Напоминание

Блиц -тесты на уроках музыкальной литературы


Автор: Павлова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель музыкальных- теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Блиц -тесты на уроках музыкальной литературы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Павлова Н.Н.

МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А. Розума»

Саткинский муниципальный район

БЛИЦ-ТЕСТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В образовательном процессе большое значение имеют различные формы проверки

усвоения знаний. Сколь хорошим не было бы преподавание предмета, учащиеся получат

прочные знания лишь при отлаженной системе контроля.

Тестирование

получило

широкое

распространение

в

точных

науках.

Однако

педагогическая практика гуманитарных дисциплин нашла возможным использование его на

своих уроках. Преподавание музыкальной литературы на музыкальных отделениях ведется

урочно-групповым методом, вследствие чего возникает проблема проверки усвоения материала

каждым учащимся. Использование тестов позволяет:

а) охватить большой объем материала;

б) задействовать всех учащихся;

в) сэкономить время на уроке;

г) дифференцированно подойти к опросу учащихся, давая дополнительные задания или,

наоборот, облегченный вариант.

Основная функция блиц-тестов – быстрая проверка знаний по локальным темам. Это

позволяет «накопить» отметки, что немаловажно для выставления объективной оценки за

четверть, а также больше времени на занятии уделить другим формам работы: объяснению

нового материала, прослушиванию музыки, докладам учащихся, дискуссиям и т.д. Подобное

тестирование на музыкальной литературе уже давно применяется в школах Санкт-Петербурга

(а, возможно, и гораздо шире).

Блиц-тест

состоит

из

нескольких

информационных

утверждений,

с

которыми

соглашаются (или не соглашаются) ученики, отвечая письменно «+» или «–» (т.е. «да» или

«нет»). Каждый ответ оценивается баллами в зависимости от общего количества утверждений.

Педагог может варьировать степень сложности тестирования, учитывая специализацию и

уровень подготовленности группы.

Данные тесты заставляют учащихся внимательно относиться к информации, получаемой

вербально, и осуществлять правильный выбор. Важен и психологический момент: используя

собственные знания и логику, подвергать сомнению услышанное от взрослых и делать выводы.

Наряду с подобными проверками на уроках, несомненно, должны быть использованы и

другие формы проверки знаний – более сложные тест-карты, «угадайки», фронтальные опросы,

а также задания, требующие подробных (устных или письменных) ответов учащихся. В блиц-

тестах детей привлекает игровой момент, поэтому они более актуальны в младших классах. Чем

старше ученики – тем меньше доля таких тестов в реестре форм контроля.

Примерные блиц-тесты

Легенды о музыке.

1.

В Древней Греции Аполлон считался покровителем искусств. Ему помогали девять

юных богинь-муз, каждая из которых отвечала за определенный вид искусства.

2.

Состязание Аполлона, играющего гимн на золотой кифаре, и Пана, сыгравшего

пастуший наигрыш на свирели, закончилось победой Аполлона.

3.

Орфей – простой смертный, играл на флейте и пас овец.

4.

Миф об Орфее вдохновил многих композиторов на создание опер и балетов о нем.

5.

Садко – киевский богатырь, защищал землю русскую от врагов.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–.

Музыкальный язык.

1.

Мелодия – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

2.

Гармония складывается из одинаковых или разных длительностей.

3.

Ритм – организатор музыкальных звуков во времени.

4.

Лад – согласованность различных по высоте звуков, объединенных вокруг главного

звука – тоники. Самые распространенные лады – мажор и минор.

5.

Фактура – скорость исполнения музыки.

Ответы: 1.+, 2.–, 3. +, 4.+, 5.–.

Симфонический оркестр.

1.

Арфа, виолончель и контрабас считаются медными духовыми инструментами.

2.

Челеста, колокола и литавры – ударные.

3.

Клавир – нотная запись всех инструментальных партий оркестра.

4.

Самая многочисленная группа симфонического оркестра – струнная.

5.

Tutti – играет весь оркестр.

Ответы: 1.–, 2. +, 3.–, 4.+, 5. +.

Музыка и слово.

1.

Музыка с детства сопровождала жизнь древних славян. Первыми музыкальными

произведениями были народные песни.

2.

Веснянки и колядки исполнялись только в определенное время года.

3.

Былины появились в XV веке, их герои – цари и полководцы.

4.

В вокальных жанрах существуют два основных типа мелодики – речитатив и

кантилена.

5.

Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5. +.

Музыка и движение.

1.

Французское слово «марш» означает «ходьба», «движение вперед».

2.

Марши бывают походные, торжественные церемониальные, траурные, сказочные.

3.

Тарантелла и лезгинка – русские народные танцы.

4.

Трепак, гопак, полька – быстрые веселые двухдольные танцы.

5.

Вальс – старинный китайский танец, известный европейцам с давних времен.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–.

Программно-изобразительная музыка.

1.

Произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или

развернутую литературную программу, называются программными.

2.

Звукоизобразительность – отображение в музыке чувств и эмоций людей.

3.

«Картинки с выставки» – вокальное произведение Н.А. Римского-Корсакова.

4.

«Карнавал животных» – «зоологическая фантазия» К. Сен-Санса, сюита для

небольшого ансамбля из 14 миниатюр.

5.

А.К. Лядов писал симфонические сочинения на сказочные сюжеты: «Баба Яга»,

«Кикимора», «Волшебное озеро».

Ответы: 1.+, 2.–, 3.–, 4.+, 5.+.

Музыка и театр.

1.

Жанр – вид музыкального творчества.

2.

Музыкально-сценические жанры сочетают в себе различные виды искусства: музыку

и танец, литературу и живопись, игру актеров, искусство дирижеров и режиссеров.

3.

Музыка к драматическому спектаклю – самый древний жанр, существовавший еще в

Древней Греции.

4.

Балет зародился в Италии на рубеже XVI-XVII веков, его драматургия складывается

из арий, речитативов, ансамблей, хоровых и симфонических эпизодов.

5.

В основе оперы – танцы, классические и характерные.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.+, 4.–, 5.–.

Западноевропейская музыка до XVII века.

1.

Музыка зародилась давно, она была частью семейно-бытовых и религиозных

обрядов.

2.

В XI

веке итальянский монах Гвидо Аретинский изобрел четырехлинеечную

нотацию.

3.

Месса – песня странствующих средневековых рыцарей, трубадуров и миннезингеров.

4.

Опера появилась на рубеже XVI-XVII веков во Флоренции. Ее создатели – поэты и

музыканты кружка Барди-Корси.

5.

Самый популярный инструмент светской музыки XVII века – орган.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–.

Жизнь и творчество И.С. Баха.

1.

Композитор родился в 1785 году в городе Ордруф.

2.

С 1708 года Бах живет и работает в Веймаре городским органистом.

3.

В 1717 году композитор с семьей переезжает и поступает на службу к принцу

Кетенскому в качестве капельмейстера. В Кетене Бах писал преимущественно

клавирную и оркестровую музыку.

4.

Должность кантора певческой школы при церкви Святого Фомы в Лейпциге Бах

занимал с 1723 года и до конца жизни.

5.

Скончался композитор в 1650 году.

6.

Для сыновей и второй жены Бах писал несложные учебные пьесы.

7.

Прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» могут исполняться отдельно.

8.

В «Английские» и «Французские» сюиты входят 4 обязательных танца: аллеманда,

куранта, сарабанда и жига.

9.

Хоральные прелюдии написаны для клавесина.

10. Самое известное органное произведение Баха – токката и фуга ре минор.

Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.+, 5.–, 6.+, 7.–, 8.+,9.–, 10.+.

Клавирная музыка И.С. Баха.

1.

Композиторская

техника

большинства

клавирных

произведений

Баха

имитационная полифония.

2.

Инвенция (в переводе «выдумка», «изобретение») – учебная пьеса. У композитора 15

двухголосных и 15 трехголосных инвенций.

3.

Звучит трехголосная инвенция си минор (на самом деле звучит органная минорная

хоральная прелюдия).

4.

«Французская сюита» до минор состоит из 6 частей: аллеманда, куранта, сарабанда,

ария, менуэт и жига.

5.

«Хорошо темперированный клавир» – два тома, каждый состоит из 24-х прелюдий и

фуг во всех тональностях.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.+.

Классицизм.

1.

Творчество Баха и его современников по стилю принадлежит эпохе барокко.

2.

Сначала появилась комическая опера (buffa), а затем серьезная (seria).

3.

Реформатором оперы seria во второй половине XVIII века стал композитор К.В.

Глюк.

4.

Черты классического стиля: активность развития, простота и ясность выразительных

средств, стройность и уравновешенность форм.

5.

Форма сонатного allegro состоит из двух разделов – основного и развивающего.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.–.

Творчество Й. Гайдна.

1.

Композитор написал 24 симфонии, 62 квартета и более 100 опер.

2.

Гайдн «напутствовал» юного Бетховена, дав ему несколько уроков композиции.

3.

Симфония № 103 «С тремоло литавр» состоит из 3-х частей, первая часть – менуэт.

4.

В оптимистическом по характеру финале симфонии звучит «золотой ход валторн».

5.

Главная партия I

части и рефрен финала сонаты ре мажор – веселые и

жизнерадостные.

Ответы: 1.–, 2.+, 3.–, 4.+, 5.+.

Жизненный путь В.А. Моцарта.

1.

Сочинять музыку Вольфганг начал рано, в четырехлетнем возрасте.

2.

До 19 лет композитор не выезжал из Зальцбурга.

3.

Моцарт работал во всех жанрах; он писал оперы, симфонии, концерты, квартеты,

сонаты, фортепианные произведения.

4.

Шесть струнных квартетов Моцарт посвятил Гайдну.

5.

В декабре 1791 года композитор закончил Реквием и присутствовал на его первом

исполнении.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.–.

Творчество В.А. Моцарта.

1.

Симфонические произведения – самая многочисленная и важная часть его

творческого наследия.

2.

В симфонии № 40 преобладают героико-эпические образы.

3.

Третья часть симфонии № 40 и вторая часть сонаты Ля мажор – менуэт.

4.

Знаменитый «Турецкий марш» является первой частью сонаты до мажор.

5.

«Свадьба Фигаро» – опера buffa в четырех действиях по комедии Бомарше.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.–, 5.+.

Жизненный и творческий путь Л. Бетховена.

1.

На мировоззрение Бетховена большое влияние оказали демократические идеалы

Великой французской революции 1789 года.

2.

Людвиг ван Бетховен родился в 1827 году в Кельне.

3.

Моцарт, послушав импровизации Бетховена на фортепиано, воскликнул: «Обратите

внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!».

4.

Из-за прогрессирующей глухоты композитор становился замкнутым, нелюдимым

человеком, осенью 1802 года даже написал «Хейлигенштадтское завещание».

5.

В последней Девятой симфонии, в финале, Бетховен добавляет к симфоническому

оркестру хор и певцов-солистов, которые исполняют величественный гимн на стихи

из «Оды к Радости» Ф. Шиллера.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.+.

Творчество Л. Бетховена.

1.

Ведущие жанры творчества Бетховена – опера и оратория.

2.

«Патетическая» соната трехчастна,

I

часть – сонатное allegro

с медленным

вступлением.

3.

Пятая

симфония

начинается

своеобразным

музыкальным

эпиграфом

это

«стучащий» четырехзвучный мотив, исполняемый унисоном оркестра fortissimo и

повторяющийся секундой ниже.

4.

В большинстве своих симфоний, начиная со Второй, композитор использует в III

части жанр скерцо, заменяя им ставший традиционным менуэт.

5.

Увертюра «Эгмонт» написана к балету на сюжет В. Шекспира.

Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.+, 5.–.

Романтизм.

1.

В литературе, а затем и других видах искусства, в самом конце XVIII века зародилось

художественное направление, которое называют романтизмом.

2.

В романтической музыке акцент делается на воплощении мечтательных лирических

и взволнованно-патетических образов и настроений.

3.

В XIX веке появляются новые национальные композиторские школы – русская,

польская, чешская, венгерская, норвежская.

4.

Ведущий жанр творчества романтиков – месса.

5.

Возрастает роль программности, количество вокальных и инструментальных

миниатюр.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.+, 4.–, 5.+.

Жизнь и творчество Ф. Шуберта.

1.

Франц Петер Шуберт родился в 1797 году в Лихтентале.

2.

В одиннадцать лет Франц был скрипачом-солистом в оркестре и первым сопрано в

церковном хоре.

3.

Шуберт был материально обеспеченным и занимался только сочинением музыки.

4.

Певец-баритон Иоганн Михаэль Фогль часто исполнял песни Шуберта под его

аккомпанемент.

5.

Большая часть творческого наследия композитора – оперы и балеты.

6.

В песенном творчестве Шуберт использовал стихи около ста поэтов, главным

образом немецких и австрийских.

7.

«Гретхен за прялкой» и баллада «Лесной царь» написаны на слова Вильгельма

Мюллера.

8.

Два вокальных цикла – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

9.

Создавая фортепианные произведения, композитор не придумывал новые жанры, а

использовал классические.

10. Симфония № 8 состоит из двух частей, в ней преобладают лирико-драматические

образы.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–, 6.+, 7.–, 8.+,9.–, 10.+.

Творчество Ф. Шопена.

1.

Шопен мало писал для фортепиано.

2.

Мазурки и полонезы – польские народные танцы, а также центральные жанры

творчества композитора.

3.

Шопен сделал прелюдию самостоятельным жанром, создав цикл из 24 прелюдий во

всех тональностях.

4.

Этюды Шопена – несложные учебные произведения.

5.

Ноктюрн («ночной») – лирическая пьеса мечтательного характера. У композитора 21

ноктюрн – чудесные образцы романтической лирики.

Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.–, 5.+.

Отечественная музыкальная литература

Музыка в России до XVII века.

1.

Первыми музыкальными жанрами в русской истории были календарные и семейно-

бытовые песни.

2.

Скоморохи – служители православной церкви.

3.

Исторические песни повествовали о несчастной любви.

4.

Византийские песнопения были основой русской церковной службы и мало

изменились за несколько веков.

5.

В XVII веке в Москве появились европейские инструменты: клавесин, клавикорд и

даже орган.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.–, 4.+, 5.+.

XVIII век.

1.

Значительные изменения в культуре России XVIII века связаны с реформами Петра I.

2.

Кант-виват – жанр церковной музыки на основе знаменного распева.

3.

Хоровые концерты писали Бортнянский, Березовский, Ведель.

4.

В области бытовой вокальной лирики самым популярным жанром стала «российская

песня». Тематика песен: несчастная любовь, разлука, злой рок.

5.

Первые русские оперы появились в 70-е годы. Они были комическими и песенными.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.+.

М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя».

1.

«Жизнь за царя» – героико-патриотическая опера на либретто барона Е. Розена.

Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.

2.

Русские в опере характеризуются танцевальными номерами, а поляки – песенными.

3.

Трио «Не томи, родимый» в исполнении Сусанина, Собинина и Антониды звучит в I

действии. Оно написано композитором в духе бытового романса.

4.

Первая половина оперы – экспозиция русских и поляков. Непосредственный

конфликт показан во 2-й половине III действия, в доме Сусанина.

5.

Эпилог оперы от начала до конца выдержан в трагическом, скорбном характере.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.–.

А.С. Даргомыжский. Романсы.

1.

Вокальная мелодика композитора чрезвычайно многообразна. Даргомыжский

воплощает речевые интонации, типичные для разных представителей общества:

титулярного советника, подвыпившего мельника, наивной шестнадцатилетней

девушки, армейского капрала и других.

2.

На стихи А.С. Пушкина написаны романсы «Ночной зефир», «Восточный романс»,

«Я вас любил», «Юноша и дева».

3.

«Мельник» – драматическое повествование о тяжелой жизни крестьянина.

4.

На стихи М.Ю. Лермонтова композитор писал преимущественно комические песни.

5.

«Женские» романсы: «16 лет», «Расстались гордо мы», «Я все еще его люблю»,

«Лихорадушка».

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.–, 5.+.

Опера «Русалка».

1.

«Русалка» – психологическая бытовая музыкальная драма.

2.

Первое действие начинается с каватины Князя.

3.

Терцет «Ах, прошло то время» в исполнении Наташи, Мельника и Князя звучит в

первом действии.

4.

Песня Наташи из II действия написана в духе народных протяжных песен, звучит в

сопровождении арфы.

5.

Третье и четвертое действия состоят из двух картин; образ Мельника получает иную,

нежели в первом действии, трактовку.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.+.

А.П. Бородин. Романсы и симфония № 2.

1.

Первая часть симфонии «Богатырский пир» написана в жанре скерцо.

2.

Главная партия в экспозиции III

части («Песнь Баяна») звучит у солирующей

валторны в сопровождении арфы.

3.

У Бородина 16 романсов и песен, девять из которых на собственные слова и

переводы.

4.

«Море» – баллада, основной образ – бурно вздымающиеся волны (стремительные

пассажи в партии фортепиано).

5.

«Для берегов отчизны дальной» – комический романс на стихи А.К. Толстого с

элементами звукоизобразительности.

Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.+, 5. –.

Опера «Князь Игорь».

1.

Создание оперы «Князь Игорь» композитор завершил в 1890 году.

2.

Опера открывается увертюрой, за которой следует Пролог.

3.

Владимир Галицкий, Скула и Ерошка – положительные персонажи.

4.

Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» и хор бояр звучат во 2-й картине I действия.

5.

Второе действие начинается лезгинкой.

6.

Ария князя Игоря состоит из нескольких разделов, преобладающие образы – мрачное

раздумье, драматические переживания.

7.

Ария хана Кончака во II акте – характеристика злого и жестокого завоевателя.

8.

Самый известный фрагмент оперы – хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» –

звучит в финале второго действия.

9.

Плач Ярославны – начало IV акта оперы.

10. Опера заканчивается хором поселян «Ох, не буйный ветер».

Ответы: 1.–, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–, 6.+, 7.–, 8.+,9.+, 10.–.

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».

1.

Опера «Борис Годунов» на сюжет исторической хроники А.С. Пушкина существует в

двух редакциях: 1869 и 1874 годов.

2.

В опере несколько переплетающихся сюжетных линий, драматургия конфликтная.

3.

Первая музыкальная характеристика царя Бориса – ария в I действии.

4.

Партию Григория Отрепьева исполняет тенор, а партию Самозванца – баритон.

5.

Сценическая кульминация 1-й картины IV действия – диалог Бориса с Юродивым,

обвинение царя в детоубийстве.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.–, 5.+.

Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада».

1.

Опера «Шехеразада» создана в 1881 году на сюжет русской народной сказки.

2.

В произведении несколько лейттем: Шахриара, Шехеразады, моря, корабля

Синдбада, царевны.

3.

Первая часть называется «Море и синдбадов корабль», она написана в форме

сонатного allegro без разработки.

4.

«Рассказ царевича Календра» – сложная трехчастная форма, где крайние разделы

представляют собой оркестровые вариации.

5.

Заключительная часть «Шехеразады» написана в форме вариаций, тема которых –

меланхолический вальс.

Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.+, 5.–.

Опера «Снегурочка».

1.

«Снегурочка» на сюжет пьесы А.Н. Островского – одно из самых любимых

произведений композитора. Написана она была за лето 1880 года.

2.

В опере много звукоизобразительности: шум леса, голоса птиц, крики петухов, мотив

пастушьего рожка, сияние светлячков и т.д.

3.

Для сквозной драматургии композитор использует лейтмотивы.

4.

Опера открывается увертюрой, после которой в I

действии показана слобода

берендеев.

5.

Финал оперы – сцена гибели Мизгиря и хор в духе православных погребальных

песнопений.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.+, 4.–, 5.–.

П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин».

1.

Опера «Евгений Онегин» на сюжет романа в стихах А.С. Пушкина закончена

композитором в Италии в 1878 году.

2.

Главный герой – Е. Онегин, в опере показана его жизнь в Москве и за границей.

3.

Тема «девичьих грез» Татьяны является лейттемой; она звучит во вступлении, 1-й, 2-

й и 7-й картинах.

4.

В вокальных партиях Онегина и Татьяны нет одинаковых мелодий.

5.

Опера завершается репликами Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!».

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.–, 5.+.

П.И. Чайковский. Симфоническое творчество.

1.

Чайковский по праву считается одним из величайших симфонистов. Для оркестра им

написано 7 симфоний, 4 симфонические сюиты, 4 увертюры и фантазии,

«Итальянское каприччио» и Серенада для струнного оркестра.

2.

Первая симфония программная, т.к. имеет не только общее название, но и заголовки

первых двух частей.

3.

Композитор не использовал в своих симфониях народные мелодии.

4.

Тема вступления I части Четвертой симфонии символизирует злой рок, мешающий

человеку на пути к счастью.

5.

Шестая симфония концептуально оптимистична, заканчивается жизнеутверждающим

финалом.

Ответы: 1.+, 2.+, 3.–, 4.+, 5.–.

Жизнь и творчество А.Н. Скрябина.

1.

Композитор прожил долгую плодотворную жизнь и умер в почтенном возрасте.

2.

Наследие

Скрябина

представлено

симфоническими

и

фортепианными

произведениями.

3.

Мировоззрение Скрябина – эмпирический материализм.

4.

Цикл из 24-х прелюдий ор.11 создавался в России, Франции и Германии.

5.

Скрябин – создатель нового жанра фортепианной поэмы.

6.

Прообразом этюда dis-moll можно считать «Революционный» этюд Шопена.

7.

«Прометей» – название первой сонаты.

8.

Третья симфония традиционно четырехчастна и непрограммна.

9.

«Поэму экстаза», написанную в 1907 году, сам композитор назвал четвертой

симфонией.

10. Музыкальный язык Скрябина был чрезвычайно сложен для своего времени:

«изломанные» мелодии, изменчивая ритмика, многозвучные красочные гармонии.

Ответы: 1.–, 2.+, 3.–, 4.+, 5.+, 6.+, 7.–, 8.–,9.+, 10.+.

Жизнь и творчество С.В. Рахманинова.

1.

Детские годы Сережи Рахманинова прошли в имении Онег близ Новгорода.

2.

Рахманинов учился на композитора в Петербургской консерватории.

3.

Опера «Алеко» на сюжет пушкинской поэмы «Цыганы» – дипломная работа

композитора.

4.

Знаменитая прелюдия cis-moll ор.3 была написана в 1892 году.

5.

Рахманинов был знаком с Чеховым, Буниным, Врубелем, Васнецовым, Серовым,

дружил с Ф. Шаляпиным.

6.

До 1918 года композитор не выезжал за границу.

7.

«Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» – духовные произведения на

тексты православных молитв.

8.

Этюды-картины написаны Рахманиновым для симфонического оркестра.

9.

В последних сочинениях («Рапсодия на тему Паганини», «Симфонические танцы»)

использована тема Dies irae – символ смерти.

10. Во время Великой Отечественной войны Рахманинов неоднократно отправлял доход

от своих концертов в фонд Красной Армии.

Ответы: 1.+, 2.–, 3.+, 4.+, 5.+, 6.–, 7.+, 8.–,9.+, 10.+.

Отечественная музыка после 1917 года.

1.

В ноябре 1917 года делами культуры занимался Наркомпрос во главе с Николаем

Яковлевичем Мясковским.

2.

После Октябрьской революции за рубеж уехали Рахманинов, Зилоти, Метнер,

Шаляпин, Гречанинов, позже Глазунов.

3.

Любимыми жанрами в 20-е годы стали опера и балет.

4.

30-е годы – расцвет киномузыки. Самым популярным композитором становится И.О.

Дунаевский.

5.

Музыкальной летописью истории нашей страны стала советская массовая песня.

Ответы: 1. –, 2. +, 3.–, 4.+, 5.+.

С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».

1.

Балет «Ромео и Джульетта» на сюжет пьесы Мольера был написан Прокофьевым в

1946 году.

2.

Музыкальную ткань произведения «пронизывают» многочисленные лейтмотивы:

заглавных героев, их любви, родовой вражды, улицы, Меркуцио, смерти и другие.

3.

Самый известный фрагмент балета – танец рыцарей из второй картины.

4.

Тема патера Лоренцо стремительная, юмористическая, исполняется струнной

группой оркестра.

5.

В эпилоге балета как гимн любви звучит тема Джульетты.

Ответы: 1.–, 2.+, 3.+, 4.–, 5.+.

Седьмые симфонии С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.

1.

Прокофьев создал 7-ю симфонию в 1941-м году, а Шостакович в 1952-м.

2.

Оба произведения написаны в традициях эпического симфонизма, I и III части

медленные или умеренные, а II и IV – быстрые.

3.

Симфонии непрограммны.

4.

Финалы симфоний оптимистичны, но каждая по-своему: у Прокофьева это озорные,

остроумные и энергичные образы, а у Шостаковича – драматические, но приводящие

к «торжеству свободы и человечности».

5.

О Седьмой симфонии Шостаковича поэт писал:

«Взмах палочки – и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Уже несут ко всем заставам гордо

Все рупора Симфонию твою…»?

Ответы: 1. –, 2.+, 3.–, 4.+, 5.+.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Аверьянова, О., Отечественная музыкальная литература XX

века. 4-й год обучения.

Учебник для детских музыкальных школ [текст] / О.И. Аверьянова – М., Музыка, 2001 – 256

с., нот., ил.

2.

Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. 2-й год обучения. Учебник для

детских музыкальных школ [текст] / В.Н. Брянцева – М., Музыка, 2001 – 183 с., нот., ил.

3.

Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. 1-й год обучения. Учебник для

детских музыкальных школ [текст] / З. Осовицкая, А.Казаринова – М.: Музыка, 2001 – 287

с., нот., ил.

4.

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ [текст] / И.А.

Прохорова – М.: Музыка, 1999 – 112 с., нот., ил.

5.

Смирнова, Э., Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 классов ДМШ [текст] / Э.

Смирнова – М.: Музыка, 1988 – 127 с., нот., ил.



В раздел образования