свободу, легко
аккомпанировать пению, танцам, заниматься сочинением музыки.
Предмет «Основы импровизации и сочинения» состоит из нескольких тематических
«блоков», которые, в свою очередь, представлены различными формами работы.
Главной целью данного предмета является воспитание в обучающихся конкретных
навыков подбора аккомпанемента, импровизации и сочинения небольших пьес; умения
пользоваться разнообразными средствами музыкальной выразительности, и, в конечном
итоге, творческого мышления. Все формы работы находятся во взаимодействии и зависят
друг от друга. Также данный предмет должен способствовать лучшему усвоению предмета
сольфеджио, воспитывая и улучшая музыкальный слух.
На
начальном
этапе
обучения
целесообразнее
заниматься
ступеневым
интонированием, транспозицией на инструменте, двухголосием и подбором на слух мелодий
с несложным аккомпанементом. В третьей и четвертой четверти основными формами работы
являются гармонизация, сочинение и варьирование мелодии, использование различных
видов фактуры, изучение жанровых разновидностей. Сочинением произведений возможно
заниматься с детьми, успешно освоившими все вышеперечисленные формы работы,
постепенно переходя от простых (малых) форм к более сложным.
Компоновка частей курса должна соответствовать требованиям педагога, а также
зависеть от способностей и подготовки обучающегося. Кроме того, программа может быть
дополнена и изменена по желанию, как преподавателя, так и ученика.
Контроль осуществляется ежеурочно, четвертные оценки выставляются на основе
текущих. В конце учебного года рекомендуется контрольный урок, где учитывается
сделанное за оба полугодия.
7
Литература:
1.
Шайхутдинова Д. Основы импровизации и подбор аккомпанемента. – Уфа, 1997.
2.
Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. –
М., 1989.
3.
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М., 1979.
4.
Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. – М, 1980.
5.
Способин И. Элементарная теория музыки. – М., 1984.
6.
Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. – М., 1977.
7.
Николаев А. Школа игры на фортепиано. – М, 1994.
8.
Оськина С., Парнес Д. Аккомпанемент на уроках гармонии. – М., 2001.
9.
Хрестоматия по народному творчеству для общеобразовательных школ. – М, 1991.
10. Сборники «Хиты зарубежной эстрады», «Хит-парад» и др.
Фонд оценочных средств по предмету
«Основы импровизации и сочинения»,
Срок реализации учебного предмета «Основы импровизации и сочинения» – один
учебный год. Занятия проводятся в индивидуальной или мелкогрупповой форме.
Компоновка частей курса должна соответствовать требованиям педагога, а также
зависеть от способностей и подготовки обучающегося. Кроме того, программа может быть
дополнена и изменена по желанию как преподавателя, так и ученика.
Контроль осуществляется ежеурочно, четвертные оценки выставляются на основе
текущих. В конце учебного года рекомендуется контрольный урок, где учитывается
сделанное за оба семестра. Требования к итоговому уроку зависят не столько от содержания
предмета, сколько от индивидуальных способностей обучающегося, его склонности к
импровизационной и (или) композиторской деятельности.
Примерные требования к контрольному уроку:
1)
Исполнить вариации на выбранную тему с использованием нескольких приемов
трансформации мелодии:
Ритмическое дробление.
Фигурация на звуках аккордов аккомпанемента или «скрытое двухголосие»
с остинатным звуком.
Дефигурация («скелет» мелодии).
Вспомогательные и проходящие звуки (диатонические и хроматические).
Задержания (приготовленные и неприготовленные).
Ладовая трансформация.
Мелизматика.
Регистровая «переброска».
Сочетание разных приемов варьирования.
2)
Исполнить сочиненную/заимствованную тему с разными типами аккомпанемента
(выбрать 3-4 по желанию):
хоральный склад;
«бас + аккорд»;
аккордовая пульсация с выделенным басом;
синкопированный аккордовый аккомпанемент;
гармонические фигурации;
подголосочная полифония.
3)
Исполнить пьесу собственного сочинения в определенном жанре с выбором
характерной фактуры:
а) полька (быстрый темп, staccato, «бас + аккорд»);
8
б) вальс (умеренный темп, «бас + аккорд + аккорд», пунктирный ритм);
в) марш (4/4, четкая метричность, умеренно-быстрый темп, пунктирный ритм,
аккордовое сопровождение);
г) лирическая песня (спокойный темп, гармонические фигурации сопровождения);
д) колыбельная (медленный темп, тоникальность, плагальные обороты);
е) былина или протяжная песня (медленный темп, арпеджиато).
4)
Исполнить пьесу собственного сочинения, не ограниченную программными
требованиями
(для
обучающихся,
имеющих
склонность
и
способности
к
музыкальной композиции).
Критерии оценки.
Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3
(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Оценка, полученная на итоговом уроке,
заносится в аттестационную ведомость.
оценка «5» – все пункты требований выполнены, качество исполнения высокое,
продемонстрированы знания, навыки, логическое мышление, внутренние слуховые
представления;
оценка
«4»
–выполнение
заданий
на
хорошем
уровне,
но
с
небольшими
погрешностями,
связанными
с
недостатками
внимания,
логики,
слуховых
представлений;
оценка «3»
– задания выполнены не до конца, слабое владение теоретическим
материалом; допущены ошибки, связанные с недостаточными знаниями и навыками,
отсутствием опоры на логическое мышление и внутренние слуховые представления;
оценка «2» – программный материал не освоен, задания выполнены частично или с
многочисленными ошибками, внутренние ресурсы при выполнении заданий не
задействованы.
9