Напоминание

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы. «Волшебная сила слов»


Автор: Елена Александровна Агапова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 23 "Голубок"
Населённый пункт: г.Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы. «Волшебная сила слов»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы.

«

Волшебная сила слов

»

Автор: Агапова Е.А., воспитатель, высшая категория, МБДОУ «Детский сад

№ 23 «Голубок» г. Междуреченск, Кемеровская область

Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры

;

формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с

окружающими

.

Образовательные задачи:

- Формировать правила этикета и культуры общения.

- Формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших

и плохих поступках.

- Формировать умение правильно оценивать себя и других.

- Расширять знания о правилах поведения в общественных местах и во время

еды за столом.

-Совершенствовать умение уместного употребления речевых этикетных

формул.

- Развивать навыки речевого общения в коллективе.

Развивающие задачи:

- Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.

- Развивать творчество, воображение.

- Развивать умение говорить друг другу хорошее.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать вежливость, взаимовыручку и культуру поведения

дошкольников.

- Воспитывать доброту, аккуратность.

Оборудование: магнитофон, автобус (или строительный материал), руль,

атрибуты для водителя, кондуктора; маски, ширма, стол с вещами, с посудой;

стойка – остановка, куклы бибабо, мусорная корзина, лоток с конфетами.

Ход НОД:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог обращается к детям:

“Будьте добры – это я говорю по секрету.

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры без игры и во время игры.

Если сумеете, будьте сегодня добры”.

Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об этикете или

правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят.

Чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А, что значит быть

вежливым, воспитанным и культурным человеком? (Ответы детей)

- Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет

сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой

другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Всему этому

нужно

учиться

каждый

день,

тогда

вы,

действительно,

вырастите

культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами

гордиться.

- Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно

культурным, воспитанным.

(Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд» - «Если добрый ты» музыка

Савельева, слова Пляцковского)

- Ребята, что вы можете сказать о коте? (Ответы детей – Добрый, вежливый,

внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный)

- Теперь послушайте другую песню из этого мультфильма (Звучит песня

мышей «В доме 8/16»)

- А какую характеристику вы дадите мышам? (Ответы детей – Коварные,

злые, хитрые, хвастливые)

Воспитатель – Давайте посмотрим – как поступает Кот, когда мыши

стараются из-за своей вредности ему навредить.

Дети обыгрывают ситуацию. Под песню мышей, Кот Леопольд ходит по

залу, а два мышонка за ним и дергают за хвост. По окончании песни Кот

говорит мышатам: «Ребята, давайте жить дружно!» Мышатам становится

стыдно.

Кот: «Если добрый – это хорошо, а когда наоборот- плохо!»

Воспитатель- Ребята, можно ли Кота Леопольда назвать культурным? (Да)

Воспитатель- Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид?

Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не

допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные

ногти. Для этого он пользуется необходимыми вещами. А вот какими, вы

узнаете, отгадав загадки:

1.Глядись в меня хоть целый день,

Коль на себя смотреть не лень. (зеркало)

2.Зубки не кусачие идут в леса висячие. (расческа)

3.Без водицы не годится,

А в водице – растворится.

Станешь мыться – пригодится. (мыло)

4.Водицей любят умываться,

А мною любят вытираться. (полотенце)

5.Домик мягкий открываю и на стены нажимаю.

Появляется сметана, ею зубы чистить стану. (зубная паста)

6.Деревяшка с бородой чистит платье нам с тобой. (щетка)

(Воспитатель показывает предметы)

Стук в дверь. Входит ребенок. Волосы у него взлохмачены, щеки

грязные, рубашка не застегнута, туфли одеты неправильно.

Воспитатель- Что с тобой случилось, Петя?

Петя – Я проспал.

Воспитатель- А почему ты так неопрятно одет?

Петя – Я торопился, думал, и так сойдет.

Воспитатель- Ребята, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и

неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь

пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в страну этикета хороших

манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.

Выходят две девочки и приводят его в порядок.

Воспитатель- Вот теперь порядок!

(Мальчик забывает поблагодарить девочек)

Воспитатель- Девочки помогли Пете привести себя в порядок, он что-то

забыл сказать. Что? (Дети – спасибо!)

Воспитатель-Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.

(Петя встает и говорит всем - спасибо)

Воспитатель- Мы с вами знаем, что на самом деле Петя всегда очень

аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он

сыграл роль мальчика – неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это

некрасиво, и никогда такими не были. (Дети проверяют свой внешний вид)

Воспитатель- Но к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить

волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно

знаете. Давайте вспомним некоторые из них.

Стихи детей:

1. -Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

2. Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3. –Здравствуйте!-

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4. – Отменить, что ли

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5. За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

6. Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7. Будьте добры –

Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

Будьте добры –

Без игры и во время игры,

Если сумеете,

Будьте скорее добры!

8. Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы.

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Воспитатель- Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают

аплодисменты. (Дети аплодируют)

Воспитатель- Ребята, а ведь аплодисменты – это тоже выражение

благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся. Вы сегодня опрятно одеты

и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить

путешествие, но сначала отгадайте загадку:

- Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

- Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную

остановку.

(Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка

и построен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.)

Воспитатель: А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.

(В это время ребенок бросает из кармана обертки от конфет и со словами:

- «Какой-то мусор у меня в кармане», - бросает их на пол)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто

бросает на тротуар мусор?

Воспитатель: Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему

нельзя мусорить дома, на улице, в лесу и других общественных местах?

(Ответы детей)

(Провинившийся подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в

мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки)

Воспитатель: Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных

местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор

выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и

красивыми.

(Один из детей занимает место водителя)

Воспитатель: Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.

(Дети заходят в автобус, садятся на стульчики. Один ребенок начинает

вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место,

толкаться).

Воспитатель: Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из

пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез

на сиденье с ногами и всех перепачкал. Можно ли так вести себя

общественном транспорте?

Дети: Нет нельзя.

Воспитатель: А, как надо? (ответы детей)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном

транспорте. Наш автобус отправляется дальше. (Звучит песня «Улыбка»)

Кондуктор: Остановка «Поликлиника».

(В автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки. Дети уступают место)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек.

Правильно ли поступили дети, уступив ей место? (Да)

- Значит наши пассажиры воспитанные люди!

Водитель: Осторожно! Двери закрываются! (Звучит песня «Улыбка»)

Кондуктор: Остановка «Магазин «Детский мир»

(Заходит девочка с куклой в руках)

Воспитатель: Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы

должны поступить? (Уступить место)

Водитель: Внимание, двери закрываются! (Едем под песню «Улыбка»)

Кондуктор: Остановка «Кукольный театр»

Воспитатель: Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы

вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому

поможете. (маму, бабушку, девочку, мальчика)

Воспитатель: Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте

вспомним некоторые правила театрального этикета.

-Можно ли опаздывать к началу спектакля?

- Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления?

-Для того, чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в

театральной кассе.

Кассир: театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

1 ребенок: Добрый день!

Уважаемый кассир.

Я бы очень попросил:

Дайте лучшие места,

Вот мое «пожалуйста»

(все дети по очереди говорят волшебные слова, берут билет и садятся. Один

ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей)

«Хулиган»: Касса, выдай мне билет!

Кассир: Ваше вежливое слово?

«Хулиган»: Мне – билет!

Кассир: Нет и нет!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому

мальчику? (так нельзя вести себя)

(Ребенок – «хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и

садится)

Звучит лирическая музыка, начинается представление.

«МИШУТКИНА НАХОДКА»

Действующие лица:

Медведица (мама)

Мишутка (сын)

Дедушка

Мишутка гуляет по лесу и напевает:

- Как хорошо у нас в лесу!

Может встречу я лису7

С нею будем мы играть,

Веселиться и скакать.

(Видит под деревом корзину с грибами0

- А это что такое?

Ой, да это грибы!

Интересно, чьи они…(смотрит по сторонам)

- Никого не видно…Значит, грибы ничьи…

Да нет. Раз я их нашел, они мои.

Отнесу – ка их домой, вот мама обрадуется.

(Бежит к избушке, кричит)

- Мамочка, посмотри, что я нашел!

Медведица выходит из избушки:

- Что случилось, сынок?

Мишутка: Вот, что я нашел!

Медведица: Корзина с грибами? Как ты мог её взять?

Мишутка: Но ведь она ничья!

Медведица: А разве грибы растут в корзинах?

Мишутка грустно – Нет, не растут…

Медведица: Значит, кто-то встал рано, долго ходил по лесу, собирал их…

А ты, выходит, не подумал об этом и взял чужое. Нехорошо, так нельзя

поступать. Отнеси корзину на то место, где ты ее нашел. Хозяин обязательно

вернется за ней..

Мишутка: Но корзина такая тяжелая…

Медведица: А когда ты ее сюда нес, она легче была? Представь, если бы ты

потерял грибы, которые долго собирал…

Мишутка: (вздыхает - Я бы, наверное, расплакался от обиды..

Медведица: Вот и тому, кто забыл корзину под деревом, тоже, наверное, до

слез обидно.

Мишутка: Ты права, жаль его.. (на бегу) Отнесу корзину назад.

(около дерева ходит дедушка, что-то ищет)

- Дедушка, Это ваши грибы?

Дедушка: (радостно0 Мои, мои! Старый я стал, немощный, а корзина

тяжелая, вот я ее и оставил под деревом, а сам решил по лесу побродить..

Мишутка: Вот она, ваша корзина! Я ни одного гриба не взял!

Дедушка: Спасибо тебе! Сразу видно, что ты хороший медвежонок. Знаешь

что? Приходи ко мне в гости. Я тебя медом угощу!

Мишутка: (обрадовано) Я у мамы разрешения спрошу и обязательно к вам

приду.

Дедушка: А ты и маму возьми с собой, я только рад буду.

Мишутка: (бежит, подпрыгивая) До свидания, до встречи!

Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль

заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры

выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция – проявление

взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт!

Что делают зрители в антракте?

- Верно, отдыхают, а кто хочет, может и перекусить в театральном буфете.

(Появляется

озорной

Петрушка

и

приглашает

детей

полакомиться

угощением)

Петрушка: Эй, ребята, налетайте,

Сушки, пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней,

друга оттолкни скорей!

Не давай ему конфеты

И печенья не давай.

Лучше это угощенье

По карманам распихай!

Воспитатель: Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь

детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.

Петрушка: Не поверю никогда,

Чтобы вежливой была

Такая «мелкота»!

Воспитатель: Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но

еще они много знают и умеют. Например, могут помочь тебе накрыть стол по

всем правилам столового этикета.

Петрушка: Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстрее и

правильно накроет на стол».

(Выходят два ребенка, накрывают на стол. Петрушка проверяет)

(Вызываются два других ребенка, Петрушка предлагает показать, как надо

сидеть за столом и почему)

Петрушка:

Все сумели, все успели

Аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и тарелки.

Не забыли постелить чистые салфетки,

Чашки, ложки лежат в ряд.

Стол накрыт для всех ребят.

(Петрушка передает детям поднос с угощением. Все благодарят)

Воспитатель: Возвращаемся в детский сад.

Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными,

культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.



В раздел образования