Автор: Большакова Татьяна Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 20 "Искринка"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте по лексической теме «КОСМОС» с использованием мультимедии для подготовительной группы
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте по лексической теме
«КОСМОС» с использованием мультимедии для подготовительной группы
Материалы и оборудование: презентация-сопровождение; космическая карта;
ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, мяч; звёзды
со слогами; фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами;
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное
путешествие .... Звук уведомления. Ой простите, мне кажется, на почту пришло
письмо. Да необычное, из космоса. Хотите прочту?»
Письмо от жителей планеты Пульсар
«Уважаемые получатели этого письма, у нас произошла большая беда. Злобный
пират Звукляр украл нашего Звездочета. Где-то у вас в Солнечной системе спрятан
скипетр Силы, с помощью которого можно подчинить все галактики в космическом
пространстве. Только Звездочет знает, как его найти. Мы очень сильно просим:
СПАСИТЕ НАШЕГО ЗВЕЗДОЧЕТА и СКИПЕТР. Он не должен попасть в плохие
руки. Сами мы не справимся.
С надеждой на помощь,
Жители Пульсара».
Л: «Дети, ну что поможем спасти Звездочета? Хорошо, ой в письме еще что-то
лежит. Да это же карта. Видимо Звездочет увидел маршрут пирата и оставил такую
хорошую подсказку». Показать карту.
Ой, а как попасть в космос? Отгадайте загадку.
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту Межпланетную … (Ракету)
Правильно, конечно, это ракета. Давайте построим свою собственную ракету.
Стихотворение с движениями
Мы построим, мы построим Ударяют кулачками друг о друга(4 удара)
Самый лучший звездолет:
Все проверим, все устроим Пальцы «колечками» (4 колечка)
И отправимся в полет. Руки подняты над головой, хлопки (4хлопка)
Та-та-та не страшна нам высота Руки вверху, сжимают и разжимают пальцы
Ете-ете-ете – полетим в ракете Хлопки в ладоши (вправо – влево)
Ты-ты-ты – все будет видно с высоты. Приставляют ладонь к глазам.
Логопед: Теперь нам необходимо проверить ее.
Фонопедические упражнения «Ракета»
Проверяем топливо - руки на живот, вдох носом, на выдохе произносим «С-с-
с»..
Открываем и закрываем люки – делают руки вверх и вниз на звук «а».
Проверяем радио – произносят короткие острые звуки «у» в разных регистрах,
вед.
Включаем двигатели – произносят «р» вращают кулачками перед грудью.
Занимаем свои места, все готовы к старту? Ну тогда поехали!!! (звук запуска
ракеты). Ура!!! Мы в космосе!! Помогать нам в путешествии поможет Робот Алиса.
Л: Первая наша остановка – планета Звукля. (картинка планеты)
Здесь живут забавные существа Звуковички. Вот и планета, приземляемся (Звук
приземления). К сожалению, ни пирата, ни Звездочета не видно, неужели мы
неправильно поняли подсказку? Погодите, в кратере кто-то прячется.
М:-Здравствуйте ребята! Меня зовут Милки. У нас такая беда приключилась.
Кто-то украл все наши звуки. Помогите пожалуйста.
Л: - Наверное это наш пират Звукляр, мы опоздали, он успел побывать на этой
планете набезобразничал и улетел. Ну что ребята поможем звуковичкам? Милки будет
называть слова, а вы звук, который украли.
…вёзды …акета космонав… …ланеты …уна …олнце
спутни…
астерои… …омета …селенная
М:-Ребята, большое спасибо вам от всех звуковичков!!!
Л:-До свидания, Милки. Ну а нам с вами снова пора в путь.
Логопед:. Друзья, вот мы и снова в нашей ракете. А знаете, что нужно
настоящим космонавтам? Сильные пальчики. Давайте их немного потренируем.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В звёздном небе звёзды светят
(показываем звёзды, пальчики переплетаются)
Космонавт летит в ракете
(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)
День летит, ночь летит (загибаем пальцы)
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
Л: - Если верить карте, впереди планета - «Слогар». Алиса, что это за планета?
А: Там живут коты-ученые, которые приглядывают за тремя библотеками, в
которых хранятся слова.
Л: А вот и планета. (Картинка планеты) Приземляемся!!! Ну вот, пирата снова
нигде не видно, ой смотрите, кажется это один из котов ученых.
К:-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мяукис. Вы не поверите, что случилось.
Мы с моими коллегами ненадолго отлучились в деловую поездку. Возвращаемся, а все
слова перепутаны, и они отказываются вернуться в свои библиотеки. Мы уже с лап
сбились. Выручайте нас. Может Вы их уговорите.
Л:-Дети, надо помочь котам-ученым.
К: В первой библиотеке живут слова, состоящие из одного слога, во второй -
состоящие из двух слогов, в третьей - состоящие из трёх слогов.
У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите
количество слогов. А теперь распределите по библиотекам.
Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь.
Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.
Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.
Л:- Молодцы, помогли словам вернуться домой.
К: - Благодарю вас, теперь все на своих местах, желаю вам счастливого полета.
Л: - А мы отправляемся дальше. Ой дети, только без паники. На нашем пути
отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это чёрная (дыра)
Первый вариант Звуковой анализ слов.
- Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого
слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ
слова дыра)
Второй вариант Игра «ТУК – ТУК» (Развитие чувства ритма, движений и
речи.)
Инструкция: отхлопывать ритм, проговаривая слова.
Тук, тук, туки – тук.
Туки – туки – туки – тук.
Туки – тук, туки – тук.
Туки – туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.
- Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, и отправляемся дальше.
Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Созвездия
Над Землёю ночью поздней, (Руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки в кулачки сжимать)
Рядом кажутся они. (Руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Над Землёю ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд, (потянулись вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. (Руками берем созвездия)
Л:
«Дети, а вы знаете, что-такое созвездия? Молодцы, посмотрите в
иллюминатор. Как много звезд. И все такие разные. А когда мы можем видеть у себя
на Земле? Правильно ночью. Давайте сыграем в игру. Поделимся на две команды.
Слева большие звезды, а справа маленькие. Если видим большую звезду, команда
больших звезд хлопает громко в ладоши, если маленькую звезду, команда маленьких
хлопает тихо в ладоши».
Инструкция:
логопед показывает звезды разного размера. Дети хлопают в
ладоши.
Составление схем предложений.
Посмотрите в иллюминаторы, там что-то к нам летит
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — …(комета)
Л: - Посмотрите, На хвосте кометы разместились слова. Давайте прочитаем их:
ракета, пролетала пустыней над.
- Составьте предложения с этими словами. А теперь попробуем составить схему
этого предложения.
- Ой а вот и вторая комета летит.
Яркие, небе, большие, на, звезды.
Л: - Вот мы долетели до последней планеты на карте.
Алиса: Грамотейка (картинка планеты) здесь живут Совы-грамотеи, Я вижу
космический корабль пирата Звукляра. Он точно на этой планете.
Л:
Приземляемся. Пират не должен узнать, что мы прилетели спасать
Звездочета, но мы должны дать сигнал, который поймет только Звездочет. Я
предлагаю отстучать сообщение. Я покажу как, а вы повторяйте за мной».
Игра «АЗБУКА МОРЗЕ» (Развитие умения воспринимать чувство ритма и
воспроизводить его самостоятельно.)
Инструкция: логопед предлагает всем детям стать радистами и вслед за ним
передавать, простукивать разные сообщения. О – громко, о – тихо.
«ООоо ОООооо ООооо ОООоо Ооо»
Л: «Молодцы. Звездочет получил наше сообщение. По его сигналу нам нужно
как-то отвлечь пирата, пока Звездочет вызовет космическую полицию на подмогу.
Дети есть идеи, как отвлечь пирата? Инструкция: дети проговаривают чистоговорки
в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в
ракете космонавты.
НА – НА – НА – круглая луна.
ИТ – ИТ – ИТ – в космос
ракета летит.
НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ –
разные планеты.
КЕТА – КЕТА – КЕТА –
вверх летит ракета.
ЧО – ЧО – ЧО – у солнца горячо.
ТА – ТА – ТА - в космосе
темнота.
МЕТА – МЕТА – МЕТА –
длинносхвостая комета.
КЕТЕ – КЕТЕ – КЕТЕ –
космонавт в ракете.
УН – УН – УН – голубой
«Нептун».
ДА – ДА – ДА – яркая
звезда.
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – круглая «Земля».
АНДР – АНДР – АНДР – на
космонавте скафандр.
А может мы ему станцуем? Я знаю одну хорошую песенку, сам пират
запляшет».
Включается песня «Космос» Крем'L.
Л: «Пока мы отвлекали танцами пирата, прибыла Космическая полиция. Злодей
пойман и отправляется в тюрьму. Звездочет очень нам благодарен и дарит
космический пазл, который мы с вами соберем, когда вернемся на домой. Все к
звездолету курс на Землю».
-А теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и
скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
Подведение итогов.