Автор: Елена Александровна Агапова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 23 "Голубок"
Населённый пункт: г.Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы. «Волшебная сила слов»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы.
«
Волшебная сила слов
»
Автор: Агапова Е.А., воспитатель, высшая категория, МБДОУ «Детский сад
№ 23 «Голубок» г. Междуреченск, Кемеровская область
Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры
;
формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с
окружающими
.
Образовательные задачи:
- Формировать правила этикета и культуры общения.
- Формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших
и плохих поступках.
- Формировать умение правильно оценивать себя и других.
- Расширять знания о правилах поведения в общественных местах и во время
еды за столом.
-Совершенствовать умение уместного употребления речевых этикетных
формул.
- Развивать навыки речевого общения в коллективе.
Развивающие задачи:
- Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
- Развивать творчество, воображение.
- Развивать умение говорить друг другу хорошее.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать вежливость, взаимовыручку и культуру поведения
дошкольников.
- Воспитывать доброту, аккуратность.
Оборудование: магнитофон, автобус (или строительный материал), руль,
атрибуты для водителя, кондуктора; маски, ширма, стол с вещами, с посудой;
стойка – остановка, куклы бибабо, мусорная корзина, лоток с конфетами.
Ход НОД:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры”.
Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об этикете или
правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят.
Чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А, что значит быть
вежливым, воспитанным и культурным человеком? (Ответы детей)
- Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет
сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой
другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Всему этому
нужно
учиться
каждый
день,
тогда
вы,
действительно,
вырастите
культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами
гордиться.
- Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно
культурным, воспитанным.
(Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд» - «Если добрый ты» музыка
Савельева, слова Пляцковского)
- Ребята, что вы можете сказать о коте? (Ответы детей – Добрый, вежливый,
внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный)
- Теперь послушайте другую песню из этого мультфильма (Звучит песня
мышей «В доме 8/16»)
- А какую характеристику вы дадите мышам? (Ответы детей – Коварные,
злые, хитрые, хвастливые)
Воспитатель – Давайте посмотрим – как поступает Кот, когда мыши
стараются из-за своей вредности ему навредить.
Дети обыгрывают ситуацию. Под песню мышей, Кот Леопольд ходит по
залу, а два мышонка за ним и дергают за хвост. По окончании песни Кот
говорит мышатам: «Ребята, давайте жить дружно!» Мышатам становится
стыдно.
Кот: «Если добрый – это хорошо, а когда наоборот- плохо!»
Воспитатель- Ребята, можно ли Кота Леопольда назвать культурным? (Да)
Воспитатель- Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид?
Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не
допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные
ногти. Для этого он пользуется необходимыми вещами. А вот какими, вы
узнаете, отгадав загадки:
1.Глядись в меня хоть целый день,
Коль на себя смотреть не лень. (зеркало)
2.Зубки не кусачие идут в леса висячие. (расческа)
3.Без водицы не годится,
А в водице – растворится.
Станешь мыться – пригодится. (мыло)
4.Водицей любят умываться,
А мною любят вытираться. (полотенце)
5.Домик мягкий открываю и на стены нажимаю.
Появляется сметана, ею зубы чистить стану. (зубная паста)
6.Деревяшка с бородой чистит платье нам с тобой. (щетка)
(Воспитатель показывает предметы)
Стук в дверь. Входит ребенок. Волосы у него взлохмачены, щеки
грязные, рубашка не застегнута, туфли одеты неправильно.
Воспитатель- Что с тобой случилось, Петя?
Петя – Я проспал.
Воспитатель- А почему ты так неопрятно одет?
Петя – Я торопился, думал, и так сойдет.
Воспитатель- Ребята, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и
неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь
пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в страну этикета хороших
манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.
Выходят две девочки и приводят его в порядок.
Воспитатель- Вот теперь порядок!
(Мальчик забывает поблагодарить девочек)
Воспитатель- Девочки помогли Пете привести себя в порядок, он что-то
забыл сказать. Что? (Дети – спасибо!)
Воспитатель-Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.
(Петя встает и говорит всем - спасибо)
Воспитатель- Мы с вами знаем, что на самом деле Петя всегда очень
аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он
сыграл роль мальчика – неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это
некрасиво, и никогда такими не были. (Дети проверяют свой внешний вид)
Воспитатель- Но к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить
волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно
знаете. Давайте вспомним некоторые из них.
Стихи детей:
1. -Добрый день! – тебе сказали.
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
2. Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3. –Здравствуйте!-
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4. – Отменить, что ли
Слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что
Без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
5. За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали? Сколько раз?
6. Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И, что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
7. Будьте добры –
Это я говорю по секрету.
Будьте добры –
И не ждите за это конфету.
Будьте добры –
Без игры и во время игры,
Если сумеете,
Будьте скорее добры!
8. Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы.
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Воспитатель- Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают
аплодисменты. (Дети аплодируют)
Воспитатель- Ребята, а ведь аплодисменты – это тоже выражение
благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся. Вы сегодня опрятно одеты
и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить
путешествие, но сначала отгадайте загадку:
- Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
- Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную
остановку.
(Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка
и построен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.)
Воспитатель: А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.
(В это время ребенок бросает из кармана обертки от конфет и со словами:
- «Какой-то мусор у меня в кармане», - бросает их на пол)
Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто
бросает на тротуар мусор?
Воспитатель: Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему
нельзя мусорить дома, на улице, в лесу и других общественных местах?
(Ответы детей)
(Провинившийся подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в
мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки)
Воспитатель: Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных
местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор
выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и
красивыми.
(Один из детей занимает место водителя)
Воспитатель: Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.
(Дети заходят в автобус, садятся на стульчики. Один ребенок начинает
вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место,
толкаться).
Воспитатель: Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из
пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез
на сиденье с ногами и всех перепачкал. Можно ли так вести себя
общественном транспорте?
Дети: Нет нельзя.
Воспитатель: А, как надо? (ответы детей)
Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном
транспорте. Наш автобус отправляется дальше. (Звучит песня «Улыбка»)
Кондуктор: Остановка «Поликлиника».
(В автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки. Дети уступают место)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек.
Правильно ли поступили дети, уступив ей место? (Да)
- Значит наши пассажиры воспитанные люди!
Водитель: Осторожно! Двери закрываются! (Звучит песня «Улыбка»)
Кондуктор: Остановка «Магазин «Детский мир»
(Заходит девочка с куклой в руках)
Воспитатель: Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы
должны поступить? (Уступить место)
Водитель: Внимание, двери закрываются! (Едем под песню «Улыбка»)
Кондуктор: Остановка «Кукольный театр»
Воспитатель: Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы
вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому
поможете. (маму, бабушку, девочку, мальчика)
Воспитатель: Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте
вспомним некоторые правила театрального этикета.
-Можно ли опаздывать к началу спектакля?
- Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления?
-Для того, чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в
театральной кассе.
Кассир: театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
1 ребенок: Добрый день!
Уважаемый кассир.
Я бы очень попросил:
Дайте лучшие места,
Вот мое «пожалуйста»
(все дети по очереди говорят волшебные слова, берут билет и садятся. Один
ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей)
«Хулиган»: Касса, выдай мне билет!
Кассир: Ваше вежливое слово?
«Хулиган»: Мне – билет!
Кассир: Нет и нет!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому
мальчику? (так нельзя вести себя)
(Ребенок – «хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и
садится)
Звучит лирическая музыка, начинается представление.
«МИШУТКИНА НАХОДКА»
Действующие лица:
Медведица (мама)
Мишутка (сын)
Дедушка
Мишутка гуляет по лесу и напевает:
- Как хорошо у нас в лесу!
Может встречу я лису7
С нею будем мы играть,
Веселиться и скакать.
(Видит под деревом корзину с грибами0
- А это что такое?
Ой, да это грибы!
Интересно, чьи они…(смотрит по сторонам)
- Никого не видно…Значит, грибы ничьи…
Да нет. Раз я их нашел, они мои.
Отнесу – ка их домой, вот мама обрадуется.
(Бежит к избушке, кричит)
- Мамочка, посмотри, что я нашел!
Медведица выходит из избушки:
- Что случилось, сынок?
Мишутка: Вот, что я нашел!
Медведица: Корзина с грибами? Как ты мог её взять?
Мишутка: Но ведь она ничья!
Медведица: А разве грибы растут в корзинах?
Мишутка грустно – Нет, не растут…
Медведица: Значит, кто-то встал рано, долго ходил по лесу, собирал их…
А ты, выходит, не подумал об этом и взял чужое. Нехорошо, так нельзя
поступать. Отнеси корзину на то место, где ты ее нашел. Хозяин обязательно
вернется за ней..
Мишутка: Но корзина такая тяжелая…
Медведица: А когда ты ее сюда нес, она легче была? Представь, если бы ты
потерял грибы, которые долго собирал…
Мишутка: (вздыхает - Я бы, наверное, расплакался от обиды..
Медведица: Вот и тому, кто забыл корзину под деревом, тоже, наверное, до
слез обидно.
Мишутка: Ты права, жаль его.. (на бегу) Отнесу корзину назад.
(около дерева ходит дедушка, что-то ищет)
- Дедушка, Это ваши грибы?
Дедушка: (радостно0 Мои, мои! Старый я стал, немощный, а корзина
тяжелая, вот я ее и оставил под деревом, а сам решил по лесу побродить..
Мишутка: Вот она, ваша корзина! Я ни одного гриба не взял!
Дедушка: Спасибо тебе! Сразу видно, что ты хороший медвежонок. Знаешь
что? Приходи ко мне в гости. Я тебя медом угощу!
Мишутка: (обрадовано) Я у мамы разрешения спрошу и обязательно к вам
приду.
Дедушка: А ты и маму возьми с собой, я только рад буду.
Мишутка: (бежит, подпрыгивая) До свидания, до встречи!
Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль
заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры
выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция – проявление
взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт!
Что делают зрители в антракте?
- Верно, отдыхают, а кто хочет, может и перекусить в театральном буфете.
(Появляется
озорной
Петрушка
и
приглашает
детей
полакомиться
угощением)
Петрушка: Эй, ребята, налетайте,
Сушки, пряники хватайте!
Чтоб досталось повкусней,
друга оттолкни скорей!
Не давай ему конфеты
И печенья не давай.
Лучше это угощенье
По карманам распихай!
Воспитатель: Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь
детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.
Петрушка: Не поверю никогда,
Чтобы вежливой была
Такая «мелкота»!
Воспитатель: Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но
еще они много знают и умеют. Например, могут помочь тебе накрыть стол по
всем правилам столового этикета.
Петрушка: Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстрее и
правильно накроет на стол».
(Выходят два ребенка, накрывают на стол. Петрушка проверяет)
(Вызываются два других ребенка, Петрушка предлагает показать, как надо
сидеть за столом и почему)
Петрушка:
Все сумели, все успели
Аккуратно сделать.
Прежде чем на стол поставить
Чашки и тарелки.
Не забыли постелить чистые салфетки,
Чашки, ложки лежат в ряд.
Стол накрыт для всех ребят.
(Петрушка передает детям поднос с угощением. Все благодарят)
Воспитатель: Возвращаемся в детский сад.
Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными,
культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.