Автор: Павлова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель музыкальных- теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: Разработка программы
Тема: Элементарная теория музыки
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 им. Ю.А. Розума»
Саткинского муниципального района
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Дополнительная общеобразовательная
предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства
«Фортепиано»
(8-летний срок обучения, вариативная часть)
Разработчик:
-
Павлова Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории, МБОУ ДО «ДШИ №1
им. Ю.А. Розума»
Рецензенты:
-
Акентьева Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории МБОУ ДО «ДШИ №1
им. Ю.А. Розума»;
-
Долинина Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории, МБОУ ДОД «ДШИ г.
Бакал».
2019 г.
Оглавление
1.
Пояснительная записка
3
2.
Учебно-тематический план
4
3.
Содержание учебного предмета
5
4.
Требования к уровню подготовки обучающихся
10
5.
Текущий и итоговый контроль
10
6.
Методическое обеспечение учебного процесса
11
7.
Список литературы
12
8.
Фонд оценочных средств
13
2
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» составлена в соответ-
ствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре
и условиям реализации общеобразовательной предпрофессиональной программы в области
музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными приказом Министерства культуры
РФ от 12.03.2012 г. № 164.
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» дополнительной общеобразова-
тельной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиа-
но» входит в вариативную часть предметной области «Теория и история музыки». «Теория»
является дисциплиной, которая направлена на развитие музыкального мышления, способ-
ствуя музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкаль-
ного кругозора.
Срок освоения программы составляет один год (8 класс).
При реализации учебной программы максимальная учебная нагрузка составляет 66
часов. Их них 33 часа составляют аудиторные занятия, внеаудиторные (самостоятельная ра-
бота) – 33часа.
Основной формой проведения уроков являются мелкогрупповые занятия педагога с
учащимся.
Цель учебного предмета:
Создать условия для воспитания слуха, направленного на осознание элементов музы-
кальной речи и музыкального произведения в целом, на активное использование полученных
знаний в исполнительской деятельности.
Задачи учебного предмета:
развивать интерес у обучающихся к музыкальному искусству;
развивать природные способности учащихся;
создать музыкально-теоретическую базу;
развить умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
сформировать навык слухового анализа и чтения нотных текстов;
развивать умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмиче-
ские построения;
подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкально-
го образования.
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический
план, содержание предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и мето-
ды контроля, систему оценки, методическое обеспечение учебного предмета, список литера-
туры.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику предмета, его роль в об-
разовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, цель
и задачи предмета. Раздел Учебно-тематический план включает в себя последовательность
изучения тем программ с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учеб-
ного предмета. Раздел Содержание учебного предмета включает в себя важнейшие направ-
ления работы по предмету: теоретические знания, слуховые навыки, практическая работа по
теме, творческие задания. Требования к уровню подготовки обучающихся – данный раз-
дел разработан в соответствии с ФГТ. Формы и методы контроля, система оценки вклю-
чает в себя требования к организации и форме проведения текущего, промежуточного и ито-
гового контроля. Методическое обеспечение учебного процесса содержит методические
рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов работы по основным
направлениям.
Список литературы включает в себя перечень нотной и методической литературы.
Для реализации учебной программы «теория музыки» материально-техническое обес-
3
печение включает в себя:
библиотечный фонд, который укомплектован необходимой нотной и методической
литературой в количестве 200 экз.,
шесть учебных аудиторий для мелкогрупповых занятий, которые оснащены дос-
кой, пианино, музыкальным центром;
дидактический материал (схемы, таблицы, наглядные пособия).
Курс теории музыки в 8 классе обобщает материал предыдущих лет обучения и предпо-
лагает первоначальную подготовку учащихся в пределах элементарной музыкальной грамоты.
Изучение теории музыки должно подготовить ребенка к восприятию и овладению других му-
зыкально-теоретических дисциплин (особенно это касается учащихся, нацеленных на дальней-
шее обучение в музыкальных учебных заведениях). Это основа теоретического образования му-
зыканта-профессионала.
Данный предмет в системе теоретического цикла является обобщающим и сосредота-
чивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, анализа музыкальных произведе-
ний, музыкальной литературы. Основная задача предмета «Элементарная теория музыки» –
формирование и развитие музыкального мышления учеников, их аналитических способно-
стей. Учащиеся должны усвоить теоретический материал курса в полном объеме, уметь ра-
ботать с литературой, нотным текстом, профессионально грамотно излагать теоретический
материал в устной и письменной форме, владеть точной записью нотного текста, навыками
игры на фортепиано, применять полученные знания и навыки на практике.
Основное направление и главная цель работы педагога в курсе теории музыки – фор-
мирование прочных знаний, умений, практических навыков, элементов творческой деятельно-
сти учащихся.
Задачи педагога в курсе теории музыки:
1. Обеспечить тщательно спланированный учебный процесс:
а) сконцентрировать комплексно темы и выстроить их в логическом порядке,
б) вносить в процесс обучения разные виды творческой деятельности,
в) разнообразить формы работы,
г) опираться на доступные, методически выверенные, учебные пособия;
д) использовать опорные зрительные и слуховые сигналы.
2. Организовать связь с другими предметами, с "живой" музыкой, с практикой.
3. Формировать либо поддерживать целевые установки обучения, связав их с лич-
ностью ребенка и его потребностями.
4. Четко организовать индивидуальный поэтапный контроль уровня усвоения ма-
териала, что в свою очередь дает возможность прогнозировать методы преподавания
теории музыки.
Примерный учебно-тематический план
№
n/n
Тема, раздел
аудиторные
занятия
самосто-
ятельная
работа
максима-
льная на-
грузка
Введение.
1
1
2
1.
Музыкальный звук.
2
2
4
2.
Ритм. Метр. Размер. Темп.
2
2
4
3.
Лад. Тональность.
4
4
8
4.
Интервал.
4
4
8
5.
Аккорд.
4
4
8
6.
Диатоника. Диатонические ладовые
структуры.
3
3
6
4
7.
Хроматизм.
3
3
6
8.
Транспозиция. Секвенция.
2
2
4
9.
Мелизмы. Знаки сокращения нотного
письма.
2
2
4
10.
Музыкальный синтаксис. Мелодия.
Фактура.
2
2
4
11.
Музыкальный жанр.
2
2
4
Зачет
2
2
4
Итого
33
33
66
Содержание учебного предмета
Музыкальное образование формирует мировоззрение подрастающего поколения. Му-
зыкальное воспитание и развитие учащихся школы искусств, наряду со специальными клас-
сами, осуществляется также и на уроках элементарной теории музыки.
Изучение выразительных средств музыки, элементов музыкальных произведений яв-
ляется частью музыкального воспитания, способствующей единству художественного и тех-
нического развития юных музыкантов.
При реализации учебной программы максимальная учебная нагрузка составляет 66
часов. Их них 33 часа составляют аудиторные занятия, внеаудиторные (самостоятельная ра-
бота) – 33часа.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету на первое полугодие составляет 16 ча-
сов, на второе полугодие – 17 часов.
Объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу в первом полугодии со-
ставляет 16 часов, во втором полугодии – 17 часов.
Введение
Музыка как один из видов искусства. Специфика музыки – временная организация
звуковысотных соотношений. Общая характеристика музыкальных выразительных средств
(мелодии, лада, ритма, гармонии, фактуры). Основа и источник музыки – народное песенное
творчество. Исторический путь развития музыкального искусства.
Тема 1. Музыкальный звук
Звук как физическое явление. Музыкальный звук. Звуки с определенной высотой и
шумовые. Свойства и качества звука. Натуральный звукоряд. Обертоны. Строй. Пифагоров,
натуральный, темперированный строй. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени
звукоряда. Слоговые и буквенные названия ступеней звукоряда. Октава. Диапазон. Регистр.
Полутон и целый тон. Знаки альтерации (ключевые и случайные). Производные ступени
звукоряда. Энгармонизм. Диатонические и хроматические полутоны и тоны.
Запись высоты звука. Нотный стан.
Ключи. Система ключей «соль», «до» и «фа». Запись длительности звука. Увеличение
длительности звука. Паузы.
Тема 2. Ритм. Метр. Размер. Темп
Ритм в широком смысле – основа архитектоники музыкальной формы (протяженность
разделов, соотношение кульминаций, ритмика чередования нарастаний и спадов, тяжелый и
легкие такты, метр высшего порядка). Соотношение понятий метра и ритма. Метр и ритм в
узком смысле. Метр – регулярность чередования равнодлительных отрезков времени, равно-
5
мерность пульсации. Ритм – форма организации звукового потока во времени; организация
звуков одинаковой или различной длительности. Основные и особые виды ритмического де-
ления.
Метр и размер. Простые, сложные, смешанные метры и размеры. Группировка в про-
стых, сложных и смешанных размерах. Такт. Тактовая черта. Затакт. Синкопа. Переменный
размер. Полиметрия. Полиритмия.
Темп. Обозначение темпа. Агогика. Динамические оттенки. Артикуляция. Обозначе-
ние характера исполнения.
Значение ритма, метра и темпа в музыке. Связь размера, темпа, определенных ритми-
ческих фигур с жанрами.
Тема 3. Лад. Тональность
Общее понятие о ладе. Лад как система музыкального мышления. Интонационная
природа лада, его историческое происхождение. Лад – логическая сторона звуковых соотно-
шений. Тяготение и разрешение. Смысловая дифференциация музыкальных звуков – глав-
ные и подчиненные, опорные и неопорные, тяжелые и легкие, устойчивые и неустойчивые.
Ладовая система – условие смысла, динамики, движения, временной природы музыки. Кон-
кретные ладовые структуры, их различия (мера устойчивости тоники, ясность выявления то-
нического центра, острота тяготений, окраска лада – мера выявления мажорности или минор-
ности, диатонические и хроматические – альтерационные – разновидности ладовых струк-
тур, условная диатоника). Ладовые структуры – источник выразительных красочно–колори-
стических возможностей музыкального высказывания, реальная основа различных стилей и
направлений.
Мажор и минор. Три вида мажора и минора.
Тема 4. Интервал
Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина интерва-
лов. Обращение интервалов. Использование обращений интервалов в музыке.
Классификация интервалов. По временному соотношению: мелодические и гармони-
ческие; по отношению к октаве – простые и составные; по положению в музыкальной систе-
ме – диатонические и хроматические числе; по слуховому впечатлению (фонизму) – консо-
нирующие и диссонирующие; по положению в тональности: устойчивые и неустойчивые.
Энгармонизм интервалов.
Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.
Интервалы на ступенях диатонических и условно диатонических ладов (натуральный,
гармонический и мелодический мажор и минор). Разрешение неустойчивых интервалов. Раз-
решение тритонов: ув.4 – расходящимся движением в сексту, ум.5 – в терцию, в соответ-
ствии с общей тенденцией увеличенных интервалов к расширению, уменьшенных – к сжа-
тию.
Характерные интервалы гармонических мажора и минора (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4), их
разрешение.
Значение интервалов в музыке. Роль интервалов в горизонтали (контуры мелодиче-
ской линии, плавное движение и скачки, широкие и узкие интервалы, устойчивые и неустой-
чивые, наличие увеличенных и уменьшенных интервалов). Роль интервалов в образовании
вертикали. Самостоятельная или относительно самостоятельная роль интервалов в музы-
кальной ткани или отдельном ее пласте. Фонизм интервалов – консонансы и диссонансы,
степень диссонантности, выявление мажорности или минорности (виды терций и секст), ши-
рокие и узкие интервалы, регистры звуков интервалов; опорные интервалы, устойчивые и
неустойчивые интервалы. Интервал как часть аккорда. Дублировка мелодической линии. Ин-
6
тервал как основа музыкальной интонации (например, лирическая секста, интонация ламен-
то, малотерцовые «баюкающие» ходы русских колыбельных и т.п.).
Тема 5. Аккорд
Созвучие. Аккорд. Виды аккордов (трезвучие, септаккорд, нонаккорд, ундецимак-
корд). Терция – основа построения аккорда (консонантность и гармоническая полнота звуча-
ния, сумма двух терций – консонанс, совпадение с чередованием устоев и неустоев в ладовой
структуре, возможность функционального единства аккордов терцовой структуры).
Классификация аккордов. По впечатлению на слух – консонирующие и диссонирую-
щие (зависимость от интервального состава). По положению в музыкальной системе – диато-
нические и хроматические (зависимость от интервального состава, основные хроматические
аккорды – увеличенное трезвучие и уменьшенный септаккорд, большой минорный и увели-
ченный септаккорды – производные от увеличенного трезвучия). Краткие сведения об альте-
рированных аккордах. По положению в тональности – устойчивые и неустойчивые. По поло-
жению основного тона (по внутреннему распорядку звуков) – основной вид и обращения.
Энгармонизм аккордов. Увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд. Деление
октавы на равные части.
Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий. Трезвучия на ступенях мажора и мино-
ра. Главные трезвучия лада. Разрешение неустойчивых трезвучий. Побочные трезвучия.
Семь видов септаккордов. Обращение септаккордов. Септаккорды на ступенях мажо-
ра и минора (натуральные и гармонические формы). Главные септаккорды (доминантсептак-
корд, септаккорд второй ступени, вводные септаккорды) с обращениями. Разрешение их. По-
бочные септаккорды с обращениями, их функциональная принадлежность, способы их разре-
шения (по образцу: доминантсептаккорд – тоника, доминантсептаккорд – трезвучие VI сту-
пени, вводный септаккорд – доминантовый квинтсекстаккорд, II
7
– V
4
3
).
Значение аккордов в музыке. Роль аккордов в построении мелодии: развертывание ак-
кордов по горизонтали, координация горизонтали и вертикали (аккорды и аккордовые тоны в
качестве опоры мелодической линии), аккордовые и неаккордовые звуки. Аккорд – струк-
турный элемент вертикали. Функциональная роль аккорда (ладовые функции аккордов – Т,
S, Д, М; преобладание устойчивости и неустойчивости, диатоники или хроматики, автенти-
ческих или плагальных оборотов, аккордов главных или побочных ступеней). Фонизм гармо-
нии (консонанс – диссонанс, мажорность - минорность, основной вид – обращения).
Тема 6. Диатоника. Диатонические ладовые структуры
Понятие о диатонике. Тетрахорды, виды тетрахордов (ионийский, дорийский, фригий-
ский). Диатонические разновидности мажора и минора (старинные лады, церковные лады,
лады народной музыки) – ионийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, дорийский,
фригийский. Сравнение их с обычным мажором и минором. Модальность. Конструктивные и
фонические особенности ладов: распределение полутоновых тяготений, наличие или отсут-
ствие вводного тона, соотношение высоких и низких ступеней, характерная ступень, харак-
терный интервал (лидийская кварта, миксолидийская септима, дорийская секста, фригийская
секунда), роль тритона (положение в ладовой структуре – сочетание характерной ступени с
устойчивым звуком, – направление тяготения, особенности разрешения – вопреки обычному
тяготению данного интервала), трезвучия главных ступеней и характерные трезвучия.
Пентатоника. Общие признаки пентатонических ладовых структур. Отсутствие
острых тяготений (малых секунд, тритонов).
Неполные ладовые структуры. Трихорды.
Применение диатонических ладов.
7
Тема 7. Хроматизм
Хроматизм. Внутриладовый хроматизм. Хроматические неаккордовые звуки. Правила
правописания мажорной и минорной хроматической гамм. Альтерация неустойчивых ступе-
ней лада. Новые хроматические интервалы (три увеличенные сексты и уменьшенные терции,
увеличенная терция и уменьшенная секста, дважды увеличенная кварта и дважды уменьшен-
ная квинта, дважды увеличенная прима и дважды уменьшенная и увеличенная октава), их
разрешение. Общие принципы разрешения хроматических интервалов и альтерированных
аккордов. Роль хроматизма в построении мелодической линии (обострение тяготений), роль
альтерации в аккордах (изменение структуры вертикали, фонизм).
Модуляционный хроматизм. Общие понятия о модуляции. Виды модуляций (переход,
отклонение, сопоставление).
Родство тональностей. Тональности первой степени родства.
Роль тонального плана в музыкальном произведении (конструктивная роль в построе-
нии формы, фонизм тональностей и тональных соотношений - родственные или отдаленные
тональности, мажоры или миноры).
Тема 8. Транспозиция. Секвенция
Транспозиция. Три способа транспозиции (на интервал, на хроматический полутон,
посредством замены ключа). Применение транспозиции. Транспонирующие инструменты,
запись их в партитуре.
Секвенция (общее понятие). Секвенция – один из приемов развития музыкального
материала. Место секвенций в форме. Виды секвенций. Секвенции тональные (диатониче-
ские) и модулирующие. Разновидности модулирующих секвенций (по родственным тональ-
ностям и по равновеликим интервалам).
Мотив секвенции, звено секвенции. Применение секвенций в музыке разных эпох,
стилей и авторов.
Тема 9. Мелизмы. Знаки сокращения нотного письма
Мелизмы. Способ образования мелизмов. Мелизматика. Виды мелизмов, краткая ха-
рактеристика и обозначение. Короткий и долгий форшлаг, тирата, простой и двойной мор-
дент, группетто, трель).
Применение мелизмов. Их роль в образовании мелодической линии. Расшифрованные
(«выписанные») мелизмы. Мелизмы в музыке различных эпох, стилей и авторов (мелизмы в
музыке XVII века, мелизмы у Баха и у Куперена, мелизмы у венских классиков, у романти-
ков, в современной музыке).
Знаки сокращенного нотного письма (аббревиатуры). Графическое изображение их.
Знаки сокращения в современной нотации.
Тема 10. Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура
Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука,
опевание, восходящее, нисходящее, волнообразное движение; плавное – поступенное движе-
ние и скачки; закон мелодического противовеса). Мелодическая вершина. Кульминация. Не-
которые приемы мелодического развития (повторение, орнаментированное повторение, ва-
рьирование, обращение, увеличение, уменьшение, растяжение мелодических интервалов).
Координация мелодического рисунка с ладом, аккордом (аккордовые и неаккордовые звуки,
ладовое положение опорных тонов мелодии, ладовая окраска) – источник выразительности
8
мелодии. Значение мелодии в музыке.
Понятие о фактуре. Музыкальная ткань. Склад. Виды складов: монодия; многоголо-
сие и его разновидности – гомофония (гомофонно-гармонический склад), аккордовый склад;
полифония – имитационная, разнотемная (контрастная), подголосочная, гетерофония; сме-
шанный (гомофонно-полифонический, синтетический) склад. Фактура. Фактурные приемы:
фигурация (гармоническая, ритмическая, мелодическая); скрытое многоголосие; дублиров-
ки; педальные тоны. Выразительная роль фактуры.
Партитуры. Партия.
Музыкальный синтаксис. Расчлененность музыкальной речи. Цезура, главные призна-
ки цезуры (пауза, остановка, повторность мелодических или ритмических фигур). Мотив.
Фраза. Период, предложение, каденция, виды каденций. Разновидности периода (период еди-
ного строения, период из двух и из трех предложений, однотональный и модулирующий пе-
риоды, квадратный и неквадратный, период повторной структуры). Масштабно-синтаксиче-
ские структуры (периодичность, суммирование, дробление с замыканием). Простая двух-
частная и простая трехчастная форма (общее представление).
Тема 11. Музыкальный жанр
Классификация по времени возникновения и национальной принадлежности; по жиз-
ненному назначению, условиям исполнения, исполнительскому составу, особенностям со-
держания и формы. Основополагающие жанры, жанры первичные и вторичные, чистые (еди-
ничные) и смешанные (вторичные). Проявление жанровых приемов. Выразительная роль
жанра.
Преобладающая форма работы со старшими школьниками - комплексный урок. Возможно
превалирование на занятии одного из видов работы, например: лекция (объяснение нового
материала), проверка творческого задания, контрольная работа, устный опрос по теории,
проверка практических заданий на фортепиано, анализ музыкальных произведений.
Формы и методы работы на уроке по теории сводятся в основном к следующему:
1.Традиционное объяснение материала с использованием опорных сигналов, с музы-
кальными иллюстрациями.
2.Закрепление материала в виде письменных заданий, классных и домашних, показа-
тельных и самостоятельных.
3.Игра на инструменте: построение элементов, игра секвенций, включающих пройден-
ные элементы, транспонирование.
4.Тестирование (может быть программированное).
5.Теоретический диктант.
6.Самостоятельное составление рассказа по теме с использованием опорных сигналов.
7.Традиционный устный опрос: формулировки, построение, работа за инструментом.
8.Работа по индивидуальным карточкам – заданиям.
9.Анализ музыкального произведения, устный и письменный.
10.Систематическая проверка письменных заданий с последующей работой над ошиб-
ками.
11.Возможное проведение контрольных работ по крупным темам.
12.Творческие задания.
9
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Освоение музыкального материала должно соответствовать федеральным государ-
ственным требованиям, в результате чего обучающиеся приобретают:
знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интер-
валы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
материала;
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладо-
вой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ла-
дов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
Примерные зачетные требования к выпускнику:
1.
Письменная работа, состоящая из 5 заданий:
- виды мажора или минора, включая альтерированный, хроматическую гамму;
- тритоны и характерные интервалы в ладу;
- аккорды от звука (трезвучия, их обращения, септаккорды);
- родственные тональности;
- ладовая гармоническая последовательность с отклонениями и модуляцией.
2.
Устный ответ по билетам. Билет включает в себя:
- теоретический вопрос;
- анализ нотного текста (тональность, диатоника или хроматика, особенности факту-
ры, метроритм, гармония, отклонения и модуляции, итальянские термины, знаки
сокращения нотного письма, обозначения штрихов, расшифровка мелизмов и т.п.);
- игра на фортепиано интервалов, аккордов, ладов.
Текущий и итоговый контроль
Одним из самых эффективных средств управления учебной деятельностью учащихся
является регулярный индивидуальный поэтапный контроль успеваемости. Основные формы
контроля – письменные классные и домашние задания, индивидуальные опросы. Большой
объем материала и ограниченное количество времени на уроке приводит к выводу о необходи-
мости домашних заданий. В течение всего года учащиеся обязательно получают домашние за-
дания для закрепления пройденных тем, тем более, в силу возрастных особенностей, письмен-
ные домашние задания и задания на инструменте воспринимаются учащимися как более ин-
тересные и желательные.
Домашние задания формулируются доступно, их содержание и количество должно
быть четко определено и охватывать как новый, так и пройденный ранее материал. Для выпол-
нения заданий необходимо использовать умение детей играть и петь. Задания по теории долж-
ны быть тесно связаны с уроками сольфеджио, специальности и другими предметами музы-
кального цикла в школе. Все виды классной и домашней работы требуют от старшеклассников
хорошего знания теории, владения навыками и умениями, приобретенными в результате целе-
направленной работы над их формированием еще в младших классах.
Оценка в четверти выставляется по текущим отметкам, в конце учебного года прово-
дится зачет по всему изученному материалу.
10
Методическое обеспечение учебного процесса
Высокие результаты обучения музыкантов могут быть обеспечены интенсификацией
учебного процесса, постоянным совершенствованием педагогического мастерства, обновле-
нием методики преподавания.
Теория музыки как предмет имеет свои задачи и требования, а также соответствующие
им методы работы. Недостаток нашего сегодняшнего обучения проявляется в том, что учащи-
еся часто путают элементарные понятия, не могут объяснить порой самые простые музыкаль-
ные явления, дать определение термину и т.д.
Материал по теории музыки осваивается детьми на протяжении 4-6 лет обучения в
школе. Это этап первоначального накопления знаний. В этот период времени одни дети при-
обретают прочные знания, практические умения и навыки, а другие (в зависимости от многих
причин) владеют ими недостаточно, демонстрируя поверхностные знания.
В возрасте 12-15 лет у старшеклассников появляется вкус к логическим операциям.
Специфика предмета должна опираться на возрастные особенности учащихся: детей под-
росткового возраста отличают развитые произвольная память и понятийное мышление, любо-
знательность, самостоятельность в суждениях.
Сложность предмета «Элементарная теория музыки» – в многосоставности, объеме,
разнообразии тем и направлений работы. Это: объяснение материала и изложение содержа-
ния темы; игра на фортепиано примеров из музыкальной литературы, секвенций, цифровок,
гамм, интервалов, аккордов,; выполнение письменных и устных заданий на построение гамм,
интервалов, аккордов, транспозицию, группировку, анализ музыкальных произведений; со-
чинений мелодий и музыкальных построений.
Формы уроков по элементарной теории музыки могут быть различными. Однако пре-
подаватель должен учитывать, что выработка практических навыков построения элементов
музыкальной речи требует еженедельного контроля в классе и периодического повторения
важнейших тем на протяжении всего периода изучения предмета.
Неотъемлемой частью учебного процесса является организация домашних заданий
учащихся. Домашняя работа – процесс, направляемый и контролируемый преподавателем.
Объем и форма домашних заданий, равномерное распределение времени в течение недели,
четкий и постоянный контроль (своевременная проверка домашних заданий на индивидуаль-
ных занятиях, еженедельный опрос всех учащихся, контрольные уроки по темам, итоговые
контрольные уроки) должны обеспечить качественное усвоение материала и овладение все-
ми необходимыми навыками.
Некоторые формы работы на уроке:
Теоретический диктант. Суть его в том, что определения и формулировки, либо ка-
кой-нибудь алгоритм, либо одно из его звеньев воспроизводятся письменно. Например:
а)записать определение ритма,
б)
ответить на вопрос: "Что такое перенос мотива на другую высоту",
в)записать последовательность действий: "Что нужно сделать, чтобы определить ключе-
вые знаки в мажорной бемольной тональности";
г)дать свое определение, например, синкопы.
Тестирование может быть проведено для проверки усвоения материала и должно быть
дифференцированным.
Творческие задания – это задания типа: "Досочини мелодию, заканчивая ее поочередно
во всех тональностях 1-й степени родства". Или: "Сыграй гармоническую секвенцию с исполь-
зованием пройденного аккорда". К творческим можно отнести составление и решение кросс-
вордов, подготовку и проведение брейн-рингов, теоретических викторин и т.п.
Примечание:
Так как некоторые из подобных заданий требуют временных затрат на уроке, то их
11
можно давать детям на дом.
Важным моментом уроков теории музыки является слуховое освоение изучаемого ма-
териала. Умение связать исполнение нотного текста с его теоретическим осмыслением. Пред-
полагается, что изучаемый теоретический материал находится в тесной связи со слуховым его
осознанием на уроках сольфеджио (весь материал поется, определяется на слух, играется на
инструменте), специальности, музыкальной литературы, хора, оркестра, т.е. на всех уроках в
музыкальной школе.
Именно в домашнюю работу можно порекомендовать вносить задания на сообразитель-
ность – то, что называется задачами повышенной трудности, например: разрешить тритон в 8
тональностей.
Некоторые формы самостоятельных домашних заданий
1.
Повторение ранее пройденного материала по учебникам, записям.
2.
Проигрывание на инструменте музыкальных примеров.
3.
Анализ музыкальных произведений.
4.
Пропевание изучаемых элементов.
5.
Подготовка лекции по опорным сигналам, либо по данным педагогом материалам.
6.
Творческие задания.
7.
Письменные задания.
Общие рекомендации к анализу музыкального текста
1.Характер музыки, ее звуковой облик, жанровые связи.
2.Какими средствами гармонии, ладообразования, мелодии, аккордики, фактуры, рит-
ма эти оттенки (прежде всего наиболее важные из них) создаются.
3.В какие моменты изложения материала (первоначальное изложение, развитие, куль-
минация, завершение) наиболее ярко проявляются определенные звуковые краски и оттенки,
жанровые связи; какими средствами лада, гармонии, мелодии, ритма, фактуры они достига-
ются.
Рекомендуемые учебники и учебные пособия:
1.
Алексеев, Б.К., Мясоедов, А.Н. Элементарная теория музыки [текст] / Б.К.Алексеев,
А.Н.Мясоедов – М.: «Музыка», 1986 – 239 с., нот. илл.
2.
Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки [текст] / В.А.Вахромеев – М.: «Музы-
ка», 1995 – 253 с.
3.
Виноградов, Г.В., Красовская Е.М. Занимательная теория музыки [текст] / Г.В.Виноградов,
Е.М.Красовская – М.: «Сов. композитор», 1991 – 192 с.: нот., ил.
4.
Дубовский, И.И., Евсеев, С.В., Способин, И.В., Соколов, В.В. Учебник гармонии
[текст] / И.И. Дубовский, С.В. Евсеев, И.В.Способин, В.В.Соколов – М.: «Музыка»,
1985 – 480 с.: нот.
5.
Красинская Л.Э., Уткин, В.Ф. Элементарная теория музыки [текст] / Л.ЭКрасинская,
В.Ф.Уткин – М.: «Музыка», 1991 – 331 с., нот.
6.
Калугина, М.А., Халабузарь, П.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфе-
джио: Методическое пособие для ДМШ [текст] / М.А.Калугина, П.В.Халабузарь –
М.: «Сов. композитор», 1989 – 119 с.
7.
Музыкальный энциклопедический словарь [текст] / Главный редактор Г.В.Келдыш – М.:
«Советская энциклопедия», 1990 – 672 с.: ил.
8.
Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио: Хрестоматия для 4-7 кл. ДМШ
[текст] / сост. В.Лукомская, ред. А.В.Вульфсон – Л.: «Музыка, 1983 – 78 с.
9.
Способин, И.В. Элементарная теория музыки [текст] / И.В.Способин – М.: «Музыка»,
1985 – 199 с., нот. илл.
12
10.
Фридкин, Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте [текст] / Г А.-
Фридкин, ред. С.Котомина – М.: «Музыка», 1988 – 268 с.
11. Хвостенко, В.В Задачи и упражнения по элементарной теории музыки [текст] / В.В.-
Хвостенко – М.: «Музыка», 2001 – 332 с., нот.
12. Энциклопедический юного музыканта [текст] / Состав. Медушевский В.В., Очаковская
О.О. – М.: «Педагогика», 1985 – 351 с.: нот., ил.
Фонд оценочных средств по предмету
«Элементарная теория музыки»,
Курс программы рассчитан на обучающихся 8 класса музыкального отделения ДОПП
и располагается в вариативной части учебного плана. Он обобщает материал предыдущих лет
обучения и предполагает первоначальную подготовку учащихся в пределах элементарной му-
зыкальной грамоты. Изучение теории музыки должно подготовить ребенка к восприятию и
овладению других музыкально-теоретических дисциплин (особенно это касается учащихся, на-
целенных на дальнейшее обучение в музыкальных учебных заведениях).
Срок реализации программы – 1 год. Объем учебного времени: максимальный – 66 ча-
сов, внеаудиторная работа – 33 часа, аудиторные занятия – 33 часа. Форма проведения ауди-
торных занятий – мелкогрупповая.
Контроль осуществляется ежеурочно, четвертные оценки выставляются на осно-
ве текущих. В конце учебного года рекомендуется зачёт, проводимый в течение двух
последних уроков, т.е. в аудиторное время.
Текущий контроль. Основные формы контроля – письменные классные и до-
машние задания, индивидуальные опросы.
Домашние задания формулируются доступно, их содержание и количество долж-
но быть четко определено и охватывать как новый, так и пройденный ранее материал.
Для выполнения заданий необходимо использовать умение детей играть и петь. Задания
по теории должны быть тесно связаны с уроками сольфеджио, специальности и другими
предметами музыкального цикла в школе. Все виды классной и домашней работы требуют
от старшеклассников хорошего знания теории, владения навыками и умениями, приобре-
тенными в результате целенаправленной работы над их формированием еще в младших
классах.
В конце учебного года проводится зачет по всему изученному материалу. Один урок
– письменная работа, второй – устный опрос.
Зачетные требования к выпускнику:
I.
Письменная работа состоит из заданий следующего содержания:
Построить альтерированную и хроматическую гамму мажора или минора;
Определить родственные тональности к заданным;
Построить аккордовую последовательность с отклонениями и модуляцией в тональ-
ность первой степени родства.
Сделать инструментальную группировку данных ритмических рисун-
ков.
13
Примерные варианты письменной работы:
I вариант:
1.
Построить альтерированную и хроматическую гамму H-dur.
2.
Определить родственные тональности к Des-dur, cis-moll.
3.
Построить аккордовую последовательность с модуляцией из H-dur: T
6
D
6/5
→S
5/3
II
6/5
VII
4/3
D
2
T
6
II
6
=t
6
s
5/3
K
6/4
D
7
t
3
.
4.
Сделать инструментальную группировку. Например, из сборника Хвостенко В. «Задачи
и упражнения по элементарной теории музыки», с. 49, упр. 18 (в).
II вариант:
1.
Построить альтерированную и хроматическую гамму b-moll.
2.
Определить родственные тональности к H-dur, f-moll.
3.
Построить аккордовую последовательность с модуляцией из b-moll: t
5/3
D
2
→s
6
t
6/4
s
5/3
t
6
III
5/3
=Т
5/3
S
6
K
6/4
D
7
Т
3
.
4.
Сделать инструментальную группировку. Например, из сборника Хвостенко В. «Задачи
и упражнения по элементарной теории музыки», с. 49, упр. 17 (г).
II.
Устный ответ:
теоретический вопрос;
анализ нотного текста (тональность, диатоника или хроматика, особенности факту-
ры, метроритм, гармония, отклонения и модуляции, итальянские термины, знаки
сокращения нотного письма, обозначения штрихов, расшифровка мелизмов и т.п.).
Примерный перечень вопросов для устного ответа:
1. Что такое лад? Названия ступеней в ладу.
2. Что такое тональность?
3.
Объяснить разницу в терминах: параллельные, одноимённые, энгармонически равные
тональности. Приведите примеры.
4.
Перечислите тональности (сыграйте) по квинтовому кругу. Как появляются знаки в
тональностях?
5.
Тональности 1-й степени родства (примеры). Проанализировать тональный план
заданного произведения.
6.
Виды мажора и минора.
7.
Семиступенные диатонические лады.
8.
Пентатоника. «Искусственные» лады.
9.
Что такое хроматизм? Виды хроматизмов. Хроматическая гамма. Правила её запи-
си в мажоре и миноре.
10.
Ладовая альтерация.
11.
Что такое модуляция? Виды модуляций.
12.
Что такое интервал? Простые и составные интервалы, мелодические и гармонические
интервалы. Консонансы и диссонансы.
13.
Обращение интервалов.
14.
Тритоны.
15.
Характерные интервалы в мажоре и миноре.
16.
Что такое аккорд? Перечислить основные аккорды. Названия звуков в аккордах.
17.
Виды трезвучий и септаккордов. От чего зависят названия трезвучий и септаккордов?
18.
Функции аккордов в ладу.
19.
Уменьшенные и увеличенное трезвучия в мажоре и миноре.
20.
Самые употребительные септаккорды в ладу (V, VII, II ступени).
21.
Период. Его составные части. Каденции.
14
22.
Какие ещё музыкальные формы вы знаете? Их особенности. Привести примеры.
23.
Что такое метр? Что такое ритм? Назвать основные длительности. Знаки увеличения
длительностей.
24.
Синкопа. Виды синкоп.
25.
Что такое такт? Что такое размер такта? Виды размеров.
26.
Мелизмы.
27.
Знаки сокращения нотного письма.
28.
Особые ритмические группы.
29.
Группировка длительностей в такте. Правила группировки в инструментальной му-
зыке.
30.
Правила группировки в вокальной музыке.
31.
Для чего нужен музыкальный ключ? Какие ключи вы знаете?
32. Что такое «гармония»? Какие вы знаете гармонические обороты?
Критерии оценки.
Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хоро-
шо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Оценка, полученная на зачете,
заносится в общешкольную ведомость.
оценка «5» – свободное владение освоенным теоретическим материалом, быстрое и
точное выполнение заданий без помощи дополнительных, наглядных средств (табли-
цы, карточки, фортепиано), опираясь на собственные ресурсы: знания, навыки, логи-
ческое мышление, внутренние слуховые представления;
оценка «4» – владение освоенным теоретическим материалом, выполнение заданий
на хорошем уровне, но с небольшими погрешностями, связанными с недостатками
внимания, логики, внутренних слуховых представлений;
оценка «3» – слабое владение теоретическим материалом, задание выполнено не до
конца (не уложился во времени), либо допущены ошибки, связанные с недостаточны-
ми знаниями и навыками, отсутствием опоры на логическое мышление и внутренние
слуховые представления;
оценка «2» – теоретический материал не освоен, задание выполнено частично или с
многочисленными ошибками, внутренние ресурсы при выполнении задания не задей-
ствованы, либо находятся на очень низком уровне.
15