Автор: Малинина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Семья и детский сад
Раздел: дошкольное образование
Малинина Е.А., Косачёва Е.В.
Группа № 10 «Мечтатели»
06.05.2024г.
Семья и детский сад
Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. Семья —
это
главная
ячейка
общества,
где
закладываются
основные
столпы
мировоззрения человека, влияющие на всю его дальнейшую жизнь.
Воспитывать своего ребенка - великое искусство, так как сам процесс
воспитания - это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над
разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не
всегда удается найти правильное решение. Определяющая роль семьи
обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно
и средой обитания, и воспитательной средой. Крепкие здоровые, духовные
семьи — мощное государство. Теория и практика ухода за детьми
доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное
общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. В
Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском
возрасте. По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка
семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и
формирования малыша как человека. Но, для воспитания полноценной
личности, ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в
дошкольном
учреждении.
Таким образом,
признание
государством
приоритета
семейного
воспитания,
требует
иных
взаимоотношений
и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и
доверительности. Детский
сад
и
семья должны
стремиться
к
созданию единого пространства развития ребенка.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок
дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую
информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги
работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание
проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и
здоровой личности. Однако, современные родители, не владея в достаточной
мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Поэтому крайне
важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений
была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и
для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном
воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического
воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к
детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Наша
работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с
родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения
активности
родителей
как
участников
воспитательного
процесса.
Дошкольная образовательная организация сегодня является единственным
общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с
родителями. Другие социальные институты (школа, досуговый центр и проч.)
не ориентированы на работу с семьёй на ранних стадиях её развития, хотя
именно эти периоды являются сензитивными как для ребёнка, так и для
родителей.
Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить
проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с
ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо
стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом,
воспитателем и родителями.
Взаимодействие родителей и детского сада
редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд,
требующий
терпеливого,
неуклонного
следования
выбранной
цели.
Необходимо, чтобы родители и педагоги постоянно сообщали друг другу о
разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и дома, о состоянии
ребенка, о его самочувствие и настроении. Эту информацию можно получить
в ходе бесед, консультаций или интернет-сайтов, электронной переписки, а
также с помощью информационных стендов. Очень важно чтоб «педагоги-
дети-
родители» осуществляли
совместную
деятельность.
Совместная
деятельность
может
быть
организована
в
разнообразных формах:
музыкальные
мероприятия,
спортивные
досуги (папа,
мама,я
–
дружная семья и др.) прогулки, экскурсии, посещение музеев и театров,
проектная деятельность и т. д. Чтобы позитивно влиять на желание той или
иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех
родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только
разных семей, но и членов каждой семьи. Именно поэтому планируя свою
работу мы стараемся сделать все возможное для того, чтобы родители и мы
– педагоги смогли создать некую атмосферу для детей, в которой каждый
ребенок смог бы чувствовать себя особенным и развиваться в соответствии
со своими возрастными нормами и способностями.
Успешное взаимодействие
возможно
лишь
тогда,
когда педагоги знакомы с воспитательными возможностями семьи ребенка,
а семья в свою очередь имеет представление о дошкольном учреждении,
которое посещает их ребенок. Все это позволит оказывать друг другу
необходимую поддержку в развитии ребенка и успешно решать общие
задачи воспитания. Очень важно информировать друг друга о жизни детей
в детском саду и дома. Хорошую возможность для обоюдного познания
воспитательного
потенциала дают:
дни
открытых
дверей; родительские
собрания; открытые занятия, анкетирование родителей. Организация таких
мероприятий отличается не только внешними средствами активизации
творческой деятельности, но и глубинными процессами обращения к личным
качествам: коммуникабельности, субъективности, креативности.
Таким образом, только плодотворное сотрудничество членов семьи и
представителей
дошкольного
образовательного
учреждения
позволит
воспитать гармонично развитую личность ребенка. Для этого важно, чтобы
педагоги и родители были союзниками, а не находились по разные стороны
баррикад.