Автор: Павлова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель музыкальных- теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Блиц -тесты на уроках музыкальной литературы
Раздел: дополнительное образование
Павлова Н.Н.
МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А. Розума»
Саткинский муниципальный район
БЛИЦ-ТЕСТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В образовательном процессе большое значение имеют различные формы проверки
усвоения знаний. Сколь хорошим не было бы преподавание предмета, учащиеся получат
прочные знания лишь при отлаженной системе контроля.
Тестирование
получило
широкое
распространение
в
точных
науках.
Однако
педагогическая практика гуманитарных дисциплин нашла возможным использование его на
своих уроках. Преподавание музыкальной литературы на музыкальных отделениях ведется
урочно-групповым методом, вследствие чего возникает проблема проверки усвоения материала
каждым учащимся. Использование тестов позволяет:
а) охватить большой объем материала;
б) задействовать всех учащихся;
в) сэкономить время на уроке;
г) дифференцированно подойти к опросу учащихся, давая дополнительные задания или,
наоборот, облегченный вариант.
Основная функция блиц-тестов – быстрая проверка знаний по локальным темам. Это
позволяет «накопить» отметки, что немаловажно для выставления объективной оценки за
четверть, а также больше времени на занятии уделить другим формам работы: объяснению
нового материала, прослушиванию музыки, докладам учащихся, дискуссиям и т.д. Подобное
тестирование на музыкальной литературе уже давно применяется в школах Санкт-Петербурга
(а, возможно, и гораздо шире).
Блиц-тест
состоит
из
нескольких
информационных
утверждений,
с
которыми
соглашаются (или не соглашаются) ученики, отвечая письменно «+» или «–» (т.е. «да» или
«нет»). Каждый ответ оценивается баллами в зависимости от общего количества утверждений.
Педагог может варьировать степень сложности тестирования, учитывая специализацию и
уровень подготовленности группы.
Данные тесты заставляют учащихся внимательно относиться к информации, получаемой
вербально, и осуществлять правильный выбор. Важен и психологический момент: используя
собственные знания и логику, подвергать сомнению услышанное от взрослых и делать выводы.
Наряду с подобными проверками на уроках, несомненно, должны быть использованы и
другие формы проверки знаний – более сложные тест-карты, «угадайки», фронтальные опросы,
а также задания, требующие подробных (устных или письменных) ответов учащихся. В блиц-
тестах детей привлекает игровой момент, поэтому они более актуальны в младших классах. Чем
старше ученики – тем меньше доля таких тестов в реестре форм контроля.
Примерные блиц-тесты
Легенды о музыке.
1.
В Древней Греции Аполлон считался покровителем искусств. Ему помогали девять
юных богинь-муз, каждая из которых отвечала за определенный вид искусства.
2.
Состязание Аполлона, играющего гимн на золотой кифаре, и Пана, сыгравшего
пастуший наигрыш на свирели, закончилось победой Аполлона.
3.
Орфей – простой смертный, играл на флейте и пас овец.
4.
Миф об Орфее вдохновил многих композиторов на создание опер и балетов о нем.
5.
Садко – киевский богатырь, защищал землю русскую от врагов.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–.
Музыкальный язык.
1.
Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
2.
Гармония складывается из одинаковых или разных длительностей.
3.
Ритм – организатор музыкальных звуков во времени.
4.
Лад – согласованность различных по высоте звуков, объединенных вокруг главного
звука – тоники. Самые распространенные лады – мажор и минор.
5.
Фактура – скорость исполнения музыки.
Ответы: 1.+, 2.–, 3. +, 4.+, 5.–.
Симфонический оркестр.
1.
Арфа, виолончель и контрабас считаются медными духовыми инструментами.
2.
Челеста, колокола и литавры – ударные.
3.
Клавир – нотная запись всех инструментальных партий оркестра.
4.
Самая многочисленная группа симфонического оркестра – струнная.
5.
Tutti – играет весь оркестр.
Ответы: 1.–, 2. +, 3.–, 4.+, 5. +.
Музыка и слово.
1.
Музыка с детства сопровождала жизнь древних славян. Первыми музыкальными
произведениями были народные песни.
2.
Веснянки и колядки исполнялись только в определенное время года.
3.
Былины появились в XV веке, их герои – цари и полководцы.
4.
В вокальных жанрах существуют два основных типа мелодики – речитатив и
кантилена.
5.
Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5. +.
Музыка и движение.
1.
Французское слово «марш» означает «ходьба», «движение вперед».
2.
Марши бывают походные, торжественные церемониальные, траурные, сказочные.
3.
Тарантелла и лезгинка – русские народные танцы.
4.
Трепак, гопак, полька – быстрые веселые двухдольные танцы.
5.
Вальс – старинный китайский танец, известный европейцам с давних времен.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–.
Программно-изобразительная музыка.
1.
Произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или
развернутую литературную программу, называются программными.
2.
Звукоизобразительность – отображение в музыке чувств и эмоций людей.
3.
«Картинки с выставки» – вокальное произведение Н.А. Римского-Корсакова.
4.
«Карнавал животных» – «зоологическая фантазия» К. Сен-Санса, сюита для
небольшого ансамбля из 14 миниатюр.
5.
А.К. Лядов писал симфонические сочинения на сказочные сюжеты: «Баба Яга»,
«Кикимора», «Волшебное озеро».
Ответы: 1.+, 2.–, 3.–, 4.+, 5.+.
Музыка и театр.
1.
Жанр – вид музыкального творчества.
2.
Музыкально-сценические жанры сочетают в себе различные виды искусства: музыку
и танец, литературу и живопись, игру актеров, искусство дирижеров и режиссеров.
3.
Музыка к драматическому спектаклю – самый древний жанр, существовавший еще в
Древней Греции.
4.
Балет зародился в Италии на рубеже XVI-XVII веков, его драматургия складывается
из арий, речитативов, ансамблей, хоровых и симфонических эпизодов.
5.
В основе оперы – танцы, классические и характерные.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.+, 4.–, 5.–.
Западноевропейская музыка до XVII века.
1.
Музыка зародилась давно, она была частью семейно-бытовых и религиозных
обрядов.
2.
В XI
веке итальянский монах Гвидо Аретинский изобрел четырехлинеечную
нотацию.
3.
Месса – песня странствующих средневековых рыцарей, трубадуров и миннезингеров.
4.
Опера появилась на рубеже XVI-XVII веков во Флоренции. Ее создатели – поэты и
музыканты кружка Барди-Корси.
5.
Самый популярный инструмент светской музыки XVII века – орган.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–.
Жизнь и творчество И.С. Баха.
1.
Композитор родился в 1785 году в городе Ордруф.
2.
С 1708 года Бах живет и работает в Веймаре городским органистом.
3.
В 1717 году композитор с семьей переезжает и поступает на службу к принцу
Кетенскому в качестве капельмейстера. В Кетене Бах писал преимущественно
клавирную и оркестровую музыку.
4.
Должность кантора певческой школы при церкви Святого Фомы в Лейпциге Бах
занимал с 1723 года и до конца жизни.
5.
Скончался композитор в 1650 году.
6.
Для сыновей и второй жены Бах писал несложные учебные пьесы.
7.
Прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» могут исполняться отдельно.
8.
В «Английские» и «Французские» сюиты входят 4 обязательных танца: аллеманда,
куранта, сарабанда и жига.
9.
Хоральные прелюдии написаны для клавесина.
10. Самое известное органное произведение Баха – токката и фуга ре минор.
Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.+, 5.–, 6.+, 7.–, 8.+,9.–, 10.+.
Клавирная музыка И.С. Баха.
1.
Композиторская
техника
большинства
клавирных
произведений
Баха
–
имитационная полифония.
2.
Инвенция (в переводе «выдумка», «изобретение») – учебная пьеса. У композитора 15
двухголосных и 15 трехголосных инвенций.
3.
Звучит трехголосная инвенция си минор (на самом деле звучит органная минорная
хоральная прелюдия).
4.
«Французская сюита» до минор состоит из 6 частей: аллеманда, куранта, сарабанда,
ария, менуэт и жига.
5.
«Хорошо темперированный клавир» – два тома, каждый состоит из 24-х прелюдий и
фуг во всех тональностях.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.+.
Классицизм.
1.
Творчество Баха и его современников по стилю принадлежит эпохе барокко.
2.
Сначала появилась комическая опера (buffa), а затем серьезная (seria).
3.
Реформатором оперы seria во второй половине XVIII века стал композитор К.В.
Глюк.
4.
Черты классического стиля: активность развития, простота и ясность выразительных
средств, стройность и уравновешенность форм.
5.
Форма сонатного allegro состоит из двух разделов – основного и развивающего.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.–.
Творчество Й. Гайдна.
1.
Композитор написал 24 симфонии, 62 квартета и более 100 опер.
2.
Гайдн «напутствовал» юного Бетховена, дав ему несколько уроков композиции.
3.
Симфония № 103 «С тремоло литавр» состоит из 3-х частей, первая часть – менуэт.
4.
В оптимистическом по характеру финале симфонии звучит «золотой ход валторн».
5.
Главная партия I
части и рефрен финала сонаты ре мажор – веселые и
жизнерадостные.
Ответы: 1.–, 2.+, 3.–, 4.+, 5.+.
Жизненный путь В.А. Моцарта.
1.
Сочинять музыку Вольфганг начал рано, в четырехлетнем возрасте.
2.
До 19 лет композитор не выезжал из Зальцбурга.
3.
Моцарт работал во всех жанрах; он писал оперы, симфонии, концерты, квартеты,
сонаты, фортепианные произведения.
4.
Шесть струнных квартетов Моцарт посвятил Гайдну.
5.
В декабре 1791 года композитор закончил Реквием и присутствовал на его первом
исполнении.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.–.
Творчество В.А. Моцарта.
1.
Симфонические произведения – самая многочисленная и важная часть его
творческого наследия.
2.
В симфонии № 40 преобладают героико-эпические образы.
3.
Третья часть симфонии № 40 и вторая часть сонаты Ля мажор – менуэт.
4.
Знаменитый «Турецкий марш» является первой частью сонаты до мажор.
5.
«Свадьба Фигаро» – опера buffa в четырех действиях по комедии Бомарше.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.–, 5.+.
Жизненный и творческий путь Л. Бетховена.
1.
На мировоззрение Бетховена большое влияние оказали демократические идеалы
Великой французской революции 1789 года.
2.
Людвиг ван Бетховен родился в 1827 году в Кельне.
3.
Моцарт, послушав импровизации Бетховена на фортепиано, воскликнул: «Обратите
внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!».
4.
Из-за прогрессирующей глухоты композитор становился замкнутым, нелюдимым
человеком, осенью 1802 года даже написал «Хейлигенштадтское завещание».
5.
В последней Девятой симфонии, в финале, Бетховен добавляет к симфоническому
оркестру хор и певцов-солистов, которые исполняют величественный гимн на стихи
из «Оды к Радости» Ф. Шиллера.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.+.
Творчество Л. Бетховена.
1.
Ведущие жанры творчества Бетховена – опера и оратория.
2.
«Патетическая» соната трехчастна,
I
часть – сонатное allegro
с медленным
вступлением.
3.
Пятая
симфония
начинается
своеобразным
музыкальным
эпиграфом
–
это
«стучащий» четырехзвучный мотив, исполняемый унисоном оркестра fortissimo и
повторяющийся секундой ниже.
4.
В большинстве своих симфоний, начиная со Второй, композитор использует в III
части жанр скерцо, заменяя им ставший традиционным менуэт.
5.
Увертюра «Эгмонт» написана к балету на сюжет В. Шекспира.
Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.+, 5.–.
Романтизм.
1.
В литературе, а затем и других видах искусства, в самом конце XVIII века зародилось
художественное направление, которое называют романтизмом.
2.
В романтической музыке акцент делается на воплощении мечтательных лирических
и взволнованно-патетических образов и настроений.
3.
В XIX веке появляются новые национальные композиторские школы – русская,
польская, чешская, венгерская, норвежская.
4.
Ведущий жанр творчества романтиков – месса.
5.
Возрастает роль программности, количество вокальных и инструментальных
миниатюр.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.+, 4.–, 5.+.
Жизнь и творчество Ф. Шуберта.
1.
Франц Петер Шуберт родился в 1797 году в Лихтентале.
2.
В одиннадцать лет Франц был скрипачом-солистом в оркестре и первым сопрано в
церковном хоре.
3.
Шуберт был материально обеспеченным и занимался только сочинением музыки.
4.
Певец-баритон Иоганн Михаэль Фогль часто исполнял песни Шуберта под его
аккомпанемент.
5.
Большая часть творческого наследия композитора – оперы и балеты.
6.
В песенном творчестве Шуберт использовал стихи около ста поэтов, главным
образом немецких и австрийских.
7.
«Гретхен за прялкой» и баллада «Лесной царь» написаны на слова Вильгельма
Мюллера.
8.
Два вокальных цикла – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
9.
Создавая фортепианные произведения, композитор не придумывал новые жанры, а
использовал классические.
10. Симфония № 8 состоит из двух частей, в ней преобладают лирико-драматические
образы.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–, 6.+, 7.–, 8.+,9.–, 10.+.
Творчество Ф. Шопена.
1.
Шопен мало писал для фортепиано.
2.
Мазурки и полонезы – польские народные танцы, а также центральные жанры
творчества композитора.
3.
Шопен сделал прелюдию самостоятельным жанром, создав цикл из 24 прелюдий во
всех тональностях.
4.
Этюды Шопена – несложные учебные произведения.
5.
Ноктюрн («ночной») – лирическая пьеса мечтательного характера. У композитора 21
ноктюрн – чудесные образцы романтической лирики.
Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.–, 5.+.
Отечественная музыкальная литература
Музыка в России до XVII века.
1.
Первыми музыкальными жанрами в русской истории были календарные и семейно-
бытовые песни.
2.
Скоморохи – служители православной церкви.
3.
Исторические песни повествовали о несчастной любви.
4.
Византийские песнопения были основой русской церковной службы и мало
изменились за несколько веков.
5.
В XVII веке в Москве появились европейские инструменты: клавесин, клавикорд и
даже орган.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.–, 4.+, 5.+.
XVIII век.
1.
Значительные изменения в культуре России XVIII века связаны с реформами Петра I.
2.
Кант-виват – жанр церковной музыки на основе знаменного распева.
3.
Хоровые концерты писали Бортнянский, Березовский, Ведель.
4.
В области бытовой вокальной лирики самым популярным жанром стала «российская
песня». Тематика песен: несчастная любовь, разлука, злой рок.
5.
Первые русские оперы появились в 70-е годы. Они были комическими и песенными.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.+.
М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя».
1.
«Жизнь за царя» – героико-патриотическая опера на либретто барона Е. Розена.
Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.
2.
Русские в опере характеризуются танцевальными номерами, а поляки – песенными.
3.
Трио «Не томи, родимый» в исполнении Сусанина, Собинина и Антониды звучит в I
действии. Оно написано композитором в духе бытового романса.
4.
Первая половина оперы – экспозиция русских и поляков. Непосредственный
конфликт показан во 2-й половине III действия, в доме Сусанина.
5.
Эпилог оперы от начала до конца выдержан в трагическом, скорбном характере.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.–.
А.С. Даргомыжский. Романсы.
1.
Вокальная мелодика композитора чрезвычайно многообразна. Даргомыжский
воплощает речевые интонации, типичные для разных представителей общества:
титулярного советника, подвыпившего мельника, наивной шестнадцатилетней
девушки, армейского капрала и других.
2.
На стихи А.С. Пушкина написаны романсы «Ночной зефир», «Восточный романс»,
«Я вас любил», «Юноша и дева».
3.
«Мельник» – драматическое повествование о тяжелой жизни крестьянина.
4.
На стихи М.Ю. Лермонтова композитор писал преимущественно комические песни.
5.
«Женские» романсы: «16 лет», «Расстались гордо мы», «Я все еще его люблю»,
«Лихорадушка».
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.–, 5.+.
Опера «Русалка».
1.
«Русалка» – психологическая бытовая музыкальная драма.
2.
Первое действие начинается с каватины Князя.
3.
Терцет «Ах, прошло то время» в исполнении Наташи, Мельника и Князя звучит в
первом действии.
4.
Песня Наташи из II действия написана в духе народных протяжных песен, звучит в
сопровождении арфы.
5.
Третье и четвертое действия состоят из двух картин; образ Мельника получает иную,
нежели в первом действии, трактовку.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.+.
А.П. Бородин. Романсы и симфония № 2.
1.
Первая часть симфонии «Богатырский пир» написана в жанре скерцо.
2.
Главная партия в экспозиции III
части («Песнь Баяна») звучит у солирующей
валторны в сопровождении арфы.
3.
У Бородина 16 романсов и песен, девять из которых на собственные слова и
переводы.
4.
«Море» – баллада, основной образ – бурно вздымающиеся волны (стремительные
пассажи в партии фортепиано).
5.
«Для берегов отчизны дальной» – комический романс на стихи А.К. Толстого с
элементами звукоизобразительности.
Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.+, 5. –.
Опера «Князь Игорь».
1.
Создание оперы «Князь Игорь» композитор завершил в 1890 году.
2.
Опера открывается увертюрой, за которой следует Пролог.
3.
Владимир Галицкий, Скула и Ерошка – положительные персонажи.
4.
Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» и хор бояр звучат во 2-й картине I действия.
5.
Второе действие начинается лезгинкой.
6.
Ария князя Игоря состоит из нескольких разделов, преобладающие образы – мрачное
раздумье, драматические переживания.
7.
Ария хана Кончака во II акте – характеристика злого и жестокого завоевателя.
8.
Самый известный фрагмент оперы – хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» –
звучит в финале второго действия.
9.
Плач Ярославны – начало IV акта оперы.
10. Опера заканчивается хором поселян «Ох, не буйный ветер».
Ответы: 1.–, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–, 6.+, 7.–, 8.+,9.+, 10.–.
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
1.
Опера «Борис Годунов» на сюжет исторической хроники А.С. Пушкина существует в
двух редакциях: 1869 и 1874 годов.
2.
В опере несколько переплетающихся сюжетных линий, драматургия конфликтная.
3.
Первая музыкальная характеристика царя Бориса – ария в I действии.
4.
Партию Григория Отрепьева исполняет тенор, а партию Самозванца – баритон.
5.
Сценическая кульминация 1-й картины IV действия – диалог Бориса с Юродивым,
обвинение царя в детоубийстве.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.–, 5.+.
Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада».
1.
Опера «Шехеразада» создана в 1881 году на сюжет русской народной сказки.
2.
В произведении несколько лейттем: Шахриара, Шехеразады, моря, корабля
Синдбада, царевны.
3.
Первая часть называется «Море и синдбадов корабль», она написана в форме
сонатного allegro без разработки.
4.
«Рассказ царевича Календра» – сложная трехчастная форма, где крайние разделы
представляют собой оркестровые вариации.
5.
Заключительная часть «Шехеразады» написана в форме вариаций, тема которых –
меланхолический вальс.
Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.+, 5.–.
Опера «Снегурочка».
1.
«Снегурочка» на сюжет пьесы А.Н. Островского – одно из самых любимых
произведений композитора. Написана она была за лето 1880 года.
2.
В опере много звукоизобразительности: шум леса, голоса птиц, крики петухов, мотив
пастушьего рожка, сияние светлячков и т.д.
3.
Для сквозной драматургии композитор использует лейтмотивы.
4.
Опера открывается увертюрой, после которой в I
действии показана слобода
берендеев.
5.
Финал оперы – сцена гибели Мизгиря и хор в духе православных погребальных
песнопений.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.+, 4.–, 5.–.
П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин».
1.
Опера «Евгений Онегин» на сюжет романа в стихах А.С. Пушкина закончена
композитором в Италии в 1878 году.
2.
Главный герой – Е. Онегин, в опере показана его жизнь в Москве и за границей.
3.
Тема «девичьих грез» Татьяны является лейттемой; она звучит во вступлении, 1-й, 2-
й и 7-й картинах.
4.
В вокальных партиях Онегина и Татьяны нет одинаковых мелодий.
5.
Опера завершается репликами Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!».
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.–, 5.+.
П.И. Чайковский. Симфоническое творчество.
1.
Чайковский по праву считается одним из величайших симфонистов. Для оркестра им
написано 7 симфоний, 4 симфонические сюиты, 4 увертюры и фантазии,
«Итальянское каприччио» и Серенада для струнного оркестра.
2.
Первая симфония программная, т.к. имеет не только общее название, но и заголовки
первых двух частей.
3.
Композитор не использовал в своих симфониях народные мелодии.
4.
Тема вступления I части Четвертой симфонии символизирует злой рок, мешающий
человеку на пути к счастью.
5.
Шестая симфония концептуально оптимистична, заканчивается жизнеутверждающим
финалом.
Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–.
Жизнь и творчество А.Н. Скрябина.
1.
Композитор прожил долгую плодотворную жизнь и умер в почтенном возрасте.
2.
Наследие
Скрябина
представлено
симфоническими
и
фортепианными
произведениями.
3.
Мировоззрение Скрябина – эмпирический материализм.
4.
Цикл из 24-х прелюдий ор.11 создавался в России, Франции и Германии.
5.
Скрябин – создатель нового жанра фортепианной поэмы.
6.
Прообразом этюда dis-moll можно считать «Революционный» этюд Шопена.
7.
«Прометей» – название первой сонаты.
8.
Третья симфония традиционно четырехчастна и непрограммна.
9.
«Поэму экстаза», написанную в 1907 году, сам композитор назвал четвертой
симфонией.
10. Музыкальный язык Скрябина был чрезвычайно сложен для своего времени:
«изломанные» мелодии, изменчивая ритмика, многозвучные красочные гармонии.
Ответы: 1.–, 2.+, 3.–, 4.+, 5.+, 6.+, 7.–, 8.–,9.+, 10.+.
Жизнь и творчество С.В. Рахманинова.
1.
Детские годы Сережи Рахманинова прошли в имении Онег близ Новгорода.
2.
Рахманинов учился на композитора в Петербургской консерватории.
3.
Опера «Алеко» на сюжет пушкинской поэмы «Цыганы» – дипломная работа
композитора.
4.
Знаменитая прелюдия cis-moll ор.3 была написана в 1892 году.
5.
Рахманинов был знаком с Чеховым, Буниным, Врубелем, Васнецовым, Серовым,
дружил с Ф. Шаляпиным.
6.
До 1918 года композитор не выезжал за границу.
7.
«Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» – духовные произведения на
тексты православных молитв.
8.
Этюды-картины написаны Рахманиновым для симфонического оркестра.
9.
В последних сочинениях («Рапсодия на тему Паганини», «Симфонические танцы»)
использована тема Dies irae – символ смерти.
10. Во время Великой Отечественной войны Рахманинов неоднократно отправлял доход
от своих концертов в фонд Красной Армии.
Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.+, 6.–, 7.+, 8.–,9.+, 10.+.
Отечественная музыка после 1917 года.
1.
В ноябре 1917 года делами культуры занимался Наркомпрос во главе с Николаем
Яковлевичем Мясковским.
2.
После Октябрьской революции за рубеж уехали Рахманинов, Зилоти, Метнер,
Шаляпин, Гречанинов, позже Глазунов.
3.
Любимыми жанрами в 20-е годы стали опера и балет.
4.
30-е годы – расцвет киномузыки. Самым популярным композитором становится И.О.
Дунаевский.
5.
Музыкальной летописью истории нашей страны стала советская массовая песня.
Ответы: 1. –, 2. +, 3.–, 4.+, 5.+.
С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».
1.
Балет «Ромео и Джульетта» на сюжет пьесы Мольера был написан Прокофьевым в
1946 году.
2.
Музыкальную ткань произведения «пронизывают» многочисленные лейтмотивы:
заглавных героев, их любви, родовой вражды, улицы, Меркуцио, смерти и другие.
3.
Самый известный фрагмент балета – танец рыцарей из второй картины.
4.
Тема патера Лоренцо стремительная, юмористическая, исполняется струнной
группой оркестра.
5.
В эпилоге балета как гимн любви звучит тема Джульетты.
Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.–, 5.+.
Седьмые симфонии С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.
1.
Прокофьев создал 7-ю симфонию в 1941-м году, а Шостакович в 1952-м.
2.
Оба произведения написаны в традициях эпического симфонизма, I и III части
медленные или умеренные, а II и IV – быстрые.
3.
Симфонии непрограммны.
4.
Финалы симфоний оптимистичны, но каждая по-своему: у Прокофьева это озорные,
остроумные и энергичные образы, а у Шостаковича – драматические, но приводящие
к «торжеству свободы и человечности».
5.
О Седьмой симфонии Шостаковича поэт писал:
«Взмах палочки – и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Уже несут ко всем заставам гордо
Все рупора Симфонию твою…»?
Ответы: 1. –, 2.+, 3.–, 4.+, 5.+.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Аверьянова, О., Отечественная музыкальная литература XX
века. 4-й год обучения.
Учебник для детских музыкальных школ [текст] / О.И. Аверьянова – М., Музыка, 2001 – 256
с., нот., ил.
2.
Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. 2-й год обучения. Учебник для
детских музыкальных школ [текст] / В.Н. Брянцева – М., Музыка, 2001 – 183 с., нот., ил.
3.
Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. 1-й год обучения. Учебник для
детских музыкальных школ [текст] / З. Осовицкая, А.Казаринова – М.: Музыка, 2001 – 287
с., нот., ил.
4.
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ [текст] / И.А.
Прохорова – М.: Музыка, 1999 – 112 с., нот., ил.
5.
Смирнова, Э., Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 классов ДМШ [текст] / Э.
Смирнова – М.: Музыка, 1988 – 127 с., нот., ил.